Проект "Первые проекты" (Савенков А.И. «Я-исследователь»: учебник – тетрадь для младших школьников. Самара: Учебная литература, 2004).
проект (4 класс) на тему

Ярмак Наталья Викторовна

Актуальность программы внеурочной проектной деятельности определяется рядом факторов:

- во-первых, программа создаёт условия для вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, обеспечивающую освоение обучающимися универсальных учебных действий, которые рассматриваются в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве базовой компетенции;

- во-вторых, использование в качестве содержательной основы предмета проектной деятельности компонентов окружающей природы, обеспечивает личностную значимость исследований, способствует формированию экологической культуры.

В соответствии с «Концепцией развития образования в ХМАО-Югра с 2014 по 2020 гг.» и материалами инициативы «Наша новая школа» курс направлен на развитие познавательных способностей одарённых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pervye_proekty.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса проектной деятельности «Первые проекты» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы формирования универсальных учебных действий, методических рекомендаций Г.Б.Голуб, О.В.Чураковой, А.И.Савенкова (Савенков А.И. «Я-исследователь»: учебник – тетрадь для младших школьников. Самара: Учебная литература, 2004).

Место курса в образовательной программе.

Данная программа направлена на реализацию раздела «План внеурочной деятельности» образовательной программы начального общего образования.

Программа по своему функциональному назначению является учебно-познавательной и общедоступной по форме организации.

Актуальность программы внеурочной проектной деятельности определяется рядом факторов:

- во-первых, программа создаёт условия для вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, обеспечивающую освоение обучающимися универсальных учебных действий, которые рассматриваются в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве базовой компетенции;

- во-вторых, использование в качестве содержательной основы предмета проектной деятельности компонентов окружающей природы, обеспечивает личностную значимость исследований, способствует формированию экологической культуры.

В соответствии с «Концепцией развития образования в ХМАО-Югра с 2014 по 2020 гг.» и материалами инициативы «Наша новая школа» курс направлен на развитие познавательных способностей одарённых детей.

Одним из приоритетных направлений региональной образовательной политики в ХМАО-Югра провозглашена переориентация системы образования на компетентностный подход.

Ключевые компетентности учащихся рассматриваются как наиболее актуальный для Югры в современных условиях результат образования. Исходя из этого, образовательный процесс в школе следует преобразовать так, чтобы в школе возникали пространства для осуществления основных этапов формирования компетентностей школьников.

Созданию естественной среды для формирования ключевых компетентностей способствует введение в практику работы педагогов метода проектов, который является одной из компетентностно ориентированных образовательных технологий.

Под проектом в этом случае подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Под методом проектов понимается технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а также как технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Изучение курса в начальной направлено на достижение следующей цели: преобразовать процесс развития интеллектуального потенциала личности младшего школьника, через совершенствование его творческих способностей в процессе внеурочной проектной деятельности.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям и умениям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формирование у младших школьников коммуникативных и познавательных УУД;

- развитие ключевой компетенции – умения учиться;

- формирование основ экологической культуры.

Программой предусмотрено применение следующих образовательных технологий: метод проектов, проектно-исследовательская технология (ПИТ), технология сотрудничества, игровая технология, коллективно-творческого дела (КТД), информационно-коммуникационные технологии.

В начальной школе проектная деятельность является альтернативной ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести личную ответственность (в частности, доводить до конца – до получения продукта – начатое дело), а также осмыслять этапы своей деятельности. В этом возрасте организация проектной деятельности тесно связана с различными аспектами социализации учащихся: преодоление свойственного возрасту эгоцентризма, освоение социально приемлемых форм поведения, сотрудничества как модели отношений. В сфере выстраивания отношений со взрослым важно появление нового типа отношений – с руководителем проекта как с равноправным партнёром. Поэтому на этой ступени особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты, также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).

Психологи, педагоги, учёные расходятся во мнении по поводу целесообразности проведения специальных занятий по развитию творческих и исследовательских способностей учащихся. Причём и противники, и сторонники данных занятий приводят довольно веские аргументы. Автор программы исходит, в данном случае, из десятилетнего опыта работы с учащимися по внедрению в практику начальной школы проектно-исследовательской деятельности, и придерживается мнения, что специальный тренинг по развитию исследовательских и творческих способностей адекватный возрасту обучающихся, необходим в Модуле 1.

Место курса в учебном плане.

На изучение курса «Первые проекты» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю, в первом классе 33 учебных недели, итого 33 часа, во 2 – 4 классах – по 34 часа (34 учебные недели). Всего 135 часов.

Ожидаемые результаты реализации программы «Первые проекты» и способы определения результативности: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Универсальные учебные действия

Результат

Коммуникативные.

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания

Преодоления барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных).

Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Познавательные.

Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах.

Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований.

Предполагать, какая информация нужна.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Выбирать основания для сравнения, классификации объектов.

Устанавливать аналоги и причинно-следственные связи.

Выстраивать логическую цепь рассуждений.

Регулятивные.

Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действий.

Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта.

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем, работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные проблемы, средства ИКТ). В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.  

Личностные:

- положительная динамика детского отношения к процессу познания;

- мотивация личности учащегося к познанию;

- готовность работать в группе и самостоятельно;

- освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы;

- развитие эмоциональной серы, образного мышления.

Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности.

Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).

Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Уважать иное мнение.

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.  

Предметные результаты:

- овладение начальными способами о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы в соответствии с содержанием программы внеурочной деятельности.

Формы контроля и способы проверки знаний.

Во время работы над проектом ученик заполняет форму отчёта работы над проектом (Приложение 1).

При реализации программы внеурочной деятельности проводятся следующие виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Текущий контроль проверит степень усвоения материала, сформированности практических навыков в ходе каждого занятия. Используется: тестирование, викторины, анкетирование, конкурсы творческих работ.

Тематический контроль представлен в виде отчётов по результатам экскурсий, коллективных творческих работ, исследовательских проектов учащихся.

Итоговый контроль проводится в конце каждого года обучения. Это мини-конференция, на которой представляются лучшие проекты и творческие работы, участие в научно-практических конференциях школьного уровня.

Оценочные средства:

  1. Оценочный лист;
  2. Отчёт о работе над проектом;
  3. Критерии для самооценки и взаимооценки (Приложение 1, 3)

Формы презентации продуктов проектов:

  1. Выставки творческих работ учащихся;
  2. Участия в конкурсах работа в рамках научно-социальной программы «Шаг в будущее. Юниор», «Начало-2015».
  3. Представляют презентацию своих проектов на родительской конференции класса.

По итогам работы программы создаётся портфель достижений каждого обучающегося.

В рамках реализации программы создаются условия и пространство для создания проектов:

- учебный кабинет;

- читальный зал школьной библиотеки;

- городская библиотека;

- кабинет информатики;

- семейная среда (квартира (дом), дачный участок, клумба, дворовая террирория);

- музей;

- станция юных натуралистов.

Объём курса и виды учебной деятельности.

Распределение часов следует считать как примерное. Корректировка потребуется в зависимости от уровня развития детей, их интересов, возможностей школы и других характеристик, которые заранее предвидеть невозможно.

Часы, отведённые для самостоятельной работы; 1 класс – 2 часа, 2 класс – 6 часов, 3 класс – 10 часов, 4 класс – 11 часов.

Организация самостоятельной деятельности учащихся:

  1. Поиск информации (работа в библиотеке со справочной литературой в Интернет пространстве, используя безопасный поиск);
  2. Сбор материала для опытов, практических работ, коллекционирования;
  3. Сбор информации для анкет, опросов (сверстники, родители, педагоги);
  4. Проведение опытов, практических работ, исследований (выращивание растений, уход за животными и т.д.);
  5. Наблюдение за ходом экспериментов и опытов и фиксация результатов в дневниках или специальных бланках;
  6. Поисковая деятельность;
  7. Участие в акциях («Бумажный бум», «Добрые дела», «Помоги птицам»)
  8. Оформление презентации проекта

Структура курса

наименование раздела (темы)

Количество часов

Используемые технологии

всего

теория

практика

1 класс (33 часа)

Развитие творческих способностей

1

Наблюдение и наблюдательность

2

1

1

- игровые технологии

- технология сотрудничества

- ИКТ – технологии

- технология проблемного обучения

2

Как задавать вопросы

1

1

3

Выполняем логические операции. Творческое воображение

1

1

4

Учимся видеть проблемы

2

1

1

5

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

2

1

1

6

Коллективная игра – исследование

1

1

7

Что такое проект?

1

1

8

Что такое эксперимент?

2

1

1

9

Учимся вырабатывать гипотезы

2

2

10

Что такое определения. Как давать определения понятиям

1

1

1

11

Учимся выделять главное и второстепенное

2

2

12

Как работать с книгой

2

1

1

13

Как планировать свою работу

2

1

1

14

Учимся делать выводы и умозаключения

2

2

15

Коллекционирование

3

3 из них: 2ч.сам.работа

16

Секреты успешного выступления

3

1

2

Основы проектной деятельности

17

Участие в защитах исследовательских и творческих проектов учащихся 2-4 классов

2

2

- наблюдение

Работа над проектом

18

Защита практико-ориентированного проекта   «Дом для пернатых друзей»

2

2

-ИКТ – технологии

- технология оценивания

Всего

34

8

26

наименование раздела (темы)

Количество часов

Используемые технологии

всего

теория

практика

2 класс (34 часа)

Основы проектной деятельности

1

Что такое группа, команда?

1

1

КТД, игровые технологии

2

Как работать в группе и команде?

3

1

2

Работа над проектами

3

Работа над проектом «Сказка ложь, да в ней намёк» (на материале русских и хантыйских сказок)

5

5 (из них 2ч консульт, 3ч-для сам.работы)

-исследоват. деятельность

- технология проектов

- ПИТ

технология сотрудничества

4

Работа над творческим проектом «Наш посёлок»

5

5 (из них 2ч консульт, 3ч-для сам.работы)

5

Работа над информационным проектом «Дальние страны»

5

5

Всего

34

2

32

наименование раздела (темы)

Количество часов

Используемые технологии

всего

теория

практика

3 класс (34 часа)

Основы проектной деятельности

1

Учимся определять проблему

3

1

2

- игровые технологии

- ИКТ технологии

- технология проблемного обучения

2

От проблемы к цели

4

1

3

3

Учимся работать со справочной литературой

4

1

3

4

Способы первичной обработки информации

4

1

3

2 ч,- сам. работа

Работа над проектами

5

Работа над исследовательским проектом «Куда девается мусор».

12

12

из них: 2ч. консульт.,

4 ч. выезды, экскурсии,

6ч. - сам. работа.

- исследовательск. деятельность

- технология проектов

- ПИТ

- технология проблемного

обучения

6

Работа над проектом по теме «Секрет зелёного листа».

8

8

из них:

2ч. -консулы., 4 ч. -сам.раб.

2ч. - экскурсии

Всего

34

4

30

4 класс (34 часа)

п/п

Тема

Количество часов

Количество часов

всего

всего

всего

Основы проектной деятельности

1

От проблемы к цели.

5

1

4

(из них: 1 час — сам. раб.)

- технология создания проекта

-ИКТ-

технологии

2

Основы публичного выступления.

5

2

3

3

Презентация продукта.

4

1

3

из них:

1ч. -сам. работа

4

Основополагающий, проблемный, учебный вопросы проекта.

6

2

4

Работа над проектами.

5

Работа над исследовательским проектом        «Природные

тестеры».

8

8

2ч. - консулы. 2ч. - экскурсии 2ч. - практ. сам. раб.

2ч.индив.сам.

раб

- исследовател. Деятельность

- технология создания проекта

-ИКТ-

технологии

6

Работа над проектом по теме «Путешествие по родному краю».

6

6

1ч. -консулы. 5ч.-сам. раб.

Всего

34

6

28

Содержание курса «Первые проекты»

Модуль 1. Развитие творческих способностей.

Наблюдение и наблюдательность. Как задавать вопросы. Выполняем логические операции. Творческое воображение. Учимся видеть проблемы. Что такое исследование? Кто такие исследователи? Коллективная игра — исследование. Что такое проект? Что такое эксперимент? Учимся вырабатывать гипотезы. Что такое определения.

Как давать определение понятиям. Учимся выделять главное и второстепенное. Как работать с книгой. Как планировать свою работу. Учимся делать выводы и умозаключения. Коллекционирование.

Модуль 2. Основы проектной деятельности.

Что такое команда, группа? Как работать в команде и группе? От проблемы к цели. Учимся определять проблему. Учимся работать со справочной литературой. Способы первичной обработки информации. Основы риторики. Секреты успешного выступления. Презентация продукта. Основополагающий, проблемный, учебный вопросы проекта.

Модуль 3. Работа над проектами.

Участие в защитах исследовательских и творческих проектов учащихся 2-4 классов. Защита практико - ориентированного проекта «Дом для пернатых друзей»

Проект направлен на формирование экологической культуры учащихся.

Работа над проектом «Сказка ложь, да в ней намёк»» (на материале русских и хантыйских сказок).

Работа над творческим проектом «Наш город».

Работа над информационным проектом «Дальние страны».

Работа над исследовательским проектом «Куда девается мусор».

Проект направлен на формирование экологической культуры учащихся, имеет высокую практическую значимость.

Работа над проектом «Секрет зелёного листа».

Работа над проектом исследовательским проектом «Природные тестеры».

Проект направлен на формирование умения употреблять в пищу экологически чистые продукты питания и обучает способам проверки на содержания нитратов. Работа над проектом по теме «Путешествие по родному краю».

Проект направлен на формирование экологической культуры, привития любви к родному краю, уважению к культуре и традициям русского народа и коренных народов севера.

Планируемые результаты освоения программы «Первые проекты»

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- готовить тексты собственных докладов;

- составлять план действий по своей работе;

- выполнять самостоятельную работу

- структурировать материал;

- под руководством учителя, родителей - проводить эксперименты;

- проводить самоконтроль;

- делать умозаключения и выводы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебник-тетрадь для младших классов (А.И. Савенков) по исследованию

учебник-тетрадь для младших классов (А.И. Савенков), которую можно использовать с детьми при обучении их исследовательской деятельности ...

Выбираем тетрадь для младшего школьника

Краткие рекомендации для родителей младших школьников....

Азбука безопасности. Рабочая тетрадь для младших школьников

Данное пособие представляет собой подбор материалов, которые знакомят детей с правилами безопасного поведения дома, на реке, природе.  Интересные задания позволят закрепить полученные знания. Мат...

А.И.Савенков "Я-исследователь" Рабочая тетрадь для младших школьников

В помощь учителям, которые ведут кружок "Я - исследователь!...

Я – исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников.А.И.Савенков

Я – исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников.А.И.Савенков...