«УЧИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА ».
материал на тему

Колганова Людмила  Ивановна

Отчет по теме самообразования УЧИТЕЛЯ МБОУ «ЦО№2» КОЛГАНОВОЙ ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ ГОРОД  ДОНСКОЙ, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ.

«УЧИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_po_samoobrazovaniyu.docx55.23 КБ

Предварительный просмотр:

                   

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

УЧИТЕЛЯ МБОУ «ЦО№2»

КОЛГАНОВОЙ ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ

ГОРОД  ДОНСКОЙ, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ.

«УЧИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА ».

                       

2016 г.

      ПЛАН РАБОТЫ.    

      1.КАКОЙ ОН СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ?

      2.ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

      3.МОТИВАЦИЯ   ОБУЧЕНИЯ. СТИМУЛИРОВНИЕ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.

       4.КАК РЕАЛИЗОВАТЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

        5.НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.

         КАКОЙ ОН СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ? УЧИТЕЛЬ – ЭТО НЕЧТО ГОРАЗДО БОЛЬШЕЕ, НЕЖЕЛИ ПРОСТО УЧЕНЫЙ, ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. БОЛЬШОЙ УЧЕНЫЙ МОЖЕТ И НЕ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ. УЧИТЕЛЬ -  ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРИЗВАНИЕ И ТАЛАНТ. УЧИТЕЛЬ И РЕЖИССЕР,  И ГЛАВНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ УРОКА, ЭТО АКТЕР. ОН ВЕДЕТ СВОЮ РОЛЬ, И ОТ ЕГО ТАЛАНТА ( ИЛИ БЕЗДАРНОСТИ) ЗАВИСИТ ВНИМАНИЕ ( ИЛИ РАВНОДУШИЕ) ПУБЛИКИ. ИБО КЛАСС - ТОЖЕ ЗРИТЕЛИ. НО УЧИТЕЛЬ – БОЛЬШЕ, ЧЕМ АКТЕР. ДАЖЕ САМЫЙ НАРОДНЫЙ АРТИСТ В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОЕГО ЗРИТЕЛЯ. А УЧИТЕЛЬ НЕСЕТ. ПУТЬ УЧИТЕЛЯ ТРЕБУЕТ ПОЛНОЙ САМООТДАЧИ. УЧИТЕЛЬСКАЯ ПРОФЕССИЯ ДИКТУЕТ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПЕДАГОГА, ЕГО ПОВЕДЕНИЕ. В ОВЛАДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ  МАСТЕРСТВОМ НУЖЕН ОСОБЫЙ ТРУД ДУШИ, НЕУСТАННАЯ РАБОТА:

        НЕЛЕПЫЙ ЖЕСТ,  КАКАЯ-ТО ДУРНАЯ ПРИВЫЧКА, ПЛОХАЯ ОСАНКА НИКОГО НЕ УКРАШАЮТ. А В ШКОЛЕ ТАКИЕ НЕДОСТАТКИ МОГУТ ОПРЕДЕЛИТЬ ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ К ПЕДАГОГУ И ЕГО ПРЕДМЕТУ. НЕЛЬЗЯ БЫТЬ БЕЗРАЗЛИЧНЫМ К ТОМУ, КАКОЕ

       ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИШЬ НА СВОИХ  ВОСПИТАННИКОВ, НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ ИМ ПОВОД ИРОНИЗИРОВАТЬ,  НАСМЕХАТЬСЯ, КРИТИКОВАТЬ ВНЕШНИЙ ВИД УЧИТЕЛ. ОСОБОЕ  ЗНАЧЕНИЕ ПРИДАЕТСЯ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ, УМЕНИИ НОСИТЬ ОДЕЖДУ. В УЧИТЕЛЕ ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕКРАСНО, ОН ПРИЗВАН  РАЗВИВАТЬ СВОЙ ТАЛАНТ, ДАРОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ЖИЗНИ. БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ ГЛУБОКОГО СОДЕРЖАНИЯ. БЕЗ ВЗАИМНОЙ СИМПАТИИ, ПРИВЯЗАННОСТИ, ЗАБОТЫ, ПОНИМАНИЯ НЕВОЗМОЖНО ДОБИТЬСЯ ДУХОВНОГО ЕДИНСТВА ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ. ЕЩЕ ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ, ЖИВШИЙ В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ПОЛАГАЛ, ЧТО ВСЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОЛЖНЫ СТАТЬ МАСТЕРСКИМИ ГУМАННОСТИ. БЫТЬ ГУМАННЫМ К ДЕТЯМ-ЗНАЧИТ УКРЕПЛЯТЬ ЕГО ЗДОРОВЬЕ, СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЕГО ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО С УЧЕТОМ ВОЗРАСТА  ,ПОЛА, ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.

        Современная школа ставит новые образовательные цели. Предстоит переход  к новой гуманной парадигме образования, которая даст нашей стране шанс на будущее достойное существование и развитие. Каждый учитель должен осознать глубину и значимость современных задач в области образования, воспитания, освоить культуру саморазвития и передать самим сегодня нашим детям. Современный учитель в работе с детьми ориентируется на ценности:  сочувствие, поддержка и уважение ,сотрудничество и партнерство, саморазвитие. он обязан создать такую систему, которая обеспечит овладение умением учить себя, такую платформу для воспитанника ,чтобы он был востребован в обществе, самообучался .средством достижения этих целей является осуществление системно-деятельного подхода в образовательном процессе, суть которого заключается в активной познавательной деятельности самого ребенка.  учитель современной школы является создателем условий для этой деятельности. Он готов к восприятию внутреннего мира ребенка, в работе проявляет творчество, волю, педагогический такт, педагогическую требовательность, влияние на детей. Педагог характеризуется максимальным уровнем развития компетентности в области личностных качеств, он способен к дифференцированному и индивидуализированному восприятию внутреннего мира учащихся. Все это позволяет ему реализовывать педагогическую деятельность на уровне профессионального мастерства. Он может сформулировать и обосновать цели и задачи собственной педагогической деятельности. Цели и задачи отдельного занятия формулируются на основе, как нормативных требований, так и возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Педагог может корректировать цели и задачи в зависимости от образовательных запросов обучающихся, выявленного уровня их развития, учебных достижений, творческих способностей, может вовлечь обучающихся в формулирование индивидуальных учебных целей курса и отдельных занятий.         Построение педагогического взаимодействия осуществляется по типу субъект - субъектных отношений, особенно развиваются умения по вовлечению школьников в процесс постановки цели.

           Учитель современной школы характеризуется развитыми навыками и умениями формировать мотивацию обучающихся к осуществлению учебной деятельности, воспринимает взаимодействие с учениками как личностно значимую деятельность и « заражает» учащихся своим интересом к предмету, учебе и школе в целом, ориентируется на уникальный личностный опыт ученика, формирует интерес к учебе и предмету на основе творческой активности ученика, поощряет самостоятельную учебную и научно-исследовательскую деятельность обучающихся, широко использует элементы соревновательности, позитивную мотивацию перспективного характера ( ценность обучения в общей системе образования, для будущей жизни, перспектив профессии, возможностей достичь экономического, социального благополучия для данного ученика), стимулирует творческую активность ученика, поощряет самомотивацию как личностную ценность, направляет ученика к совместной деятельности.

Учитель в совершенстве владеет содержанием своего предмета

И осуществляет оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания, или самостоятельно разрабатывает, апробирует и успешно применяет педагогические технологии или их элементы, использует разнообразные, в том числе исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания , создает условия для реализации творческих

возможностей воспитанников. творческая организация уроков стимулирует самостоятельное открытие учащимися межпредметных связей. Учителю современной школы недостаточно успешно реализовать и модернизировать типовую программу, его знание учеников и предмета позволяет разрабатывать инновационные программы, новые дидактические материалы, он способен перестроить в необходимых пределах материал урока, если ученики устали или утомлены предыдущим занятием. Работу такого учителя отличает умение добиться хороших результатов обучения по преподаваемому предмету.

В ситуации принятия решения педагог направлен на развитие у учеников самостоятельности, данный педагог умеет достаточно быстро находить  креативные решения, поддерживать личность ученика даже в самых нестандартных ситуациях. Последовательность и умение обосновать принимаемые решения позволяют педагогу добиться понимания со стороны учащихся и стимулируют последних к активному включению в процедуру принятия и реализации решения. Открытые уроки такого учителя отмечаются нестандартными по формам проведения, имеют в своем построении логическую последовательность и логическую завершенность, здесь работают все принципы дидактики, используются формы и методы обучения, которые способствуют развитию внимания, памяти,  мышления, воображения детей, создаются условия для развития растущей личности в атмосфере радости и творчества. Организация умственной деятельности обучающихся соответствует требованиям индивидуализации и дифференциации. Урок организован так, что учащиеся справляются с поставленными задачами. Домашняя работа предполагает формирование навыков самообучения и самоорганизации. Педагог умеет на хорошем уровне организовать и обеспечить оперативное и адекватное педагогическое оценивание. Педагога отличают ответственное отношение к своим обязанностям, стремление к проявлению методического мастерства в своей деятельности, умение проявлять творческий подход к решению разнообразных педагогических задач. Он является хорошим организатором деятельности классного коллектива, на практике реализует идеи единства обучения, воспитания и развития школьников. Ему присущи душевная чуткость, общительность, оптимизм, чувство юмора.

Учитель же, если он именно учитель, не может быть злобным или завистливым человеком, подлецом или развратником.

                                          Кодекс учителя.

1.стремись стать совершенным учителем, соединяя в себе любовь к делу и к ученикам.

2.учить имеет право лишь тот, кто сам постоянно учится.

3.лучшее средство быть любимым детьми - самому любить их.

4.опыт и профессионализм, смелость и поиск - составные творчества учителя.

5.воспитанного человека может воспитать только воспитанный человек.

6.Развивай в себе и в детях потребности и способности к саморазвитию, самоорганизации, самооценке, самоанализу, саморефлексии, самоконтролю, формируй социальный опыт, рефлексию (оценивание собственного поведения, самонаблюдение, внутренний самоанализ, внутренний диалог).

7.  Воспитывай себя и своих учеников быть человеком - это значит работать, созидать. Природа создала человека, чтобы он трудился, мыслил и творил себя по законам труда и совести. Человек проявляет и утверждает себя в своей работе, и важно, чтобы он ощутил и осмыслил необходимость работы не только для себя, но и для людей.

             Основные грани личности учителя новой школы.

1.Новое педагогическое мышление.

2.Центральным моментом, точкой отсчета является ученик.

3.Создание условий для развития растущей личности, чтобы воспитать своих питомцев одаренными, талантливыми, современными людьми. Деятельность становится любимой, увлекательной.

4.Создавать высокий уровень интеллектуального фона класса, без чего невозможно быстрое и надежное интеллектуальное развитие каждого ученика. Наращивание умственного развития возможно лишь на основе сотрудничества учителя и учащихся, наличие благоприятной для этого обстановки.

5.Постановка перед ребятами трудной, но доступной цели, с опережением.

6.Использование богатства приемов и методов обучения.

7.Своя концепция обучения и воспитания.

8.Учить учиться и анализировать свою деятельность.

9.Работать согласованно с другими.

10.Творчески работающий учитель владеет методикой проведения урока в нетрадиционной форме, изучает достижения педнауки и внедряет их в практику, умело проявляет творческий подход к решению разнообразных педагогических задач.

11.Использует современные образовательные технологии: личностно-ориентированный подход, здоровье -сберегающие технологии, развивающее обучение, исследовательскую деятельность, информационные технологии, технику развивающего обучения, проблемно-диалогическое обучение, гуманитарно-личностные технологии, проектные методы обучения, ИКТ.

       Система «Перспективно-опережающего обучения»

Осуществляется с использованием опорных схем при комментированном управлении учебным процессом.опережение-это результат и цель методики. Но путь к опережению держится на трех китах. Опорные схемы, или просто опоры. это выводы ,которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа ,рисунка. Опоры включают каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, формируют понятие устойчивые навыки. Школьники строят свой ответ на вопрос, пользуясь схемой, читают ее, работают с ней. Ни один ученик не чувствует себя беспомощным, исчезла скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок, они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме-опоре, выполняют практические задания. Второе - комментированное управление. Это прием, с помощью которого можно организовать труд ученика на уроке. учит не только учитель, учит и ученик, когда мыслит вслух и ведет за собой весь класс.

Четкий ритм действий, краткая характеристика, аргументация элементов при комментировании обеспечивают доступность выполнения задания каждым учеником. Что дети понимают- то они и принимают. Методический прием становится движущей силой урока. Комментированное управление переходит в доказательное комментирование-рассуждение при решении задач, уравнений, при выполнении сложных грамматических заданий. Комментирование с рассуждениями и доказательствами – логически - целостное высказывание - должно сопровождаться глубокими знаниями теории, что и обеспечено использованием опор. А потому и осуществляется принцип управления - подчинение всего класса одному ведущему ученику. В результате такой организации труда в классе создается четкий, единый, общий темп учебной работы, заданный самими учениками: каждый подчиняется ритму, овладевает темпом, становится организатором труда товарища. Растет авторитет отвечающего ученика. Активизировалось и внимание учащихся в процессе учения. На каждом этапе урока - высокая организация.

          Направления реализации системно-деятельного подхода.

1.Личностное развитие-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»; формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества, и умения противодействовать им в пределах своих возможностей.

2. Социальное развитие-формирование гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развитие толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитание патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

3.Познавательное развитие-формирование у обучающихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

4.Коммуникативное развитие-формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей, как партнеров, в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятий решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранном языках.

        В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана « Деятельностная парадигма образования»

Постулирующая в качестве цели образования развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Культурно-исторический системно-деятельный подход основывается на теоретических  положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Осуществляются цели и задачи:

1.Интеллектуальное и творческое развитие обучающихся посредством исследовательской деятельности.

2.Выявление одаренных и способных учащихся, стимулирование их к творчеству.

3.Формирование самостоятельности суждений, позитивной адекватной самооценки, навыков самостоятельного решения проблем.

4.Помогать детям учиться управлять процессом знаний, подходить творчески, самостоятельно применять знания.

5.Воспитывать базовые национальные ценности: патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальную солидарность- доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность- служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям,  забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество -  уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии- представления о вере. Духовности, религиозной жизни человека, толерантности; искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа - эволюция, родная земля, планета Земля, экологическое сознание; человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно - нравственного развития и воспитания школьников, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов - участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, традиционные российские религиозные объединения. Ведущая роль принадлежит субъектам образовательного процесса.

6.Включать младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения, включая ведущую компетенцию - умение учиться, используя в практике широкий спектр современных технологий, методов, форм обучения, приемов как урочной, так и внеурочной деятельности: ориентирование всего учебного материала на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность, значительный воспитательный потенциал, преобладание проблемно - поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие с целью овладения универсальными учебными действиями; проектные, творческие задания,  практические работы, учебные диалоги, возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира, возможности для дифференцированного и личностно- ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества, использование информационно- коммуникативных технологий, практическая направленность содержания учебного материала с опорой  на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью.

Учитывая требования к структуре и содержанию рабочих программ, новая школа решает следующие образовательные задачи:

1.Реализация идеологической основы ФГОС – Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Становление российской идентичности обучающихся  реализуется различными средствами:  отбор содержания учебного материала осуществлен ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам  России, к их самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации, а также знакомство с культурами народов других стран (изучение курса « Основы религиозных культур и светской этики», и особенно его модуль «Основы мировых религиозных культур». Важное значение приобретает владение иностранными языками: английский, немецкий, французский, испанский языки. Развитие человеческих качеств развивающей личности: доброты, способности сопереживать готовности помогать  другому. Именно духовно - нравственная доминанта  направлена на выполнение культурносозидающей роли образования.

2.Реализация методологической и методической основы ФГОС –организация учебной деятельности учащихся на основе системно – деятельностного подхода, который является основным механизмом достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

3.Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы умения учиться.

          Курс «Математика» формирует у ребенка первые пространственных и временные ориентиры, знакомит с миром величин, скоростей, с разными способами отображения и чтения информации. Курс «Литературное чтение», «Русский яык», «Иностранные языки» формируют нормы и правила произношения, использования слов в речи, вводят ребенка в мир русского и иностранных языков, литературы. Курсы «Изобразительное искусство», «Музыка» знакомят школьника с миром прекрасного. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» способствуют пониманию младшими школьниками значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. В системе учебников учтены психологические возрастные особенности детей, их возможности, представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, иллюстрации, что способствует повышению мотивации обучающихся, переход детей от игровой деятельности к учебной. В них представлен материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения. Система заданий, направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности, приобретении, расширении знаний и способов действий.

                                     

Рабочая программа

к факультативному курсу по литературному чтению

«Страницы русской поэзии»,

составленная учителем МБОУ «Центр образования№2»,

город  Донской, Тульская область

Колгановой Людмилой Ивановной.

4 класс.

Тематическое планирование (34 часа.)

1.Поэзия как один из жанров литературного искусства. Высказывания гениальных поэтов о красоте и величии поэзии (А. Пушкин, Л. Толстой, С. Есенин, А. Блок, М. Горький, М. Цветаева, Е. Евтушенко, Леонардо  Да Винчи) Великое назначение поэзии, отличие ее от прозы. Средства художественной изобразительности в стихотворных произведениях: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, ритм, рифма в стихах.

2.Виды поэзии: пейзажная лирика (стихотворные произведения В.Жуковского, А. Пушкина, М.Лермонтова, А.Фета, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Маршака,  А.Дементьева, М.Смирнова, В.Медведева, Г. Лялиной, А. Толстого, В. Медведева,

А. Бессонова); стихи о Родине «Нет ничего краше, чем Родина наша» - произведения  А.Блока, М. Лермонтова, А.Кольцова, С. Есенина, А. Прокофьева, Р. Рождественского, М. Исаковского, В.Матисова, А. Барто, З. Александровой; стихи о детях «Мы теперь не просто дети, мы теперь - ученики» в произведениях  А.Барто, О.Высотской, С.Михалкова, С.Маршака, В.Берестова, Л.Квитко, Е.Благининой, Д.Хармса, К.Чуковского; поэзия мужества (военная поэзия)- ее авторы прославляли бессмертный подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Это А.Твардовский, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, А.Прокофьев,  А.Ахматова, Я.Смеляков, М.Светлов, Н.Майоров, М. Дудин, С.Орлов, С.Гудзенко, О.Бергольц, Л.Ошанин, Ю. Друнина,К. Ваншенкин,В. Дементьев,Н.Рубцов, Е.Евтушенко, Р. Рождественский,А. Дементьев, Р.Казакова;

Социальная и любовная лирика, комические стихи.

3.Русская поэзия в разные времена и эпохи: поэты Золотого века, Серебряного века, поэты-революционеры, Поэты войны, поэты-шестидесятники, поэты Тульского края и родного города Донского.

4. Что нужно знать для того, чтобы стать настоящим поэтом.

                     Пояснительная записка к программе.

Рабочая программа факультативного курса «Страницы русской поэзии» разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников  умения учиться. Программа нацелена на разностороннее развитие учащихся, совершенствование их познавательных способностей в области литературы, развитие эмоционально-волевых и нравственных качеств, нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которой является культура. Углубленное изучение лирики идет через вхождение учеников-читателей в сложное лирическое переживание. Расширяются представления детей о фантастическом изображении действительности, об основах  художественного вымысла, учащиеся знакомятся со странными героями, сюжетами, событиями, разбираются в природе юмора. У них будут формироваться:  мотивация, интерес к содержанию художественных произведений, эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений, начальные представления о нравственных понятиях: патриотизм, героизм, защита Родины, отвага и смелость, великодушие и совестливость, представления о защите Родины, интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления себя с героями литературных произведений, умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности. Целью курса является углубление представления детей о лирике как особом литературном роде, главная цель которого – изображение чувств, определение главной мысли, выраженной автором, формирование норм и правил произношения, использования слов в речи. Результатами изучения курса станут личностные результаты: формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на жизнь, воспитание художественно - эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.

           Методический практикум. Рабочие материалы курса.

1.В.А.Жуковский - «Вечер». «Певец  во стане русских воинов».

2.А.С.Пушкин- 1799-1836гг.

«К другу стихотворцу», Деревня», «Птичка», «Зимняя дорога», «Я вас любил», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», поэма «Руслан и Людмила».

3.Ф.И.Тютчев-1803-1873гг - место рождения - Орловская область, учился на словесном факультете Московского университета. Служил дипломатом в Германии, там много писал стихов, А.Пушкин дал высокую оценку его творчеству. Поэт - романтик. Был любимым поэтом Л.Толстого.

«Летний вечер», Весенняя гроза», «Осенний вечер», «Весенние воды», «Как сладко дремлет сад уединенный», «Памяти В.А.Жуковского», «Есть в осени первоначальной», «Памяти А.Пушкина», «Поэзия», «Не то, что мните вы, природа», Нам не дано предугадать», «Музыка природы».

4.М.Ю.Лермонтов-1814-1841гг. « Он был поэт, источник дерзновений, он что-то чудное носил под сердцем». Учился в благородном пансионе при  Московском университете. В Пушкине Толстой ценил идеал прекрасного, а в Лермонтове он находил глубину нравственного чувства, дух поиска истины.

«Звезда», «Небо и звезды», «Тебе, Кавказ, суровый царь земли», «Бородино», «смерть поэта», «Три пальмы», «Тучки», «Родина», «Белеет парус одинокий», «У памятника Лермонтову» - стихи М. Кириллова, «К портрету Лермонтова» - автор В.Брюсов.

5.А.К.Толстой-1817-1875гг. «Певец, державший стяг во имя красоты». Родился в Петербурге, в знатной дворянской семье, детство прошло на Украине, еще в детстве побывал за границей. Природа и любовь - основная тема его лирики.

«Бор сосновый», «Колокольчики мои, цветики степные», «Осыпаются астры в садах», «Осень. Осыпается весь наш бедный сад», «Курган».

6.А.А.Фет.-1820-1892гг. « Его стихи - лирическая дерзость. От них веет свежестью только что сорванных веток сирени»- сказал Л. Толстой. Фет мылил в своих стихах умом своего сердца. Он обладал умением уловить неуловимое, одушевляя природу, его стих музыкален. Пейзаж в стихах Фета необычайно тонок, он сияет чистыми и нежными красками.

«Ласточки», «На заре ты ее не буди», «Первый ландыш», «Весенний дождь», «Зреет рожь», «Осенняя роза», «Мама, глянь-ка из окошка», «Тихая звездная ночь, «Цветы».

7.С.А.Есенин-1895-1925гг.- певец родной природы. Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. Какой русский, с горячей душой поэт!  «Я думаю, как прекрасна земля и на ней человек»,- сказал сам С.Есенин. ( «Вот уж вечер», «Сыплет  черемуха снегом», «Край любимый», «В хате», «Я снова здесь в семье родной», «Табун», «Лисица», «Песнь о собаке», «Эта улица мне знакома», «Письмо матери», «Пушкину», «Я красивых таких не видел, «Сестре Шуре», «Жизнь - обман с чарующей тоскою». «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины- основное в моем творчестве». Это  чувство    составляло сущность поэта.

8.С.Я.Маршак-1887- Строки его стихов сами запоминаются.

«Первый день календаря», «Ежели вы вежливы», «Рассказ о неизвестном герое», «Счастье», «Жаворонок», «Ландыш», «Солнышко», «Лес», «Вот какой рассеянный», «Пожелания друзьям», «Сказки, песни, загадки».

9.С.В.Михалков - «Хорошие товарищи», «Дядя Степа», «Несбывшиеся мечты», «Бедный Костя», «Мальчик с девочкой дружил, басни: « Полкан и шавка»,

 «Осторожные птицы», «Слон  - животное».  

10.А.Л.Барто - «Разговор с мамой», «Мама уходит на работу», «Помощница», «Игра в слова», «По дороге в класс», «Как Вова бабушек выручал», «Сережа учит уроки», «День рождения», «Вежливый поступок»,   «Мы не заметили жука», «Лебединое горе», «Первая любовь».

11.Р.Рождественский «- Баллада о бессмертии», «В день поэзии», «Баллада о зенитчицах», «Огромное небо», «Здравствуй, мама», «Песня о далекой Родине». Самое главное он написал о войне.

12.А.Д.Дементьев - « Легко дружить с людьми хорошими, «Как важно во время успеть», «Люблю я людей смелых», «Памяти мамы», «В мае 1945», «Отцы, не оставляйте сыновей», «Друг познается в удаче», «Я помню первый день войны», «Учителя», «Никогда ни о чем не жалейте», «Сентябрь».

13.Е.Евтушенко - «Баллада о штрафном батальоне», «Берегите эти земли».

14.А.Твардовский – поэма - « Василий Теркин»,

!5.Ю.Друнина - «Я порою себя ощущаю связной», «Не знаю где я нежности училась», «Все грущу о шинели», «Окопная звезда», «В День Победы», «Наказ дочери»,

16. Поэты города Донского: П. Логун ( «Ищу во всем гармонию природы», «Музыка весны», «Весенний дождь», «На пороге лета», «Осень»); В.Медведев, А.Бессонов («Частица России , «Стихи о советском солдате», «Любимая школа», «Первый учитель», «Ода городу»), Г.Лялина (« Он живет в поэтических строчках», «Рязанские березы», «Сергею Есенину».) В. Матисов «На поле Куликовом», «Утро перед Куликовской битвой».

17.Поэты Тульского края: Н.Горюнов (Зима),В.Левина(Весны предвестники), В.Сапронов (Отец), Борис Голованов(Поклонюсь до земли, Сирень),В.Пахомов, Олег Понамарев (Ромашковое поле).

                                       Поэты Золотого века.

А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Некрасов, А.Толстой, А.Плещеев, А.Кольцов, А.Майков. И.Никитин. А.Фет, И. Суриков.

                             Поэты Серебряного века.

К.Бальмонт, В.Брюсов, А.Ахматова, М.Цветаева, А.Блок, И.Северянин, А.Ахматова, Б.Пастернак. В.Маяковский. С.Есенин, И.Бунин.

Из далекой дали, через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле: «О светло светлая и красно украшенная земля русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночистыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными»-из поэмы «Слово о полку Игореве». «О, милая Русь! Как душа возвышается при имени русского!»- восклицал В.А.Жуковский, воспевший подвиг русского народа в Великой Отечественной войне 1812года. Любя Россию, русскую историю, как чувствовал и передавал в своих стихах русский дух Пушкин. С щемящей заботой и болью о России пел А.Блок. Лермонтов, Огарев, Кольцов, Никитин      

  Некрасов, Тютчев правдиво и сердечно писали о красоте своей родины. Русское поэтическое слово служило верой и правдой бойцам, воодушевляло их с оружием в руках бороться за честь и достоинства Отечества. Огнем горело уязвленное патриотическое чувство народа. «Моя родина, моя родная земля, мое отечество  и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе», - писал в газете 27 июня 1941года в газете «Правда» Алексей Толстой.

У каждого истинного поэта свои краски, свой образ России. Но каждый поэт покоряет наше сердце, затрагивая в нем сокровенное чувство родины. В стихотворениях много ума и чувства, много правды и красоты, Есть в них боль за давние неустройства, за народную нищету и горе. Есть и особая проникновенность и пророческая страсть, вспыхивающая каждый раз, когда поэт говорит о родине, о ее красоте и величии.

«О, росс! О добльственный народ,

     Единственный, великодушный,    

      Великий, сильный, славой звучный,

            Изящностью своих доброт!

                 По мышцам ты неутомимый,

                         По духу ты непобедимый,

                                По сердцу прост, по чувству добр,

                                            Ты в счастье тих, в несчастье бодр…

                         Г.Р.Державин, 1812год.

             Говорят, что поэты случайно не рождаются. Читая их стихотворные произведения, особенно остро ощущаешь, насколько эти люди любили жизнь, свою родину и народ, родную природу, понимаешь, что любовь к Родине немыслима без любви и преданности к родному краю ,к своей маленькой речке, любимой березке, к родной деревне, к местам, где человек родился и вырос .В сердце каждого человека своя родина, самая любимая и красивая и нет другой такой на свете. Вот такой удивительной способностью раскрывать читателю прелесть самой жизни, заражать его великой любовью к Родине, которую они умели вложить во все, что изображали наши русские поэты.

                       

                   Поэты не рождаются случайно,

                   Они летят с небесной высоты.

                   Их жизнь окружена великой тайной,

                   Хотя они открыты и просты…

                               Стихи собственного сочинения.

                                       Соловьиная симфония.

Симфонией звучала песня соловья,

Будила ночь раскатом трели звонкой.

В тиши ночной та музыка лилась

Под аромат сирени нежный, тонкий.

А я  стояла молча у окна,

Прислушиваясь  отзвукам природы,

И, словно дирижер, мерцала в небе яркая звезда,

А соловей так чисто брал свои аккорды!

На редкость дивный и чудесный музыкант…

И нет конца гармонии чудесных звуков:

И соловьиному старанью нет конца,

Выводит песню так, как ученик красиво пишет буквы.

Как в жизни нам предугадать своей судьбы и счастья песню?

Но, если сердце тронул голос соловья,

Жизнь прожита не зря, и это честно…

                                             Береза-невеста.

Зима! Как ты мила в своем рожденье!

Зимы наряд волшебный, ели седина….

Причудливою, тихою невестой

Мне видится береза из окна.

Чиста прозрачная фаты вуаль…

Снежинок чудо - жемчуга легла канва,

Божественно и тихо смотришь вдаль

С есенинских времен идет тебе хвала.

Ты ранним утром, оправляя платья хрупкость,

В саду у снежной королевы расцвела.

Твой образ, вид – сплошная нежность,

Ты так прекрасна и мила.

Дыханьем трепетным и нежным взором,

Чаруешь божеством небесным все вокруг…

Мне счастья в жизни большего не надо,

Березка, белоснежная, мой друг!

                                     

 Береза - девушка.

Заблестела на солнце роса,

Словно россыпью бусин сверкает,

И проснулась березка - краса

Изумруд в свои косы вплетает.

                                    В легком платье из белого ситца

Закружила мой взор все сильней,

Мне сегодня во сне будет сниться

Стройность трепетных, тонких ветвей.

И в минуты душевных грез

Шелест листьев ее, словно голос,

Голос милых, изящных берез

Шепчет, словно пшеничный колос.

                                   В переливах листва золотая,

                                   Словно ярких фонариков свет,

                                   Дорогая моя, березка,

                                   Краше дерева все-таки нет!

Ветер бережно, нежно ласкает

Легкий, каждый ее лепесток,

А на платьице нежном, нарядном

Чисто-белый блестит поясок.

Закудрявилась береза, словно дева завилась,

В платье - злата дорогого и косынку убралась.

И стоит краса - девица величава и стройна,

Пусть народ честной дивится, как красуется она.

                       И зимою белоснежной, и весеннею порой

                       Свет изысканности нежный посылает нам с тобой.

                       Всплеск души, очарованье, и любовь из тайных грез,

                       Слышу сердца ликованье, когда снова у берез.

                                       

Доктору, спасшему мне жизнь.

Спокойная серьезность на лице,

Взгляд пристальный пытливых строгих глаз…

Идешь по коридору в ранний час и говоришь:

«Ну, как  дела, скажите мне у вас?»

Немногословен,кроток, сдержан, тих,

И улыбаешься  легко, приятно.

Призвание тебе - быть доктором дано,

Без объяснений тут больному все понятно.

Пусть сердце щедрое в груди стучит сильней,  не умолкая,

Душа поет, наполненная добротой,

Лицом к лицу, встречаясь с тяжкой болью,

Совсем не страшно, ведь доктор заодно с тобой

Как жаль, что  мало докторов таких,

На пальцах даже их не перечесть.

И пусть берут пример другие с них,

В Рязани они все же есть.

                             

 

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель современной школы - ключевая фигура качественного образования школьников

В статье идёт речь об  условиях и требованиях к личности и деятельности учителя современной школы....

Практико-значимый проект «Слагаемые профессионального имиджа педагога в учебно-воспитательном процессе современной школы»

Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, пр...

Мастер-класс "Слагаемые успеха при формировании УУД, или когда 2+2=6"

Материалы, предложенные в мастер классе помогут учителям начальных классов организовать на уроке деятельность, направленную на формирование универсальных учебных действий у обучающихся....

Учитель современной школы. Слагаемые успеха

Статья по теме самообразования...

Мастерство учителя путь к успеху ученика в условиях современной школы

Основа успешности - глубокий и всесторонний самоанализ деятельности. Как любовь, и мастерство учителя направляют и мотивируют ученика на учебные и внеучебные достижения. Важно, что успех в у...

Функции учителя современной школы

Личность, организующая учебно-воспитательный процесс в школе, это учитель. Можно сказать, что это человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся профессиональной деятельностью....