Типы самостоятельных работ в начальных классах.
учебно-методическое пособие (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Лариса Александровна Колыбина

В соответствии с уровнями самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, реконструктивные, вариативные и творческие. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_samostoyatelnyh_rabot.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Типы самостоятельных работ.

В соответствии с уровнями самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, реконструктивные, вариативные и творческие. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.

Воспроизводящий тип самостоятельной работы выполняется учеником всецело на основе образца, подробной инструкции, в силу чего уровень познавательной активности и самостоятельности школьника не выходит в этом случае за рамки воспроизводящей деятельности.

Самостоятельные работы по образцу.

Работы этого типа выполняются учеником всецело на основе образца, подробной инструкции, в силу чего уровень познавательной активности и самостоятельности школьника не выходит в этом случае за рамки воспроизводящей деятельности.

Особое место в числе самостоятельных работ по образцу в ряде курсов учебных дисциплин занимают всевозможные таблицы, схемы, заполнение которых предлагается учащимся после изложения учителем нового материала.

В практике обучения самостоятельные работы по образцу охватывают большое разнообразие видов. Тут могут быть и текстуальные, и иллюстрированные, и производственно-трудовые, и опытнические и многие другие самостоятельные работы в зависимости от характера конкретного содержания изучаемого материала. Но какие бы они ни были по содержанию, общим для работ этого типа является то, что все данные для выявления искомого, а также сам способ, идея (принцип) решения представлены в готовом виде непосредственно в самой задаче самостоятельной работы. От учащихся не требуется какой-либо реконструкции воспроизводимого материала, так как вывод по существу содержится в посылках самой задачи, на основе которых его надо лишь выявить и представить в развернутом виде.

Как видим, уровень познавательной самостоятельности в деятельности ученика при выполнении перечисленных выше и других аналогичных видов работ проявляется в узнавании, осмысливании, запоминании, текстуальном воспроизведении или подведении нового факта, явления, события под уже известное понятие.

Все эти действия ученика при выполнении соответствующих заданий по сути дела не являются подлинно самостоятельными, ибо они выполняются по образцу. Деятельность ученика элементарна, протекает в форме простого воспроизведения, причем действия с понятиями, к которым учащийся систематически прибегает в процессе своей деятельности, мало способствуют развитию его мышления. Назначение самостоятельных работ по образцу совсем иное. Содействуя накоплению учеником опорных фактов и способов деятельности в области изучаемой дисциплины, умений и навыков, их прочному закреплению, эти работы создают необходимые условия для перехода ребенка к выполнению заданий более высокого уровня познавательной активности и самостоятельности.

Реконструктивные самостоятельные работы

На этом уровне в учебной деятельности ученика интеллектуальные и практические действия протекают уже в плане реконструирования, преобразования структуры учебных текстов и наличного опыта решения задач, предлагаемых учителем для самостоятельного выполнения их учащимися. На основе имеющихся знаний и опыта решения задач по образцу ученик может самостоятельно осмыслить внутреннюю структуру изучаемого материала, дать описание действий с объектами изучения, анализировать и предвосхищать возможные исходы этих действий.

Характерным признаком этого типа самостоятельных работ является то, что уже в самом задании обязательно сообщается общая идея (принцип) решения, а учащемуся необходимо развить ее в конкретный способ (или способы) решения применительно к условиям задания (структуре объекта изучения). Самостоятельные работы этого типа правомерно назвать реконструктивными самостоятельными работами. Их отличительная особенность состоит в том, что в ходе их выполнения в деятельности отмечается изменение, перестройка его мысли в форме готовой идеи (принципа) решения в конкретный способ (или способы) деятельности.

Такого вида реконструктивные самостоятельные работы в итоге приводят школьников к осмысленному пониманию функций причастного оборота и тем самым способствуют формированию у них дифференцированного понятия причастного оборота как синтаксической единицы предложения. При выполнении этих заданий в процесс ряда сравнений и переформулирований уже включено добывание новых знаний, хотя основное значение здесь имеет еще реконструкция старого, хорошо усвоенного содержания (учебного материала).

Примером также может служить краткое изложение прочитанного или услышанного. Получая такое задание, учащиеся должны выдержать определенный объем изложения, требующий от них выбор предложений, несущих главный смысл, и сформулировать основную идею.

По своему дидактическому назначению реконструктивные самостоятельные работы могут быть применены во всех звеньях учебного процесса. Особое место в этом типе самостоятельных работ отводится текстуальным, смысловым, иллюстративным, опытническим и другим практическим работам, в ходе выполнения которых ученики самостоятельно применяют общие правила, закономерности, понятия в конкретных ситуациях, придумывают соответствующие конкретные примеры к общим положениям, составляют задачи, реконструируют ранее изученный учебный материал с целью его приложения к решению заданий с измененными конкретными условиями.

Однако, какие бы познавательные задачи ни содержались в том или ином виде реконструктивных самостоятельных работ, в каком бы звене учебного процесса они ни применялись, сущность их не меняется — их выполнение в основном остается на уровне преобразующего воспроизведения, которое в замкнутой цепи учебного познания школьника характеризует это познание как целое, а встречающиеся элементы творчества - подчиненное этому целому. Познавательная активность и самостоятельность ученика в ходе выполнения данного типа самостоятельных работ проявляется обычно в элементарном стремлении к знаниям и учению — стремлении, в основе которого находится желание школьника получать знания в процессе учебного познания как уже осознаваемая им потребность.

Таким образом, самостоятельные работы реконструктивного типа, хотя и имеют нечто общее с работами по образцу, отличаются от последних степенью трудности и тем, что они вызывают у ученика более высокий уровень воспроизводящей деятельности.

Вариативные самостоятельные работы на применение понятий науки.

Самостоятельные работы такого рода обычно содержат в себе познавательные задачи, требующие от ученика анализа незнакомой ему проблемной ситуации и получения необходимой новой информации. Для того чтобы решить эти задачи, ученик использует определенную часть знаний из числа тех, которые были им ранее усвоены.

В процессе выполнения разнообразных практических самостоятельных работ экспериментального характера ученики обычно постановкой эксперимента либо подтверждают отдельные стороны применения уже известных им законов, либо путем экспериментальной проверки распространяют известные им общие закономерности на частные явления, определяя тем самым их принадлежность к той или иной группе явлений. Другие практические самостоятельные работы характеризуются прежде всего ситуацией применения понятий, законов и правил в учебной, опытнической и общественной деятельности ученика. Здесь он самостоятельно производит выбор средств и методов решения, стоящих перед ним задач, определяет и отбирает необходимые для решения задания, устанавливает последовательность операций применения этих заданий в процессе решения той или иной задачи.

Во всех перечисленных случаях деятельность ученика выходит за рамки репродуктивного мышления. Она приобретает продуктивный характер, ибо в ходе решения задачи ученик в большем или меньшем объеме получает новую информацию.

Самостоятельные работы этого типа правомерно назвать вариативными. По характеру стимулируемой ими деятельности ученика они сохраняют преемственность и связь с реконструктивными работами, но вместе с тем и качественно отличаются от реконструктивных работ. Это различие можно четко проследить в познавательном процессе по следующим признакам.

При выполнении самостоятельных работ вариативного типа:

А) познавательная активность и самостоятельность ученика выражается в проводимых им обобщениях при анализе проблемной ситуации, в отделении существенного от второстепенного и нахождении способа решения в рамках решения соответствующей задачи;

Б) ученик привлекает и варьирует в ходе решения задач в основном элементы своего формализованного опыта, однако соответствующие знания обычно употребляются в существенно новой функции, благодаря чему возникает продуктивный процесс получения новой информации; отсюда следует, что при выполнении работ этого типа идет накопление учеником нового опыта деятельности на уровне овладения элементарными методами исследования в отдельно взятых учебных дисциплинах, закладываются основы выработки умений переноса этих методов на более широкий круг родственных дисциплин.

В обучении русскому языку вариативные самостоятельные работы должны создавать у ученика необходимость выделять в словах языка звук или сочетания звуков, рассматривать языковые объекты как части речи или как члены предложения и др. Особенно широко         могут применяться самостоятельные работы, в ходе выполнения которых ученик должен оперировать системой признаков изучаемых языковых явлений, решать задачи на основе грамматических правил и др. Так, при изучении темы «Причастный оборот» ученикам предлагается задание, требующее анализа материала, вычленения и соотнесения определенных признаков.

Познавательные и практические действия ученика при выполнении вариативной самостоятельной работы, совершаются в основном в рамках преобразующего воспроизведения ранее усвоенных знаний и образцов решения проблем-задач. Однако, деятельность его в целом приобретает достаточно гибкий, вариативный характер и направлена она на получение учеником новой информации.

Таким образом, самостоятельные работы вариативного типа стимулируют такие познавательные и практические действия ученика по применению ранее усвоенных знаний и опыта познавательной деятельности, которые позволяют получить дополнительную новую информацию. Тем самым знания учащихся углубляются, сфера их применения расширяется, они становятся более действенными, вариативными, а мышление ученика, выражающееся в собственных дедуктивных выводах, достигает уровня продуктивной деятельности.

Вариативные самостоятельные работы могут носить внутрипредметный (межтематический) и межпредметный (стыковой) характер. Внутрипредметные работы строятся с учетом наличных знаний у ученика по нескольким темам или разделам; межпредметные - разрабатываются на базе объективно существующих диалектных связей между различными областями знания, усвоенного учеником в ходе изучения родственных дисциплин.

Как и предыдущие типы самостоятельной работы, вариативные работы могут быть различного вида: текстуальные, смысловые, иллюстративные, экспериментальные, опытнические и другие практические работы.

Творческие самостоятельные работы.

Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности ученика проявляется в ходе выполнения им творческих самостоятельных работ, где предполагается уже непосредственное участие школьника в производстве принципиально новых для него знаний, ценностей материальной и духовной культуры. Задания во всех видах творческих работ содержат условия, стимулирующие возникновение особых проблемных ситуаций, которые можно создать на уроке различными способами: а) путем четкой постановки проблемы самим учителем; б) путем предъявления таких условий, анализируя которые учащийся сам должен понять и сформулировать содержащиеся в них проблемы; в) путем постановки более или менее четко обозначенной проблемы, по логике поиска решения которой ученик должен самостоятельно выявить новую, дополнительную проблему (предусмотренную при конструировании проблемной ситуации); г) наконец, путем постановки такой задачи, в ходе решения которой ученик самостоятельно обнаруживает.

Творческая деятельность ученика в обучении протекает на разных уровнях. Самая высокая ступень творческой самостоятельности - это умение ученика выделить и сформулировать проблему в заданной ситуации, поставить новую проблему и разработать план ее решения, определить пути поиска решения, построить гипотезу этого решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной работы в начальных классах в школах санаторного типа

Работа учителей начальных классов над организацией внеучебной деятельности учащихся в рамках ФГОС 2 в школах-интернатах...

Организация внеурочной работы в начальных классах в школах санаторного типа

Работа учителей начальных классов над организацией внеучебной деятельности учащихся в рамках ФГОС 2 в школах-интернатах...

Организация методической работы учителей начальных классов в условиях посёлка городского типа

Из опыта работы опорной школы. Опубликована в материалах Всероссийской (заочной) НПК: Многоуровневая методическая служба как организационная основа единого научно- методологического простран...

Организация самостоятельной работы обучащихся начальных классов при изучении математического материала

    Организация самостоятельной работы обучащихся начальных классов при изучении математического материала...

Самостоятельная работа в начальных классах

Самостоятельная работа в начальных классах...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке ( из опыта работы учителя начальных классов)

Одну из важных  ролей в учебном процессе по развитию грамотности учащихся играет формирование учебной самостоятельности учащихся....

Статья на тему "Самостоятельная работа учащегося начальных классов коррекционной школы в обучении".

Статья на тему  "Самостоятельная работа учащегося начальных классов коррекционной школы  в обучении"....