Внеурочная деятельность " Занимательная математика" 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Шепелева Юлия Сергеевна

 " Занимательная математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занимательная математика298.64 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Vladelec\Documents\Scan0026.jpg

        

                                       Пояснительная записка

  Программа курса «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

 

     Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам  дополнительного образования  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

    Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов  одной нозологической группы

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Цель и задачи программы:

Цель:
-
развивать математический образ мышления
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

                       Место курса в учебном плане

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа ( 1ч в неделю)

                              Содержание  курса

«Смекай, отгадывай, считай» -17ч

Путешествие в страну Математика. Как люди научились считать. Решение ребусов и логических задач. Веселый счет. Урок-игра. Решение занимательных задач в стихах. Игра «Знай свой разряд.»Загадки-смекалки. Математические фокусы. Задачи на смекалку. Математические горки. Задачи в стихах. Игра «У кого какая цифра» Математические головоломки. Задачи на движение. Игра «Удивительный квадрат.» Веселая геометрия. Геометрические задачи. Геометрические фигуры. Объемные геометрические фигуры. Математический КВН.

«Учимся решать логические задачи» – 17ч

Выдвижение гипотез. Построение умозаключений Построение цепочки умозаключений. Цепочка рассуждений. Построение цепочки рассуждений. Установление истинности/ложности высказываний. Составление линейного алгоритма. Решение логических задач исследовательским методом. Решение логических задач различными способами. Решение логических задач на пространственные отношения Решение логических задач через выдвижение гипотез. Решение логических задач методом исключения. Нахождение логических ошибок в рассуждениях. Составление логических задач Составление логических задач. Закрепление. Логический турнир.

                   Расхождение Авторской и рабочей программы

Распределение часов по разделам в рабочей программе соответствует распределению часов в Авторской программе в полном объеме.

            Планируемые результаты изучения курса

Личностными результатами изучения курса    является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса   во 2-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников, 
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

   Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

 Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и  отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

                  Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование тем курса

Кол-во часов

Дата

Примечание

          « Смекай, отгадывай, считай»

17 ч

Вводное занятие «Математика – царица наук»

03.09.

 Как люди научились считать.

10.09.

 Интересные приемы устного счёта.

17.09.

Решение занимательных задач в стихах.

24.09.

 Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

01.10.

 Учимся отгадывать ребусы.

08.10.

Числа-великаны. Коллективный счёт.

15.10.

Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

22.10.

 Решение ребусов и логических задач.

29.10.

 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

12.11.

Загадки- смекалки.

19.11.

Игра «Знай свой разряд».

26.11.

     Обратные задачи.

03.12.

 Практикум «Подумай и реши».

10.12.

Задачи с изменением вопроса.

17.12.

 «Газета любознательных».

24.12.

Решение нестандартных задач.

14.01.

« Учимся решать  логические задачи»

17 ч

Решение олимпиадных задач.

21.01.

Решение задач международной игры «Кенгуру»

28.01.

 Школьная олимпиада

04.02.

 Игра «Работа над ошибками»

11.02.

Математические горки.

18.02.

 Наглядная алгебра.

25.02.

Решение логических задач.

03.03.

Игра «У кого какая цифра»

10.03.

Знакомьтесь: Архимед!

17.03.

Задачи с многовариантными решениями.

07.04.

Знакомьтесь: Пифагор!

14.04.

Задачи с многовариантными решениями.

21.04.

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

28.04.

Задачи с многовариантными решениями.

05.05.

Математический КВН

12.05.

Круглый стол «Подведем итоги»

19.05.

Подводим итоги.

26.05.

                 

              Учебно-методические средства обучения

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности .Занимательный русский язык.1-4 класс

Программа внеурочной деятельности предназначена для работы в 1-4 классах, с целью развития интереса к русскому языку....

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам»....

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 2 класс

Рабочая программа к курсу «Занимательная математика»  составлена  на основе авторской программы О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам»....

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский" для 1 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности, пояснительная записка, планируемые результаты, содержание программы....

Рабочая программа и учебно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" (3 класс) ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельностиинтеллектуальное направление (модифицированная)...