Исследовательский проект "Секреты радуги"
опыты и эксперименты (3 класс) по теме

Зеленина Наталья Васильевна

Проект НОУ 3 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Таловская СОШ

Исследовательский проект

«Секреты радуги»

Участники проекта учащиеся 3 «В» класса

Руководитель проекта Зеленина Н.В.

2016г

Содержание

1. Введение

1.1. Актуальность темы исследования

1.2.Цель и задачи работы, гипотеза

2. Секреты радуги

               2.1. Опрос одноклассников

               2.2. Немного истории

               2.3. Тайна белого цвета

               2.4. Образование радуги

               2.5. Секреты радуги

               2.6. Необычные радуги в природе

3. Радуга в домашних условиях. Опыты.

4. Заключение

Список литературы

Введение

  1. Актуальность темы исследования.

После ливня и грозы –

Мост невиданной красы.

Ни потрогать, ни забраться-

Можно только любоваться.

Догадались, о чем речь? Конечно, это радуга!

Какое из природных явлений может сравниться с ней по красоте? Возможно, полярное сияние, вот только его видели совсем не многие. А радугу, которая появляется сразу после дождя, наблюдали все.  Появившись на небосводе, она приковывает внимание. Радуга настолько красива, что ее воспевают во многих песнях, описывают в литературе, складывают о ней легенды. Многие люди вглядываются после  дождя в небо, чтобы полюбоваться радугой. Какое же это чудо природы!

И, несмотря на то, что ученые давно объяснили это явление, мы считаем, что данная тема по-прежнему актуальна и интересна для изучения. Ведь очень важно понимать, как и почему происходит то, что так завораживает наш взгляд.

Все с детства знают, что радуга появляется только после того, как пройдет дождь. А мы задумались, можно ли получить радугу без дождя? Для этого решили провести исследование.

1.2.Цель и задачи работы, гипотеза

Наша  гипотеза: радугу можно получить даже дома!

Цель нашего исследования: изучить природу возникновения радуги.

Мы  поставили  перед  собой  следующие  задачи: 

  1. узнать, при каких условиях образуется радуга; 

2.  изучить,  какие  виды  радуг  бывают  в  природе;  

3.  с  помощью  экспериментов  выяснить,  возможно  ли  воспроизвести  радугу  в  домашних  условиях.

2. Секреты радуги

2.1. Опрос одноклассников

    Мы  провели анкетирование с одноклассниками. Опрос показал, что большинство детей знают, сколько цветов в радуге, их последовательность, когда возникает это природное явление, но затрудняются при ответе –  почему именно такие цвета имеет радуга, почему мы видим радугу в виде дуги и можно ли радугу сделать самому.

Проанализировав ответы,  мы пришли к выводу, что надо выступить перед ребятами со своей исследовательской работой и рассказать об этом удивительном явлении природы.

2.2. Немного истории

Так что же это такое - радуга?

Есть несколько версий происхождения этого слова. В древности данное явление называли «райская дуга». Затем эти два слова соединились в одно и появилось «радуга». Славянские народы придумывали для радуги разные названия: веселка, веселуха, божий лук, пояс, краса, красуля и много других.

В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Издавна считается, что в месте, откуда берет начало радуга, зарыт клад.

    По радуге люди могли определить погоду на ближайшие дни.

 

Отчего же появляется такая красивая, да еще цветная картина в воздухе? За ответом на этот вопрос нам пришлось обратиться к энциклопедии. Вот, что мы узнали.

2.3. Тайна белого цвета

Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет.

Но однажды, в 1672 году, английский физик Исаак Ньютон провел такой опыт. «Я затемнил комнату, - писал он, - и сделал очень маленькое отверстие в ставне для пропуска солнечного света». На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко – призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску «спектр». От латинского «спектрум», что означает «видимое». Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый цвет на его составляющие. Таких цветов в спектре 7. Цвета плавно переходят друг в друга.

Мы решили сами убедиться в том, что белый свет действительно состоит из 7 цветов. И провели такой эксперимент. Круг, раскрашенный в семь цветов радуги, прикрепили к дрели и раскрутили. И прямо на наших глазах разноцветный диск “превратился” в белый. Ньютон  первый разгадал, что солнечный луч многоцветный. Мы это подтвердили опытным путем.

А радуга – самый знаменитый, всем известный спектр.

2.4. Образование радуги

Значит, чтобы появилась радуга, солнечному лучу надо пролететь сквозь призму? Но ведь на небе нет никаких призм! Как же тогда появляется радуга?

Ничего странного здесь нет. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы. А поскольку их очень много, то и радуга получается в полнеба. Вот кто, оказывается, строит разноцветные ворота в небе быстро и красиво! Луч солнца и дождевые капли. Чем крупнее капли, тем уже и ярче радуга и в ней больше красного цвета. Если идет мелкий дождик, то радуга получается широкой, но с блеклыми оранжевыми и желтыми краями.

Цветные полосы отличаются по яркости, но их последовательность всегда одинаковая – у каждого цвета свое строго закрепленное за ним место.

Почему именно в таком порядке, спросите вы? Оказывается, когда солнечный свет проходит через капельки воды, составляющие его разноцветные лучи выходят под разными углами – расходятся в виде веера – преломляются. Длина волны у каждого цвета разная. Больше всего она у красного цвета. А меньше всего - у фиолетового. Именно поэтому наружный край дуги обычно красный, а внутри фиолетовый. Вот тут то и кроется весь секрет.

Чтобы запомнить последовательность цветов радуги, есть специальные простые фразы. По первым буквам слов и вспоминают цвета.

2.5. Секреты радуги

Мы чаще всего видим радугу в форме дуги. На самом деле, радуга имеет форму окружности, но мы наблюдаем лишь ее половину, потому что её центр находится на одной прямой с нашими глазами и Солнцем. Целиком радугу можно увидеть лишь на большой высоте, с борта самолёта или с высокой горы.
У многих возникает вопрос: почему же мы не всегда после дождя при солнце видим радугу? Тут тоже несколько секретов.

  1. Радуга возникает, когда в стороне, противоположной солнцу, еще идет дождь. И солнце освещает завесу дождя.
  2. Чтобы увидеть радугу, нужно находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождём (он должен быть перед вами).

Солнце, наши глаза и центр радуги должны находиться на одной линии!  

Если солнце высоко в небе, то такую прямую линию провести невозможно. Вот почему радугу можно наблюдать только рано утром или ближе к вечеру.

А иногда солнечный луч может соорудить на небе сразу две, три, а то и четыре радуги.
Увидеть двойную радугу - хорошая примета - это к удаче, к исполнению желаний. Так что если вам посчастливилось увидеть двойную радугу, поспешите загадать желание и оно обязательно исполнится.

2.6. Необычные радуги в природе


Мы задумались, а бывает ли радуга без дождя?

      Оказывается, такое чудо тоже бывает. Радугу можно наблюдать в солнечный ясный день возле водопадов, фонтанов, в саду при поливе цветов из шланга.

Зимой в воздухе «плавают» кристаллики льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь цветов радуги, поэтому радугу можно наблюдать даже зимой. Очень многие наблюдали в зимний период радугу, которая расположена вокруг солнца. Еще это явление в народе называют « солнце в рукавицах», что означает наступление морозной погоды.

В природе встречаются перевернутые радуги, когда снаружи находится фиолетовый, а внутри красный цвет. Огненные, возникающие в перистых облаках.

 Туманные и даже лунные радуги. Но лунная радуга выглядит бледной, потому что  рецепторы  человеческого  глаза  при  слабом  ночном  освещении  не  воспринимают  цвета.  Чем  ярче  свет,  тем  «цветнее»  радуга. 

3. Радуга в домашних условиях. Опыты.

Чтобы доказать, что радугу можно получить даже в домашних условиях, мы провели несколько опытов.

Опыт первый

Мы «поймали» призмой солнечный луч и получили изображение радуги на стене. Таким образом, смогли повторить опыт Ньютона.

Опыт второй

Надули мыльный пузырь. Повернули его так, чтобы на поверхность падали солнечные лучи. Шар «заиграл» всеми цветами радуги. Объяснение тоже простое: свет, проходя через мыльный пузырь, преломляется и распадается на цвета, в результате появляется радуга.

Опыт третий

В солнечный день поставили около окна таз с водой и опустили в него зеркало. Зеркальцем «поймали» луч света. В результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене возникла радуга. 

Этот опыт повторили и вечером: источником света выступал у нас фонарик. Спектр получился в затемненном помещении. И чем больше угол наклона зеркала, тем ярче становилась радуга.

Опыт четвертый

Вместо зеркальца использовали старый CD-диск.  Дождавшись солнечного дня, мы взяли компакт-диск, поймали им солнечный луч. Направили луч на потолок. Получилась вот такая радуга. А вечером источником света послужила настольная лампа. Посмотрите, какая красивая радуга на СD-диске!

А вот эту радужку я получила, когда делала уроки. Призмой послужила моя шариковая ручка.

4. Заключение

Ура! Гипотеза подтвердилась! Мы  доказали,  что  эффект  радуги  можно  получить  даже у  себя  дома  и  в  любое  время  года  любоваться  этим  красивым  явлением,  которое  всё  ещё  хранит  много  загадок. 

Итак, наше исследование закончено. Цель  —  узнать  о  радуге  и  попробовать  повторить  её  в  домашних  условиях  —   нами  достигнута. 

Подрастают младшие братья и сёстры, и мы поможем им узнать тайну солнечного луча, поможем разгадать и объяснить природное явление радугу.

  

Список  литературы:

  1. Богданов  К.И.  «Не  все  так  просто»./  Первое  сентября  —  2006,  —  №  3.  —  с.  31—33.
  2. Бурова  С.А.  Необычные  природные  явления./  Первое  сентября  2003,  №  3.
  3. Гегузин  Я.Е.  Кто  творит  радугу?  —  Квант,  1988,  №  6.
  4. Семейный  фотоархив.
  5. Трифонов  Е.Д.  Ещё  раз  о  радуге.  —  Соросовский  образовательный  журнал,  —  2000,  —  т.  6,  —  №  7.
  6. [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  ru.wikipedia.org/wiki/Радуга.
  7. [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00055/38400.htm.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Как получить радугу в домашних условиях"

Как много удивительного и  полезного для практической деятельности может заключаться в явлении преломлении света. Именно оно позволяет объяснить такую «загадку» природы, как  радуга. Получе...

исследовательская работа "Радуга"

Тема моей исследовательской работы – «Радуга». Данная тема меня заинтересовала тогда, когда  я увидела на небе разноцветную дугу. Я заметила, что она появилась только в с...

Исследовательская работа на тему "Радуга"

Данная работа содержит информацию о том,как ребенок объясняет образование радуги.В доступной для детей младшего школьного  возраста форме рассказывает как провел опыт и наблюдение....

Исследовательская работа по теме по теме "Разгадка секрета радуги"

Данная работа готовилась учениками нашего класса для школьной научно-практической конференции "Шаг в будущее", которая проходит в нашей школе уже шестой год....

Исследовательская работа: "Радуга в стакане".

Это все-эксперименты-Интересные моменты!Все, все, все хотим узнать!Нужно все зарисовать!Как наш опыт получился,Сколько времени он длился?Удивляемся всему:Как? Зачем? И почему?...

Исследовательская работа " Я на радугу-дугу полюбуюсь, побегу!"

  Для исследовательской работы мы выбрали тему "Я на радугу-дугу полюбуюсь, побегу!", так как это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.  ...

Исследовательская работа "Как получается радуга"

Презентация к исследовательской работе "Как получается радуга"...