Рабочая программа по внеурочной деятельности Краеведение 6 класс
календарно-тематическое планирование на тему

Зуфарова Севда Нурадиновна

 

         Программа составлена на основе ФГОС;

 Фундаментального ядра для основной школы содержания общего образования,

Примерной программы основного общего образования;

Образовательной программы школы;

Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников;

 Требований к результатам основного общего образования.

     Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания детей.

Актуальность:

Краеведение – одно из важных направлений при воспитании личности ученика.

    Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания ребят о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.

       Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

      Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

        Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.

Школьное краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии учащегося. Именно в формах, методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности развития у школьников познавательных способностей. Содержание краеведческого материала способствует пониманию причинно-следственных связей в природных явлениях и экономических процессах. Изучение общих географических вопросов должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение географии как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                                                           

                                                               «Познавайте свой край, свою горушку или речонку.

 Не бойтесь, что малы те горушки и реки, ведь из малого

вырастает большое».     А.Е.Ферсман

         Программа составлена на основе ФГОС;

 Фундаментального ядра для основной школы содержания общего образования,

Примерной программы основного общего образования;

Образовательной программы школы;

Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников;

 Требований к результатам основного общего образования.

     Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания детей.

Актуальность:

Краеведение – одно из важных направлений при воспитании личности ученика.

    Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания ребят о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.

       Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

      Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

        Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.

Школьное краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии учащегося. Именно в формах, методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности развития у школьников познавательных способностей. Содержание краеведческого материала способствует пониманию причинно-следственных связей в природных явлениях и экономических процессах. Изучение общих географических вопросов должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение географии как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся.

          Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, походы, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего села. Большое внимание уделяется природоохранным мероприятиям, посещение родников, лесов и других интересных уголков природы своего края. Проводятся походы. Во время походов ребят обучают правилам поведения в природе, учат навыкам, которые необходимы туристам: разведение огня, разбивка палатки, оказание первой помощи пострадавшим во время похода. Эти знания пригодятся обучающиеся в дальнейшей жизни. Во время походов учащиеся получают массу положительных эмоций, они учатся видеть доброе и прекрасное в окружающем их мире.

Данная краеведческая работа активизирует мыслительные процессы детей, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.

Экскурсии и походы позволяют глубже понять и увидеть красоту природы района и области, оценить экологическое состояние природных объектов.

         Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания и развития детей через активное познание родного края  

        Задачи: Образовательные задачи:

  • сформировать знания о природных особенностях своей местности;
  • научить школьников устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы;
  • углубить знания о местной природе, показать, как познание природы позволяет человеку рационально её использовать, преобразовывать, охранять;
  • вовлечь детей в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы, истории и культуры своего края, её преобразованию и охране.

Развивающие задачи:

  • развивать творческие способности и коммуникативные умения обучающихся, в процессе освоения местного краеведческого материала;
  • способствовать воспитанию природно - и культурно охранного, экологического сознания.          
  • развивать познавательную активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;
  • развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.
  • укреплять здоровье детей на занятиях в условиях природной среды;

Воспитательные задачи:

  • формировать гражданскую позицию, чувства патриотизма, любви к родине.
  • воспитывать чувства товарищества и личной ответственности.
  • воспитывать личность гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее природу, историю, культуру, национальные традиции;
  • сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;

  Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа рассчитана на детей в возрасте 12 лет

Формы и режим проведения занятий

     Содержание внеурочных занятий предполагает разнообразные виды деятельности школьников: рассказ, беседа, игра, доклады, обобщающие занятия (в форме различных викторин и конкурсов), занятия-путешествия.

А также использование различных источников информации, знакомство со способом составления картосхем, исследование территории, географическое описание, наблюдение, проектирование, составление компьютерных презентаций, практические работы на местности, игры и видеофильмы по географии, экологии, краеведению. Исследование природы родного края подразумевает работу в музее, архиве с целью накопления материала. Также проведение экскурсий, походов с целью изучения природных объектов, исследования и мониторинга воды, растительности

Содержание и структура программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения: 6 класс

Количество часов в неделю - 1 раз в неделю

Всего- 33 часов:

  • обучающиеся 6 классов

Личностные   и   метапредметных результаты

     Личностными результатами освоения программы являются:

—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы разными методами;

—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, и т. д.);

—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей данного школьного возраста: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения),

составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, графиков, рисунков и т. д.;

—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

—в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

—в познавательной сфере — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

—в трудовой сфере — владение навыками посадки деревьев, подготовка костра и т. д.;

—в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

    Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных вне учебных ситуаций; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

     Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

    1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах ведения здорового

образа жизни, о технике безопасности при экскурсии и походе, способах и средствах передвижения на местности пешком, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях, о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в походе и на экскурсии, о способах самостоятельного поиска, нахождения  и обработки информации.

   2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений, обучающихся к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к другим людям.

   3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими

людьми и принятия на себя ответственности за других.

         При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления социокультурной идентичности, духовно-нравственной воспитанности социально-коммуникативных компетенций.

     Ожидаемый результат:

1. Формирование личности, знающей природу и историю родного края.

2. Создание альбома «Мой край родной», в которых будет собран и систематизирован весь исследовательский материал и творческие работы учеников

3. Участие в конкурсах краеведческой направленности.

     Направленность дополнительной образовательной программы

Программа «Познай свой край» направлена на пропаганду и развитие природоохранной деятельности. Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природе родного края, а также формированию исследовательских навыков

                                                                   

                                                              Календарно- тематический план

                                   внеурочной деятельности «Познай свой край» 6 «Б» класс – 33 часов

№ п\п

Тема занятия

Деятельность учеников/

Практические занятия

Дата проведения

План.

Факт.

1.

Введение. Цели и задачи курса “Краеведение” - «Познай свой край». Экскурсия в природу «Организация наблюдений за погодой с помощью приборов и инструментов»

Беседа о значении изучения вопросов краеведения. Ведение календаря наблюдений

07.09

2.

Полевая практика «Работа краеведа в полевых условиях»

Практическая работа: «Организация работы обучающихся в полевых условиях с использованием геоприборов»

14.09

3.

Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Осень.

Ведение календаря наблюдений

21.09

4

Географическое положение КБР

Географическое положение края на карте России

Работа с картой

28.09

5

Изменение ландшафтов родного края во времени.

Сообщения о ландшафтах родного края

05.10

6

Природные зоны КБР

Видеофильм, обсуждение

12.10

7

Животные природных зон КБР

Доклады, презентации, сообщения

19.10

8

Голубые озера

Чегемские водопады09.11

Видеофильм, обсуждение

26.10

9

Экскурсия по курортной зоне

Экскурсия

09.11

10

Экскурсия по парку

Отчёт о походе

16.11

11

Изучение методики изучения рек

лекция

23.11

12

Описание рек нашей местности

Экскурсия

Практическая работа

30.11

13

Методика изучения родников

Лекция

07.12

14

Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Зима.

Ведение календаря наблюдений

14.12

15.

Особенности климата родного края

Принести фотографии времен года нашей местности

21.12

16.

«Наблюдение за погодой. Ведение календаря погоды.»

Вести наблюдения за погодой, составить календарь погоды

11.01

17.

«Обработка результатов наблюдения за погодой родного края»

Практическое занятие. Оформление альбома: «Времена года»

18.01

18.

Растительные сообщества нашей местности

Изучение литературы, сайтов Интернет

25.01

19.

Лес - природная зона нашего края.

Беседа, чтение

01.02

20.

Многообразие растений и животных КБР

Составление книжек-раскладушек

08.02

21.

Редкие, лекарственные, ядовитые растения родного края.

Памятки об охране редких растений и о правилах использования ядовитых растений

15.02

22.

Игра «По заповедным тропам родного края»

Участие в игре

22.02

23.

Шоу викторина «Земля у нас – одна».

Участие в викторине

01.03

24.

«Экологический эрудит» - игра.

Участие в игре

15.03

25.

Оформление выставок рисунков

- «Малые реки нашей местности»;

- «Родники вы мои, родники»

Оформление выставок рисунков

22.03

26

Известные люди родного края

сообщения

05.04

27.

Изображение в творчестве поэтов природы родного края.

Изучение творчества

12.04

28.

Изображение в творчестве писателей и художников природы родного края.

Изучение творчества

19.04

29.

Трудовой десант: «Уборка территории вокруг храма Параскевы Пятницы»

Трудовой десант

26.04

30.

Население Прохладненского района.

беседа

03.05

31.

Я родился в Прохладненском районе, традиции моей семьи. Быт и традиции местных жителей.

Сочинение, обсуждение

10.05

32

Работа с литературой, подготовка рефератов, творческих работ к школьным научно-практическим конференциям.

Подготовка творческой работы

17.05

33.

Защита творческих работ

защита

24.05

ИТОГ

33ч.

          Материальное обеспечение программы

Кабинет географии и биологии, где представлены представители флоры и фауны, гербарии, коллекции горных пород, приборы и инструменты, карты по тематикам. Компьютеры, проектор, экран, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, интерактивная доска.

Методическое обеспечение программы

1. - Знакомство с произведениями М.Губжева, К. Кулиева, А. Кешокова и т.д.

2. - Знакомство с нартским эпосом

3. - Чтение русских былин и сказок, сравнение с нартским эпосом.

4. - Пословицы, поговорки народов КБР

5. - Разучивание стихотворений поэтов КБР

                                                                 Календарно- тематический план

                                         внеурочной деятельности «Познай свой край» 6 «А» класс – 33 часов

№ п\п

Тема занятия

Деятельность учеников/

Практические занятия

Дата проведения

План.

Факт.

1.

Введение. Цели и задачи курса “Краеведение” - «Познай свой край». Экскурсия в природу «Организация наблюдений за погодой с помощью приборов и инструментов»

Беседа о значении изучения вопросов краеведения. Ведение календаря наблюдений

02.09

2.

Полевая практика «Работа краеведа в полевых условиях»

Практическая работа: «Организация работы обучающихся в полевых условиях с использованием геоприборов»

09.09

3.

Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Осень.

Ведение календаря наблюдений

16.09

4

Географическое положение КБР

Географическое положение края на карте России

Работа с картой

23.09

5

Изменение ландшафтов родного края во времени.

Сообщения о ландшафтах родного края

30.09

6

Природные зоны КБР

Видеофильм, обсуждение

07.10

7

Животные природных зон КБР

Доклады, презентации, сообщения

14.10

8

Голубые озера

Чегемские водопады09.11

Видеофильм, обсуждение

21.10

9

Экскурсия по курортной зоне

Экскурсия

28.10

10

Экскурсия по парку

Отчёт о походе

11.11

11

Изучение методики изучения рек

лекция

25.11

12

Описание рек нашей местности

Экскурсия

Практическая работа

02.12

13

Методика изучения родников

Лекция

09.12

14

Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Зима.

Ведение календаря наблюдений

16.12

15.

Особенности климата родного края

Принести фотографии времен года нашей местности

23.12

16.

«Наблюдение за погодой. Ведение календаря погоды.»

Вести наблюдения за погодой, составить календарь погоды

13.01

17.

«Обработка результатов наблюдения за погодой родного края»

Практическое занятие. Оформление альбома: «Времена года»

20.01

18.

Растительные сообщества нашей местности

Изучение литературы, сайтов Интернет

27.01

19.

Лес - природная зона нашего края.

Беседа, чтение

03.02

20.

Многообразие растений и животных КБР

Составление книжек-раскладушек

10.02

21.

Редкие, лекарственные, ядовитые растения родного края.

Памятки об охране редких растений и о правилах использования ядовитых растений

17.02

22.

Игра «По заповедным тропам родного края»

Участие в игре

24.02

23.

Шоу викторина «Земля у нас – одна».

Участие в викторине

03.03

24.

«Экологический эрудит» - игра.

Участие в игре

10.03

25.

Оформление выставок рисунков

- «Малые реки нашей местности»;

- «Родники вы мои, родники»

Оформление выставок рисунков

17.03

26

Известные люди родного края

сообщения

24.03

27.

Изображение в творчестве поэтов природы родного края.

Изучение творчества

07.04

28.

Изображение в творчестве писателей и художников природы родного края.

Изучение творчества

14.04

29.

Трудовой десант: «Уборка территории вокруг храма Параскевы Пятницы»

Трудовой десант

21.04

30.

Население Прохладненского района.

беседа

28.04

31.

Я родился в Прохладненском районе, традиции моей семьи. Быт и традиции местных жителей.

Сочинение, обсуждение

05.05

32

Работа с литературой, подготовка рефератов, творческих работ к школьным научно-практическим конференциям.

Подготовка творческой работы

12.05

33.

Защита творческих работ

защита

19.05

ИТОГ

33ч.

                                               

  Календарно- тематический план

                                         вне учебной деятельности «Познай свой край» 5 класс – 33 часов

№ п\п

Тема занятия

Деятельность учеников/

Практические занятия

                                        Дата проведения

План.

факт

1.

Введение в краеведение

Поход в природу

Беседа о значении краеведения

2.

Азбука краеведения.

Краеведческие должности: юный историк-краевед; краевед-летописец; краевед фотограф, метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог, краевед-географ, краевед-эколог.

3

Методы изучения природы. Работа в полевых условиях

Практикум: Наблюдение, измерение, сравнение

4

Знакомство с географическими приборами и инструментами

Практикум: Наблюдение, измерение, сравнение

5

Акция «Зелёный наряд Отчизне!»

Посадка аллеи сосен у школы и у домов

6

Экскурсия в природу «КБР»

Правила поведения на экскурсиях и в походах

Практическое занятие: Чтение инструкции. Вводный инструктаж по технике безопасности. Сбор подписей под инструктажем.

7.

Определение сторон горизонта разными способами. Экскурсия в село Красносельское.

Практическое занятие: Определение сторон горизонта разными способами.

8.

Определение сторон горизонта с помощью местных признаков. Экскурсия.

Практическое занятие: Определение сторон горизонта разными способами.

9.

Ведение дневника краеведческих наблюдений.

Практические занятия

Ведение дневника наблюдений и впечатлений.

10.

Поделки из природного материала. Знакомство с правилами составления экспозиций из природных материалов.

Практические занятия

Поход в лес за природными материалами.

11.

Поделки из природного материала. Конкурс «Природа и фантазия».

Практические занятия

Выставка поделок.

12.

Лесная кладовая

Схема, таблица. Рисунки

видеофильм

13.

Оформление памятки юному туристу «Не теряй ориентир!»

Работа с компьютером: буклет

14.

Географические названия населенных пунктов нашей местности.

Работа с картой Холмского края, анализ карты

15.

Топонимика населенных пунктов

Заполнение таблицы

16

Из истории названия села Красносельского. Почему Красносельский? Рельеф своей местности.

Беседа: связь с рельефом своей местности

17

Исчезнувшие деревни нашего края

Изучение презентации

18.

Беседа со старожилами о народных промыслах

Беседа со старожилами. Фотографирование

19.

Занятия местных жителей в настоящее время.

Беседа со старожилами. Фотографирование

20.

Викторина «Знаешь ли ты свой край?»

Ответы на вопросы викторины

21.

Составление викторины об истории своего края

Составление вопросов викторины

22

Культурное наследие родного края

Презентация

23

О памятнике воинам - погибшим в годы Великой Отечественной войны

Практические занятия

Экскурсия к памятнику «Павшим войнам», Минута молчания. Уборка территории.

24.

Природное наследие

Памятники природы КБР.

Практические занятия

Экскурсия в зимний лес. Ведение дневника наблюдений за природой.

25.

Природное наследие КБР

Изучение презентаций детей

26.

Природа родного края

Сбор материала

27.

Милый сердцу уголок природы родного края

Составление презентации

28.

Акция «Украсим школьный двор». Изготовление поделок из бытового мусора.

Практическое занятие: Изготовление поделок из бытового мусора.

29.

Акция «Украсим школьный двор». Установка поделок

Практическое занятие: Изготовление поделок из бытового мусора.

30

Посадка декоративных растений на школьном участке. Фотовыставка «Войди в природу другом!»

Практическое занятие: посадка декоративных растений на пришкольном участке. Оформление фото стенда «Войди в природу другом!»

31

Город у синей горы

Практическое занятие: выставка фотографии

32

«Уничтожить секунду - вырастить годы»

Изучение презентаций детей

33

Край родной»

(просмотр слайдов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение"

Рабочая программа состоит из пояснительной записки и тематического планирования. Рассчитана на учеников 2 класса. Количество занятий- 34 часа ( 1 час в неделю). Занятия включают в себя выполнение колл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование по внеурочным занятиям "Краеведение". Курс расчитан на 34 часа(1 час в неделю). Класс- 2....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Краеведение» для 4 класса.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение" для 4 класса разработана для изучения тульского края: природа, исторические данные. Указаны авторы книг, по которым можно исследова...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение. Моя малая Родина»

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Краеведение»

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в е...