Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа (3 класс) на тему

Представлена рабочая программа внеурочной деятельности курса" Семь цветов радуги" в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sem_tsvetov_radugi_.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Курс  «Семь  цветов  радуги» является программой внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетической направленности, предполагает уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (4 года обучения).

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования карандашами, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

В современном мире особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.                                                                                    

Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке. 
Задачи: 

1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

— репродуктивный (воспроизводящий);

— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения). 

                                  Ценностные ориентиры содержания курса

Приоритетная цель курса «Волшебный карандаш»—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. 
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. 
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.   

  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного     предмета

     В результате изучения курса «Волшебный карандаш» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. 
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Волшебный карандаш»:


  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать
     с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. 

    Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Волшебный карандаш»: 


  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства; 

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
     

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; 

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; 

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; 

  • умение рассуждать
     о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; 

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять
     значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; 

  • умение приводить примеры
     произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Содержание учебного предмета 

«Мы - художники»

Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.

  1. Основы художественной грамоты.

                     Теоретическая часть.

  • Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
  • Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
  • Основы рисунка. Роль рисунка  в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
  • Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
  • Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия»,  «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
  • Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
  • Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.

  1. Графика.

             Теоретическая часть.

  • Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
  • Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики:  линия, штрих, пятно, точка.  
  • Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
  • Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
  • Гравюра на картоне.
  • Прикладная графика. Открытка,  поздравление, шрифт.
  • Связь с рисунком, композицией, живописью.


Календарно-тематический план

п/п

Календарные сроки

Скорректированные сроки

                  Тема

Основы художественной грамоты. 14 ч.

1

05.09-09.09

Вводное занятие.  

2

12.09-16.09

Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

3

19.09-23.09

Натюрморт из трёх предметов.

4

26.09-30.09

Рисующий свет.

5

03.10-07.10

Холодные цвета. Стихия – вода.  

6

10.10-14.10

Теплые цвета. Стихия- огонь.

7

17.10-21.10

 Осенние листья.

8

24.10-28.10

Природная форма – лист.  

9

07.11-11.11

Натюрморт.

10

14.11-18.11

 Дворец Снежной королевы.

11

21.11-25.11

Портрет мамы.

12

28.11-02.12

Цветы зимы.

13

05.12-09.12

 Здравствуй ,праздник Новый год!

14

12.12-16.12

Прогулка по зимнему саду

Графика   8 ч.

15

19.12-23.12

Вводное занятие, введение в тему.

 

16

10.01-13.01

Листья и веточки.

17

16.01-20.01

Зимняя ветка

18

23.01-27.01

Натюрморт

19

30.01-03.02

Родной город.

20

06.02-10.02

Терема

21

13.02-17.02

Открытка – поздравление «Защитникам Отечества»

22

20.02-24.02

Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник»

Наше  творчество. 1ч.

23

27.02-03.03

Мир вокруг нас

Техники   изобразительного   искусства.  4ч.

24

06.03-10.03

Волшебные нитки.

25

13.03-17.03

Кляксография.

26

03.04-07.04

Выдувание.

27

10.04-14.04

Пальчиковая живопись  

Наше творчество. 5 ч.

28-29

17.04-21.04

Рисование по теме: «Победа!»

30-31

24.04-28.04

Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни»

32

08.05-12.05

33

15.05-19.05

Рисование по теме: «Мечты о лете!»

34

22.05-26.05

 Свободный выбор техники и материалов. Выставка рисунков.

                                                      Итого 34   часов

Материально- техническое обеспечение

Требования к оснащению учебного процесса учитывают реальные условия работы школы

                                                                             Оборудование

  • Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
  • Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
  • Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  • Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
  • Краски: акварельные, гуашевые.
  • 2.Пластилин.
  • 3.Клей .
  • 4.Ножницы.
  • 5.Ёмкости для воды.
  • 6. Кисти.
  • 7.Магнитная доска.

   ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Интерактивная доска
  • Музыкальный центр
  • Проектор
  • Коллекция для видео «Музеи России.  Эрмитаж»
  • Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»

                                               ТАБЛИЦЫ (комплекты)

  • Хохлома
  • Гжель
  • Урало-сибирская роспись
  • Полхов - Майдан
  • Мезенская роспись
  • Дымковская игрушка
  • Жостово
  •  Введение в цветоведение. 16 штук
  • Декоративно-прикладное искусство. 12 штук

                                              МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  • Репродукции картин разных художников.
  • Муляжи для  рисования (2 набора)
  • Коллекция бабочек для рисования
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
  • Детские работы как  примеры выполнения творческих заданий.

и современные представления о культуре и безопасности труда обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...