Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа (3 класс) на тему

Представлена рабочая программа внеурочной деятельности курса " Наглядная геометрия" в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadnaya_geometriya.docx45.21 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов.  Педагогическая целесообразность  данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков  пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно».

      Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает  развитие  УУД учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

          С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

      Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.       

Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

Развивающая: развивать восприятие, внимание, память, воображение, образное мышление, способность мыслить творчески; формировать у детей элементарных пространственных представлений; обеспечение умственного и психического саморазвития.

 Образовательная: научить детей различать геометрические фигуры и объёмные тела; формировать навыки конструирования по образцу, по схеме и по замыслу; овладение навыками пространственного ориентирования.

 Воспитательная: воспитывать осознанное отношение к исследовательской деятельности и моделированию; вовлечение учащихся в активную творческую деятельность; способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

      Во главу угла при изучении курса  «Наглядная геометрия» ставится следующее:

а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;

б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

в) формирование картины мира.

 

Описание ценностных ориентиров содержания

Одним из результатов преподавания программы курса «Наглядная геометрия» является осмысление и интериоризация младшими школьниками системы ценностей.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

 

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию пространственного представления являются:    

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;  
  •  умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления  являются следующие умения:  

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • развитие высокой мотивации учебного процесса;
  • развитие всех форм мышления младшего школьника;  
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;  
  •  оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления следующие умения:    

  • обучение  умению ставить цели;  
  •  характеризовать явления, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • организовывать свою деятельность;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;  
  • формирование картины мира.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления являются следующие умения:    

Ожидаемый результат:  По окончании дети должны знать и уметь:

конструировать по образцу и по собственному замыслу;

иметь представление о различных видах призм и пирамид;

измерять и сравнивать объемы различных призм и пирамид;

 измерять и сравнивать объемы куба и прямоугольного параллелепипеда;

иметь представление о понятиях «вершина», «грань», «ребро»;

конструировать различные виды призм и пирамид;

решать задачи логического характера;

иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры;

конструировать симметричные фигуры;

иметь представление о понятии «центра симметрии», симметричных и несимметричных фигурах;

конструировать фигуры с центром симметрии;

уметь различать и сравнивать различные виды многогранников;

уметь работать по схемам различной сложности




Содержание курса

Содержание

Кол –во

 часов

1

Решение задач. Узлы и зацепления

1

2

Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости.

1

3

Радиус и диаметр окружности

1

4

Использование геометрических фигур для иллюстрации  долей величины. Сектор круга

1

5

Сектор. Сегмент.

1

6

Параллельные прямые

1

7

Виды четырёхугольников

1

8

Обобщение изученного

1

9

Построение на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые.

1

10

Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге.

1

11

Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника.

1

12

Диагонали квадрата.

1

13

Деление окружности на 4,6 равных частей. Вычерчивание «розеток»

1

14

Решение топологических задач

1

15

Обобщение изученного материала

1

16

Многоугольники выпуклые и невыпуклые

1

17

Периметр многоугольника

1

18

Периметр треугольника. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников

1

19

Площадь

1

20

Площадь. Единицы площади.

1

21

Нахождение площади равностороннего треугольника

1

22

Плоскость

1

23

Угол. Угловой градус

1

24

Сетки

1

25

Решение топологических задач. Подготовка учащихся к изучению объёмных тел. Пентамино.

1

26

Обобщение изученного

1

27

Куб

1

28

Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развёртка параллелепипеда

1

29

Каркасная модель куба. Развёртки куба.

1

30

Куб. Площадь полной поверхности куба.

1

31

Знакомство со свойствами игрального кубика

1

32.

33.

Закрепление изученного материала

2

34.

Театрализованная викторина «В гостях у королевы Геометрии»

1

                        ИТОГО:  34                  Теоретических  - 11                                     Практических - 23

Календарно – тематическое  планирование

№п/п

Календарные сроки

Скорректированные сроки

                  Тема

1

05.09-09.09

Решение задач. Узлы и зацепления

2

12.09-16.09

Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости.

3

19.09-23.09

Радиус и диаметр окружности

4

26.09-30.09

Использование геометрических фигур для иллюстрации  долей величины. Сектор круга

5

03.10-07.10

Сектор. Сегмент.

6

10.10-14.10

Параллельные прямые

7

17.10-21.10

Виды четырёхугольников

8

24.10-28.10

Обобщение изученного

9

07.11-11.11

Построение на нелинованной бумаге.

10

14.01-18.11

Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге.

11

21.11-25.11

Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника.

12

28.11-02.12

Диагонали квадрата.

13

05.12-09.12

Деление окружности на 4,6 равных частей.

14

12.12-16.12

Решение топологических задач

15

19.12-23.12

Обобщение изученного материала

16

10.01-13.01

Многоугольники выпуклые и невыпуклые

17

16.01-20.01

Периметр многоугольника

18

23.01-27.01

Периметр треугольника.

19

30.01-03.02

Площадь

20

06.02-10.02

Площадь. Единицы площади.

21

13.02-17.02

Нахождение площади равностороннего треугольника

22

20.02-24.02

Плоскость

23

27.02-03.03

Угол. Угловой градус

24

06.03-10.03

Сетки

25

13.03-17.03

Решение топологических задач..

26

20.03-24.03

Обобщение изученного

27

03.04-07.04

Куб

28

10.04-14.04

Прямоугольный параллелепипед.  Развёртка параллелепипеда

29

17.04-21.04

Каркасная модель куба. Развёртки куба.

30

24.04-28.04

Куб. Площадь полной поверхности куба.

31

01.05-05.05

Знакомство со свойствами игрального кубика

32.

08.05-12.05

Закрепление изученного материала

33.

15.05-19.05

34.

22.05-26.05

Театрализованная викторина «В гостях у королевы Геометрии»

           

               

                     


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1) объёмные  пособия – модели геометрических фигур.

2) набор конструктора «Геоконт»

3) изобразительные наглядные пособия – таблицы.

Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,)  

Обеспечение программы  методическими видами продукции:

 1. Мультимедийные презентации занятий –

- «Многоугольники»

- «Четырехугольники»

- «Логический квадрат»

- «Периметр многоугольника»

- «Куб»

- «Объем»

- «Симметрия»

- «Каталог геометрических фигур и тел»

- «Моделирование многогранников. Правильные многогранники»

- «Моделирование многогранников. Архимедовы тела».

 Дидактический материал :

Схемы плоскостных фигур

Схемы разверток многогранников

Библиотечный фонд программы курса «Наглядная геометрия»:

3. А,П. Тонких и другие. Логические задачи на уроках математики. Ярославль: Академия развития , 1997г.

4. И.В. Шадрина. Обучение геометрии в начальных классах. М.: Школьная Пресса, 2012г.

5. С.В. Соколова. Оригами для дошкольников. СПб., 2013г.

6. В.Н. Рудницкая. 2000 задач по математике. М.:Дрофа, 2014 г.

7. Н.С. Подходова и др. Волшебная страна фигур. В пяти путешествиях. СПб., 2000г.

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Рамки или паспарту для экспонирования детских работ (фронтальных композиций) на выставках.

Подставки или витрины для экспонирования объемно-пространственных композиций на выставка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...