Исследовательская работа "Какой же день без завтрака?"
творческая работа учащихся (2 класс) на тему

Сойко Татьяна Анатольевна

Эта работа была представлена на городской конкурс исследовательских и творческих работ учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_kakoy_zhe_den_bez_zavtraka.docx163.03 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ВВЕДЕНИЕ

   …Тому на пользу мой совет пойдет,

    Кто ест и пьет достойно, в свой черед.

                Авиценна.

Здравствуйте, уважаемое жюри, ребята. Меня зовут Литвиненко Даша. Я учусь во 2 классе Гимназии №23.

Очень часто в школе и по телевидению  я слышу о том, что надо вести здоровый образ жизни. Это значит, соблюдать режим дня, правильно питаться, заниматься спортом, не иметь вредных привычек.  

Утро каждого человека начинается одинаково: умыться, одеться, позавтракать. Почти все по утрам торопятся, опаздывают. А ведь можно сэкономить драгоценное время. Например, можно отказаться от завтрака! Но родители настойчиво говорят нам:  « В завтраке – сила!», « Завтрак – съешь сам, обедом – поделись с другом, ужин – отдай врагу!», « Завтрак необходим для здоровья и все тут!». Но почему? В чем же польза завтрака?

          Чтобы разобраться в этом вопросе, я решила провести собственное исследование «Важен ли завтрак для сохранения здоровья?» цель которого: изучение влияния завтрака на здоровье человека.

Для   реализации   поставленной   цели,   необходимо   решить  следующие задачи:

  • ознакомиться с теоретическим материалом на тему; узнать, каким  должен быть завтрак;
  • провести анкетирование ребят начального звена, с целью выявления количества учащихся завтракающих дома и в нашей школьной столовой;
  • собрать и обработать данные анкетирования;
  • оформить информационный буклет  «Берегите свое здоровье!»
  • оформить книжку-малышку «10 рецептов вкусной и весёлой пищи»;
  • выработать рекомендации, советы по поводу утреннего приема пищи.

Гипотеза :

  1. Предположим, что завтрак выдумали взрослые, чтобы соблюдать этикет питания.
  2. Допустим, что завтракать нужно только тогда, когда хочется кушать,  и есть на завтрак только то, что нравится.

Объект  исследования:  завтрак.

Методы исследования:

  • теоретическое исследование;
  • анкетирование учащихся;
  • наблюдение;
  • анализ;
  • сравнение;
  • обобщение.

Актуальность

Изучая данный вопрос в Интернет-сети, в энциклопедической, научно-популярной литературе, я выяснила, что питание младшего школьника стало головной болью не только родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии.

В ходе Всероссийской диспансеризации было выяснено, что здоровье российских школьников в последнее десятилетие значительно ухудшилось. Одной из патологий являются болезни органов пищеварения, которые связаны с  состоянием питания школьников.   

Умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, нередко в сочетании с дополнительными нагрузками, приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания современных детей. Пищевой рацион школьников должен покрывать все энергетические потребности, связанные с ростом организма и жизнедеятельностью детей.

Итак, актуальность проблемы школьного питания очень велика, одна из её  составляющих - это завтрак.

  1. ЗАВТРАК: СЪЕСТЬ САМОМУ ИЛИ ОТДАТЬ ВРАГУ?

Учащийся должен быть здоровым, крепким и развитым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает одно из первых мест. Оно должно быть полноценным и правильно организованным. Важную роль в решение данного вопроса занимает школьный завтрак. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний.  

  1. Что такое завтрак

Изучив  словарь  русского языка, я  пришла к выводу, что слово «завтрак» существует во всех языках мира. Вот некоторые примеры:

•        Из толкового словаря  русского языка  Ожегова С.И., Шведова Н.Ю. я узнала, что ЗА́ВТРАК:

  1. Утренняя еда.

  2. Пища, приготовленная для утренней еды.

В чувашском языке слово «завтрак» звучит как (Ирхине апат) - «утренний обед».

В переводе с японского «завтрак» (асгохан или асахан) - «утренний рис».

А с немецкого слово «завтрак» (фрюштюк)- «ранний кусок».

В буквальном переводе с английского слово «завтрак» (брекфаст)- «короткий перерыв».

         Не правда ли, много общего? Значит, все люди мира утром принимают пищу! Завтрак  — первый дневной приём пищи, утренняя еда. Также, завтрак – это отличное время настроиться на удачный день и получить от еды и пользу, и удовольствие! Мне стало интересно, а так ли важен завтрак? Наверное, неспроста  гласит старая мудрая русская пословица: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу!»

  1. Зачем нужен завтрак

Оказывается, наш организм состоит из клеток. Когда мы ночью спим, клетки работают – восстанавливаются, рождают новые клетки.

Поэтому, при пробуждении, наш организм – голодный, усталый, вялый.

Ему требуется восстановить силы, заправиться питательными веществами –   белками, жирами, углеводами и витаминами. Нужен завтрак!

Если же мы не завтракаем, то организм берет эти питательные вещества из других участков тела.  Отсюда – редение волос, ломкость и болезнь ногтей, выпадение зубов, вялость мышц! 

Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность. Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.

  1. Что нужно есть на завтрак

Тело человека состоит на 70% из воды. Вода из организма выводится через кожу, почки и выдыхаемый воздух, поэтому организму требуется постоянное её потребление.

Необходимо в течение дня чередовать прием пищи с выпитой жидкостью.

Специалисты выделяют «три кита правильного завтрака»:

  • Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет, и клетчатки. Больше пользы и витаминов в недавно собранных фруктах. Такие есть даже зимой! Это цитрусовые, гранаты. В период приближающегося весеннего авитаминоза актуальны будут черешня, клубника, зелень.
  • Зерновые продукты. В них есть витамины А и D, железо. Кроме того, в зерновых содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.
  • Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.

Итак, фрукты, каша и что-то молочное – основа детского завтрака. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка. Разнообразие меню достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В детской энциклопедии здоровья «Расти здоровым» я узнала, какой должен быть среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников. В большом ассортименте они используются на завтрак.    

Среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников

Продукты

Возраст школьника

7 – 10 лет

11 – 13 лет

Хлеб пшеничный

150 гр

200 гр

Хлеб ржаной

70 гр

100 гр

Крупы, бобовые, макаронные изделия

45 гр

50 гр

Картофель

200 гр

250 гр

Овощи разные

275 гр

300 гр

Фрукты свежие

150 – 300 гр

150 – 300 гр

Сахар

60 гр

65 гр

Кондитерские изделия

10 гр

15 гр

Масло сливочное

25 гр

30 гр

Масло растительное

10 гр

15 гр

Яйцо

1 шт

1  шт

Творог

40 гр

45 гр

Сметана

10 гр

10 гр

Сыр

10 гр

10 гр

Мясо, птица, колбасы

140 гр

170 гр

Рыба

40 гр

50 гр

  1. Польза завтрака

Обследование детей разного возраста, а также опрос их родителей, учеными из Центра по контролю и профилактике заболеваний штата Мэриленд обнаружено, что кариес чаще всего поражает тех, кто постоянно отказывается от завтраков. Так, если дети не получали по утрам хотя бы фруктов, вероятность развития кариеса возрастает у них как минимум в 2 раза.

Британские ученые выяснили, что люди, которые по утрам не завтракают, более подвержены таким заболеваниям, как простуда и грипп. В особенности это касается зимнего времени, когда организм  ослаблен.

По статистике, люди, которые привыкли завтракать, менее подвержены стрессу. Хороший завтрак – это лучший способ улучшить работу мозга в течение дня.

Завтрак необходим еще и потому, что вы начинаете свой день, впереди масса встреч, переговоров, различных дел. На пустой желудок вам вряд ли захочется работать, в силу отсутствия энергии.

Врачи из Берлинского университета недавно доказали, что домашний завтрак совершенно необходим детям. Школьники, получающие каждый день полноценный, сытный завтрак, лучше учатся и реже страдают от избыточного веса, чем те, что пренебрегают утренней трапезой.

Ведь первый урок - это в любом случае напряжение, стресс. А если этот стресс регулярно происходит на голодный желудок, то до пресловутого школьного гастрита, а то и язвы - рукой подать. Кроме того, после серьезной интеллектуальной нагрузки не успевший позавтракать ребенок испытывает такой дефицит энергии, что потом переедает во время обеда и ужина. Зато у тех, кто не отказывается от завтрака, не только в норме вес, но и лучше память, выше коэффициент интеллекта, они реже пропускают занятия.

Учёными установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга - глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки.

Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для                                                 детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.                      

  1. Интересные факты о завтраке
  1. По статистике, те автомобилисты, кто не завтракает дома, становятся чаще участниками утренних дорожно-транспортных происшествий.
  2. Идеальные продукты для завтрака:
  • Апельсиновый сок. Традиция пить каждое утро апельсиновый сок заложена во всех европейских странах и Америке. И совершенно не зря. Сок даёт хороший запас витамина С на весь день.
  • Ржаной хлеб. Этот компонент завтрака содержит качественную смесь различных углеводов, клетчатки, витамина В и минеральных солей.
  • Мюсли или хлопья. Съешьте мюсли с молоком на завтрак и вы не захотите есть до самого обеда, к тому же это блюдо даст необходимое количество энергии.
  • Фрукты. Всем известно, какая от фруктов польза. Микроэлементы, витамины, кроме того, фрукты нормализуют работу кишечника.
  • Йогурт. Это особое лакомство, польза которого давно уже приобрела всеобщую известность. Повышает устойчивость к стрессам и способствует укреплению иммунитета.
  1. Папа  Римский чаще всего ест на завтрак… пиццу! Он даже благословил изготовителей пиццы, и это не удивительно – потому что он не признает никакой другой еды, кроме пиццы: ест её на завтрак, на обед и на ужин.
  2. Наш Президент, В.В. Путин каждое утро начинает с каши, причем она всё время бывает разная: овсяная, рисовая, гречневая, манная.
  3. Чем обильнее завтрак, тем меньше человек съедает в течение дня. Утром лучше отдать предпочтение белковой пище. Тогда днём вы долго не почувствуете голода.

  1. Режим питания школьника

Мне стало интересно, а когда и как завтракают мои сверстники и другие ученики начальных классов? Я провела анкетирование. Результаты вы можете увидеть на экране.

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха.

Режим питания учеников начальной школы

  • 7.30 – 7.50       Завтрак дома
  • 10.00 - 10.20   Завтрак в школе
  • 13.00 - 13.30   Обед дома или в школе
  • 15.30 – 16.00  Полдник
  • 19.00 - 19.30   Ужин дома

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возвращаясь к выдвинутым гипотезам, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что первая гипотеза не подтвердилась.  Она рассыпалась, не дойдя до финала моего исследования. Согласитесь, мы ни разу не произнесли  «этикет питания». Важность завтрака раскрылась не только с точки зрения учёных, врачей, но и с практической стороны. Как видно из проведённого анкетирования, большинство обучающихся начальной школы понимают значение горячего завтрака и стараются поддерживать его полноценность.

        Вторую  гипотезу я бы отнесла к культуре питания. Воспитывать культуру еды нужно еще в раннем детстве. Даже дошкольнику вполне доступно представление о том, что в течение дня бывает завтрак, обед, полдник и ужин. Отдельная тема - выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок  не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь  культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать!

Значит, не зря наши родители заставляют  нас кушать по утрам. Я поняла, что завтрак это – молодость, энергия, фигура, малый риск заболеваний, здоровые зубы, успеваемость! Теперь ни одно утро у нас не обходится без завтрака. Ребята! Не подвергайте свой организм проверкам на выносливость! Начните завтракать уже завтра! Лучше «завтрак съесть  самому и не отдавать врагу!»

В результате моего  исследования я  пришла  к такому выводу: если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым. Школьный завтрак необходим, так как от него зависит состояние нашего здоровья, успеваемость, настроение.

Я затронула пока только одну проблему. А кто из вас знает, насколько важны первые блюда?! Надо ли есть в одно и то же время? Над этим тоже можно поразмыслить!   И возможно это станет темой моего следующего исследования.

Спасибо за внимание.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым», М.: Физкультура и спорт, 1992.
  2. Бердышев С.Н. «Здоровье на «отлично»! Самоучитель по укреплению здоровья для детей. М: «ФИПОЛ КЛАССИК», 2002.
  3. Змановский Ю. Ф. «Воспитаем детей здоровыми», М.: «Медицина», 1989.
  4. Толковый словарь Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. ВИКИПЕДИЯ.
  2. Кулинарные книги  Гастрономов (http://  www.gastronom.ru/)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Школьная научно-практическая конференция исследовательских, проектных и творческих работ учащихся « День науки». " Волшебная бумага"

В наш век цифровых технологий, люди все чаще и чаще свое свободное время проводят сидя у экрана монитора, а в качестве подарка предпочитают покупные сувениры. А ведь так приятно сделать подарок своими...

ДЕНЬ НАУКИ ТЕМА: «ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МОЕЙ ФАМИЛИИ» УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ФИЛОЛОГИЯ 1-4

     Провести анкетирование одноклассников. Собрать и изучить материал о способах образования фамилий, истории  образования фамилий моих одноклассников, образования фамилии ...

Исследовательский проект "Луков день."

В исследовательском проекте "Луков день" учащаяся 2 класса начальной школы рассмотрела, как человек использует лук в быту, изучила технологии выращивания репчатого лука в домашних услов...

Исследовательская работа "День оленевода – традиционный праздник обских угров".

День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник обско-угорских народов, связанный с их хозяйственной деятельностью. Праздник оленеводов отмечается, прежде всего, спортивными состя...