Творческий отчет на тему "Использование ИКТ в начальной школе"
учебно-методический материал на тему

Шайхразиева Зальбира Галихановна

Творческий отчет на тему: " Использование ИКТ в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               

Творческий отчёт

учителя Муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Школа- интернат среднего (полного) общего образования им. Героя Советского Союза Ш.Сулейманова    с. Новый Каинлык» Муниципального района Краснокамский район

Шайхразиевой Зальбиры Галихановны

по теме:

«Использование информационно-коммуникативных технологий

в начальной школе»

2013 год

Содержание

I. Введение.

II.Аналитическая часть.

1.Определение понятия «информационные коммуникационные технологии»

2.Цели использования ИКТ в начальной школе.

3. Использование ИКТ технологии в педагогической деятельности

III.Проектная часть.

IV.Заключение

V.Список литературы

VI.Приложение.

                                                     "Скажи мне, и я забуду.
                                                                    Покажи мне, - я смогу запомнить.
                                                                   Позволь мне это сделать самому,
                                                           и это станет моим навсегда".
                                                                          Древняя мудрость

Введение

  XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
         Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения  младших школьников, и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Актуальность проблемы. Особенностью современного общества является проникновение информационных технологий во все сферы жизни, в том числе и школьное образование. Это обращает меня к поиску путей формирования учебной деятельности в условиях компьютеризации образования.

Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умения самостоятельно учиться, развитие творческих способностей. Всё это входит в процесс радикальных изменений системы современного образования, которая переходит на новый уровень обучения – обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

II.Аналитическая часть.

1.Определение понятия «информационно - коммуникационные технологии»

Прохоров Юрий Васильевич определяет информационную технологию как «создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения.

        Существует другой взгляд на информационные технологии. Алборова Светлана Заурбековна считает, что информационные технологии в обучении представляют собой «совокупность методов и средств обучения, направленных на формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков».

        Использование информационных технологий в обучении изменило содержание методов и форм обучения. Всё большее признание получил интеграционный подход к обучению. Познание мира осуществляется в результате создания его модели, а не путём традиционного заучивания. Целью обучения становится формирование личности обучаемого в процессе приобретения знаний, навыков и умений, а не простое приобретение знаний, навыков и умений. Ориентированный на усреднённого индивида подход сменяется индивидуальным психологическим подходом к обучаемому.

        Словари коммуникацию определяют как процесс общения, линию связи, пути сообщения, следовательно, коммуникационные технологии – это технологии общения, связи, то есть совокупность методов, устройств и механизмов обработки информации, используемых обществом для обмена информацией.

        На сегодняшний день самым важным современным устройством ИКТ является компьютер, который снабжён необходимым программным

обеспечением, а также средства коммуникаций вместе с размещённой на ней информацией.

2.Цели использования ИКТ в начальной школе

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующей цели: 

-  создать условия для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения учителем этой цели по Якиманской:

-использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

-создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

-  стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

-использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

-оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения;

-   поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.   

Применение ИКТ на уроках усиливает:

 - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся. Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1.Принцип равенства позиций

2Принцип доверительности

3.Принцип обратной связи

4.Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках,  где применяется ИКТ.

Использование мультимедийных презентаций в начальной школе  сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью Power Point. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе я использую информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Выбранные мною  материалы для построения уроков,  позволяют лучше усваивать материал.  Ученики получают  возможность видеть, анализировать и размышлять над каждым шагом своего собственного процесса обучения, овладевая, таким образом, не только самим предметом, но также искусством учения и обучения.

Таким образом, использование информационных технологий играет огромную роль в учебном процессе, повышая его эффективность и улучшая качество знаний учащихся, формирует у них навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе. Как и всякое новое дело, на начальном этапе оно требует значительных усилий преподавателей.

3.Использование ИКТ технологии в педагогической деятельности

Я в своей педагогической деятельности выделяю пять направлений использования ИКТ:

  • ведение рабочей документации в электронном формате;
  • использование Интернет-ресурсов;
  • презентация как форма ИКТ;
  • использование ИКТ технологии на уроках и во внеурочной деятельности;
  • выступления с опорой на мультимедиапрезентацию.

Ведение рабочей документации в электронном формате.

Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Это и составление календарно-тематического планирования по всем предметам начального обучения, и создание методических копилок: «Классные часы», «Методические материалы по русскому языку», «Методические материалы по математике», «Контрольные, проверочные работы и тесты»,  и мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся для улучшения качества образования и результативности обучения.

Сюда же я бы отнесла и подготовку дидактического материала: печатного варианта индивидуальных заданий для тренировки навыков, организации самостоятельных и контрольных работ, а также наглядных средств обучения.

Использование Интернет-ресурсов.

Сеть Интернет в процессе обучения является:

Во-первых, огромным информационным ресурсом, который ежедневно пополняется. Все хоть сколько-нибудь значительные библиотеки мира предлагают свои виртуальные книжные полки потенциальным читателям. Музеи и галереи демонстрируют свои экспонаты и шедевры прямо на вашем рабочем столе. Электронные путеводители соблазняют достопримечательностями далеких стран. Сеть предоставляет возможность любому участнику коммуникаций опубликовать любую информацию о себе или своих проектах. Идет активный обмен готовыми мультимедийными продуктами и компьютерными обучающими программами.

Во-вторых, Интернет несет функцию почты. Сообщение почти мгновенно доставляется в любую точку мира, где есть доступ в Интернет (этот аспект может быть использован всеми участниками образовательного процесса: и учителя, и школьники могут переписываться с друзьями и коллегами во всех странах мира).

В- третьих, Интернет даёт возможность создавать профессиональную корпоративную среду. Такая среда называется корпоративной сетью и, по существу, является интеграцией нескольких основных функций и технологий, объединяющих в одну организационную среду электронную почту, базы данных, совместное использование информационных ресурсов и обмен текущей документацией.

Сейчас в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые сообщества учителей и учеников, сетевые образовательные журналы, сетевые ресурсы по различным предметам.

Образовательные порталы и форумы для профессионального общения педагогов:

http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование.
http://www.fio.ru – портал Федерации Интернет Образования.
http://vio.fio.ru/vio_site/ - Электронный журнал «Вопросы Интернет Образований».
http://center.fio.ru/som/ - сетевое объединение методистов.
http://www.oso.rcsz.ru – Обучающие сетевые олимпиады.
http://www.ioso.ru/distant/ Лаборатория дистанционного образования РАО.
http://www.intergu.ru/ Интернет-государство учителей.
http://pedsovet.org/ августовский Интернет-педсовет.
http://www.ito.su/Международная ежегодная конференция-выставка "Информационные технологии в образовании" (ИТО).
http://www.relarn.ru сайт ассоциации "Relarn" (ежегодная конференция представителей региональных научно-образовательных сетей "RELARN").
http://www.school-sector.relarn.ru/ сайт "Школьный сектор".
http://www.bytic.ru/ Фонд новых технологий в образовании "Байтик" (Международная ежегодная конференция-выставка "Применение новых технологий в образовании").
http://www.online-educa-moscow.com Первая международная конференция по вопросам обучения с применением технологий E-learning.
http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей.
http://tm.ifmo.ru/ Всероссийская ежегодная научно-методическая конференция "Телематика".
http://www.1september.ru Издательский дом "Первое сентября".
http://www.ou.tsu.ru/magazin.php Журнал "Открытое и дистанционное образование".

   Я  размещаю  свои учебно-методические ресурсы на информационно-образовательном портале  Республики Башкортостан. Материалы доступны по адресу: www.oprb.ru. Вот некоторые из уроков:

-урок русского языка,1 класс, тема «Ударение»;

-урок математики,1 класс, тема «Таблица сложения и вычитания 4.Повторение»

-урок математики,3 класс, тема «Площадь. Сравнение фигур по площади»;

-урок окружающего мира, 4 класс, тема «Равнины и горы России»;

-внеклассное мероприятие «Праздник Букваря»

-видео урок математики, 1 класс, тема «Счет от 1 до 10.Повторение пройденного». (media. www.oprb.)

 Недавно открыла свой сайт в социальной сети работников образования. Web–адрес сайта: http://nsportal.ru/zalbira-shayhrazieva

3. В моей методической копилке собрано много мультимедийных материалов по всем предметам, изучаемых в начальной школе. Их я нахожу в Интернете. Но бывает так, что необходимого нет. Тогда я готовлю материал сама. Их можно создать с помощью программы Microsoft PowerPoint.

Презентация как форма ИКТ.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление".

 Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
       Несколько лет назад я освоила  компьютерную программу Microsoft Power Point. Главное в презентациях – тезисность, информативность, наглядность, увлекательность.

Рекомендации к оформлению презентации:

1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

 3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе).

5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.)

Использование на уроках слайдопрезентаций приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор;
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

 Использование ИКТ технологии на уроках и во внеурочной деятельности.

 ИКТ в образовании в органическом сочетании с традиционными методами обучения и воспитания повышают качество обучения, способствуя развитию ребёнка как творческой личности.

Современные возможности компьютера могут способствовать в начальной школе не только обеспечению первоначального становления личности ребёнка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, утверждал Вадим Макаревич Монахов.

Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это не игровой автомат и устройство для путешествия по виртуальным мирам, а инструмент для решения задач. Более того, большинство вводимых понятий (объект, управление, исполнитель и пр.) являются именно теми понятиями, с помощью которых формулируются и решаются.

Большое количество компьютерных программ для младших школьников ориентированы на развитие внимания, мышления, памяти младших школьников на основе заданий, явно выделяющих процессы обработки информации человеком, формирование осознанного и ценностного отношения к собственной деятельности по переработке информации.

Использование младшими школьниками в своей деятельности компьютера оказывает существенное влияние на различные стороны его психологического развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютеров: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игры-воображения и т.д. Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие и память.

В настоящее время на уроках, в основном, я использую следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, тренажёры, тесты.

   Я  с успехом использую  мультимедийные презентации на уроках  русского языка как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, контроле ЗУН. При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.

В процессе работы с электронными таблицами учащиеся в игровой форме учатся работать с опорными схемами, узнают новый материал, закрепляют ранее изученный. Учителя – филологи знают, что многие темы “растянуты” на несколько лет обучения. А такая таблица позволяет в разных классах актуализировать знания по данной теме и добавить новые.

Хочу отметить, что данные материалы выгодно отличаются от бумажных таблиц, плакатов, репродукций, покупных или изготовленных в своё время своими руками, которыми не каждый педагог может поделиться с коллегами, т.к. они в единственном экземпляре. А эти материалы копируются легко и мгновенно. “Работа со словарными словами”

Правописание трудных слов – одно из направлений русского языка. При изучении этих слов я использую презентацию. Презентация построена таким образом:

  • сначала ребята отгадывают слово с помощью ребуса,
  • проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции,
  • появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму,
  • затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя (смысл слова), происхождение слова (этимология),
  • делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись слова,
  • подбирают к слову однокоренные слова,
  • подбирают синонимы, антонимы (если это возможно),
  • следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом,
  • выделение этого слова в фразеологизмах, пословицах, поговорках,
  • составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.

Такая работа помогает реализовать один из принципов работы с трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику. К написанию словарных слов нужно обращаться на разных этапах урока:

  • на чистописании это может быть поговорка или пословица,
  • четверостишие можно использовать как письмо по памяти,
  • написание словарных диктантов может проводиться с помощью ребусов, этимологии или толкования слова (обратные диктанты),
  • предложения можно использовать для комментированного письма.

В эмоционально окрашенных текстах, как правило, встречается несколько слов с трудным написанием. Это позволяет многократно возвращаться к ранее изученным словам, закреплять их написание в контексте письменной речи и способствуют лучшему запоминанию слова – “запоминание с пониманием”.

Особого внимания заслуживает этимология, так как она позволяет увидеть основу слова, в этом случае к моторной и зрительной памяти подключается ассоциативное мышление и память, что делает запоминание более осмысленным. При знакомстве с происхождением слова происходит расширение границ познания, осуществляется связь между русским и историей, знакомство с бытом разных народов, что приводит к повышению интереса к учёбе.

Антонимы и синонимы также обогащают нашу речь. Результативным для понимания синонимов и антонимов является одновременная работа над ними.

Если фразеологизмы – это изюминки нашей речи, делающие её привлекательной, то синонимы и антонимы – это огоньки, освещающие, разные стороны речи, позволяющие избежать стереотипности, повторений и штампов.

Фразеологизмы можно использовать в следующих видах творческих заданий:

  • придумать ситуацию, подходящую к данному фразеологизму;
  • подобрать фразеологизм к иллюстрации или ситуации;
  • написать мини-сочинение с использованием конкретного или любого фразеологизма на заданное слово.

Использование ребусов, стихотворений при изучении слов с трудным написанием поддерживает эмоциональный настрой ребёнка на выполнение задания, интерес, позволяет избежать процесса монотонности процесса усвоения новых знаний, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию к учению.

     Невозможно представить уроки математики без использования ИКТ технологии.  На уроках использую диск «Математика в играх и задачах». Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого.

Также провожу тестирование по целому ряду тем:

- «Табличное и внетабличное сложение и вычитание»,

- « Вычислительные навыки»,

- « Скорость счета»,

- «Табличное и внетабличное умножение и деление».

- « Приемы устных вычислений»,

- « Решение текстовых задач».

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Электронные музыкальные физминутки очень нравятся учащимся.

     Применение ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе просто необходимо. Как важно заинтересовать ребёнка этической проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать конкурс, игру так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить!

И  в этом  помогают использование компьютерных технологии.  Использование презентации помогают  провести внеклассные мероприятия на различные темы, соревнования, классные часы ,родительские собрания,  которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а также позволяют экономить время проведения мероприятий.

Выступления с опорой на мультимедиапрезентацию.

На педагогических советах, заседаниях ШМО и РМО  приходиться обсуждать множество проблем. Выступление с опорой на мультимедиапрезентацию – это наглядно, интересно и увлекательно. Есть возможность показать основные тезисы доклада, продемонстрировать фотографии, на диаграмме вывести результаты работ.

III.Проектная  часть.

 В будущем планирую продолжить работу по изучению использования  ИКТ технологий  в начальной школе. Некоторые учащиеся моего класса уже умеют самостоятельно пользоваться Интернетом, выбирать нужную информацию, сохранять её .В дальнейшем я всех детей хочу научить пользоваться Интернет – ресурсами,  использовать  их в работе при составлении презентаций или разработке и выполнении разных видов проектов.

         Особое место в будущей работе  буду  отводить проектно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.

       Планирую вместе с   учащимися разработать   проект поэтических тетрадей  о жизни и творчестве великих русских и башкирских  писателей , так как в учебниках по литературному чтению практически нет информации о писателях. Поэтому, возникла идея в будущем составить электронное пособие про писателей. Если  выставить в презентацию документальные фильмы или аудиозапись с голосами писателей, то проект будет еще более привлекательным и интересным.

В 3-4 классах дети много готовят  докладов о животном и растительном мире природных зон. Их работы планирую использовать для создания презентаций и видеороликов к урокам окружающего мира. В этом случае дети увидят,

что их труды имеют ценность и нужны для дальнейшей работы.

           Я думаю, что именно в начальных классах очень важна роль ИКТ в формировании операционного стиля мышления, который рассматривается здесь в виде совокупности таких фундаментальных навыков и умений, как планирование структуры действий, поиск информации, структурирование общения, построение информационных моделей, инструментирование деятельности. Большое значение, на мой взгляд, имеет воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития. Работа с ИКТ должна научить ребенка практической работе с информацией на ПК. Освоив компьютер в начальной школе, дети смогут затем использовать его как инструмент своей деятельности и в других классах, у них не вызовут затруднений предметные уроки с применением компьютера.

Следующее планируемое направление использования современных информационно-коммуникационных технологий – участие в дистанционных конкурсах и творческих проектах учащихся начальных классов. Есть планы активно заниматься с учащимися проектной деятельностью, участвовать в конкурсах, марафонах, олимпиадах, фестивалях различных уровней.

Участие в различных конкурсах всегда было и есть эффективной формой использования ИКТ в целях саморазвития и самообразования. В 2011 году  участвовала в  республиканском конкурсе  методических разработок «ИКТ в творчестве учителя». Участие в конкурсах позволяет учителю повысить свой профессиональный уровень, расширить кругозор и пообщаться с коллегами. Поэтому это направление будет неотъемлемой частью моей педагогической деятельности. Своё педагогическое мастерство целесообразно повысить и  на дистанционных курсах повышения квалификации.

             

IV.Заключение.

Спектр использования возможностей  ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь  «НЕ НАВРЕДИ!»

  Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно.

  Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.

    Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

-повышению мотивации к учению,

-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,

-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,

-развитие наглядно-образного, информационного мышления,

-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.

Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя

              Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.                

         Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций.

         Дети “гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов.

          Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.

           Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

             Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

  Итак, мы  видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже. 

В заключении хочу сделать такой вывод:

Педагогу в настоящее время необходимо    научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.  Для учителя компьютер -  это уже не роскошь – это необходимость.

V.Литература 

1.Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» №4 2009г.

2.Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». №9 2009г

3.Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г

4.Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.

5.Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.

6.Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование №1 2003.г

7.Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников английскому языку. «Начальная школа». № 4 2006г

8.Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2 2007г

9.Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3 2009г

10.Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1 2009г.

11.  Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.

12.  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». – 1998. – С. 114 – 119.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Введение 2006 год  был для менязнаменателен  тем, что я набрала первый класс. Это случилось, как всегда, в сентябре. До этого мне посчастливилось пройти курсы по проблеме «УМК «Пе...

Развитие творческих способностей детей на уроках в начальной школе

Развитие творческих способностей детей на уроках  в начальной школе Чепрасова Светлана Викторовна, учитель начальных классов           Психологами установ...

Развитие учебно-познавательных и творческих способностей детей на уроках в начальной школе

Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития о...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе (презентация)

Творческие задания на уроках способствуют общему творческому развитию личности, что в свою очередь воспитывает отзывчивость, художественное воображение, активизирует память, наблюдательность, интуицию...

Статья "Аналитический отчет по введению ФГОС в начальной школе"

Материал может быть использован в МО начальной школы....

Отчет по предметно-методической неделе начальной школы

В данном материале представлен отчет по итогам проведения методической недели  " Радужная неделя" в начальной школе....