Работа с одаренными детьми.
статья на тему

Макарова Елена Ивановна

Работа с одаренными детьми.

   «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaryonnymi_detmi.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО.

Работа с одаренными детьми.

   «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности.

Талант – это определенные способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

Гениальность – это необычайно высокие интеллектуальные способности (например, к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению).

    Психологи считают, что всего 4% одаренных детей.

Одаренность - это высокий уровень развития каких - либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями.

Каждый человек рождается с определенными задатками, заложенными генетически, от природы. Задатки - это природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. Задатки у всех разные, от них зависят и способности.

Способности – (от слова  « способ») - это то, что нужно для выполнения какой - то деятельности, это способы выполнения деятельности.  Чьи способы лучше, у того и выше способности.

Для того, чтобы развивались способности, деятельность должна быть особой.

Есть  особо одаренные дети , которые имеют сверхзадатки, а есть нормально одаренные, обычные дети с обычными задатками, которых развивали в семье, развивали  задатки. Любые задатки можно не развить и способностей никаких не будет. Можно и не  узнать, что у ребенка были замечательные задатки.

Часто учителя считают, что  достижения ученика прямо отражают его способности. Но это не всегда так. Достижения и способности  находятся в очень сложной связи друг с другом.

Достижения – это результат деятельности. Способности – это возможности человека.

Важно увидеть возможности ребенка. Часто за способность принимают натасканность.

 Достижения могут соотносится с одаренностью, а могут и нет.

    Различают 6 типов одаренности:

1. Интеллектуальная ( способность к мышлению, умение думать, логически мыслить, видеть причины, уметь анализировать).

2. Академическая (способность к обучению, способность усваивать). Энштейн – плохо развита речь(дислексия), выгнали из школы за слабое умение овладевать языками. Развито мышление.

3. Социальная (умение вести за собой людей, организовывать, управлять обществом, государством, промышленностью).

4. Художественная (способность образного типа (образ) – живопись, музыка, театр, хореография, литература).

5. Практическая (умение работать с предметами – инженеры, изобретатели, дизайнеры, кулинары). Можно сказать «золотые руки».

6. Психомоторная (спортивная)- способность к координации движений.

    В младших классах востребована, в основном, академическая способность (умение усвоить). Включается также и интеллектуальная. Очень мало внимания уделяется  социальной одаренности.

Любая одаренность может проявляться и в творческом варианте, и в репродуктивном варианте.

     Существует 3 закона развития способностей.

 Закон 1. Необходимость выраженных положительных эмоций для развития любых способностей.

    Если ребенок не любит то, что он делает, способности развиваться не будут. Ещё Сухомлинский говорил, что « я не оставляю на дополнительные занятия детей, которые не хотят учиться. Это бесполезно. Мне важно, чтобы они развивались, а не просто выучили». Деятельность должна нравиться. Хотите чтобы ребенок развивал свои способности, сделайте так, чтобы деятельность нравилась. Присматриваться к детям во время деятельности.

    Не надо стремиться развивать всё, стремиться к гармонично развитой личности, а надо всемерно развивать то, что у ребенка идет. А там где плохо получается, достичь санитарной нормы. Ребенок должен испытывать удовольствие от деятельности, тогда и будут развиваться способности. Специальная деятельность – основа для развития. Бывает что-то не нравилось – получилось, вдруг понравилось. Стали развиваться способности.

Закон 2. Необходимость повышения уровня оптимальной сложности.

   Развивает не только любимая деятельность, она развивает, если достаточно сложная. Лёгкая деятельность не развивает. Слишком трудная деятельность тоже вредна, У ребенка теряется вера в себя. Талантливые учителя видят границы, чувствуют интуитивно.

        Для начальной школы достаточно соблюдения двух законов.

       Для подросткового возраста, в старших классах  действует и третий закон.

Закон 3. Высокая ценность той деятельности, которую ребенок выполняет в общей системе ценностей личности.

 Ребенок должен знать, как это важно для него.

   Если соблюдать 3 закона, можно у каждого здорового ребенка развить высокие способности.

   Большую роль в развитии способностей играют потребности.

 Сформировать  у ребенка ничего нельзя, если у него нет соответствующих потребностей. Плохо, что роль потребностей не дооценивается. Можно заставить выучить таблицу умножения, но заставить быть умным нельзя, если он этого не хочет, т.е. нет потребностей. Необходимо сделать так, чтобы ребенок захотел. Это особая логика воспитания, нужна интуиция, понимание. Нужно создать такую среду, в которой развивались бы те потребности, на которые вы ориентируетесь. Основа от природы есть. Уметь эти потребности взрастить – это великое педагогическое мастерство.

   Образование ребенка (в широком смысле ) – создание условий, специальной развивающей среды, в которых у ребенка появляется потребность в движении именно в том направлении, которое эта среда задает.

      Система основных потребностей одаренных детей и подростков.

1. Познавательная (ребёнок с ней рождается, потребность осваивать мир, потребность к новым знаниям).

2. Потребность в интеллектуальной сложности (потребность в повышении трудности умственной деятельности) (хочется самим справиться с трудным заданием, нравится напряжение).

3. Потребность в креативности ( творческой деятельности)  (хочется как-то необычно себя проявить).

4.Потребность в самовозрастании (самореализации).

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.

Работу с одарённым ребёнком нужно начинать с выявления этого ребёнка в детском коллективе. Основной формой диагностики в начальных классах является наблюдение. После того как заметили яркие способности ученика, необходимо выявить уровень одарённости. Для этого можно  использовать различные формы: анкеты для родителей, опросники, методику «Карта одарённости», методику оценки общей одарённости и др.

После выявления  обязательно согласовать свои дальнейшие действия с родителями ученика, администрацией. После этого составляется план работы с одарённым ребёнком. Он включает в себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество с педагогическим коллективом.  Психолог проводит диагностику, тестирование, выявление, помогает составить план работы с учётом психологических особенностей ученика. Учителя начальных классов оказывают помощь друг другу в организации совместных мероприятий, предметных олимпиад, выборе наиболее результативных форм и методов работы, делятся опытом, который принёс результат. Администрация руководит, согласует, анализирует деятельность учителей и учеников. Детский коллектив может и должен в некоторой степени влиять на развитие высокомотивированных учеников через дружеское соперничество на уроках, при проведении игр клуба знатоков, на внеклассных мероприятиях.

. Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с одарёнными детьми, должна  состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности

Урочная деятельность

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение, системно – деятельностный подход

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

Внеурочная деятельность.

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- факультативы,

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по предметам.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....