Рабочая программа по внеурочной деятельности"Я- исследователь".
рабочая программа (3 класс) на тему

Гурова Тамара Алексеевна

Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-issledovatel_3a_gurova.docx91.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка,

ул. Дорожная, 71  тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,

эл.  адрес: but-school@mail.ru

Согласовано

Протокол заседания МО

учителей

от  28 августа 2016года №1

__________    Прядунова Л.В.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________ Кочура А.В.

28 августа 2016 года

 .

Утверждено

Приказом директора школы

___________Штельцер И.Е.

№155

от 29 августа 2016 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по внеурочной деятельности

«Я - исследователь».

Лаборатории  «Погружение и плавание», «Постоянные магниты».

Класс : 3

Учитель:  Гурова Тамара Алексеевна

Количество часов: всего 34 часов; в неделю: 1  час;

Программа разработана учителем начальных классов: Гуровой Т. А.

2016 г


Аннотация к рабочей программе

 «Я - исследователь».

             Программа учебного курса «Я – исследователь» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта,  письма Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной  деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; с учётом целей и задач  Образовательной программы   МБОУ Бутурлиновская СОШ.

  Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            

Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

        Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Программа построена на основе следующих принципов:

-доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);

-наглядности (лабораторное оборудование,иллюстративность, наличие дидактических материалов);

-научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

-демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);

-актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);

-деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).

        

Цель и задачи курса

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Описание места  курса в образовательном процессе

     В соответствии с учебным планом МБОУ Бутурлиновская СОШ на внеурочную  деятельность «Я – исследователь» в 3  классе отводится

1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа в год.

  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  КУРСА

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

 - широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

 - интерес к новому содержанию и новым способам познания;

 - ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

Обучающийся получит возможность для формирования:

 - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

  - выраженной познавательной мотивации;

 - устойчивого интереса к новым способам познания;

 - адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

-оценивать свои действия на уровне ретрооценки.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

 владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно_следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

декватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

-иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

-знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

-уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

-уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; владеть планированием и постановкой эксперимента.

По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

- действия, направленные на выявление проблемы и определить направление

исследования проблемы;

- зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

- обозначится граница исследования;

- разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

- деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;

- поведется последовательно исследование;

- зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

- проанализируются и обобщатся полученные материалы;

-подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;

Содержание курса

 Владение учащимися методами исследовательской деятельности – важная характеристика высокого уровня образованности современных школьников. Задача учителя – использовать разные формы и средства для организации урока и внеурочных занятий. Для того, чтобы ученик мог успешно заниматься исследовательской деятельностью, необходимо обучать детей исследовательским приёмам.  Сделать уроки более насыщенными и разнообразными помогает комплект оборудования «Мобильные школьные лаборатории» (далее МШЛ), или так называемые «красные чемоданы».

Маленького ребенка окружают различные предметы, имитирующие мир взрослых, или специально придуманные для развития ребенка. Он активно манипулирует этими предметами, стремится узнать, как они устроены, для чего предназначены, пытается установить взаимосвязь между предметами и явлениями действительности. Ребенок интересуется тем, как работают различные машины и механизмы, как устроен человек, как объясняются те или иные явления природы. При этом он живет в мире ролевых игр, каждую минуту исполняя ту или иную роль, и в игре познает правила жизни в коллективе и закономерности окружающего его мира.

Всегда интересно открывать природные явления и давать им объяснения самим, строя свои предположения, формулируя идеи и проверяя их. От рождения детям присуще стремиться исследовать окружающий мир и понять, как все в этом мире устроено.  Переносные лаборатории для изучения физических, биологических и погодных явлений, комплекты измерительных инструментов, цифровых датчиков помогают ученикам описать наблюдаемое явление и объяснить его. Ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов. У них возникает интерес к исследовательской деятельности, развивается способность проводить экспериментальную деятельность. 
    Комплект «Наблюдение за погодой», «Фильтрация воды», «Весовые измерения», «Свет и тень», «Давление жидкостей», «Звук и тон», «От зародыша до взрослого растения», «Постоянные магниты», «Плавание и погружение», «Равновесие и устойчивость», «Воздух и атмосферное давление» предназначены для демонстрации различных природных явлений и стимулируют учащихся к познанию мира природы.

Школьные переносные лаборатории "в чемоданах" немецких фирм Cornelsen Experimenta и Spectra-Verlag - это комплекты оборудования в компактной упаковке для организации естественно-научного практикума и демонстрационного эксперимента в начальной (согласно новым ФТОС НОО) и основной школе.

Работая с этим оборудованием, ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы.

Знакомство с комплектом лабораторного оборудования «Плавание и погружение», «Постоянные магниты».

Плавание и погружение.

Комплект лабораторного оборудования позволяет провести серию опытов по исследованию свойств тел, связанных с плавучестью; получить представление о том, что такое сила выталкивания и поверхностное натяжение.

Постоянные магниты.

Комплект лабораторного оборудования знакомит учащихся с основами магнетизма, свойствами постоянных магнитов, дает возможность поупражняться в экспериментах по взаимному притяжению и отталкиванию предметов из различных материалов, самостоятельно собрать компас и провести с ним опыты.

 Приобщение детей к основам научно – исследовательской деятельности с помощью естественно – научных лабораторий позволяет наиболее полно выявить, а затем и развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

            В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности.   Содержание  программы, а также используемые формы  и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес.

Формы работы :

  • Групповая работа. Работа в парах.(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
  • Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
  • Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы, проблемные задания.

Методы:

  • Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
  • Проблемный 
  • Частично-поисковый – (творческие задания).
  • Объяснительно-иллюстративный. Презентация опытов.

При организации занятий используются рабочие бланки, таблицы для заполнения в ходе проводимых наблюдений.

Межпредметные связи на занятиях по исследовательской деятельности:  с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите исследований; с уроками труда: изготовление различных элементов по темам. с уроками окружающего мира.

Тематический план

Название раздела

Количество часов

Плавание и погружение сплошных тел.

5

Вытеснение воды.

2

Как получается, что огромный тяжелый корабль из металла не тонет в воде?

2

Вытеснение воды.

2

Выталкивание тел, погруженных в воду.

5

Плотность.

7

Творческие проекты

2

Постоянные магниты

Магнит создаёт вокруг себя магнитное поле.

Магнит притягивает некоторые материалы

2

Магнитное поле проходит сквозь многие материалы.

Магниты могут быть сильными и слабыми

2

Полюсы магнита.

Взаимодействия полюсов магнита.

Взаимное притяжение и отталкивание магнитов

2

Исследуем конструкцию компаса.

Сборка туристского компаса

1

Сборка туристского компаса.

Ориентирование на месте.

1

Защита проектов

1

Всего:

34

Лаборатория  «Плавание и погружение».

Раздел 1 (5 часов): “Что плавает - что тонет?” Плавание и погружение сплошных тел.

- “Пираты могут всё  - или нет?”  Вводное занятие. (1 ч.)

- “Что плавает - что погружается?”  (1 ч.) Первые предположения. Дети высказывают, записывают и обсуждают свои предположения о том, какие предметы можно использовать для строительства плота, то есть какие предметы плавают. Затем, работая в группах, они проверяют свои предположения экспериментальным путем. В конце  занятия обмениваются наблюдениями и устраивают дискуссию.

- “Почему один нож плавает, а другой - нет?” (1 ч.) Результаты первых занятий используются для того, что бы заставить детей подумать, какие же предметы вообще плавают, какое свойство предмета определяет, утонет он или нет. Дети подводятся к восприятию понятия материала, из которого сделан  предмет, их соображения проверяются в процессе групповой работы. Вывод формулируется совместно.

-  “Что плавает - что тонет?” Повторение и закрепление (1 ч.) Важнейшие положение предыдущий уроков повторяются и записываются. Дети получают задание  собрать и принести материалы, из которых можно построить плот.

- “Строим плот из различных материалов” (1 ч.) Дети мастерят из принесенных  материалов плоты, пользуясь подходящими инструментами. Затем проверяется и обсуждается пригодность этих плотов.  

Раздел 2 (2 часа): “Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?” Вытеснение воды.

-  “Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?” (1 ч.) Занятия проводятся с опорой на опыт детей из повседневной жизни: напомнить им, что с вытеснением воды они постоянно сталкиваются, например, при купании таясь объяснить наблюдаемое явление, дети формулируют свои предположения, которые на следующих занятиях будут проверяться экспериментальным путем.

- “Почему при погружении различных предметов уровень воды поднимается по- разному?” Опыты по вытеснению воды. (1 ч.) Почему вода поднимается на разную высоту при погружении в неё разных предметов? Урок начинается с опыта по вытеснению воды. Пытаясь объяснить наблюдаемое явление, дети формулируют свои предположения, которые уже на следующем занятии проверяются экспериментальным путём.

Раздел 3 (2 часа):  “Как получается, что огромный тяжелый корабль из металла не тонет в воде?”

- “ Первый в мире железный пассажирский пароход “GreatBritain” (1 ч.) Устный рассказ.

-   “Как получается, что огромный тяжелый корабль из металла не тонет в воде?” (1 ч.) Ученики осознают собственные предварительные знания и опыт, высказывая первые предположения о том, почему плавают корабли, и, планируя эксперименты, которыми можно проверить эти предположения. Возражения и объяснения учителя побуждают их к формулированию новых предположений.

Раздел 4 (2 часа):  “Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?” Вытеснение воды.

-   “Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?” (2 ч.) Основной вопрос этих занятий -  что происходит с водой, когда в неё погружается предмет, и чем обусловлен подъём воды? Дети формулируют свои предположения о том, что вода поднимается тем выше, “чем больше предмет” или “чем больше и тяжелее предмет”. Для проверки предположений предназначены опыты специально подготовленной среде. С помощью этих опытов могут быть получены следующие выводы: “Чем больше предмет, тем больше воды он вытесняет”; “Предметом нужно место в воде, поэтому они вытесняют воду”; “предмет может вытеснить столько воды, сколько место он сам занимает”.

Раздел 5 (5 часов):  “Почему корабль плавает?” Выталкивание тел, погруженных в воду.

-  “Как вода действует на корабль, когда его спускают на воду?” Сила выталкивания. (1 ч.) На станциях дети ставят опыты, которые объясняют явления выталкивания. Дети записывают свои наблюдения. Они открывают взаимосвязь между явлениями выталкивания и вытеснения, так как в емкостях не только ощущается давление воды, но и  наблюдается повышение её уровня. Эти опыты позволяют углубить знания детей, они  убеждаются, что предмет вытесняет воду, а вода производит ответное давление.

-  “Изготовление пластилиновых лодок”. Установление связи между понятиями “Вода давит” и “Вода вытесняется”. (2 ч.) Дети лепят кораблики и спускают их на воду. При этом они узнают, что чем больше воды вытесняется, тем сильнее она давит. Устанавливается взаимосвязь между вытеснением, выталкиванием и способностью к транспортировке грузов.

-  “Противоборство” - игра. Взаимосвязь между понятиями “Вес тянет” и “Вода выталкивает” (2 ч.). В начале, с помощью наиболее ярких опытов повторяют и  закрепляют пройденное следующее затем “противоборство” связывает все до сих пор  у помянутые понятия (выталкивание, вытеснение) в исчерпывающее объяснение, почему тяжелый корабль из металла плавает.

Раздел 6 (7 часов):  “Почему железо тонет, а воск плавает?”  Плотность.

-  “Что плавает, что тонет?” (2 ч.) На этих занятиях более подробно обсуждаются представления детей и закрепляются и расширяются представления о том, что все зависит от материала, из которого сделан предмет.

-   “Почему железо тонет, а воск плавает?” (3 ч.) С помощью  импульса внимания детей привлекается к обеим величинам – весу и объему. При этом используются образцы из разных материалов, причем одна из величин остается постоянной, а другая меняется. Семь кубиков одинакового размера из различных материалов взвешиваются и сортируются по весу дети самостоятельно или с помощью наводящих вопросов учителя открывают, что предметы, которые легче, чем такое же количество воды, плавают. Это открытие затем применяется в головоломках. Результаты решения головоломок обобщаются и представляются в наглядной форме, которые дети придумывают сами. Таким образом, они могут лучше понять соотношение между объемом и весом и сравнить его у разных материалов.

-  “Почему корабль плавает, а металлический брусок тонет?” (2 ч.) В начале с помощью наиболее ярких опытов повторяют и закрепляют пройденное. Вновь проведенная игра – противоборство связывает все ранее упоминавшееся представления (выталкивание, плотность, вытеснение) в исчерпывающие объяснение, почему тяжелый корабль из железа плавает. Сначала дети ищут ответ на этот вопрос, работая индивидуально, а затем в процессе общего обсуждения в классе. В заключении полезно предложить детям задание на применение полученных знаний в разных ситуациях.

Раздел 7 (2 часа): Творческие проекты: “Архимед-сыщик”, “ Меня зовут Галилео Галилей.

Лаборатория «Постоянные магниты».

1. Постоянные магниты. Магнит создаёт вокруг себя магнитное поле. Магнит притягивает некоторые материалы

2Магнитное поле проходит сквозь многие материалы. Магниты могут быть сильными и слабыми

3. Полюсы магнита. Взаимодействия полюсов магнита.

4. Исследуем конструкцию компаса. Сборка туристского компаса.

5 Сборка туристского компаса. Ориентирование на месте. Взаимное притяжение и отталкивание магнитов

Работа над исследованием предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

  Каждая работа должна быть доведена до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования,  выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБутурлиновская средняя общеобразовательная школа

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

397505 Воронежская обл., г.Бутурлиновка, Ул. Дорожная, 71  тел: (47361) 2-83-30, 2-83-31

Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________ Кочура А.В.

31 августа 2016 года

 .

Календарно- тематическое планирование

по внеурочной деятельности

«Я - исследователь».

Лаборатории  «Погружение и плавание», «Постоянные магниты».

Класс: 3 «А»

 Учитель: Гурова Тамара Алексеевна

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе рабочей программы по внеурочной деятельности

«Я - исследователь».

Лаборатории  «Погружение и плавание», «Постоянные магниты».

    Гурова Тамара Алексеевна

20016-20017г

Календарно – тематическое планирование

Курса   «Я - исследователь»

Класс:  3

Количество часов: всего  34  часов; в неделю  1  час.

№п/п

Раздел

Тема урока

дата

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности

Материально-техническая база, ЭОРы

Формы организации образовательного процесса

план

факт

Личностные

Метапредметные (УУД, работа с текстом)

Предметные

РегулятивныеУУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1.

1.Плавание и погружение сплошных тел.

Вводное занятие.

«Пираты могут всё – или нет?»

положительное отношение к исследовательской деятельности;

 - широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

 - интерес к новому содержанию и новым способам познания;

 - ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

ситуациях

использование речи для регуляции своего действия;

адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

ставить вопросы;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

- действия, направленные на выявление проблемы и определить направление

исследования проблемы;

- зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

- обозначится граница исследования;

- разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

- деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;

- поведется последовательно исследование;

- зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

- проанализируются и обобщатся

Осознаётся предыдущий опыт и имеющиеся знания в процессе формулировки и проверки предположений о способности различных предметов держаться на воде:

- всё, что мало весит, плавает;

- всё, что плоское, плавает;

- всё, что тяжёлое, тонет;

и т.д.

Записываются предположения, почему корабль плавает. Идеи обсуждаются и проводятся эксперименты, при помощи которых можно эти предположения проверить.

анализировать информацию рабочего бланка;

-формулировать выводы;

-моделировать изучаемые взаимосвязи;

Комплект лабораторного оборудования демонстрационный. Руководство для учителя.

Занятие –путешествие.

Фронтальная работа.

2

 Что плавает  - что погружается?

Лабораторные исследования. Работа в парах. Групповая работа.

3

Почему один нож плавает, а другой нет?»

Эвристическая беседа. Наблюдение и сравнение.

4

 «Что плавает-что тонет?»

Лабораторные исследования.

5

«Строим плот из различных материалов»

Занятие- практикум.

6

2. Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?” Вытеснение воды

 Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?”

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Лабораторные исследования.

7

«Почему при погружении различных предметов уровень воды поднимается по -разному?»

Занятие - исследование.

8

3

“Как получается, что огромный тяжелый корабль из металла не тонет в воде?”

“Как получается, что огромный тяжелый корабль из металла не тонет в воде?” Первый в мире пассажирский пароход.

Занятие- путешествие.

9.

“Как получается, что огромный тяжелый корабль из металла не тонет в воде?”

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

 - ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи,

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

-оценивать свои действия на уровне ретрооценки.

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

 владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

анализировать информацию рабочего бланка;

-формулировать выводы;

-моделировать изучаемые взаимосвязи;

Лабораторные исследования.

10

“Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?” Вытеснение воды.

“Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?” Вытеснение воды.

действия, направленные на выявление проблемы и определить направление

исследования проблемы;

- зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

- обозначится граница исследования;

- разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

- деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;

- поведется последовательно исследование;

- зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

- проанализируются и обобщатся

Лабораторные исследования.  Групповая работа. Фронтальная работа.

Презентация  результатов исследований

11

“Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?” Вытеснение воды.

Лабораторные исследования. Работа в парах.  Презентация  результатов исследований

12

“Почему корабль плавает?” Выталкивание тел, погруженных в воду

“Как вода действует на корабль, когда его спускают на воду?” Сила выталкивания

Лабораторные исследования. Работа в парах. Групповая работа. Фронтальная работа.

Презентация  результатов исследований

13-

14

“Изготовление пластилиновых лодок”. Установление связи между понятиями “Вода давит” и “Вода вытесняется”.

Дети лепят из пластилина кораблики и спускают их на воду. При экспериментировании они устанавливают, что вода давит тем сильнее, чем больше её вытесняется. Устанавливается взаимосвязь между вытеснением, выталкиванием и

Занятие – практикум.

15-

16

“Противоборство” - игра. Взаимосвязь между понятиями “Вес тянет” и “Вода выталкивает”

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

 - ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи,

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

-оценивать свои действия на уровне ретрооценки.

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

 владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Комплект лабораторного оборудования позволяет провести серию опытов по исследованию свойств тел, связанных с плавучестью; получить представление о том, что такое сила выталкивания и поверхностное натяжение.

Лабораторные исследования. Работа в парах. Групповая работа. Фронтальная работа.

Презентация  результатов исследований

17

-18

“Почему железо тонет, а воск плавает?”  Плотность

Что плавает, что тонет?

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

 - ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи,

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

-оценивать свои действия на уровне ретрооценки.

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

 владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Осознаётся предыдущий опыт и имеющиеся знания в процессе формулировки и проверки предположений о способности различных предметов держаться на воде:

- всё, что мало весит, плавает;

- всё, что плоское, плавает;

- всё, что тяжёлое, тонет;

и т.д.

Лабораторные исследования. Групповая работа. Фронтальная работа.

Презентация  результатов исследований

19

20

21

Почему железо тонет, а воск плавает?

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

 - ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи,

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

-оценивать свои действия на уровне ретрооценки.

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

 владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Дети должны узнать обе решающие величины, которые важны для плавучести или неплавучести. Занятия включают в себя большое количество фаз обсуждения. Знания применяются для решения головоломок.

Лабораторные исследования. Работа в парах. Групповая работа. Фронтальная работа.

Презентация  результатов исследований

22-23

Почему корабль плавает, металлический брусок нет?

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

 - ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи,

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

-оценивать свои действия на уровне ретрооценки.

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

 владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Лабораторные исследования. Работа в парах. Групповая работа. Фронтальная работа.

Презентация  результатов исследований

24-25

Творческие проекты.

Архимед сыщик, Меня зовут Галилео Галилей.

Лабораторное оборудование

.

Презентация опытов.

26-27

Постоянные магниты

Магнит создаёт вокруг себя магнитное поле.

Магнит притягивает некоторые материалы

формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

        формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

-познакомятся с понятием «магнитная сила,

-узнают, на какие предметы действует магнитная сила.

- анализировать информацию учебника;

-работать в паре и группе;

-формулировать выводы из изученного материала;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Комплект лабораторного оборудования «Постоянные магниты»

Руководство для учителя  к комплекту лабораторного оборудования «Постоянные магниты

http://nsportal.ru

http://presentaci.ru/prezentacii-raznie/class/2/

Лабораторные исследования. Работа в парах. Групповая работа. Фронтальная работа.

Презентация  результатов исследований

28-29

Магнитное поле проходит сквозь многие материалы.

Магниты могут быть сильными и слабыми

-узнают, что магнитное поле проходит сквозь многие материалы

- узнают о полюсах магнитов, их силе.

 - анализировать информацию учебника;

-работать в паре и группе;

-формулировать выводы из изученного материала;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Урок – изучение нового материала практическое занятие

30-31

Полюсы магнита.

Взаимодействия полюсов магнита.

Взаимное притяжение и отталкивание магнитов

формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

        формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

-познакомятся с понятием «полюсы магнита», их взаимодействием

- анализировать информацию учебника;

-работать в паре и группе;

-формулировать выводы из изученного материала;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

1.Комплект лабораторного оборудования «Постоянные магниты»

2. Руководство для учителя  к комплекту лабораторного оборудования «Постоянные магниты

3.http://nsportal.ru

4.http://presentaci.ru/prezentacii-raznie/class/2/

5. viki.rdf.ru

Эвристическая беседа. Наблюдение и сравнение

32

Исследуем конструкцию компаса.

Сборка туристского компаса.

-познакомятся с компасом, принципами его работы

- анализировать информацию учебника;

-работать в паре и группе;

-формулировать выводы из изученного материала;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Лабораторные исследования. Работа в парах.

Презентация  результатов исследований

33

Сборка туристского компаса.

Ориентирование на месте.

-научатся собирать компас, ориентироваться на местности с помощью компасаю

- анализировать информацию учебника;

-работать в паре и группе;

-формулировать выводы из изученного материала;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

1.Комплект лабораторного оборудования «Постоянные магниты»

2. Руководство для учителя  к комплекту лабораторного оборудования «Постоянные магниты

3.http://nsportal.ru

4.http://presentaci.ru/prezentacii-raznie/class/2/

Проблемная беседа. Частично-поисковый метод.

34

Защита проектов

Творческие проекты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников. //Начальная школа до и после. – 2005. – №2. – с. 8–11.

    2.  Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников». Издательство «Аркти» Москва 2002г.

3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 96–101.

4. Проектная деятельность учащихся: Начальная школа. // Господникова М.К. Полянина.  Издательство «Учитель»,  2011.

5. Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2010. – с.32

6. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7лет.

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.- с.32.

7. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8  лет.

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. -32с.

8. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011-с.32

9. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет.

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.-с.32

10. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей.

6-8 лет.  Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. – с.32

11. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения

младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – с.224

12. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005.

13. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература

14. Комплект лабораторного оборудования демонстрационный. Лабораторное оборудование «Плавание и погружение».

15.  Комплект лабораторного оборудования  «Постоянные магниты». Руководство для учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"

Рабочая программа составлена на основе "Программы исследовательского обучения младших школьников" А.И. Савенкова...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я исследователь" 2 класс

Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- исследователь" 1-4 класс

Программа "Я- исследователь" предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - исследователи"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - исследователи"...