Самоанализ деятельности.
статья на тему

Бельдей Ирина Николаевна

     В профессиональной деятельности каждого учителя наступает такой момент, когда нужно оглянуться назад, проанализировать пройденный путь, выявить сильные и слабые стороны своей деятельности, осознать причины затруднений и спроектировать дальнейшие цели профессионального развития.

     Учитывая, что я вошла в эксперимент по введению государственного образовательного стандарта нового поколения, для меня написание самоанализа актуально не только потому, что необходимо выявить чего я добилась за межаттестационный период, какие трудности испытывала и в чем преуспела, но и осознать собственные  возможности для полноценной работы по введению ФГОС.

      Изучив концепцию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, поняла, что моя цель — научить детей учиться — актуальна и сейчас.

Данная цель соответствует методической теме работы педагогического коллектива нашей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Самоанализ деятельности.117 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа №8»

                 

  Самоанализ профессиональной деятельности

учителя начальных классов

 Бельдей Ирины Николаевны

Образование:  средне-специальное.

 

Стаж работы:  29лет.

В данной должности: 28 лет.

Квалификационная категория:  первая

УМК: «Школа России»

Ефремов

2016

 

     В профессиональной деятельности каждого учителя наступает такой момент, когда нужно оглянуться назад, проанализировать пройденный путь, выявить сильные и слабые стороны своей деятельности, осознать причины затруднений и спроектировать дальнейшие цели профессионального развития.

     Учитывая, что я вошла в эксперимент по введению государственного образовательного стандарта нового поколения, для меня написание самоанализа актуально не только потому, что необходимо выявить чего я добилась за межаттестационный период, какие трудности испытывала и в чем преуспела, но и осознать собственные  возможности для полноценной работы по введению ФГОС.

      Изучив концепцию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, поняла, что моя цель — научить детей учиться — актуальна и сейчас.

Данная цель соответствует методической теме работы педагогического коллектива нашей школы.

     Для достижения поставленной цели в процессе учебной и воспитательной работы определила для себя следующие задачи:

  1. Развитие творческого потенциала у учащихся. Особое внимание уделяю таким качествам как активность, любознательность, фантазия, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Стараюсь, чтобы эти способности постоянно развивались и у меня.
  2. Воспитывать интерес к познанию, к поиску новых источников информации.
  3. Развитие рефлексии младшего школьника в учебном процессе. Считаю, что это способствует развитию ребенка как субъекта отношений с миром, людьми, самим собой; успешной самореализации учащихся в образовательных видах деятельности.  

 Я работаю по формуле:  Д. Познера: опыт + рефлексия = развитие

Эта формула, считаю, приемлема и для учащихся.  

   В Национальном проекте «Наша новая школа» сказано, что главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Главной целью своей работы я считаю организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и создание условий для развития творческих способностей, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

     Я работаю по УМК «Школа России».  В своей деятельности применяю новые формы работы и элементы развивающего обучения. Например,  использование на уроках групповой работы. Для себя сделала вывод, что при работе в группах дети лучше усваивают учебный материал, возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся.

При повторении ранее изученного и закреплении нового материала стала использовать различные виды тестов разной степени трудности. Для того, чтобы ребенок проявил себя на уровне своих возможностей. Использую тесты и в групповой деятельности. В этом случае работу строю так, чтобы учащиеся могли обсуждать выбираемый ответ.

         Самообразование учителя является необходимым условием профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло,  и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше,  чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.  Педагог должен учиться всему постоянно, потому, что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

Можно рассмотреть мотивы, побуждающие нас, педагогов, к самообразованию:

  •     Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. У учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
  •    Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».
  •  Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю.
  • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим».  Плохим учителем быть стыдно.

Моя тема по самообразованию: «Развитие самостоятельности мышления младших школьни- ков на примере уроков русского языка»

         Я считаю, что самостоятельность мышления следует рассматривать как важнейшую составляющую в характеристике особенностей личности. Чем самостоятельнее человек, тем в большей степени он – зрелая личность. В настоящее  время эта проблема особенно актуальна. Развивать мышление следует с первых дней жизни ребенка; особенно интенсивно формируется мышление в начальных классах, параллельно развивается речь. У ребенка появляется работоспособность, умение планировать деятельность и осуществлять самоконтроль. Идеи развития самостоятельности мышления входят в понятие гуманизации учебно-воспитательного процесса, так как осуществление этих идей ускоряет процесс становления самостоятельной личности. Я считаю, в начальной школе необходимо больше внимания уделять самостоятельности и нестандартности мысли учащихся. Проблему развития самостоятельности мышления нужно вести комплексно и в системе. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. По мере того как дети накапливают опыт самостоятельных действий, важно расширять границы заданий. Дети должны иметь возможность выбирать, как они будут действовать: один  самостоятельно, с товарищем или учителем. А для этого нужно умело использовать разнообразные методы и формы организации учебной деятельности школьников.

   На мой взгляд, такие формы организации учебно-воспитательного процесса, как проблемное обучение, коллективные способы обучения, индивидуальное и дифференцированное помогают наиболее эффективно решить  данную задачу.

Владею методикой анализа урока и самоанализа. При самоанализе отвожу особое внимание реализации целей урока, правильно ли выбраны пути достижения цели, обязательно подвожу итог работы на данном уроке. На уроке провожу четкий отбор связей с ранее усвоенными знаниями, вовлекаю учащихся в активный познавательный процесс путем использования различных методических приемов: систематическое и многократное повторение изученного материала, развитие, углубление и закрепление знаний, формирование выводов в процессе обобщения. При  обобщении материала использую различные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: ставлю их перед необходимостью анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Считаю, что теоретическая и методическая подготовки позволяют мне добиться педагогических целей.

Уроки провожу с учетом возрастных особенностей детей. Часто провожу их  в форме путешествий, деловой игры, конкурсов, соревнований, КВН, использую ИКТ, создаю и использую свои презентации.

        В своей работе активно использую электронные средства обучения, компьютерные программы. ИКТ использую для проведения диагностики, составления разноуровневых контрольных работ, тестов, карточек, таблиц и плакатов.

Считаю, что только дифференцированный подход – обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся, осуществление индивидуального подхода на уроках к обучающимся, имеющим повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности и своевременное проведение индивидуальных занятий приводит к росту качества знаний по предметам.

    На первом году обучения использую положительную словесную оценку процесса деятельности ученика, не сравнивая с другими. Это создает положительный настрой на учение и ориентирует на успех творческой   деятельности ребёнка.

При отметочном обучении, результатом использования мной различных образовательных технологий (игровая, ИКТ, личностно-ориентированная, разноуровневая, проектная, коммуникативная, здоровьесберегающие и т.д.) в учебной и воспитательной работе является следующий уровень успеваемости:

Внутришкольная отчётность за год (качество)

предмет

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Русский язык

84%

88%

84%

Литература

88%

92%

84%

Математика

80%

84%

80%

Окружающий мир

84%

84%

84%

Технология

88%

100%

96%

Искусство (ИЗО)

92%

88%

88%

  Сегодня каждый творчески работающий учитель не мыслит результативности работы без содружества с детским коллективом без обучения детей навыкам коллективной работы, развития их творческих инициатив.

 С первого класса главная цель  - сплочение коллектива.

Главная задача -  формирование нравственных норм, и умений в процессе этических бесед.

На классных часах знакомимся с такими понятиями, как личность, этика, мораль, нравственная культура.  На занятиях использую следующие методы – анализ ситуации, анализ художественных текстов, решение педагогических задач, игры.

В беседах, диалогах, в играх, практикумах учащиеся учатся разбираться в самих себе, лучше понимать людей, употреблять различные словесные формы вежливости. Учатся быть честными, добрыми.

         Учащиеся активно занимаются в различных кружках и секциях города имеют грамоты за участие в соревнованиях, конкурсах.  12 учащихся класса посещают различные кружки секции в детских учреждениях города.

        Начиная с 1 класса -100% детей заняты  во внеурочной деятельности.  Занятия   ведутся по различным  направлениям, дети поделены на подгруппы. В моём классе дети развиваются по следующим направлениям: интеллектуальное - «Умники и умницы», спортивное – «ОФП», эстетическое – «Волшебная кисточка» и «Самоделкин», социальное – «Помощники».

      Главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение родителей планирую в соответствии с возрастными особенностями детей, целей учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей. Эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираясь на их помощь и поддержку. Взаимодействие с родителями я строю на том, что не поучаю их, а советуюсь, размышляю вместе с ними.

Задача совместной деятельности учителя и родителей -  создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы.

Работа с коллективом родителей осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально.

Формы и методы работы разнообразны: это и общие классные собрания, коллективные и индивидуальные консультации, беседы.

Одна из важнейших и традиционных форм работы учителя с родителями – классные родительские собрания. Первую встречу с родителями готовлю тщательно, заранее продумываю все этапы.

Информирование родителей о ходе и результатах обучения и воспитания осуществляется  с помощью тематических и итоговых родительских собраний, индивидуальных консультаций, таблиц результатов их учебной деятельности.

Основная часть, родителей  с интересом и пониманием относится к тому, что делается в классе, присутствуют на праздниках, на школьных мероприятиях.

Для тесного общения родителей и детей были проведены беседы, классные часы, мини – праздники. Традиционными стали праздники, проводимые совместно с родителями и детьми, которые назывались: спортивные праздники, праздники в честь окончания учебного года, презентации проектов.

      Приоритетными направлениями воспитательной работы в новом учебном году остаются такие задачи:

- воспитание стремления к здоровому образу жизни,

- развитие творческой активности учащихся,

- воспитание ребенка – полноценного члена общества,

- умение жить в коллективе,

- гражданско – патриотическое воспитание.

    Для сплочения детского коллектива в классе проводятся игры, участия в различных конкурсах, выставках, викторинах. Стараюсь сочетать индивидуальные и групповые формы работы. 80% детей активно участвуют в мероприятиях различных уровней, имеют грамоты и дипломы:

- школьный – 2 место. Грамота за спортивные достижения в соревнованиях, посвящённых «Олимпийскому огню» (2013 октябрь), 2 место. Конкурс «Осень музыкальная» (2013 ноябрь), 2 место. Конкурс «Зима хрустальная (2013 февраль), 2 место. Грамота за спортивные достижения в соревнованиях, посвящённых «8 марта» (2013 март), 2 место. Грамота за спортивные достижения в соревнованиях «мальчики», «девочки» (2013 март), Гран-при «За лучшее оформление кабинета» (2013 декабрь), Победитель конкурса «Лучшее новогоднее оформление классного кабинета».(2014 декабрь),

3 место.  Школьные спортивные соревнования между1-2-ми классами (2015 ноябрь),  Победители военно-патриотического фестиваля в номинации «Наши таланты во имя Победы»  (2016 май),  2 место – праздник «Золотая осень» (2016 октябрь), Призёр школьного конкурса «Самый классный «Классный уголок» (2016 ноябрь).

  - региональный – диплом (2чел.) - конкурс «Русский медвежонок» (2013), 3 место- районная олимпиада по математике (2014), 2 и 3 места-конкурс «Удивительный мир литературных героев» (2015).

-муниципальный- 2 место-муниципальный этап 11 Международного конкурса «Красота божьего мира.» (2014),  2 место-смотр-конкурс «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца!» (2015), 2 и 3 места- смотр –конкурс скворечников «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца !» (2016).  

Участвуя в работе школьного методического объединения учителей начальных классов и ШМО воспитателей ГПД, делюсь с коллегами своим педагогическим опытом, провожу открытые уроки, занятия, выступаю с докладами  и сообщениями перед коллегами, участвую в  региональных и школьных семинарах.

Личные достижения в профессиональной деятельности учителя:

  1. Почетная грамота  Комитета по образованию администрации муниципального  образования город Ефремов, приказ № 479-к от 25.08.2015 года.
  2. Почетная грамота Департамента образования Тульской области, приказ №561от 9 августа 2011 года.

  Заниматься развитием школьников просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправленно. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умное руководство со стороны взрослых.

В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение  инновационных технологий, способствующих развитию детского творчества, расширение круга моего участия и моих учеников в различных конкурсах. А так же наблюдать, фиксировать наблюдения, изучать факты, жизненные события, всячески поощрять и поддерживать самостоятельные творческие задумки и начинания учеников.

                                            Автор самоанализа:  

учитель начальных классов__________  Бельдей И.Н.

Директор МКОУ «СШ№8»_____________________ Мыльцев В.В.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ деятельности учителя

Представлен самоанализ моей деятельности за 2009/10 учебный год...

Статья по теме" Педагогическая диагностика, как самоанализ деятельности учителя" ( из опыта работы)

В статье проводится анализ работы учителя по УМК "Начальная школа 21век". Рассматривается результативность работы, которая была выявлена с помощью диагностики и представлена в виде таблиц и диаграмм....

Самоанализ деятельности.

Самоанализ деятельности учителя начальных классов за период с 01.01.2013г. по 31.12.2013г....

портфолио-самоанализ деятельности

данный материал содержит самоанализ деятельности к аттестации...

Самоанализ деятельности учителя- логопеда МБОУ СОШ №1 г. Советский за 2014-2015 учебный год.

Аналитический отчет учителя-логопедаМОУСОШ № 1  Срещиковой В. В. за 2014-2015 уч. год.   “… Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… ” Сущность органи...

Самоанализ деятельности учителя- логопеда МБОУ СОШ №1 г. Советский за 2014-2015 учебный год.

Аналитический отчет учителя-логопедаМОУСОШ № 1  Срещиковой В. В. за 2014-2015 уч. год.   “… Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… ” Сущность органи...