Проект "Все работы хороши"
проект на тему

Черняк Людмила Геннадьевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vse_raboty_horoshi.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа курса

«Все работы хороши выбирай на вкус»

(общеинтеллектуальное направление

 внеучебной деятельности)

1 класс

        2012/2013 уч.год

Пояснительная записка

   

         Ученики 1 – 4 классов ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с ними  профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. Поэтому прфориентационная работа с младшими школьниками имеет специфический характер и отличается от работы со средними и старшими классами. Особенность профориентационной работы в первую очередь, заключается в том, что при работе с младшими классами целью является подготовка основы для выбора профессии. Детей нужно постепенно вводить в мир профессий. Соответственно, профориентационная работа в младших классах заключается в проведении профессионального просветительства. 

       Перед педагогами начальной школы стоит задача: создание условий для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека. Все это определяет современное направление профориентации в школе: создание условий для самопознания, самореализации умственного и физического потенциала  в трудовой деятельности, подхода к себе, как к субъекту труда, выражающемуся впоследствии в профессиональной мобильности личности.

        Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но, поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Цель программы: подготовить основу для предпрофильной ориентации учащихся младших классов путём создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

       Курс «Все работы хороши…» реализует общеинтеллектуальное  направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках  апробации  федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования второго поколения.

  Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи: 

  • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
  • формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
  • развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.

Содержание   определяется возрастными особенностями младших школьников.  

 Каждое занятие  имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

  Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .

   В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.

   Занятия,  проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний.   Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Структура занятий

  1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
  2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
  • что я знаю об этой профессии;
  • что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
  • какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
  • что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
  1. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с             рассматриваемой способностью и профессией.
  2. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему)

 Объем программы:

 На  реализацию курса «Все работы хороши …» в  1  классе  отводится  66 часов  в год  (2часа в  неделю)

Ожидаемые результаты прохождения курса:

  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой  деятельности;
  • расширение кругозора о мире профессий,
  • заинтересованность в развитии своих способностей,
  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
  • возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность  добывать новую информацию из различных источников.

Используемая литература:

  • Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО,

2008 г

  • Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./
  • Развитие интеллектуальных способностей школьника.

           Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.

  • Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
  • Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
  • Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2004г.

Содержание курса

                                                                                            

№п/п    

  Раздел      

Кол-во часов

Планируемые результаты

Опыт коллективно-творческой деятельности

Введение в мир профессий

12

  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой  деятельности.
  • расширение кругозора о мире профессий,
  • заинтересованность в развитии своих способностей,
  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
  • возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности,
  • способность  добывать новую информацию из различных источников.

Профессии в школе

6

Знакомство с  различными  профессиями

20

Проект «Азбука профессий»

15

Профессия моих родителей  

15

Викторина «Что мы узнали?»

1

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

1

 Итого

  33 часа

Тематическое планирование занятий

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Основное содержание

Ресурсы, оборудова

ние

Введение в мир профессий 12ч

1-2

Зачем человек трудится?

2

Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде»

Презентация

Разрезные карточки с пословицами

3-5

Какие профессии ты знаешь?

5

Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях.

Игра «Угадай профессию!»

Презентация

6-8

Мир интересных профессий

3

Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.

Презентация

9-10

Чем пахнут ремесла?

2

Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?

Презентация

11-12

Кем я хочу стать?

2

Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»

Листы, краски, иллюстрации с изображением людей различных профессий

Профессии в школе 6ч

8-12

Профессия - учитель

5

Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель?

Сценка «На уроке»

Конкурс загадок на тему «Школа»

Презентация — клип «Учитель»

  1. 9

13

Профессия -библиотекарь

1

Экскурсия в школьную библиотеку.

Знакомство с  различными  профессиями 20 ч

14-15

Профессия - продавец

2

Разминка.  Заочное путешествие в магазин.

Сюжетно-ролевая игра «В магазине»

Презентация

Весы

16-18

Профессия - парикмахер

3

Разминка. Знакомство с профессией  парикмахера.

Экскурсия в парикмахерскую

19-21

Профессия - повар

3

Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара .

22-24

Экскурсия в столовую «У Надежды»

3

Знакомство с профессией повар, кондитер.

25-26

Профессия - почтальон

2

Разминка. Знакомство с профессией почтальона.

Экскурсия на почту.

27-28

Профессия - врач

2

Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице»

Презентация

Халат врача, аптечка.

29

Экскурсия в больницу

1

Познакомить детей с физиотерапией.

30-33

Профессия - художник

4

Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник»

Проект «Азбука профессий» 15ч

34-35

Организационное занятие. Предъявление заданий группам

2

Разминка.

Коллективная работа: составление азбуки профессий.

36-37

Представление мини-проектов на буквы А-Д

2

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях  на буквы А-Д

38-40

Представление мини-проектов на буквы Е-К

3

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях  на буквы Е-К

41-43

Представление мини-проектов на буквы Л-Р

3

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях  на буквы Л-Р

44-46

Представление мини-проектов на буквы С-Я

3

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях  на буквы С-Я

47-48

Оформление результатов проекта

2

Создание папки «Азбука профессий».

Профессия моих родителей 15ч

49-59

Кем работают мои родители?

11

Защита мини-проектов «Профессия моих родителей»

60-63

Встреча с родителями

4

Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»

Итоговые занятия 2 ч

64

Викторина «Что мы узнали?»

1

Разминка. Викторина «Что мы узнали?»

Презентация

65-66

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

2

Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия – праздника по теме:«Все работы хороши, выбирай на вкус»

Сценарий внеклассного мероприятия – праздника по теме:  «Все работы хороши, выбирай на вкус».  ...

Классный час Все работы хороши

Классный час - соревнование для учащихся начальных классов, основными целями  которого являются начальная профориентация, уважение к людям труда....

Все работы хороши-выбирай на вкус

Классный час о профессиях в 1классе....

Все работы хороши

Внеклассное мероприятие для  начальной школы. Расказывает о професиях строителя. учителя. почтальона, полицейского и других....

Праздник "Все работы хороши - выбирай на вкус

Сценарий праздника, посвященного профессиям, для учащихся начальных классов....

Исследовательская работа в 1 классе "Все работы хороши - выбирай на вкус"

В данной презентации представлены рисунки учащихся, стихи о профессиях....