Из опыта работы.
методическая разработка

Прокопчук Людмила Владимировна

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_gubenko_l.docx47.6 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка в начальных классах

(слайд 1)Тема моей педагогической концепции  «Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка».

(слайд 2)Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова есть норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
(
С. Островский)

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

(слайд № 3)Актуальность этой проблемы в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

        Значит задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи.

Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма

(слайд 4) цель:  повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.

(слайд 5)задачи:

 изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;

● изучить приёмы формирования орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка и применять их;

● заложить основы правильного выбора способа действия на основе алгоритма.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи, однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании . Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Не умение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
        (слайд 6)
Поэтому необходимо учитывать
факторы формирования орфографической зоркости, а это:

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3.
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4.
Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание.

(слайд 7) М.Р. Львов  выделят 6 этапов, которые должен пройти ученик для того, чтобы решить орфографическую задачу:

1.Увидеть орфограмму в слове.

2.Определить, проверяемая она или нет, и если да, то к какой грамматико - орфографической теме относится.

3.Определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы.

4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм решения задачи.

5.Решить задачу, то есть выполнить последовательность действий по алгоритму.

6. Написать слово в соответствии с правилом и выполнить самопроверку.

Алгоритм составляется под руководством учителя на начальном этапе изучения нового правила и применения его на практике. Он записывается в памятке (карточка), с тем, чтобы на первых порах ученик мог им пользоваться при выполнении упражнений. Готовый алгоритм учитель использует для работы в классе при повторении и обобщении материала.

Предлагаю несколько алгоритмов решения орфографических задач, которые я использую на своих уроках:

(слайд 8)  «Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих»

1. Найти орфограмму

2. Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфограмма.

3. Определите, в какой части слова находится орфограмма.

4.Определите, к какой части речи относится данное слово.

5.Определите род.

6.Напишите слово в соответствии с правилом.

Пример: печь (ж.р.), грач (м.р.)

(слайд 9) «Правописание мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа настоящего времени»

1. Определите место орфограммы.

2. Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфограмма.

3. Определите, в какой части слова находится орфограмма.

4.Определите, к какой части речи относится данное слово.

5.Определите время, лицо, число.

6.Напишите слово в соответствии с правилом.

Пример: читаешь (2-е л., ед. ч., наст.вр.).

 (слайд 10)

Но использование одних алгоритмов недостаточно для развития орфографической зоркости.

Я на своих уроках использую следующие приёмы, развивающие орфографическую зоркость:

(слайд №11) 1. Списывание.

Алгоритм, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

·  Внимательно прочитай предложение.

·  Повтори его, не заглядывая в текст.

·  Подчеркни в предложении все орфограммы.

·  Прочитай предложение орфографически.

·  Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

·  Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

·  Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.

Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.

(слайд № 12) Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1.   Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4.     Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5.     Спиши слова определённой части речи.

6.     Выпиши словосочетания.

(слайд № 12) 2. Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

(слайд № 13) 3. Письмо с проговаривание.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

4. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

5. Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

(слайд № 14) 6. Скоростное  письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.

(слайд № 15) 7. Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

      1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

      2.  Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

      3. Упражнение в запоминании.

      4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

      5. Запись.

      6. Проверка.

(слайд № 16) 8. Диктант

·        Предупредительный диктант

·        Объяснительный диктант

·        Выборочный диктант

·        Свободный диктант

·        Самодиктант

·        Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.

9. Орфографические минутки

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты  – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

Очень часто в своей работе для развития орфографической зоркости учащихся использую орфографические зарядки, занимательные моменты, игры, такие как:

(слайд № 17)1.Игра «Аукцион»

Найди в тексте орфограммы и подчеркни. Можно провести соревнование, кто больше насобирает орфограмм.

Ночь в лесу.

Наступила ночь. В кустах заливается соловей. Беззвучно носятся летучие мыши. Чуть слышно журчат скрытые лесные ручейки. Пахнут душистые ночные фиалки.

(слайд № 18) 2. Задания с ловушками:

П•ляны - пыль Л • сток - лес Т • щить (сумки) - тощий Сл • зать (с дерева) - слёзы Обл • зать (ложку) - лез Ч • сок - чай

Какие написания нужно выбрать, чтобы сохранился смысл?

В нашем краю растут густые л (е, и)са. Под елью с (и, е)дела л(е,и)са..

(слайд № 19) 3.Буквенные (знаковые) диктанты

Орфограмма «Безударная гласная, проверяемая ударением»

№ 1. Часы, старушка, словарь, тропинка, садовый, платить, косить, денёк, линейка, терпеть. Проверка: а, а, о, о, а, а, о, е, и, е.

№ 2. Землянка, садовник, цветы, болеть, зимующие, тяжело, водяная, кормушка, водичка, зелёный. Проверка: е, а, е, о, и, я, о, о, о, е.

Орфограмма «Парная согласная»

1.Ногти, петушки, стишки, сапожки, куски, флажки, зубцы, хлебцы, снежки, гребешки. Проверка: г, ш, ш, ж, с, ж, б, б, ж,  ш.

2.Мышки, зубки, травка, шляпка, грибки, шубки, дудки, коровка, ягодка, снежки. Проверка: ш, б, в, п, б, б, д, в, д, ж.

3.Записка, смазка, загородка, промывка, прибавка, улыбка, ходьба, подсказка, завязка, погрузка. Проверка: с, з, д, в, в, б, д, з, з, з.

(Слайд № 20) 4.Какографические диктанты.

В лису многа снега. На ветках  пушыстые падушечьки. Тонкие берёски сагнулись а ели апустили махнатые лапы.

( слайд №21) 5.Запоминалки, рифмовки.

Знаешь ты наверняка, где чн, а где чк

Речка, почка, строчка, точка, кочка, корочка и почка

Срочный, гречневый, мучной, точный, встречный и реечной

Никогда в таких словах не пишите мягкий знак

У глаголов нет предлогов.

(слайд №22) Большое место на уроках занимает  работа со словарными словами.

А)Впиши пропущенные буквы

Р…сунок – р…сование, нар…сованный; тр…мвай – тр…мвайные пути, остановка тр…мвая; ул…ца – ул…чное р…стение, выйти на ул…цу; р…стение – р…стительность, р…стеневодство.

 Б)л…герь, м…тро,н…род,м…дведь, к…ртофель, п…мидор, к…пуста,ов…щ,за…ц. Вставь в предложения, подходящие слова по смыслу.

В столовую л…геря завезли ___, ___, ___ и ___.  ___зимой спит, а ___ нет.В ___Москвы всегда много ___.

Одним из наиболее важных требований при отработке грамотного письма является требование ежедневного, добросовестного выполнения работы над ошибками

(слайд 23)

        Для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение

имеет самостоятельная работа над ошибками. Но при организации такой

работы учитель встречается с рядом трудностей.

 Первая из них – разнородность ошибок. Разнородные ошибки говорят о том, что для выработки навыков грамотного письма отдельным ученикам требуется различное время, так как способности детей неодинаковы. Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления. Вторая трудность, с которой сталкивается учитель – это различный темп учащихся. Часть учащихся выполняет задание быстрее и вынуждена ждать, когда закончат остальные. А спешка ведёт за собой небрежность, плохие оценки, нежелание выполнять подобного рода работу.

Для того, чтобы облегчить выполнение учащимися работы над ошибками, необходимо всех школьников обеспечить алгоритмами, памятками и провести с ними соответствующую ознакомительную работу.

(слайд 23)  Правописание Е и И в окончаниях имен существительных

1        .Определите место, где возникла орфографическая задача.

2        .Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфограмма.

3        .Определите, в какой части слова находится орфограмма.

4        .Определите, к какой части речи относится слово.

5        .Определите склонение.

6        .По вопросу и предлогу определите падеж.

7        .Напишите слово в соответствии с правилом.

Например:

Буква е-и в окончаниях имен существительных: читать о Родин [е]_ (1-е, П.),

о жизни [и] (3-е, П,).   

(слайд 24) Памятка работы над ошибками.

1.Запиши и подбери проверочное слово. (Зима–зимы. Сказка – сказочка. Грустный – грустит).

2. Подбери 3 слова на это правило. ( Москва, Зарайск, Луховицы, Смоленск. Объезд, съёмка, въехал, съли. Молодёжь, дочь, речь, рожь. Лыжи, жила, пружина, жизнь.)

3. Напиши целую строку. (Собака, собака, собака, собака, собака, собака, собака. Рисовали, рисовали, рисовали, рисовали, рисовали.)

(слайд 25) Используя на уроках алгоритмы, памятки, занимательные игры, орфографические зарядки, различные виды диктантов, самостоятельную работу над ошибками можно сделать вывод, что все это способствует развитию орфографической зоркости у обучающихся.

Безусловно, что кропотливая и ежедневная работа над развитием орфографической зоркости на уроках повлияла  на:

• качество обучения (уровень обученности за все годы – 100%; качество обученности от 62% до 67%);

на положительную динамику развития интеллектуальных и познавательных способностей обучающихся (мои ученики являютсяпостоянными участникамми различных конкурсов, таких как «Русский Медвежонок», «Эму», «Олимпиада для начальных классов» (Центр развития молодежи)  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...