Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Развитие познавательных способностей детей на основе системы развивающих заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_3216.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Занятие

Тема

Занятие 32 (16). Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. Графический диктант.

Цель

Развитие познавательных способностей детей  на основе системы развивающих заданий.

Задачи

1. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

2. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.

3. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.

Формируемые УУД

        

Личностные:

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию).
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные:

  •  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Коммуникативные:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.

Этап занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Задания для детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

  УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке.

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Громко прозвенел звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

II.  «Мозговая гимнастика» 

(2 минуты)

Цель. 

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения.  

Показывает упражнения.

Выполняют упражнения.

- Чтобы на занятии нам лучше работалось, выполним «Мозговую гимнастику».

1. Качания головой 

(упражнение стимулирует мыслительные процессы):

дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

2. «Ленивые восьмерки»

(упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): 

нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь):

«наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

4. «Зоркие глазки» 

(упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

5. «Стрельба глазами» 

(упражнение служит для профилактики нарушений зрения): двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

III.  Разминка 

(3-5 минут)

Цель. 

Создание у ребят определенного положительного эмоционального фона.

Организует самостоятельную работу.

Отвечают на вопросы.

- Начинаем наше занятие с разминки. В тетрадях открываем с. 47. Прочитайте вопросы про себя. Если вы знаете ответ на вопрос, поставьте рядом «плюс», если затрудняетесь ответить – «минус».

- Итак, на какие вопросы вы не смогли ответить? А кто нашел ответ на этот вопрос? (Проверка)

- Берут в лес, чтобы складывать в неё грибы. (Корзинка.)

- Длинное узкое помещение. (Коридор.)

- Посуда для жарки. (Сковорода.)

- Что будет, если написать 7 «Я»? (Семья.)

- Картина старая висит, она о том мне говорит, каков был дед мой в 20 лет. Картину ту зовут… (Портрет.)

- Любит во рту скрываться, знать боится показаться. (Язык.)

- Он пушистый, любит ласку, с огоньком зелёным глазки, в доме для него работа – на мышей вести охоту. (Кот.)

- Страна, где танцуют лезгинку. (Грузия.)

- Страна, которую носят на голове. (Панама.)

- Ближайшая к Земле звезда, видимая в дневное время. (Солнце.)

- Кто смог ответить на все вопросы? А у кого возникли трудности? Я думаю, в следующий раз вы обязательно справитесь.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
  • Слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

 

  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение.

IV. Тренировка концентрации внимания

(10 минут)

Цель. 

Развитие зрительной  памяти, углубление знаний детей.

- Ребята, а что нам помогает учить наизусть стихи, вспоминать приятные моменты путешествий, не забывать поручения мамы? (память)

- Как вы думаете, для чего человеку память?

- Что нужно делать, чтобы память была хорошей?

- Действительно, память отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Человеку со слабой памятью приходится очень трудно. Свою память нужно тренировать.

- Сегодня на уроке мы узнаем, насколько вас не подводит ваша память, а также сможем ее потренировать.

- Сейчас мы выполним задания, которые помогут справиться с этой непростой задачей.

1. Гриша и Егор приколачивали доску: кто-то забивал маленькие гвозди, кто-то большие. Гриша забивал маленькие гвозди. Какие гвозди забивал Егор?

(Маленькие.)

2. Женя - внук Коли. Миша – не внук Коли. Вова не дед Жени. Кто дед Жени? (Коля.)

3. Если официант левша, то в какой руке он будет держать поднос со стаканами сока? (В правой.)

Задание № 1 (карточки)

Игра «Внимание».

Задание № 2.

Задание № 3.

Задание № 4 «Не верь глазам своим».

 - Итак, мы с вами тренировали память. А какую именно память тренируют выполненные нами задания? (зрительную)

- Для чего необходимо тренировать зрительную память? (человек воспринимает информацию не только слухом, но и зрительно, поэтому и память надо развивать с разных сторон)

- Кто не допустил ошибок и справился со всеми заданиями? Раскрасьте флажок внизу страницы зеленым цветом. У кого были затруднения? Раскрасьте флажок желтым цветом. А кто не справился ни с одним заданием? Раскрасьте флажок красным цветом.

Регулятивные УУД:

 

  • Проговаривать последовательность действий.

 

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор   информации.

 

  • Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

V.  Коррегирующая гимнастика для глаз

Цель.

Профилактика нарушений зрения.

Развитие двигательной активности ребенка.

- Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Отдых у нас будет активным и даже полезным.

1.   Моргания  (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

2. «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе.

3. Закроем веки, слегка помассируем их пальчиками.

4. Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой – до кончика носа. Затем быстро меняем положение рук.

5. Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу, а правой рукой делайте круговые движения по животу.

6. Левой ногой крутите «от себя», а левой рукой крутите «к себе».

VI. Логическо-поисковые задания (10 минут)

Цель.

Развитие гибкости мышления.

Задание № 5.

Задание № 6.

Задание № 7.

- Назовите, кто изображён на рисунке?

Кто автор этого произведения?

- Что помогло писателю создать это   замечательное произведение? (Хорошая память, умение сочинять, использование красивых слов)

- А как именно называются такие красивые слова? Может автор знал какие-то необычные приемы? Вспомните, как они называются? (сравнения, олицетворения, эпитеты)

- Молодцы! Меня радует, что вы работаете, засучив рукава, правильно отвечаете на вопросы, не падаете духом, а берете себя в руки и принимаетесь за дело.

- Что вас удивило в моем высказывании? (Вы произносили необычные выражения: засучив рукава, не падаете духом, берете себя в руки)

 - Такие необычные выражения мы с вами изучали во 2 классе. Вспомните, как они называются. (Фразеологизмы)

- Что такое фразеологизм? Для чего они нужны в речи? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые служат для более точного и образного выражения наших мыслей)

- Давайте вспомним, какие фразеологизмы мы знаем и что они означают. Вам обязательно поможет ваша память.

Работа в группе.

- Работая в тройках, соедините фразеологизм с его значением.

- Проверим, что у вас получилось. Вы самостоятельно определили значение фразеологизмов, а теперь соотнесем их с картинкой.

(Я считаю что фразеологизм «бить баклуши» подходит к этой картинке, т.к. мальчик бездельничает и ничего не делает и т.д.)

- Кто согласен?

 - Итак, чтобы  речь была выразительной, образной,  чтобы мы могли понимать и анализировать художественные тексты, нам нужно быть грамотными, правильно употреблять в речи фразеологизмы, знать их значение.

 Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

VII. Нестандартные задачи 

(10-15 минут)

Цель.

Развивать красоту логического  рассуждения;

коллективное обсуждение решения задачи.

- Вы хорошо умеете рассуждать, решать поставленные перед вами задачи.

Работа в группах.

Давайте поработаем в группах. Каждая группа получает задачу.

1 группа – задание № 8.

2 группа – задание № 9.

3 группа – задание № 10.

- Когда задача будет решена, оцените работу своей группы. Если вы работали дружно, помогали найти верное решение, справились с заданием, раскрасьте флажок зеленым цветом.

- Если у вас возникли затруднения, вы не смогли вовремя договориться, но в итоге справились с заданием – раскрасьте флажок желтым цветом.

- Если у вас ничего не получилось – красным.

(проверка результатов работы групп)

Познавательные УУД:

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание детьми своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. 

- Вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями. Кто может положиться на свою память? Кто не допустил ошибок?

- Закончить наше занятие я хочу стихотворением.

Кто ничего не замечает

Тот ничего не изучает

Кто ничего не изучает

Тот вечно хнычет и скучает.

- Мы хныкали?

- Скучали?

- Значит…

- Что-то изучали!

- Вы сегодня были молодцы! Оцените свою работу (на доске)

  Личностные УУД:

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие 32 (16). Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. Графический диктант.

Технологическая карта урока. 4 класс. "Юным умникам и умницам". Информатика, логика, математика. О. А. Холодова....

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с детьми ЗПР «Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления»

Цели занятия: знакомство с понятием «слуховая память» отработка новых способов запоминания.Задачи занятия:·         Формировать стремлен...

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления...

Конспект внеурочного занятия по курсу : Умники и умницы "Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления" 1кл.

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Задачи:- развивать креативное мышление, умение анализировать и обобщать полученную информацию;- формировать чу...

Конспект внеурочного занятия по курсу : Умники и умницы "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления" 1кл.

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Задачи:-развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтез...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...