Педагогическая статья "Влияние типа темперамента на учебную деятельность"
статья

Есионова Ольга Николаевна

Данная научно-педагогическая стать будет полезна учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temp.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние типа темперамента на учебную деятельность в начальной школе

       По мнению некоторых авторов одной из  характеристик личности ребенка, определяющих успешность его учебной деятельности  является темперамент, как совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динамику психической деятельности в целом

Поскольку свойства темперамента устойчивы и постоянны, во многом обусловлены врожденными свойствами нервной системы и проявляются у человека (в том числе в детском возрасте) в самых различных условиях деятельности и поведения, эмоционально окрашивают его поступки, постольку возникает первоочередная необходимость учета именно свойств темперамента в построении и организации процесса взаимодействия с ребенком в условиях школьного обучения, а также в ходе оценки школьной успеваемости ребенка.

       Проблема изучения влияния темперамента на школьную  успеваемость не теряет своей актуальности  и по сей день. Особенно важно ее детальное рассмотрение по отношению к младшим школьникам, поскольку именно в младшем звене школы складываются те стереотипы восприятия и осуществления учебной деятельности детьми, которые отлагают отпечаток на всю их дальнейшую школьную жизнь, да и вообще на отношение к учебе в целом. Очевидно, если младший школьник  не достигает успешности в ходе обучения, мотивация выполнения этой деятельности у него резко падает, что ведет его к дисфункции как школьника, статусное положение которого в этот период времени играет решающую роль в целостной социализации личности ребенка.

       Медлительные дети обладают типом темперамента флегматика и меланхолика, а торопливые - холерика и сангвиника. Т к. продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента, то подвижность сангвиников может принести большой результат, если работа требует смены объектов общения, смены рода занятий, частого перехода от одного темпа работы к другому. Малоподвижные флегматики предпочитают однообразные способы действия, четко соблюдают порядок.

     Меланхолики готовы к выполнению простых действий, мало устают и раздражаются от их повторений. Сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда деятельность протекает по строгим правилам. Сангвиник легко переключается с выполнения одного вида деятельности на другой., а флегматик - медленно. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тормозить себя и сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью.

     В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявлять себя как с положительной стороны, так и с отрицательной. Если энергия холерика направлена на цель, то это может принести положительный результат, но недостаточная уравновешенность, несдержанность, склонность к взрывам могут оказать отрицательное влияние на результате деятельности.

     Порой учителя склонны задавать темп, отвечающий их собственному темпераменту. Если у учителя сангвинический тип (все делает быстро), то порой он оказывается непосильным некоторым ученикам (меланхолику, флегматику). Конечно, нельзя утверждать, что успехи в учебной деятельности зависят только от типа темперамента, но если не учитывать данный факт, у детей могут возникнуть определенные трудности при достижении поставленной цели. 

       Учебная деятельность не предъявляет специальных требований к природным особенностям ученика, врожденной организации его высшей нервной деятельности. Одинаково высоких результатов в учебной деятельности при прочих равных условиях могут достичь дети с разными особенностями нервной системы. Различия же в природной организации высшей нервной деятельности определяют лишь пути и способы работы, особенности индивидуального стиля деятельности, но не уровень достижений. Различия по темпераментам — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию их проявлений.  

       Не обусловливая, с одной стороны, уровень конечного результата обучения, психологические особенности темперамента, с другой стороны, в определенной степени могут затруднять процесс обучения. Вот почему важно учитывать особенности темперамента школьников при организации учебной работы. Тем не менее, в психологических исследованиях найдено определенное влияние природных особенностей учеников на успешность их учения. Психологическое обследование выявило, что значительная часть слабоуспевающих и неуспевающих школьников характеризуется слабостью нервной системы, инертностью нервных процессов. Означает ли это, что указанные особенности нервной системы неизбежно влекут за собой низкую эффективность учебной деятельности? Объективно учебный процесс организован так, что отдельные учебные задания, ситуации являются неодинаково трудными для школьников, различающихся по своим типологическим особенностям, и для учащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существуют преимущества перед учениками со слабой и инертной нервной системой. На уроке чаще возникают ситуации, более благоприятные для сильных и подвижных по своим нейродинамическим особенностям учащихся. По этой причине ученики со слабой и инертной нервной системой чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих. Изменение школьного расписания, замена одного урока другим, требование быстрого переключения во время урока с одного задания на другое также по-разному воздействуют на учеников с разным темпераментом, при этом большие затруднения испытывают дети, характеризующиеся инертностью нервных процессов. Наоборот, у детей с высокой подвижностью нервных процессов именно частые смены деятельности поддерживают рабочее состояние на уроках. То, что школьникам с инертными нервными процессами, то есть флегматикам, труднее приходится в школе, замечено давно.  Отмечая необходимость учета особенностей темперамента учащихся в процессе обучения, прежде всего, следует учитывать своеобразие флегматического и меланхолического темпераментов.  

       На самом деле успех или неуспех в учении может быть объяснен не самими природными чертами субъекта, а тем, насколько сформированы индивидуальные приемы и способы действий, соответствующие как требованиям учебного процесса, так и индивидуальным проявлениям типологических свойств учащихся. Немалое значение здесь приобретают особенности организации учебного процесса, степень сформированности индивидуального стиля деятельности ученика, учитывающего его природные типологические особенности. Так, недостаточная сосредоточенность и отвлекаемость внимания учащихся со слабой нервной системой может компенсироваться усилением самоконтроля и самопроверкой работы после ее выполнения, их быстрая утомляемость — частыми перерывами в работе и т.д.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы темперамента у детей

Материалы статьи помогут родителям понять поведение своего ребёнка в разных жизненных ситуациях. Определив преобладающий тип темперамента, взрослые смогут установить более тесный контакт со своим...

Диагностика типа темперамента

презентация идеально подходит для родительского собрания в 1-2 классе...

Выступление на педагогическом совете по теме « Проектирование учебной деятельности совместно обучающихся детей «норма» и детей с ОВЗ».

« Проектирование учебной деятельности совместно обучающихся детей «норма» и детей с ОВЗ». Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными п...

Проект педагогический ситуации, направленной на формирование учебной деятельности

Ребята определяют температуру воздуха по термометру. Оценивают свою работу....

Педагогические основы мониторинга развития мотивации учебной деятельности младших школьников.

Педагогические основы мониторинга развития мотивации учебной деятельности младших школьников....

Тема: «Педагогические приёмы для формирования мотивации учебной деятельности на уроках литературного чтения на уровне начального общего образования».

Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа успешного обучения на урок...

Педагогические технологии контроля и оценки учебной деятельности в начальной школе

В данной статье представлен опыт работы  по технологиям контроля и оценки учебной деятельности в начальной школе с использованием методики А.Б.Воронцова "Педагогическая технология контр...