Внеурочое занятие по программе "Я исследователь". Тема: "Зависимость громкости звука от расстояния"
опыты и эксперименты (2 класс)

Никитина Галина Павловна

Ты задумывался когда-нибудь, почему находясь у классной доски, ты хорошо слышишь своих товарищей за первыми столами и едва различаешь своих друзей, сидящих за столами в конце класса? Поможет ответить на этот вопрос лабораторная работа "Изменение громкости звука в зависимости от расстояния"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zavisimost_gromkosti_zvuka_ot_rasstoyaniya.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Никитина Г.П.

Тема: Зависимость громкости звука от расстояния

Вид занятия: лабораторная работа с элементами исследования.

Тип занятия:  изучение нового.

Формы работы: практическая групповая работа, фронтальный опрос, научный эксперимент.

Оборудование:

  • энциклопедический словарь, термины.
  • таблицы наблюдений экспериментов;
  • ПК с установленным ПО PROLog;
  • Модуль сопряжения USB – 100;
  • цифровой измерительный модуль «Звук»;
  • камертон;
  • молоточек;
  • измерительная линейка.

Цель:  изменение громкости звука в зависимости от расстояния.

Задачи:

Предметные:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях проведения звуковых волн в воздухе;
  • владение базовым понятийным аппаратом
  • умение наблюдать и исследовать звук, выделять его характерную особенность – громкость, описывать т характеризовать разные уровни громкости с точки зрения их влияния на сохранение здоровья человека

Метапредметны:

регулятивные:

  • развивать логическое мышление;
  • формировать навык самостоятельной работы при проведении исследования;
  • вырабатывать умения выдвигать гипотезу и сопоставлять ее с полученным результатом

коммуникативные:

  • способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся: умение аргументировать свою точку зрения, умение толерантно относиться к чужому мнению;
  • формировать у учащихся коммуникативные качества, умение работать в группе;

Личностные:

  • воспитывать целеустремленность в достижении цели;
  • прививать интерес к математике, математическим опытам;
  • воспитывать коллективизм, взаимопомощь.

Предварительная подготовка: учащиеся разделяются на 3 групп.

Понятия:

  • Исследование – процесс получения новых знаний.
  • Гипотеза (от греч. hypothesis – предположение) – научное предположение, выдвигаемое для объяснений каких-либо явлений, достоверность которого еще не доказана опытным путем.
  • Эксперимент – (от лат. experimentum – проба, опыт) – воспроизведение какого-либо явления с целью исследования. Научно поставленный опыт.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Цель: настроить детей на предстоящую деятельность, создать положительный психологический настрой

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте все свои печали, обиды. Выдохните из себя тепло солнечных лучей. Я желаю вам успеха в предстоящей работе на занятии (Дети встречают учителя. Друг другу улыбаются. Проводят дыхательную гимнастику).

  1. Актуализация знаний и способов действий

- Ребята, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. А теперь развернитесь и  поприветствуйте гостей. Пусть это занятие принесёт всем радость общения.

- Сегодня, каждый из вас станет научным работником. Закройте глаза (музыкальная вставка). Мы с вами перенеслись в научно-исследовательскую лабораторию академии наук. Вы исследователи, а я ваш научный руководитель. Мы определим в группах старшего научного сотрудника. Для этого откройте конверты на столах  (у кого карточка с изображением восклицательного знака, тот старший).

1. Работа с незнакомыми словами

- Посмотрите вокруг. Какие знаки вы обнаружили? (провести эксперимент и исследовать).

- Давайте вспомним, что такое исследование и эксперимент (ответы детей: Во все времена человек большинство знаний добывал не путем рассуждений и догадок, а из собственного трудового опыта. Иногда человек специально проводит серию опытов, чтобы доказать, либо опровергнуть некоторую гипотезу – научное предположение. Такая работа называется – эксперимент).

(На доске вывешиваются определения понятий: исследование, эксперимент).

3. Памятка о мерах предосторожности при выполнении работы

- выполняй все указания учителя, соблюдать дисциплину при подготовке и во время работы

- размещай материалы на своем рабочем столе аккуратно, чтобы не допустить их падение

- начинать работу только с разрешения учителя

- Мы с вами на прошлом занятии выполняли работу, в ходе которой производили измерение громкости звука с помощью инновационного цифрового оборудования – измерительного модуля «Звук».

2. Введение в тему

- Прочитайте текст, который у вас на столах. Он должен помочь ответить на вопрос: Что вы будете делать на занятии сегодня?

Текст

Вы задумывались когда-нибудь, почему находясь у классной доски, вы хорошо слышите своих товарищей за первыми столами и едва различаете слова своих друзей, сидящих за столами в конце класса? (должны узнать, почему чем дальше от источника, тем звук тише)

- Раз мы исследуем, значит должны выдвинуть гипотезу (вот еще одно понятие) По мере удаления от центра громкость звука уменьшается.

- Звук – упругая волна. Уровень звука должен быть достаточно высок, чтобы быть услышанным.

- В нашу лабораторию поступил спец. заказ от ребят физического кружка с заданием Как громкость звука изменяется в зависимости от расстояния?(показывается коробка, в которой находятся задания для групповой работы, камертон, молоточек, линейка, рулетка).

Камертон совершает колебания (движения), которые повторяются. А повторяются они 349 раз за 1 секунду. Эти колебания мы не видим, но почувствовать можем.

- Сколько раз вы можете взмахнуть за 1 секунду? (1 раз). А чтобы появился звук надо взмахнуть 300 раз.

Дыхательная гимнастика.

- Вспомни, какие дыхательные упражнения мы знаем.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

  1. Лабораторная работа

- Перед вами шкала децибел, которую вы будите использовать для измерения интенсивности звука.

1)  Первый опыт. Указано различное расстояние на графике. Разместим модуль «Звук» рядом с камертоном. Расстояние между модулем «Звук» и камертоном должно быть 3 см. Для этого используем линейку.

Внимательно рассмотрите таблицу измерений на экране дисплея. Найдите максимальное значение звука и отметьте на своем графике.

2)  Второй опыт. Разместим модуль «Звук» рядом с камертоном. Расстояние между модулем «Звук» и камертоном должно быть 10 см. Для этого используем линейку.

Внимательно рассмотрите таблицу измерений на экране дисплея. Найдите максимальное значение звука и отметьте на своем графике.

3)  Третий опыт. Указано различное расстояние на графике. Разместим модуль «Звук» рядом с камертоном. Расстояние между модулем «Звук» и камертоном должно быть 20 см. Для этого используем линейку.

Внимательно рассмотрите таблицу измерений на экране дисплея. Найдите максимальное значение звука и отметьте на своем графике.

III. Первичная проверка и понимание изученного

- Сейчас мы с вами приступаем к самой ответственной части нашего эксперимента – отчету.

Используя данные отчетного графика, объясните, что происходит с громкостью звука? (Звук – это волна. По мере удаления от центра волна затухает. Громкость звука уменьшается, потому что происходит затухание волны).

Наше предположение подтвердилось: чем дальше, тем звук тише? (да)

VI. Подведение итогов

Ответьте на следующие вопросы:

- Во время проведения нашей работы мы использовали термины гипотеза и эксперимент. Что означают эти слова? (Гипотеза – это  предложение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Эксперимент – это  проба, опыт. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента).

- Мы с вами это всё проделали.

- Наверное, вы обращали внимание на то, что вблизи оживленной дороги шум от транспорта слышен очень хорошо. Чем дальше ты находишься от дороги, тем меньше шум от проезжающих машин. Как вы думаете, почему? (Шум состоит из звуков. Звук, преодолевая расстояние, теряет свою силу. По этой причине вблизи оживленной дороги шум от проезжающих машин слышно лучше, чем на удалении от нее).

- Шмель жужжит, а комар пищит. Почему? (потому что  комар чаще машет крыльями)

V. Домашнее задание

Кого заинтересовала эта тема, я предлагаю вам побыть экспертами, юными физиками. А помощниками вашими выступят родители. Выполните модель телефона, используя нить  разной  длины и толщины, и поговорить из разных комнат. Слышно ли вам было друг друга? Это мы обсудим на следующем занятии.

VI. Рефлексия

Все группы работали отлично. Поздравляю вас с успешным завершением исследования. Отчет о проделанной работе я отправлю заказчику.

И закончить наше занятие я хотела словами  Аристотеля, которые он произнёс 2500 лет назад: «Мышление начинается с удивления». Читайте, проводите эксперименты, и вы узнаете много нового, интересного, необычного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Зависимость величин"(скорость, время, расстояние)

В 4 классе по УМК "Школа  2100" используется данный материал  при изучении темы "Зависимость величин от направления движения"...

Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"

Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг".  Подпрограмма "Тренинг"  направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Занятие кружка "Я - исследователь" по теме "Почему болят зубы"

Занятие по внеурочной деятельности  с использованием   методики исследовательской деятельности А. И.Савенкова....

Внеурочное занятие кружка «Я – исследователь» Тема: Школа-мой дом

Внеурочное занятие кружка по теме : Школа-мой дом", на котором дети учились кратко передавать содержание исследовательской работы, правильно задавать вопросы по содержанию и отвечать на них, разрабаты...

Как громкость звука меняется с расстоянием

Лабораторная работа(с использованием модульной системы экспериментов  PROLog)...