Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 3.
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Оводова Ольга Васильевна

На этом занятии мы изучаем метод моделирования маленькими человечками и проводим опыты с бумагой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobretateli_3.doc556 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 3. Метод маленьких человечков. Что скрывает обыкновенный лист бумаги.

Материалы: бумага, ножницы, линейки, монеты.

  1. В прошлый раз мы обсуждали, как Денис изобрел устройство для закрывания окна. Как он поставил задачу? Дождь сам закрывает окно. Как это называется в терминах ТРИЗ? Идеальный конечный результат. Пока просто запомним этот термин.  
  2. Один из методов, которыми пользуются изобретатели, называется довольно забавно: «Метод маленьких человечков» или «Моделирование маленькими человечками». Что может прятаться за таким названием?
  3. Человечков в твердом теле мы представляем крепко держащимися за руки. Нарисуйте. В жидкости? В газе?
  4. В предыдущем примере мы считали, что человечек размером с молекулу. Что такое молекула? Мельчайшая частица вещества. Молекула состоит из атомов, если разобрать молекулу на атомы и собрать по-другому, будет другое вещество. Но маленькие человечки могут быть и побольше, важно, что они маленькие по сравнению с реальным объектом.
  5. Возьмем реальную практическую задачу. Вверху водосточной трубы есть воронка,  для чего? Что происходит в этой воронке зимой? Снег накапливается. Что происходит, когда снег чуть подтаивает? Снежно-ледяная каша. А когда снова замерзает? Получается комок льда. Что с этим комком случится весной? Оттает от стенок и полетит вниз, ломая и круша трубу. Что делать? Как в этой задаче формулируется ИКР? Ледяная пробка не падает вниз, пока не растает. Запускаем в трубу маленьких человечков. Вот они стоят, держатся за руки, не пускают лед вниз. Но не плотной стеной, иначе труба не пропустит вниз воду, не будет делать то, для чего она предназначена. Итак, задача почти решена, человечки расступились, пропускают воду, но не пропускают лед. Чем заменить человечков? Сеткой или проволокой.  Можно было бы оформить патент, но эта задача уже решена. Если бы вы решили ее первыми, могли бы заработать свидетельство об изобретении.
  6. А бывает наоборот – жизнь предложила нам что-то маленькое, а обращаться с этим нужно как с большим. Например, у нас нет очень маленьких измерительных инструментов. Например, у нас есть весы, для которых человечек слишком мал. Как измерить вес одного человечка? Положить на весы много человечком и разделить общий вес на их количество.
  7. Перемена. Вы маленькие человечки в веществе. Вы твердое тело. Вы жидкость. Вы воздух – газ, но довольно холодный. Вас нагревают, нагревают. А теперь температура понизилась, вы что? Жидкость. А еще понизилась, вы что? Твердое тело.
  8. Задача – измерить толщину листа бумаги. Проверка – толщина пачки разделить на 500.
  9.  Отрежьте одинаковые полоски бумаги вдоль и поперек листа. Зажмите между пальцами и попытайтесь их закрутить, протягивая. Как они себя ведут?

  1.  Опять отрежьте одинаковые полоски бумаги. Одну надрежьте, на одну капните воды, с третьей ничего не делайте. Какую легче всего разорвать? Какую труднее всего?

  1. Что падает быстрее – монета или бумажный кружок?

  1. Построить прочный мост из листа бумаги. 

  1. Прорезать в листе бумаге дырку такого размера, чтобы можно было пролезть в нее целиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 1.

Конспект первого урока в авторского курса "Кружок изобретателей". Тема занятия взята из книги Г.Иванова "Денис-изобретатель". В течение занятия дети обсуждают, как много различных применений можно най...

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 2.

На этом занятии мы разбираем понятие "Идеальный конечный результат", исследуем свойства веревок, мастерим "телефоны" из пластиковых стаканов и ниток....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 4.

На этом занятии мы изучаем метод мозгового штурма, разрабатываем конструкцию светофора, подходящего для дальтоников....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 5.

На этом занятии мы выясняем, какие знания из области физики есть у обычного ученика младших классов. Изучаем понятие "технического противоречия". Решаем классические изобретательские задачи. Знакомимс...

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 6.

На этом занятии мы придумываем различные применения пустой пластиковой бутылке, изобретаем мышеловку, обсуждаем свойства звука и изучаем их на практике....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 7.

На этом занятии мы изучаем метод "хорошо-плохо", решаем задачу о смягчении воды и изучаем свойства пузырьков....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 8.

На этом занятии учимся пользоваться методом фокальных объектов....