Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 4.
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Оводова Ольга Васильевна

На этом занятии мы изучаем метод мозгового штурма, разрабатываем конструкцию светофора, подходящего для дальтоников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobretateli_4.doc493 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 4. Мозговой штурм. Электричество.

  1. Мы уже изучили некоторые понятия ТРИЗ. Какие? ИКР. Противоречие. ММЧ.
  2. Есть прекрасный метод для решения разных задач, не только изобретательских в техническом смысле этого слова. Например, может потребоваться изобрести новую игру или новый никем не виданный сценарий дня рождения. Он называется метод мозгового штурма. Все участники по очереди выдвигают идеи, они могут быть самыми невероятными. Важное правило: на этапе выдвижения идеи не критикуют. Все идеи записываются, а уже потом можно перейти к обсуждению. Но и тут нельзя говорить «Это дурацкая идея», а только конструктивно – это слишком дорого, нереализуемо потому что, не работает потому что…
  3. Разминка для участников мозгового штурма:
  1. Твердое, а вокруг жидкое – что это? (бутылка с водой, вид бассейна сверху, яйцо)
  2. Жидкое, а сверху твердое?
  3. Газообразное, а над ним твердое?
  4. Внутри жидкого – твёрдое (остров в море, рыба в аквариуме и др.)
  5. Что-то твёрдое на жидком, которое на твердом (крошка хлеба в молоке, разлитом на столе)
  6. Твердое, внутри газообразное, находится на жидком (мяч на воде)
  1. Задача для участников мозгового штурма. Около 8% мужчин дальтоники. Кто такой дальтоник? Это люди, которые не могут различать цвета. Проверим, нет ли среди вас дальтоников:

В большинстве стран таким людям не дают водительские права. Предложите варианты конструкции светофора, пригодного для дальтоников. Набрать не менее 30 вариантов на группу. Все идеи записать.

Детьми были предложены около 40 вариантов, которые можно разделить на группы:

1. Форма сигнала - крестики и стрелочки, надпись стоп, светофор трамвайного типа и т.п

2. Звуковой сигнал

3. Регулировщик живой или механический

4. Разного рода барьеры - шлагбаумы, барьеры-автоматы и т.п.

5. Очень ТРИЗовская идея - уничтожить светофоры вообще, заменить их туннелями и эстакадами, летающими машинами, устройствами нуль-транспортировки.

6. Машина сама определяет, какой сигнал горит, разные варианты вплоть до машины без водителя.

  1. Анализ предложенных конструкций.
  2. Что мешает внедрить такие конструкции? (необходимость заменить светофоры разом по всей стране или хотя бы городу).
  3. Конструктор «Знаток» - свободное конструирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 1.

Конспект первого урока в авторского курса "Кружок изобретателей". Тема занятия взята из книги Г.Иванова "Денис-изобретатель". В течение занятия дети обсуждают, как много различных применений можно най...

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 2.

На этом занятии мы разбираем понятие "Идеальный конечный результат", исследуем свойства веревок, мастерим "телефоны" из пластиковых стаканов и ниток....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 3.

На этом занятии мы изучаем метод моделирования маленькими человечками и проводим опыты с бумагой....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 5.

На этом занятии мы выясняем, какие знания из области физики есть у обычного ученика младших классов. Изучаем понятие "технического противоречия". Решаем классические изобретательские задачи. Знакомимс...

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 6.

На этом занятии мы придумываем различные применения пустой пластиковой бутылке, изобретаем мышеловку, обсуждаем свойства звука и изучаем их на практике....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 7.

На этом занятии мы изучаем метод "хорошо-плохо", решаем задачу о смягчении воды и изучаем свойства пузырьков....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 8.

На этом занятии учимся пользоваться методом фокальных объектов....