Путешествие в Шахматное королевство
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Докучаева Лилия Ивановна

Занятие в шахматном кружке "Белая ладья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_shahmatnoe_korolevstvo.doc68 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЯЗЬМА-БРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А. В. ПУЦЫКИНА

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

III РАЙОННЫЙ КОНКУРС АВТОРСКИХ МАТЕРИАЛОВ

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

ПУТЕШЕСТВИЕ

В ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО

Номинация: «Методическая разработка занятия            

                        для обучающихся»

                                   Автор работы: Докучаева Лилия Ивановна,

                                                    учитель начальных классов,

   педагог ЦДОД  шахматной  

   секции «Белая ладья»

г. Вязьма

сентябрь 2012 года

Путешествие в  Шахматное королевство

Цели занятия:

 - продолжить знакомство детей с шахматами;

- повторить названия шахматных фигур;

- умение правильно передвигать фигуры на шахматной доске;

- продолжать развивать интерес к этой игре, вовлечь в чудесный мир сказок и

 превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур;

- развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание.

Оборудование:

шахматные доски и шахматные фигуры; шахматные часы; магнитная шахматная доска и фигуры; персональный компьютер учителя, проектор, переносной экран.

Ход занятия.

I.Оргмомент.

 –Встали все ровненько. Шахматная секция «Белая ладья» приветствует  гостей, которые  пришли к нам сегодня на занятие.

II.Постановка целей, задач занятия.

-Ребята, сегодня на нашем занятии шахматной секции мы с вами повторим и обобщим знания о шахматных фигурах, о дебюте, вспомним, как ходят фигуры.

III. Повторение и обобщение изученного.

Волшебник стоит на шахматном ковре. Звучит музыка, заходят дети. Волшебник: Здравствуйте ребята!

ДЕТИ: Здравствуйте!

Волшебник: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на меня внимательно. У меня есть волшебная палочка и чудо – цилиндр. Вы узнали меня?

Дети: Да.

Волшебник: Правильно, я, добрый Волшебник (кланяется), из очень удивительной страны! Ребята, а как вы думаете из какой?

Дети: Увлекательной, волшебной, загадочной, далёкой, шахматной.

Волшебник: Какие вы молодцы. Хотите со мной отправиться в необыкновенное путешествие в моё Шахматное королевство?

Дети: Да…!

Волшебник: Ступив на мой шахматный ковёр,  каждый из вас, ребята, станет чуточку мудрее, быстрее, самокритичнее, научится самостоятельно принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Проходите на мою шахматную поляну, рассаживайтесь.

Волшебник: А сейчас послушайте интересную историю про игру в шахматы.

А) легенда про шахматного мудреца

(Под музыку Волшебник рассказывает историю – легенду про шахматного Мудреца).

Волшебник:  Когда – то давным-давно, на месте старинного Шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белую одежду, а другой – в черную.

Вскоре старый король умер.

После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной.

                 Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда - то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может двух братьев померить. Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. В первом ряду по углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил пешки.

- Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры.

- А где же армия брата? – спросил Белый Королевич.

И мудрец достал из котомки другие фигурки, только черного цвета, расставил их на противоположной стороне. По углам поставил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки.

- Вот твоя шахматная армия, Чёрный королевич, молвил Мудрец, указывая на чёрные фигуры.

Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про игру.

- Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.

И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске.

Волшебник: Вот и подошла к концу наша история про шахматную игру. Ребята, понравилась вам эта сказка? Кто вам понравился в этой сказке больше всех, и почему?

Дети: Мудрец,  придумал шахматы, помирил Королевичей, не стало войны.

Волшебник: Вы внимательно слушали историю про шахматы, но для того чтобы наше путешествие было увлекательным я предлагаю познакомиться с обитателями Шахматного королевства и научится играть эту удивительную и увлекательную игру.

Дети: Мы согласны.

Волшебник: Только сразу скажу, что эта игра для упорных, настойчивых, кто умеет внимательно слушать. А вы сможете?

Дети: Да, сможем…

Б) отгадывание загадки

Волшебник: На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

 Ни патронов, ни штыков

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые - не человечки.

- Что это за игра? Отгадали?  Это - шахматы.

Волшебник: Рассмотрите мой чудо – цилиндр. Что вы видите необычного на его верхней стороне?

Дети: На ней шахматная доска.

Волшебник: Все шахматные игры устраиваются на доске,  не простой, а шахматной (рассматривают шахматную доску).

Волшебник: А, что вы видите на доске?

Дети: Она поделена на одинаковые квадратики, они чередуются по цвету: белые – черные.

Волшебник:  Белые и черные необычные квадраты – это поля. Ребята, а сколько клеток – полей на шахматной доске?

Дети: 64 поля

Волшебник:  Предлагаю вам, ребята, посмотреть презентацию «Шахматы народов мира»                                                                        СЛАЙДЫ 1-9

Волшебник:  Какие шахматы вам особенно понравились? Почему?

Волшебник: Но чего не хватает на нашей шахматной доске?

Дети: Фигур.

Волшебник: Открыть мой волшебный сундук, ребята, мы с вами сможем, лишь ответив на  мои вопросы.

Не люди, не звери, не часы, а ходят. Что это?

(ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ)

Не звери, но приходится по клеткам их ходить,

И не настенные часы, но тоже могут бить.

(ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ)

Волшебник: Да именно шахматные фигуры находятся в моём сундучке. Каждая фигура в Шахматном королевстве имеет свое место на поле и может гулять только по своей дороге. Сейчас вместе с ребятами, которые уже  год занимаются в шахматной секции, устроим парад шахматных фигур.

           (Ребята – члены шахматной секции встают и становятся у доски)

В) игра «Отгадай - ка»

Волшебник: Предлагаю вам, ребята, вместе с нашими гостями поиграть в игру «Отгадай – ка. В следующих моих загадках речь пойдёт о различных шахматных фигурах. Отгадаете мою загадку – возьмите шахматную фигуру в руки и поставьте на своё место, а я покажу, как «ходит» дана фигура на магнитной шахматной доске.

Аты-баты, аты-баты,

Впереди стоят солдаты.

В бой рвутся смелые ….,

Но идут они без спешки

Шагаем лишь вперед, а не наоборот.

По чину нам положен один короткий шаг.

Зато назад не может нас передвинуть враг.

                                (ПЕШКА)

Волшебник: Пешка по волшебству моей палочки может превратиться в любую фигуру - стоит ей дойти до противоположной горизонтали. Она ходит только вперед и прямо, и не делает ни шагу назад. Пешки, которые стоят на своих местах  «умеют прыгать» через поле. А потом ходят только вперед на одно поле. Бьёт  пешка наискосок: влево или вправо.

Видимо, она упряма, если ходит только прямо.

Не петляет прыг да скок, не шагнет наискосок.

Так от края и до края может двигаться она.

Эта башня боевая не уклюжа, но сильна.

Стою на краю. Путь откроют - я пойду.

Только прямо хожу, как зовут, не скажу. [3,   ]

                                (ЛАДЬЯ)

Волшебник: У ладьи  прямой характер – ходит она только прям по горизонталям и вертикалям, во все стороны на любые расстояния.

Она стоит по углам доски.

Не живет в зверинце, не берет гостинца.

По косой он ходит, хоботом не водит. [3,   ]

                                (СЛОН)

Волшебник: Слон ходит только по диагонали в любую сторону и на любое расстояние свободным от своих и фигур противника.

Преодолеют любые преграды,

Скакать по полям всегда они рады.

Прыгнет он - подковы звяк.

Необычен каждый шаг,

Буква Г и так и сяк. [3,   ]

                                (КОНЬ)

Волшебник: В начальном положении конь стоит между ладьей и слоном. Он любит прыгать буквой Г - на два поля в сторону и на одно вперед, или на два поля вперед и на одно в сторону. Он единственный обладает чудесной силой - может перескакивать через свои и фигуры противника.    

Кого сильнее в стране шахматной  нет?

Дайте скорее мне строгий ответ!  [3,   ]  

                                (ФЕРЗЬ)

Волшебник: Ферзь - самая сильная фигура. Стоит рядом со слоном на поле своего цвета. Он может ходить, как ладья и как слон.

На краю доски стоит,

Войском всем руководит.

Если случится с ним беда,

То  окончена война. [3,   ]

                                (КОРОЛЬ)

Волшебник:  Король ходит во  все стороны, но только на одно поле. Нельзя короля ставить на битое поле. Королю делают шах. Если королю некуда пойти - это пат или мат.

Волшебник: «Какие вы молодцы, быстро и правильно справились с заданием. Вы узнали название шахматных фигур и их расположение на шахматной доске».

В дебюте должен каждый  фигуры развивать,

Чтобы удобней было врага атаковать.

За всей этой подготовкой

Не забудь о рокировке.

Поставь по соседству скорее две ладьи

И короля быстрее в укрытие веди.

А пешки из «болота» веди скорей вперёд

И захвати «вершину»-

Тогда победа ждёт!

Волшебник: Рокировка- ход королём и ладьёй одновременно, эффективный способ  защиты короля в начале игры.

«Вершина»- центр шахматной доски.

«Болото»- окраина шахматной доски.

Волшебник:  В Шахматном  королевстве  есть свои чудеса, свои секреты. Как в любой стране,  здесь бывает утро, день, вечер. Наше утро называется французским словом «дебют»- это начало  шахматной партии. Потом наступает день, или, как скажут немцы, миттельшпиль «середина игры». Ну а как стемнеет, наступит вечер- эндшпиль, что означает «конец игры».

Мы с ребятами учимся играть всеми фигурами по сценарию: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

(На  шахматной доске двое ребят  разыгрывают  дебют).

Волшебник: Основные правила дебюта:  вывод 2-3пешек,  вывод  лёгких фигур на безопасные активные позиции, контроль центральных полей, ограничение подвижности, рокировка, вывод второй ладьи.

Педагог шахматной секции: Всем нашим гостям я предлагаю разделиться на 2 армии: чёрную и белую. Мои помощники – члены шахматной секции  присоединятся к каждой из команд. Проверим: что вы узнали, что запомнили на нашем занятии, проведём эстафету команд.

IV. Закрепление знаний, полученных на занятии.

1 задание «Блиц – опрос»

- Каких клеток больше, черных или белых? (равное количество, по 8 фигур)

- Без какой фигуры не бывает игры? (король)

- Где возникли шахматы? (в Индии)

- Что такое шах?

- Что такое пат?

- Что такое мат?

- Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)

- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

2 задание «Эстафета»

Каждый из членов команды берёт в руки одну фигуру, подбегает к шахматной доске и ставит в первоначальное положение. Побеждает команда, первой расставившая все фигуры на доске.

3 задание «Волшебный сундучок»

По очереди  члены команды на ощупь, отгадывают шахматную фигуру, которая попалась им в руки из сундучка.

3 задание «Доскажи словечко»

 Белый отряд, черный отряд,

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном.

Точно такой же порядок - в другом.

В каждом отряде - сам погляди –

Оба угла занимают …  

Рядом с ладьями … видны.

Рядом с конями встали ...

Кто ж в середине - …

Самые главные в войске своем.

4 задание «Что изменилось?»

По три члена команды приглашаются к доске и поворачиваются спиной к гостям.  Через 1 минуту они поворачиваются обратно и должны сказать, что изменилось на магнитной  шахматной доске (меняются местами  фигуры, либо заменяется  фигура на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняется).

V. Итог занятия.

Волшебник: Вам понравилось в моём сказочном царстве?

Дети: Да, понравилось!

Волшебник: по желанию предлагаю вам выполнить задание к следующему занятию: подобрать материал о шахматах народов мира.

Волшебник: Благодарю гостей за внимание. Приглашаю вас, ребята, в нашу шахматную секцию.

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться:

Думать, размышлять, играть –

Сильным шахматистом можно стать!

Вот и закончилось наше с вами путешествие. Мне было с вами весело и очень интересно, но я должен спешить меня ждут другие дети, чтобы отправиться в моё сказочное царство, но я к вам обязательно вернусь. И в знак нашей дальнейшей дружбы и память о нашем путешествии, я хочу вам подарить эти небольшие сувениры (раздаёт подарки).

Впереди нас ждут встречи с обитателями моего сказочного царства. До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Преподаватель: Докучаева Лилия Ивановна

Занятие в шахматной секции «Белая ладья»

Тема:  Путешествие в Шахматное королевство.

 Цель: - продолжить знакомство детей с шахматами;

- повторить названия шахматных фигур;

- закрепить умение правильно передвигать фигуры на шахматной доске;

- продолжать развивать интерес к этой игре, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур;

- развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание.

Продолжительность: 30 – 40 минут

Класс: 4

Образовательное учреждение: МБОУ Вязьма – Брянская СОШ  имени Героя Российской Федерации А. В. Пуцыкина  Вяземского района

Смоленской области

Авторский медиапродукт:  презентация PowerPoint

                                                   Докучаева Л. И. «Шахматы народов мира»

Предназначение:     для  проведения занятия в шахматной секции.

Оборудование:         мультимедиа проектор, экран, компьютер.

Форма использования презентации: проецирование на экран при фронтальной работе с группой.

Метод обучения:                 словесно-логический

        Дата проведения:                сентябрь 2012

Авторские комментарии:

Занятие в шахматной секции проводится в начале учебного года с целью повторения изученного материала в предыдущем учебном году. На занятиях используется теоретический, практический и игровой   материал с целью  сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к занятиям.

Стержневым моментом занятия  становится деятельность самих обучающихся, при этом предусматривается широкое использование занимательного материала: включение в занятие  игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, использование стихотворений, разыгрывание мини – сценок, отгадывание загадок и т. д.

Предлагаются такие виды работы, как игра «Отгадай-ка», «Волшебный сундучок», «Что изменилось?», отгадывание загадок, «Блиц – опрос», «Доскажи словечко»,  эстафета.

                  Презентация  содержит 9 слайдов, которые используются с целью ознакомления с видами шахмат  разных народов мира.

                Переход к новому слайду осуществляется нажатием кнопки   (переход слайдов по щелчку).  

                Вопросы преподавателя, с ответами на которые хорошо знакомы обучающиеся,  пpевpащают  занятие  в пpовеpку знаний, обобщение и закрепление учебного материала,   в интересную и увлекательную игpу.

На  занятии организована групповая и индивидуальная работа детей.

Источники:

1. В. Барский. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников. – ООО «Дайв», 2008;

2. В. Барский. Карвин в шахматном лесу. Методическое пособие для учителя. – ООО «Дайв», 2008;

3. С. Попов. Шахматный букварь. – М.: ИНФРА-М, 2006

4. http://mos-holidays.ru/muzej-shaxmat/

Выводы (заключение)

Одной из ключевых задач модернизации обучения детей в школе является поиск, апробация и интеграция в учебный процесс дисциплин, способствующих интеллектуальному развитию молодого поколения.

Большой опыт, накопленный во многих странах, позволяет считать шахматы одним из таких учебных предметов.

Занятия в шахматной секции позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности. Такие занятия расширяют кругозор, учат думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости.

Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

На занятии специально организованна игровая деятельность: использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций; используется объяснение с использованием компьютерной презентации, свободная беседа, демонстрация на магнитной шахматной доске.

Вопросы и задания  требуют  не только простого воспроизводства знаний, но и позволяют установить степень усвоения опорных понятий

Данное занятие позволяет закрепить и систематизировать знания и навыки обучающихся в шахматной игре.

Занятие может быть проведено  с группой детей, знающих азы шахматной грамотности,  владеющих навыками игры. Материал занятия  максимально прост и доступен младшим школьникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в шахматное королевство

Урок-закрепление для детей первого года обучения в шахматы...

Сценарий праздника «Путешествие по шахматно-шашечному королевству»

Сценарий для воспитательной работы и организации проектной деятельности по теме "Шахматы и шашки". Включает в себя театрализованное представление с использованием презентации и организацию шахматно-ша...

КВН "Путешествие в Шахматное королевство"

Материал предназначен для повышения интереса младших школьников к древнейшей игре - шахматам. Совместное участие родителей и детей в КВН мотивирует родителей поддерживать интерес к шахматам....

Сценарий шахматного КВН «В шахматном королевстве Старика Хоттабыча»

Закрепление новых знаний о шахматах , привитие интереса к шахматной игре....

Внеклассное мероприятие «Путешествие в шахматное королевство»

Цель: закрепить первоначальные знания детей о шахматной доске и фигурах.Задачи: Развивающая:  развивать  память, мышление, внимание;Образовательная:  учить детей ориентироваться на плос...

Путешествие в шахматное королевство

Интеллектуальная командная игра...