Рабочие программы 2 класс в соответствии с ФГОС
рабочая программа (2 класс) на тему

Кузнецова Ольга Аркадьевна

Рабочие программы 2 класс в соответствии с ФГОС содержат пояснительную записку и календпрно - тематическое планирование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy_2_klass.zip417.89 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бураковская средняя общеобразовательная школа

Спасского муниципального района Республики Татарстан»

 Рассмотрено

 на заседании ШМО

 Протокол № _1___

 от «_18__» _08___2016___г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________ /Киселёва Т.А./

от «_24__» __08__ 2016___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Бураковская СОШ»

 __________/Ермолаева Е.А./

Приказ №__48____

   от «_31__» ___08_ 2016___г.

Рабочая  программа учебного предмета

ИСКУССТВО (ИЗО)

_____2 «Б» ________

(класс)

Срок реализации  программы    2016-2017 гг.

Разработала            Кузнецова Ольга Аркадьевна

 

учитель начальных классов

I квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы «Изобразительное искусство» авторов Б.М.Неменский и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Закон РФ и РТ  «Об образовании»;
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства от 19.03.2001 года № 196;
  • Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2012-2013 учебный год».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».;
  • Письмо о направлении методических рекомендаций «Методические рекомендации по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы начального общего образования для общеобразовательных организаций  РТ» от19.08.2015 № 1054/15
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год.
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования;
  • Сборник рабочих программ «Школа России». Рабочая программа по изобразительному искусству Б.М.Неменский – Москва «Просвещение», 2011г.
  • Учебного плана МБОУ «Бураковская средняя общеобразовательная школа Спасского муниципального района Республики Татарстан» на 2016-2017 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1, от 18 августа 2016)).

Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника  в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Место учебного предмета  в учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования на изучение искусства (ИЗО) во 2  классе  отводится  34 часа из расчета 1 ч в неделю.

Учебный план «МБОУ Бураковская средняя общеобразовательная школа» отводит на изучение искусства (ИЗО)  в неделю 1 час, итого 34 часа  в год (1 ч *34 нед=34ч ).

Согласно учебному плану и утверждённому расписанию 2 урока выпали на государственные  праздники (12.09, 01.05). В связи с этим произвести сокращение часов отведенных на изучение по плану. Сокращение производится за счет уплотнения материала, уроков отведенных на повторение, обобщение.

Содержание программного материала

Количество часов

1

Чем и как работают художники

2

Реальность и фантазия

3

О чём говорит искусство

4

Как говорит искусство

11ч

ИТОГО

34 часа

Содержание курса

2 класс (34 ч)

ИСКУССТВО И ТЫ

Чем и как работают художники – 8 часов

Три основные краски –красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия – 7 часов

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство – 8 часов

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство – 11 часов

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Корректировка

план

факт

1 четверть - 8 часов.

Раздел 1.  Чем и как работают художники (8 ч)

1.1

Три основные краски, «строящие» многоцветие мира. «Цветочная поляна».

1

05.09

1.2.

Пять красок – богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе».

1

12.09

1. 3.

Пастель и цветные мелки: их выразительные возможности. «Осенний лес».

1

19.09

1.4.

Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад»- коврик аппликаций.

1

26.09

1.5.

Выразительные возможности графических материалов. «Графика зимнего леса».

1

03.10

1.6.

Выразительность материалов для работы в объеме. «Сказочные животные».

1

10.10

1. 7.

Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки из объемных форм.

1

17.10

1.8.

Для художника любой материал станет выразительным.

 

1

24.10

2 четверть – 7 часов

Раздел 2.  Реальность и фантазия. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. (7 ч)

2. 9

Изображение и реальность. Рисунок птицы. «Наши друзья – птицы».

07.11

2. 10

Изображение и фантазия. «Сказочная птица».

14.11

2. 11

Украшение и реальность. Веточки деревьев с росой и паутиной.

21.11

2. 12

Украшение и реальность. «Кружева».

28.11

2. 13

Постройка и реальность.

Моделирование форм подводного мира.

05.12

2. 14

Постройка и фантазия.

«Город фантазия».

12.12

2. 15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Изготовление новогодних игрушек.

19.12

3 четверть -    10 часов.

Раздел 3. О чём говорит искусство. (8 ч)

3. 16

Выражение характера изображаемых животных. Живопись. «Четвероногий герой».

09.01

3. 17

Выражение характера человека в изображении мужской образ.

16.01

3. 18

Выражение характера человека в изображении женский образ.

23.01

3. 19

Образ человека и его характер, выраженный в объёме.

30.01

3. 20

Изображение природы в разных состояниях. «С чего начинается Родина?».

06.02

3. 21

Выражение характера человека через украшения. «Человек и его украшения».

13.02

3.22

Выражение намерений человека через украшения.

20.02

3. 23

В изображении, украшении и постройке, человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.

27.02

Раздел 4  Как говорит искусство. (11 ч)

4. 24.

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Огонь в ночи».

06.03

4. 25

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Мозаика».

13.03

4 четверть – 8 часов

4. 26

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета «Весенняя земля».

        

03.04

4. 27

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение с чёрной, серой, белой красками.

(изображение весенней земли,    « Солнечный город», «Снежный город») «Весенняя земля».

10.04

4. 28

Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий.

17.04

4. 29

Линия как средство выражения: ритм линий.

 «Дерево».

24.04

4. 30

Ритм пятен как средство выражения. Аппликация «Поле цветов».

01.05

4. 31

Ритм пятен как средство выражения. «Птицы».

 

08.05

4. 32

Пропорции выражают характер. Оригами «Птицы».

15.05

4. 33

Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. «Весна идет».

22.05

4. 34

«Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Здоровячок" по внеурочной деятельности 1-4 класс в соответствии с ФГОС

Рабочая программа (спортивно-оздоровительное направление) по внеурочной деятельности для 1-4 класса в соответствии с ФГОС. Календарно-тематическое планирование1-4 класс. Технологическая карта урока....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 1 класс в соответствии с ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  2012-2013 учебного года по изобразительному искусству 1 класс в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (учебник Нечаевой Н.В.)

Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного пре...

Рабочая программа по математике для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (учебник Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н.)

Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного пре...

Рабочая программа по технологии для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества.)

Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного пре...

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОС по всем предметам УМК "Планета Знаний".

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОЧ по программе "Планета Знаний"....