Организация учебного процесса в малокомплектной школе в свете ФГОС
статья на тему
Принято считать, что качество обучения в сельских школах ниже, чем городских. Но сельская школа дает своим ученикам и ряд преимуществ: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, что позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку; близость природы; благоприятные условия для трудового воспитания; из малокомплектных школ выпускается практико-ориентированная молодежь. Эти особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»
Министерство образования Чувашии
Кафедра начального образования
Проект
«Организация учебного процесса в малокомплектной школе в свете ФГОС»
Научный руководитель:
Игнатьева С.Г. к.п.н., доцент
Выполнила
Кудряшова Елена Николаевна
МБОУ «Шолинская ООШ»
Красночетайского района
г. Чебоксары
2016
Содержание
1.Введение
11.Основная часть
1.Положительные и отрицательные стороны ведения ФГОС в малокомплектной школе
2. Основные идеи при организации учебного процесса
111.Заключение
Литература
« Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно,
но ребёнок должен быть ещё и подготовлен к жизни»
Д. Дьюи
Введение
В науке и законодательстве Российской Федерации не установлены понятия «малочисленное общеобразовательное учреждение», «малокомплектное общеобразовательное учреждение». Чаще всего употребляют термин «малокомплектная школа». В Российской педагогической энциклопедии малокомплектной называется школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся. В СССР до 70х годов ХХ века этот термин применялся в отношении начальной школы, если в ней насчитывалось менее пятнадцати человек. Затем оно было распространено и на неполные средние школы и средние школы с малой наполняемостью классов. Это значит, что верхняя граница численности малокомплектной школы точно не установлена. В настоящее время при некоторых экономических расчётах малокомплектным общеобразовательным учреждением негласно считается школа без параллельных классов. Таким образом, под это определение подпадает и маленькая школа, в которой учатся несколько классов в одной аудитории, и школа со средней наполняемостью классов в 25 человек, введение ФГОС в которой существенно не будет отличаться от большой городской школы.
Можно выделить ряд проблем и трудностей при реализации ФГОС, с которыми столкнулись малокомплектные классы. школы. Во-первых, ситуация неравенства стартовых условий для детей дошкольного возраста на момент зачисления в начальное звено образовательного учреждения ввиду отсутствия доступности дошкольного образования в сельской местности. Не секрет, что основная масса сельских дошкольных учреждений давно закрыта, дети лишены возможности полноценно подготовиться к поступлению в первый класс. Во-вторых, формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях с несколькими классами одновременно Как мучается учитель начальной школы, когда в кабинете сидят ученики 1-го, 2-го, 4-го классов, и всех надо научить. И у всех разные уроки, разная продолжительность урока. Особым проблемным местом будет формирование коммуникативных и регулятивных умений (формирование УУД является основным условием нового ФГОС), становление которых менее всего связано с содержанием предметного материала и логикой его преобразования. Получается, нарушаются самые основные, приоритетные условия ФГОС, не выполняются требования новых стандартов. Для этого требуется использование разных ситуаций взаимодействия между учащимися, а наполняемость классов делает невозможным использование многих форм коллективной работы, принятых в классно-урочной системе. Таким образом в малокомплектных классах невозможно полностью выполнять требования ФГОС. Поэтому учителям нужно искать новые подходы организации учебного процесса.
Проблема проекта: Формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях с несколькими классами одновременно.
Цели проекта Выявить и раскрыть новые подходы к технологии организации учебного процесса в малокомплектных классах.
Задачи проекта 1. Изучить ФГОС НОО, материалы о организационно – педагогических моделей начальных малокомплектных школ ;
2.Разработать план – конспект урока в МНШ в соответствии с требованиями ФГОС
Ожидаемый результат: освоение учителем новых подходов организации учебного процесса разновозрастным коллективом.
Конечный продукт: План – конспект урока по «Окружающему миру» в 1, 3 классах
Основная часть
Принято считать, что качество обучения в сельских школах ниже, чем городских. Но сельская школа дает своим ученикам и ряд преимуществ: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, что позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку; близость природы; благоприятные условия для трудового воспитания; из малокомплектных школ выпускается практико-ориентированная молодежь. Эти особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне.
В большинстве сельских школ за партами сидят не более 5—10 человек, что делает их с точки зрения финансирования нерентабельными. Но без школы село или деревня умрет. Все, кто смогут из молодого работоспособного населения села переедут туда, где есть школа для их ребенка. С учетом российской специфики ситуация с сельскими малокомплектными школами кажется специалистам удручающей.
Малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая далеко не всегда оказывает положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. Большое беспокойство у педагогов, психологов, родителей вызывают такие факторы, как:
· низкая информационная насыщенность школ на селе;
· отсутствие специальной литературы;
· недостаточность научно-методических рекомендаций по управлению малокомплектной школой;
· недостаточное качество знаний и общее развитие сельских детей;
· низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи;
· отдаленность малокомплектных начальных школ от методических центров;
· недостаточность форм взаимодействия муниципальных органов управления образования и малокомплектных (малочисленных) школ по вопросу совершенствования управления, контроля за качеством образования и др.
Однако при имеющихся трудностях можно и нужно находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса (формы, методы, приемы обучения и воспитания), оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе..
В условиях малой школы учителю легче осуществлять:
· индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;
· личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга;
· практическую направленность учебной деятельности учaщихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.);
С 1 сентября 2011—2012 учебного года, как все и школы России, мы начали работу по новому образовательному стандарту, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.
Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Научить учиться — лозунг стандартов, функция школы — корректирующая, где учитель — направляющая сила для ребенка.
Перед образовательной системой стоит новая непростая задача — формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника. Особенность начальной школы как самоценного звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию.
В целях решения проблем, связанных с реализацией ФГОС в сельской начальной школе, необходимо соблюдение некоторых условий:
· Обеспечение самостоятельного характера обучения;
· усиление мотивационного аспекта учебно-воспитательного процесса;
· стимулирование активной позиции ученика как субъекта учебной деятельности;
· интенсификация индивидуального общения учителя с младшими школьниками;
· активизация самоорганизации учебного процесса (планирование, дозирование объема школьных и домашних заданий, регулирование ритма работы и отдыха);
· обеспечение более прочного усвоения предметных знаний, умений и навыков, формирование на их основе компетенций личности;
· всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в обучении младших;
· привлечение учащихся к контролю, учету и управлению учебным процессом.
Организованный таким образом учебный процесс позволит не сдерживать способных учащихся, ускорить темпы их обучения, расширить сотрудничество, естественное общение разновозрастных детей в сельской школе.
Важнейшая идея ФГОС – это формирование субъектной позиции ученика, умений учиться самому.
Реализация данных идей зависит от многих факторов. Специфическое условие сельских школ – малочисленность, разновозрастные группы, многопредметность … В сельской малочисленной школе учитель вынужден составлять план своих действий с каждым классом, в котором обучаются от 1 до 3 учащихся, что в определенной мере способствует индивидуализации образовательного процесса. В любом варианте объединения число учащихся в начальных классах незначительное, что позволяет учителю уделять внимание каждому. Имеются все условия для индивидуализации, но учителя чрезмерно опекают детей, тем самым лишая возможности учиться самостоятельно. В результате ученик способен осваивать материал лишь при непосредственном взаимодействии с учителем. Часть учителей представляет индивидуализацию образовательного процесса как непосредственное взаимодействие с каждым ребенком. Но подчеркнем, что высший уровень индивидуализации проявляется в том, что ребенок способен сам организовывать свою учебную деятельность, и этому необходимо учить. Педагог целенаправленно работает над тем, чтобы выстроить развитие самостоятельности детей следующим образом:
- меня учат (1 класс);
- учусь сам (2 класс0;
- учусь учить других (3 класс);
- учу других (4 класс).
Реализация такой схемы возможна в условиях разновозрастных групп, но для этого учитель должен изменять гибко свою позицию в работе с детьми разных классов.
Другая важная идея ФГОС – формирование у учащихся умений общаться.
Реализация ее ограничена из-за узкого круга общения сельских школьников. Она решаема, если правильно организовать обучение и взаимодействие детей в разновозрастной группе – это один из самых сложных вопросов: присутствие двух классов, каждый выполняет свою часть работы, а взаимодействие отсутствует, что снижает воспитательную эффективность занятий. В то же время организация совместной деятельности детей не должна быть самоцелью, она способствует реализации воспитательного и образовательного потенциала занятия. Для этого педагог выполняет следующее:
- обоснованно отбирает содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста, а также способы и средства, стимулирующие их совместную работу;
- разъясняет детям важность проведения совместного занятия, показывает полезность этой работы для всех классов и для каждого;
- помогает каждому освоить общую цель работы и найти в ней личностный смысл;
- раскрывает значимость действий каждого ребенка для достижения общего результата и его личных успехов;
- использует различные формы и методы взаимодействия старших и младших, учитывая предыдущий опыт взаимодействия детей в учебной и внеучебной деятельности;
- обеспечивает динамику количественного и качественного состава микрогрупп, сменяемость ролевых позиций;
- четко и конкретно определяет содержание деятельности, функции, роли старших и младших на каждом этапе учебного занятия.
Некоторые способы организации и стимулирования совместной деятельности детей разного возраста: постановка общей проблемы или задачи, понятной, доступной и привлекательной для всех; использование исследовательских заданий, создание ситуации поиска; формирование разновозрастных микрогрупп, каждая из которых решает общую проблему или ее часть, выполнение микрогруппами творческих заданий как при подготовке, так и проведении занятий; совместное обсуждение результатов выполненных заданий, использование игровых элементов, проведение конкурсов, соревнований, театрализация, проектная деятельность и др.
Одна из важных идей - это осуществление интеграции в самых различных аспектах.
В условиях МШ имеются благоприятные условия для развития интегративных связей. Малочисленность коллектива школы, классов позволяет гибко выстраивать учебно-воспитательный процесс, мобильно корректировать режим деятельности школы и учебное расписание, быстрее реагировать на потребности каждого ребенка, заказ родителей, запросы педагогов, социальных партнеров.
Интеграцию в образовательном учреждении можно представить на внутреннем и внешнем уровне. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в самом учреждении, внешняя – взаимодействие учреждения с социумом, с другими структурами.
Слайд 7 - Прежде всего, остановимся на внутришкольной интеграции, которая может быть рассмотрена как взаимосвязь и взаимодействие различных педагогических средств на нескольких уровнях:
- осуществление внутренних связей используемого средства, например, внутрипредметные связи;
- осуществление связей между педагогическими средствами, например, межпредметные связи;
- интегрирование одних средств в систему другого средства (интегрированный урок);
- интеграция средств, которая приводит к возникновению нового педагогического средства (проблемно-тематический день).
Внутрипредметные связи неизбежны и понятны учителю. Невозможно усвоить новый материал, не опираясь на ранее изученный. Они обеспечивают качество обучения учащихся. Развитию внутрипредметных связей способствуют занятия в разновозрастных группах, когда взаимодействуют дети разных классов. В этом случае устанавливается связь в содержании учебного предмета разных возрастных групп, что стимулирует процесс интеграции знаний по предмету. Поскольку учитель в сельской школе ведет несколько предметов, а иногда и во всех классах, то возможностей для интеграции в учебном процессе значительно больше и легче решать проблемы межпредметных связей, проведения интегрированных занятий.
Эффективность педагогического процесса в МШ значительно повышается, если осуществляется интеграция средств урочной и внеурочной деятельности учащихся. В результате рождаются новые педагогические средства, что предполагает следующее:
- создание условий для разностороннего развития детей;
- координацию влияний на все сферы индивидуальности ребенка (когнитивную, мотивационную, эмоциональную, действенно-практическую, сферу саморегуляции, волевую, экзистенциальную);
- взаимопроникновение различных видов деятельности детей;
- взаимодействие всех членов школьного коллектива;
- создание системы дополнительного образования с учетом потребностей учащихся и возможностей школы;
- определение разделов учебной программы, которые необходимо расширить или углубить через систему дополнительного образования;
- разработку новых форм и методов обучения, подбор материалов и средств для развития творчества детей и педагогов в учебной деятельности;
- усиление познавательного характера разнообразных общешкольных дел;
- интегрирование образовательного процесса в социальную среду.
Важно подчеркнуть, что интеграция педагогических средств в МШ позволяет разнообразить учебно-воспитательный процесс, жизнь детей, расширить и обогатить их социальный опыт, сделать более увлекательной учебу и интересный досуг.
Заключение
В целом, можно отметить, что в сельской малокомплектной школе имеются благоприятные условия для реализации многих идей ФГОС. Но отмечу, что малокомплектные школы требуют особого внимания и нестандартного подхода к решению проблем, как общих проблем, так и связанных с реализацией ФГОС, поскольку начальная школа как первая ступень общего образования в России имеет фундаментальное значение, как в становлении личности конкретного человека, так и в сохранении и развитии государства
План – конспект урока «Окружающий мир» (авт. А.А. Плешаков) в 1,3 класса
Литература:
1.Бочарова Г.В. Стратегия модернизации сельского образовательного социума/ Г.В. Бочарова, М.П. Гурьянова// Педагогика.2005. № 8 с. 32—38.
2.Данилова Т. Малокомплектные школы [Электронный ресурс] // Время и люди: сайт. — Режим доступа. URL: http://vilvolovo.ru/(Дата обращения: 25.12.2012)
3.Надюк Н. Малокомплектные школы: право на жизнь [Электронный ресурс] // Аргументы и факты: сайт. Режим доступа. — URL: http://www.kuban.aif.ru/society/article/27892(Дата обращения: 23.12.2012)
4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение. — 2010. — 204 с.
5.Проект Федерального закона «Об образовании» [Электронный ресурс] // Российская газета: сайт. — Режим доступа. URL: http://www.rg.ru/2010/12/01/obrazovanie-dok.html(Дата обращения: 25.12.2012)
6.Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: http://s83.yar.fcior.edu.ru/fgos/index.php(Дата обращения: 24.12.2012)
7.Щербакова Е.В. Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития / Е.В. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 107—109.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/01/picture-19251-1567340192.jpg)
ВОЗМОЖНОСТИ IT-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Еще великий педагог К.Д.Ушинский сказал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка, каким - нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-184810-1358923223.jpg)
Доклад "Организация учебного процесса по ОС Школа 2100"
Можно использовать при выступлениях на заседаниях методического объединения учителей начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-184810-1358923223.jpg)
Доклад "Организация учебного процесса по ОС Школа 2100"
Можно использовать при выступлениях на заседаниях методического объединения начальных классов....
«Применение эффективных форм и методов организации учебного процесса в начальной школе с использованием ИКТ»
Мастер – класс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/04/picture-1152651-1564903274.jpg)
Особенности организации учебного процесса в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС
выступление на районном семинаре учителей начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/30/picture-1109597-1548864739.jpg)
Организация дистанционного обучения - перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе
В настоящее время мы живём в сложном мире, где появилось такое зло, как новая коронавирусная инфекция. Весь мир вступил в борьбу с ней. Президент, правительство и все эшелоны власти приним...