Организация учебного процесса в малокомплектной школе в свете ФГОС
статья на тему

 

 

Принято считать, что качество обучения в сельских школах ниже, чем городских. Но сельская школа дает своим ученикам и ряд преимуществ: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, что позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку; близость природы; благоприятные условия для трудового воспитания; из малокомплектных школ выпускается практико-ориентированная молодежь. Эти особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Министерство образования Чувашии

Кафедра начального образования

Проект

«Организация учебного процесса в малокомплектной школе в свете ФГОС»

Научный руководитель:

Игнатьева С.Г. к.п.н., доцент

Выполнила

Кудряшова Елена Николаевна

МБОУ «Шолинская ООШ»

Красночетайского района

        г. Чебоксары

2016

Содержание

1.Введение

11.Основная часть

   1.Положительные и отрицательные стороны ведения ФГОС в малокомплектной школе

    2. Основные идеи при организации учебного процесса

111.Заключение

Литература

« Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно,

но ребёнок должен быть ещё и подготовлен к жизни»

Д. Дьюи

Введение

               В науке и законодательстве Российской Федерации не установлены понятия «малочисленное общеобразовательное учреждение», «малокомплектное общеобразовательное учреждение». Чаще всего употребляют  термин  «малокомплектная  школа».  В  Российской  педагогической  энциклопедии малокомплектной называется школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся. В СССР до 70х годов ХХ века этот термин применялся в отношении начальной школы, если в ней насчитывалось менее пятнадцати человек. Затем оно было распространено и на неполные средние школы и средние школы с малой наполняемостью классов. Это значит, что верхняя граница численности малокомплектной школы точно не установлена. В настоящее время при некоторых  экономических расчётах малокомплектным общеобразовательным учреждением негласно считается школа без параллельных классов. Таким образом, под это определение подпадает и маленькая школа, в которой учатся несколько классов в одной аудитории, и школа со средней наполняемостью классов в 25 человек, введение ФГОС в которой существенно не будет отличаться от большой городской школы.

            Можно выделить ряд проблем и трудностей при реализации ФГОС, с которыми столкнулись малокомплектные классы. школы. Во-первых, ситуация неравенства стартовых условий для детей дошкольного возраста на момент зачисления в начальное звено образовательного учреждения ввиду отсутствия доступности дошкольного образования в сельской местности. Не секрет, что основная масса сельских дошкольных учреждений давно закрыта, дети лишены возможности полноценно подготовиться к поступлению в первый класс. Во-вторых, формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях с несколькими классами одновременно Как мучается учитель начальной школы, когда в кабинете сидят ученики 1-го, 2-го, 4-го классов, и всех надо научить. И у всех разные уроки, разная продолжительность урока. Особым проблемным местом будет формирование коммуникативных и регулятивных умений (формирование УУД является основным условием нового ФГОС), становление которых менее всего связано с содержанием предметного материала и логикой его преобразования. Получается, нарушаются самые основные, приоритетные условия ФГОС, не выполняются требования новых стандартов. Для этого требуется использование разных ситуаций взаимодействия между учащимися, а наполняемость классов делает невозможным использование многих форм коллективной работы, принятых в классно-урочной системе. Таким  образом в малокомплектных классах невозможно полностью выполнять требования ФГОС. Поэтому учителям нужно искать новые подходы организации учебного процесса.

            Проблема проекта: Формирование универсальных учебных действий на      совмещённых занятиях с несколькими классами одновременно.

Цели проекта  Выявить и раскрыть новые подходы к технологии организации учебного процесса в малокомплектных классах.

Задачи проекта   1. Изучить ФГОС НОО, материалы о  организационно – педагогических моделей начальных малокомплектных школ ;

2.Разработать план – конспект урока в МНШ в соответствии с требованиями ФГОС

Ожидаемый результат:  освоение учителем новых подходов организации учебного процесса разновозрастным коллективом.

 Конечный продукт: План – конспект урока по «Окружающему  миру» в 1, 3 классах

Основная часть

            Принято считать, что качество обучения в сельских школах ниже, чем городских. Но сельская школа дает своим ученикам и ряд преимуществ: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, что позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку; близость природы; благоприятные условия для трудового воспитания; из малокомплектных школ выпускается практико-ориентированная молодежь. Эти особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне.

    В большинстве сельских школ за партами сидят не более 5—10 человек, что делает их с точки зрения финансирования нерентабельными. Но без школы село или деревня умрет. Все, кто смогут из молодого работоспособного населения села переедут туда, где есть школа для их ребенка. С учетом российской специфики ситуация с сельскими малокомплектными школами кажется специалистам удручающей.

    Малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая далеко не всегда оказывает положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. Большое беспокойство у педагогов, психологов, родителей вызывают такие факторы, как:

·     низкая информационная насыщенность школ на селе;

·     отсутствие специальной литературы;

·    недостаточность научно-методических рекомендаций по управлению малокомплектной школой;

·    недостаточное качество знаний и общее развитие сельских детей;

·    низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи;

·   отдаленность малокомплектных начальных школ от методических центров;

·  недостаточность форм взаимодействия муниципальных органов управления образования и малокомплектных (малочисленных) школ по вопросу совершенствования управления,  контроля за качеством образования и др.

   Однако при имеющихся трудностях можно и нужно находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса (формы, методы, приемы обучения и воспитания), оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе..

 В условиях малой школы учителю легче осуществлять:

· индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;

· личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга;

· практическую направленность учебной деятельности учaщихся     (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.);

    С 1 сентября 2011—2012 учебного года, как  все и  школы России, мы  начали работу по новому образовательному стандарту, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.

        Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Научить учиться — лозунг стандартов, функция школы — корректирующая, где учитель — направляющая сила для ребенка.

     Перед образовательной системой стоит новая непростая задача — формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.      Особенность начальной школы как самоценного звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию.

           В целях решения проблем, связанных с реализацией  ФГОС в сельской начальной школе, необходимо соблюдение некоторых условий:

·     Обеспечение самостоятельного характера обучения;

·     усиление мотивационного аспекта учебно-воспитательного процесса;

·     стимулирование активной позиции ученика как субъекта учебной деятельности;

·     интенсификация индивидуального общения учителя с младшими школьниками;

·     активизация самоорганизации учебного процесса (планирование, дозирование объема школьных и домашних заданий, регулирование ритма работы и отдыха);

·    обеспечение более прочного усвоения предметных знаний, умений и навыков, формирование на их основе компетенций личности;

·     всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в обучении младших;

·     привлечение учащихся к контролю, учету и управлению учебным процессом.

Организованный таким образом учебный процесс позволит не сдерживать способных учащихся, ускорить темпы их обучения, расширить сотрудничество, естественное общение разновозрастных детей в сельской школе.

Важнейшая идея ФГОС – это формирование субъектной позиции ученика, умений учиться самому.
Реализация данных идей зависит от многих факторов. Специфическое условие сельских школ – малочисленность, разновозрастные группы, многопредметность … В сельской малочисленной школе учитель вынужден составлять план своих действий с каждым классом, в котором обучаются от 1 до 3 учащихся, что в определенной мере способствует индивидуализации образовательного процесса. В любом варианте объединения число учащихся в начальных классах незначительное, что позволяет учителю уделять внимание каждому. Имеются все условия для индивидуализации, но учителя чрезмерно опекают детей, тем самым лишая возможности учиться самостоятельно. В результате ученик способен осваивать материал лишь при непосредственном взаимодействии с учителем. Часть учителей представляет индивидуализацию образовательного процесса как непосредственное взаимодействие с каждым ребенком. Но подчеркнем, что высший уровень индивидуализации проявляется в том, что ребенок способен сам организовывать свою учебную деятельность, и этому необходимо учить. Педагог целенаправленно работает над тем, чтобы выстроить развитие самостоятельности детей следующим образом:
- меня учат (1 класс);
- учусь сам (2 класс0;
- учусь учить других (3 класс);
- учу других (4 класс).
        Реализация такой схемы возможна в условиях разновозрастных групп, но для этого учитель должен изменять гибко свою позицию в работе с детьми разных классов.
Другая важная идея ФГОС – формирование у учащихся умений общаться. 
        Реализация ее ограничена из-за узкого круга общения сельских школьников. Она решаема, если правильно организовать обучение и взаимодействие детей в разновозрастной группе – это один из самых сложных вопросов: присутствие двух классов, каждый выполняет свою часть работы, а взаимодействие отсутствует, что снижает воспитательную эффективность занятий. В то же время организация совместной деятельности детей не должна быть самоцелью, она способствует реализации воспитательного и образовательного потенциала занятия. Для этого педагог выполняет следующее:
- обоснованно отбирает содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста, а также способы и средства, стимулирующие их совместную работу;
- разъясняет детям важность проведения совместного занятия, показывает полезность этой работы для всех классов и для каждого;
- помогает каждому освоить общую цель работы и найти в ней личностный смысл;
- раскрывает значимость действий каждого ребенка для достижения общего результата и его личных успехов;
- использует различные формы и методы взаимодействия старших и младших, учитывая предыдущий опыт взаимодействия детей в учебной и внеучебной деятельности;
- обеспечивает динамику количественного и качественного состава микрогрупп, сменяемость ролевых позиций;
- четко и конкретно определяет содержание деятельности, функции, роли старших и младших на каждом этапе учебного занятия.
     Некоторые способы организации и стимулирования совместной деятельности детей разного возраста: постановка общей проблемы или задачи, понятной, доступной и привлекательной для всех; использование исследовательских заданий, создание ситуации поиска; формирование разновозрастных микрогрупп, каждая из которых решает общую проблему или ее часть, выполнение микрогруппами творческих заданий как при подготовке, так и проведении занятий; совместное обсуждение результатов выполненных заданий, использование игровых элементов, проведение конкурсов, соревнований, театрализация, проектная деятельность и др.
Одна из важных идей - это осуществление интеграции в самых различных аспектах. 
     В условиях МШ имеются благоприятные условия для развития интегративных связей. Малочисленность коллектива школы, классов позволяет гибко выстраивать учебно-воспитательный процесс, мобильно корректировать режим деятельности школы и учебное расписание, быстрее реагировать на потребности каждого ребенка, заказ родителей, запросы педагогов, социальных партнеров.
Интеграцию в образовательном учреждении можно представить на внутреннем и внешнем уровне. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в самом учреждении, внешняя – взаимодействие учреждения с социумом, с другими структурами.

Слайд 7 - Прежде всего, остановимся на внутришкольной интеграции, которая может быть рассмотрена как взаимосвязь и взаимодействие различных педагогических средств на нескольких уровнях:

- осуществление внутренних связей используемого средства, например, внутрипредметные связи;
- осуществление связей между педагогическими средствами, например, межпредметные связи;
- интегрирование одних средств в систему другого средства (интегрированный урок);
- интеграция средств, которая приводит к возникновению нового педагогического средства (проблемно-тематический день).

Внутрипредметные связи неизбежны и понятны учителю. Невозможно усвоить новый материал, не опираясь на ранее изученный. Они обеспечивают качество обучения учащихся. Развитию внутрипредметных связей способствуют занятия в разновозрастных группах, когда взаимодействуют дети разных классов. В этом случае устанавливается связь в содержании учебного предмета разных возрастных групп, что стимулирует процесс интеграции знаний по предмету. Поскольку учитель в сельской школе ведет несколько предметов, а иногда и во всех классах, то возможностей для интеграции в учебном процессе значительно больше и легче решать проблемы межпредметных связей, проведения интегрированных занятий.
Эффективность педагогического процесса в МШ значительно повышается, если осуществляется интеграция средств урочной и внеурочной деятельности учащихся. В результате рождаются новые педагогические средства, что предполагает следующее:
- создание условий для разностороннего развития детей;
- координацию влияний на все сферы индивидуальности ребенка (когнитивную, мотивационную, эмоциональную, действенно-практическую, сферу саморегуляции, волевую, экзистенциальную);
- взаимопроникновение различных видов деятельности детей;
- взаимодействие всех членов школьного коллектива;
- создание системы дополнительного образования с учетом потребностей учащихся и возможностей школы;
- определение разделов учебной программы, которые необходимо расширить или углубить через систему дополнительного образования;
- разработку новых форм и методов обучения, подбор материалов и средств для развития творчества детей и педагогов в учебной деятельности;
- усиление познавательного характера разнообразных общешкольных дел;
- интегрирование образовательного процесса в социальную среду.
  Важно подчеркнуть, что интеграция педагогических средств в МШ позволяет разнообразить учебно-воспитательный процесс, жизнь детей, расширить и обогатить их социальный опыт, сделать более увлекательной учебу и интересный досуг.

Заключение

              В целом, можно отметить, что в сельской малокомплектной школе имеются благоприятные условия для реализации многих идей ФГОС. Но отмечу, что малокомплектные школы требуют особого внимания и нестандартного подхода к решению проблем, как общих проблем, так и связанных с реализацией ФГОС,  поскольку начальная школа как первая ступень общего образования в России имеет фундаментальное значение, как в становлении личности конкретного человека, так и в сохранении и развитии государства

План – конспект урока «Окружающий мир» (авт. А.А. Плешаков) в 1,3 класса

Литература:

1.Бочарова Г.В. Стратегия модернизации сельского образовательного социума/ Г.В. Бочарова, М.П. Гурьянова// Педагогика.2005. № 8 с. 32—38.

2.Данилова Т. Малокомплектные школы [Электронный ресурс] // Время и люди: сайт. — Режим доступа. URL: http://vilvolovo.ru/(Дата обращения: 25.12.2012)

3.Надюк Н. Малокомплектные школы: право на жизнь [Электронный ресурс] // Аргументы и факты: сайт. Режим доступа. — URL: http://www.kuban.aif.ru/society/article/27892(Дата обращения: 23.12.2012)

4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение. — 2010. — 204 с.

5.Проект Федерального закона «Об образовании» [Электронный ресурс] // Российская газета: сайт. — Режим доступа. URL: http://www.rg.ru/2010/12/01/obrazovanie-dok.html(Дата обращения: 25.12.2012)

6.Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: http://s83.yar.fcior.edu.ru/fgos/index.php(Дата обращения: 24.12.2012)

7.Щербакова Е.В. Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития / Е.В. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 107—109.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОЗМОЖНОСТИ IT-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Еще великий педагог К.Д.Ушинский сказал: «Детская природа   ясно требует наглядности. Учите ребёнка, каким - нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться ...

Доклад "Организация учебного процесса по ОС Школа 2100"

Можно использовать при выступлениях на заседаниях методического объединения учителей начальных классов....

Доклад "Организация учебного процесса по ОС Школа 2100"

Можно использовать при выступлениях на заседаниях методического объединения начальных классов....

Организация дистанционного обучения - перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе

В настоящее время мы живём в сложном мире, где появилось такое зло, как  новая коронавирусная инфекция.  Весь мир вступил в борьбу с ней. Президент, правительство и все эшелоны власти приним...