Доклад "Организация учебного процесса по ОС Школа 2100"
статья на тему

Кононова Оксана Николаевна

Можно использовать при выступлениях на заседаниях методического объединения начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_uchebnogo_processa_doklad.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Организация учебного процесса

Рассмотрю практические вопросы организации учебного процесса по образовательной программе «Школа 2100».

Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению и самореализации.

Общим понятием для всех имеющихся теорий развивающего обучения является понятие деятельности.

Дидактическая системы деятельностного метода «Школа 2100» включает в себя следующие дидактические принципы:

1. Принцип деятельности. Он заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

2. Принцип непрерывности. Означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3. Принцип целостного представления о мире. Означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе -  обществе - самом себе).

4. Принцип минимакса. Заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Материал учебников предусматривает возможность работы по ним детей самого разного уровня подготовки. Обучение ведется на уровне «зоны ближайшего развития» наиболее подготовленных детей (уровне «максимума»). Все дети помещаются в ситуацию, требующую от них интеллектуальных усилий, продуктивных действий. Высокий уровень подачи материала рассматривается не как обязательное требование, а как возможность достижения успеха, предоставленная каждому ребенку и побуждающая его к действию. Работа на высоком уровне трудности обязательно должна сочетаться с созданием в классе атмосферы доверия, уважения и доброжелательности. Отсюда принцип психологической комфортности.

5. Принцип психологической комфортности. Предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

Учитель должен заметить и поддержать любой, пусть даже самый маленький успех ребенка – его активность, включенность в процесс поиска решения, его верное суждение или просто попытку выдвинуть собственную гипотезу. Не могут и не должны все дети быть гениальными математиками, великими филологами, у них свой путь в жизни! Достаточно, если каждому из них будет предоставлена возможность достигнуть своего собственного максимума.

6. Принцип вариативности. Предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирования способностей к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества. Предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Вся система заданий пересмотрена таким образом, чтобы включить каждого ребенка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет им, наряду с развитием определенных навыков, эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. Предлагаются детям задания, которые требуют от них творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и т.п.), развивают не только ум, но и волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и самооценку и т.д.

Принцип деятельности предполагает, что новые понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде, а добываются ими самими в процессе собственной учебной деятельности. Как организовать такое обучение?

Очевидно, любая деятельность начинается с осознания человеком потребности в этой деятельности, личностного отношения к ней. Поэтому вначале важно обеспечить самоопределение детей к деятельности на уроке и подготовить их мышление к построению нового знания. После этого учитель подводит учащихся к постановке перед собой цели деятельности и организует самостоятельный поиск ими  и «открытие» нового знания. Таким образом, дети строят» свою» науку, поэтому новые знания и понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Урок по технологии деятельностного метода «Школа 2100» имеет следующую структуру:

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделяется содержательная область («могу»).

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности, актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий, тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое они самостоятельно фиксируют.  (Слайд № 1)

- Найдите значение выражений, выполнив запись столбиками.  На доске записаны следующие выражения:

523-145                       417-32                  200-37

Дети работают самостоятельно, затем проводится проверка.

- Кто верно нашел значения данных выражений? (Дети поднимают руки.)

- Какой пример оказался самым трудным? (200-37) Кто не смог справиться с этим заданием?

  1. Постановка учебной проблемы

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют, фиксируют и озвучивают причину затруднения. Учитель организует исследование детьми возникшей проблемной ситуации.

- Почему? (Нужно вычитать из единиц, а разряд единиц отсутствует. И из десятков занять не можем, т.к. разряда десятков тоже нет.) 

Завершение этапа связано с постановкой ими цели деятельности, а также формулировкой темы урока.

- Кто может сформулировать тему урока? Чему сегодня мы будем учиться на уроке? (Решать примеры на вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд, когда отсутствуют разряды сотен и единиц.)

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)

На данном этапе учитель организует выбор детьми метода разрешения проблемной ситуации, выдвижение и проверку ими гипотез с использованием предметных моделей и схем.

- Составьте графическую модель примера: 200-37

У доски работает один ученик, остальные учащиеся на своих рабочих местах. (Слайд № 2)

- В уменьшаемом нет десятков и единиц, а единицы нужно вычитать из единиц, десятки из десятков, где же взять их? (Нужно занять у сотен, разбив одну сотню на десятки.) (Слайд № 3)

- В уменьшаемом нет и единиц, как же отнять единицы из единиц? (Нужно один десяток заменить на десять единиц.) (Слайд № 4)

- Найдите ответ.  (Слайд № 5)

После построения и обоснования нового способа действий полученный материал озвучивается и фиксируется, в схемах и знаках в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре.

- Кто объяснит, как выполнить эти вычисления, записав числа в столбик?

В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия выполняют типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

При проведении данного этапа используется индивидуальная  форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая со специальным эталоном (опорным сигналом) для самопроверки, и сами оценивают ее.

  1. Включение в систему знаний и повторение

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

Отработка и закрепление знаний ведется параллельно с исследованием новых знаний. Поэтому тренировочные задания не утомляют детей, тем более что им придается, как правило, игровая форма (кодирование, расшифровка, отгадывание загадок и т.д.). Каждый ребенок с невысоким уровнем подготовки имеет возможность «не спеша» отработать необходимый навык из обязательных результатов обучения, а более подготовленные дети постоянно получают «пищу для ума», что делает уроки привлекательными для всех детей – и сильных, и слабых.

  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

На данном этапе урока организуется самопроверка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа по ФГОС "Школа 2100"

Учебная программа «МАТЕМАТИКА»(для четырёхлетней начальной школы)Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.П. Тонких I.Пояснительная запискаВажнейшие задачи образования в начальной школе (форм...

Статья учителя начальной школы Калугиной Т.Г. Охранительный педагогический режим учебного процесса в начальной школе.

Статья Калугиной Т.Г. содержит практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. .В их основе - многолетний опыт работы учителя  с детьми с особыми о...

Математика.1 класс. Рабочая учебная программа по ОС «Школа 2100»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа по учебным курсам, 2 класс ("Школа 2100")

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС, для 2 класса, Образовательная система "Школа 2100"....

Рабочая программа по учебному предмету "Технология", УМК " Школа 2100", 2 класс

Рабочая программа  составлена в соответствии с ФГОС, содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование....

Доклад "Организация учебного процесса по ОС Школа 2100"

Можно использовать при выступлениях на заседаниях методического объединения учителей начальных классов....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО - КОНСТРУКТОРОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья поможет учителю начальных классов использовать конструктор ЛЕГО на уроке...