Словарная работа на уроках письма в начальной школе (для учащихся с ОВЗ).
материал на тему

При знакомстве со словарными словами особую важность приобретает использование разнообразных методов, приёмов, способов, которые являются наиболее эффективными для прочного запоминания написания словарных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Словарная работа на уроках письма в начальной школе

(для учащихся с ОВЗ)

Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не дает нужных результатов.
     Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.
      Приведу примеры упражнений для формирования фонетических понятий.
1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.окзал, з.мл.ника, ж.лез., г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, с.пог, к.пуста, .рех.
2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.
      Также на уроках для работы над словарным словом используются ребусы, кроссворды.
      Предметом особого внимания на уроках письма является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм, находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо с «дырками», т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребенок учится обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем не допускать их появления.

При изучении словарных слов используются загадки:
На высоком косогоре
Стоит девица в уборе
Белоствольная краса,
Зеленеет чуть коса.
(Береза)


      Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает прежде всего слов для этого. Перед учителем стоит задача - активизировать словарь детей.
В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значение слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.
На практике можно использовать следующие виды упражнений:
1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д.
2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому признаку отобраны слова?
автомобиль, урожай, трамвай, самолет;
капуста, помидор, солома, морковь;
пенал, тетрадь, телефон, карандаш.
3. Сгруппируйте слова по темам.


      Использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами русского языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас. Использование вышеперечисленных грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи. `



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение «Словарная работа на уроках письма в коррекционной школе VIII вида»

«Словарная работа на уроках письма в коррекционной школе VIII  вида»...

Словарная работа на уроках русского языка, программа "Школа 2100"

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать,...

Словарная работа (дырявый диктант) 4 класс "начальная школа 21 века"

В данном материале представлен один из приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. Словарная работа на уроке русского языка должна быть систематической, хорошо организова...

Проведение словарной работы на уроках русского языка в школе для детей с ОВЗ

Одна из главных задач и проблем обучения детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные нарушения в развитии, - обучение русскому языку. Важнейшее условие их успешного речевого развития - обо...

Статья: "Групповые формы работы на уроках в современной начальной школе как средство социализации учащихся"

В статье говорится о разнообразных формах групповой работы на уроках в соыременной начальной школе....

Этап словарной работы на уроках чтения в начальной школе

Материал раскрывает особенности работы над таким обязательны элементом урока литературного чтения как словарная работа, а также используемые приемы на этапе словарной работы....

Формирование каллиграфических навыков на уроках письма в начальной школе

Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе – эти вопросы всё больше и больше волнуют учителей и родителей. Количест...