Россия-Родина моя
учебно-методический материал на тему

Лапковская Зоя Анатольевна

Конспект урока + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 157_1_.rar1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 1.

Тема. Россия – наша Родина.

Цель. Создание условий для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны, своего города.

Задачи урока.

  • Формирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей, великими людьми;
  • Воспитание в детях радости и гордости от того, что мы родились и живем в России; желания стать наследниками славных традиций русской истории.
  • Развитие у учащихся коммуникативных навыков, речи;
  • Сплочение детского коллектива.

Основные термины и понятия. Россия, Отечество, Родина, патриот, столица, президент, государственные символы, культурные традиции.

Оснащение урока.

  1. Карточки с именами и фамилиями.
  2. Презентация «Россия – наша Родина»
  3. Карточки для домашнего задания.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся. Знакомство.

1) Упражнение «Давайте познакомимся!»

- Прежде, чем мы начнем первый урок по новому для вас предмету, я хотела бы получше вас узнать.

Первый ученик называет свое имя и прилагательное, характеризующее его и начинающееся с той же буквы, что и его имя.
Например: Великолепная Валерия, интересный Игорь, гениальный Геннадий, артистичная Аня, таинственная Таня, серьезный Сергей; очаровательная Ольга,  внимательный Влад, солнечная Света и т. д.

(Попутно учитель раздает карточки с именами и фамилиями)

2) Продолжим наш урок упражнением  «Чем  мы похожи?».  Если вы согласны с моим высказыванием  - поднимите руку.

  1. Я люблю апельсины.
  2. У меня светлые волосы.
  3. Я не умею читать.
  4. Я быстро бегаю.
  5.  Я отличник.
  6. Я люблю драться.
  7. Я люблю каникулы
  8. Я хороший друг.

      - Посмотрите, ребята, мы все оказались чем-то похожи друг на друга. А еще – мы друзья, которые живут в одной большой стране.

  1. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.

- С сегодняшнего дня мы вместе с вами отправляемся в необычное путешествие – мы начинаем изучение курса «Основы православной культуры». Эти занятия помогут Вам осознать «Кто я?», «Для чего я живу?», понять, какие ценности являются главными в жизни человека.

3. Постановка темы урока.

- На каждом уроке вы будете узнавать что-то новое.

- Для того, чтобы определить тему этого урока,  послушаем песню.

Просмотр клипа «Моя Россия»

- О чем поется в этой песне?  

- Как вы думаете,  на какую тему мы с вами будем разговаривать?

Запись темы урока в тетрадь.

Россия – наша Родина.

4. Упражнение «Закончи фразу» (после ответов учащихся на экране появляется ответ по высказыванию К.Д.Ушинского)  «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия»».

Отечеством мы её зовём потому, что… (в ней жили испокон веков отцы и деды наши)

Родиной мы её зовём потому, что… (в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное.)

А матерью – потому, что… (вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку)

От нас требуется знать её, беречь и защищать.

5. Исследовательская деятельность детей  в группах (по рядам)

- Велика и прекрасна наша Родина. Много у нее богатств.

Дети составляют  таблицу «богатств» нашей страны. Запись в тетради.

1 ряд – города России.

2 ряд – реки России.

3 ряд – моря России.

Проверка работы.

- Каждый ряд зачитывает список богатств России. Дети следят за тем, чтобы не было повторов.

6. Работа с ребусами.

7. Беседа.

На Руси всегда были люди, готовые защитить свою родную землю от врагов.

Приведите примеры таких людей.(Александр Невский, Дмитрий Донской, Георгий Жуков и другие)

Могучую силу, богатырскую удаль славных защитников Руси во все времена воспевали народ, писатели и поэты. Великий русский Художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину "Богатыри".

Кто изображён на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

Что вы знаете об Илье Муромце?

(Илья Муромец 30 лет просидел на печи, потому что "не владел" руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев. Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им пить. Илья на это ответил: "Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на печи". Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт и приносит воду. Старцы же велят ему выпить воду, после чего Илья ощущает в себе непомерную силу).

8. Путешествие по родной стране.

Внимание на экран. Едет Илья Муромец по родной земле. Каждому деревцу, каждому кустику, каждой травинке радуется. Вот калинку погладил, сиреневому кусту улыбнулся, черёмуху добрым словом назвал, белой берёзке до земли поклонился.

"До чего же красна земля - матушка!"

Как вы понимаете значение этой поговорки?

А что вы почувствовали, глядя на эти картины природы?

9.Символы России.

Какие растения встретил на своём пути Илья Муромец?

Какое из перечисленных растений является символом России? (Берёза у русских людей ассоциируется с любовью к родному краю)

- А какие символы нашего государства вы знаете?

Что вы знаете о цветах нашего флага? (Выслушиваются предположения детей)

- Есть разные версии. По одной из них, это единство моря, земли и неба. По другой - это содружество трех славянских народов. По третьей - цвета флага символизировали: белый - веру, чистоту; синий - небо, благородство, верность; красный - героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: белый - это вера, синий - надежда, а красный - любовь.

10.Практическая работа.

А теперь ребята, нарисуйте российский флаг и разукрасьте его. (Дети рисуют и разукрашивают флаг под звучание песни « Росиночка – Россия»

11.Анкетирование учащихся.

- Мы уже поняли, как прекрасна наша Родина. Мы должны уметь ее защитить. Как вы думаете, от какого слова образовалось слово «защита».

- Верно, от слова «щит».

  Ученики на своих листах рисуют схему, символизирующую щит. Затем начинают заполнять его, отвечая на вопросы:

1. Имя, возраст.

2. Твой девиз (жизненное кредо)

3. Твое любимое занятие

4.  Цель жизни.

5.  Качество, которое больше всего ценишь в людях.

6.  Качество, которое ты не приемлешь.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=74843205-67-72

12.Рефлексия (1 мин., ответы по желанию).

Закончи предложение

  • На уроке я узнал, что …
  • Мне очень понравилось, что …
  • Я хочу знать, что …
  • Оказывается, что …

12. Д.з. Запишите домашнее задание. Его вы будете делать по выбору.(Задание списывается со слайда)

1. Найти и записать пословицы о Родине.

2. Написать рассказ или стихотворение о Родине.

3. Нарисовать свою маленькую родину.

4. Найти песни о родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия - родина моя

Конспект классного часа для учащихся 1  класса...

Октябрятский сбор - праздник: «Россия – родина моя»

Цель сбора: прививать патриотические качества личности, формировать у детей осознанное отношение к ценностям русской  культуры, повышать интерес к истории Отечества, воспитывать уважительно...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Викторина "Русь-Россия-Родина моя"

Наше Отечество, наша Родина-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, г...

Россия,Родина моя.

Методический материал для учащихся 1-4кл. Проводится как внеклассное занятие....

Россия-Родина моя.

Открытое мероприятие было проведено накануне Дня народного единства 4 ноября. Учащиеся во время подготовки к празднику заучивали стихи, рисовали ...

Классный час "Россия - Родина моя. Символы России".

Класс: 3    Цель:познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граж...