рабочая програма сбо
рабочая программа (3 класс) на тему

Яфанкина Тамила Алексеевна

рабочая програма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_sbo.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ШКОЛА № 13

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СОГЛАСОВАНА

методическим объединением

протокол от «   » _________ 2016 №

Руководитель МО _________

ПРИНЯТА

решением Совета

ГБОУ школы № 13

Приморского района Санкт-Петербурга

протокол от 14.06.2015  года № 1.5

Председатель Совета _______________

УТВЕРЖДЕНА

приказом от 14.06.2016 года № 180-д

Директор_________Д.В.Бухаров

 

Рабочая программа обучения на дому

Белухиной Елены  на 2016 – 2017 учебный год

Ступень образования: начальное общее образование

Предмет: социально-бытовая ориентировка

Форма обучения: очная

Класс/обучающийся: 3-г класс

Программа обучения

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (умеренная и тяжелая умственная отсталость – 2 вариант)

Учитель: Яфанкина Тамила Алексеевна

                                 

     

                                               

                                                   

                                                         

                                                        Санкт-Петербург

                                                                 2016 год

                                      Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными и региональными нормативными документами:

  • законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»;
  • Законом Санкт-Петербурга от 13.07.2015 №435-86 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге»;
  • Приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2016 г. № 822-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;
  • Инструктивно-методическим письмом Комитета по Образованию
    «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год»;
  • Письмом Комитета по Образованию от 10.06.2016 №03-20-2137/16-0-0 о направлении методических рекомендаций «Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий и внеурочной деятельности в образовательных учреждениях (классах), реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Письмом Комитета по образованию от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, для использования в работе».
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Приказом от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
  • ПриказомМинобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
  • ПриказомМинобрнауки России от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами
    СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189);
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81 «О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
  • Адаптированной основной общеобразовательной программой Образовательной организации, скорректированной на основе ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 № 1/15, с изменениями ФГОС от 31.12.2015 №1576, №1577;

Рабочая программа разработана в соответствии с локальными актами Образовательного учреждения:

  • Учебным планом Образовательного учреждения на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом от 14.06.2016 №180-д;
  • Положением о рабочей программе, утвержденным приказом от 14.06.2016 №180-д;
  • Адаптированной основной общеобразовательной программой Образовательного учреждения на 2016-2017 учебный год.

Планируемых результатов обучения  (полное название образовательной программы в соответствии с лицензией Образовательного учреждения).

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, характеристику индивидуальных особенностей обучающегося, содержание предметов (содержание учебной деятельности, перечень форм контроля результативности, предполагаемый результат, тематическое распределение часов), описание минимальной материально-технической базы, список рекомендуемой учебно-методической литературы.

Учебно-методический комплект по предмету включает:

  • Богдарин А.Ю. Стихи, песенки, потешки. – СПб.: – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”», 2011.
  • Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Программа развития и обучения дошкольника. От 1 до 3 лет. – СПб.: «Издательский дом “Нева”»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003.
  • Жукова О.С. Первый учебник малыша. От 6 месяцев до 3 лет. – М.: Астрель; СПб.: Астрель-СПб, 2010.
  • Котышева Е.Н. Мы друг другу рады! Музыкально-коррекционные занятия для детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2013.
  • Лещинская Т.Л. Букварик. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013.
  • наборы предметных и сюжетных картинок, наборы пиктограмм по тематическим разделам, тематические лото, тематические наборы игрушек.

Целью рабочей программы является:

  • овладение обучающимися доступными им средствами получения и передачи информации;
  • реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

В ходе реализации программы решаются следующие взаимосвязанные задачи:

  • формирование интереса у обучающихся к рассматриванию изображений;
  • формирование представления об изображении как обозначении предмета/явления;
  • формирование способа сообщения о потребности посредством изображения;
  • развитие способности слышать звуковой образ слова, правильно соотносить его звучание с предметом и изображением;
  • применение полученных знаний, умений и навыков в социальной практике и познавательной деятельности;
  • воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.

Компенсация особенностей развития обучающихся достигается путем  создания специальных образовательных условий (создание специальной коррекционно-развивающей среды, использование специальных приемов обучения, минимизация программного материала, интегративное изучение дисциплин, гибкие сроки освоения учебного материала).

В ходе реализации программы используются личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые технологии; различные формы уроков (комбинированные, интегрированные, уроки-драматизации, уроки-игры, и т.д.).

При реализации программы используются следующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся: систематическое наблюдение, определение степени усвоения знаний и умений обучающихся в конце каждой четверти, составление психолого-педагогических профилей обучающихся в начале, середине и конце учебного года.

Индивидуальные особенности Белухиной Елены

Развитие двигательной сферы (общие движения, ручная и мелкая моторика, произвольность движений)

Девочка ходит самостоятельно. Мелкая моторика развита недостаточно.

Развитие речи (понимание обращенной речи, самостоятельная речь)

Речь развита достаточно хорошо. Словарный запас соответствует возрасту. Обращенную речь понимает. Самостоятельно произносит  и составляет предложения, с помощью учителя составляет текст из предложений.

Особенности  внимания, памяти, мышления

Быстро утомляется. Не может долго удерживать внимание.

Сформированность общих представлений

об окружающем мире

Общие представления об окружающем мире сформированы недостаточно.

Сформированность коммуникативных навыков

Коммуникативные навыки несформированы. Проявляются ситуативно. Общается исключительно с членами семьи и педагогом.

Особенности эмоционально-волевой сферы, особенности личностной сферы

Компоненты революционной системы поведения нарушены: эмоционально - волевые усилия низкие.

Компенсация особенностей развития обучающихся достигается путем  создания специальных образовательных условий (создание специальной коррекционно-развивающей среды, использование специальных приемов обучения, минимизация программного материала, интегративное изучение дисциплин, гибкие сроки освоения учебного материала).

В ходе реализации программы используются личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые технологии; различные формы уроков (комбинированные, интегрированные, уроки-драматизации, уроки-игры, практические занятия и т.д.).

При реализации программы используются следующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся: систематическое наблюдение, определение степени усвоения знаний и умений обучающихся в конце каждой четверти, составление психолого-педагогических профилей обучающихся в начале, середине и конце учебного года.

На реализацию программы в соответствии с Учебным планом Образовательного учреждения на 2016-2017 учебный год отводится в год 34 часа.

Содержание обучения

Реализация программы осуществляется в классе. Обучающиеся по программе – это дети в возрасте 9 – 12 лет Уровень психофизического развития обучающихся  должен обеспечить их безопасное присутствие  в классном коллективе.

Результаты достижений обучающихся  с умеренной и тяжелой степенью производятся  безоценочно и предполагают три уровня освоения обучающимися АООП НОО:

  • Материал усвоен;
  • Частично усвоен;
  • Не усвоен.

Требования к контролю знаний определены тремя уровнями в зависимости от психофизических особенностей обучающихся.

УРОВНИ

Должны ЗНАТЬ

Должны УМЕТЬ

I уровень

-правила поведения в школе и на прогулке;

-пиктограммы по теме одежда; пиктограммы «обуваться», «одеваться»;

-последовательность действий при ручной стирке;

-последовательность действий при мытье посуды;

-правила поведения в общественных местах;

-правила поведения при поездках на транспорте.

-правильно и вежливо вести себя в школе, столовой и на прогулке;

-одеваться и раздеваться с частичной помощью взрослого;

-выполнять простейшие действия по уходу за одеждой и обувью;

-выполнять необходимые элементы ручной стирки;

-выполнять необходимые элементы мытья посуды;

-правильно вести себя в общественных местах;

-правильно вести себя при поездке на транспорте.

II уровень

-правила поведения в школе и на прогулке;

-элементы процесса ручной стирки;

-элементы процесса мытья посуды;

-правила поведения в общественных местах;

-правила поведения при поездках на транспорте

-правильно вести себя в школе, столовой и на прогулке;

-одеваться и раздеваться с частичной помощью взрослого;

-выполнять отдельные элементы ручной стирки;

-выполнять отдельные элементы мытья посуды;

-правильно вести себя в общественных местах и при поездках на транспорте.

IIIуровень

-проявлять интерес к общению с одноклассниками и другими обучающимися школы;

-спокойно давать себя одеть и раздеть;

-проявлять интерес к занятиям с тёплой водой, ёмкостями, губками и т.п.

-проявлять интерес и спокойно вести себя при посещении общественных мест и при поездках на транспорте.

Учебный материал в ходе реализации программы изучается тематическими разделами. Изучение каждого раздела осуществляется посредством применения различных методик и технологий, обеспечивающих достижением требуемого результата, содержание обучения определено тремя уровнями в зависимости от психофизических особенностей обучающихся; на изучение каждого раздела отводится определенное количество часов.

Наименование раздела учебного материала

Количество часов на

изучение раздела

Содержание деятельности по изучению материала

Формы и периодичность контроля результативности

Планируемые результаты обучения

1

Культура поведения в школе и на прогулке

3

Правила поведения в классе, на перемене, в столовой и на улице. Изучение изображений. моделирование и проигрывание ситуации. Ролевые игры. Правила вежливости (пропускать вперёд, делиться игрушками, не есть чужую еду; не делать ничего без спроса, не отставать от всех)

Наблюдение в процессе занятий

I уровень: знание правил поведения в школе и на прогулке. Выполнение действия только с разрешения взрослого.

II уровень: выполнение правил поведения в школе;

III уровень: интерес к общению с одноклассниками.

2

Выполнение практических действий с одеждой и обувью

6

Изучение пиктограмм по теме. Изучение предметов одежды, одевание, обувание, раздевание, разувание. Вывешивание одежды на просушку, чистка. Сушка и чистка от грязи обуви.

Наблюдение в процессе занятий

I уровень: знание пиктограмм по теме одежда; пиктограмм «обуваться», «одеваться». Умение одеваться и раздеваться с частичной помощью взрослого.

Выполнение действий по уходу за одеждой и обувью.

II уровень: знание пиктограмм «обуваться», «одеваться». Умение одеваться и раздеваться с частичной помощью взрослого.

III уровень: спокойное отношение к одеванию; умение снять с себя некоторые предметы одежды.

3

Обучение ручной стирке

7

Совместное изучение изображений по теме. Обучение элементам ручной стирки. Поэтапная отработка процесса ручной стирки мылом (выбор ёмкости, наполнение её водой, замачивание белья. удержание мыла, намыливание белья, стирка, полоскание, отжимание).

Наблюдение в процессе занятий

I уровень: выполнение всех необходимых элементов ручной стирки с частичной помощью взрослого.

II уровень: умение открыть кран, набрать воды в ёмкость, прополоскать и отжать в ней тряпочку с частичной помощью взрослого. Удержание мыла и намыливание тряпочки.

III уровень: включение крана,захват и удержание мыла под струёй воды; интерес к действиям с водой в ёмкости.

4

Обучение мытью посуды

10

Совместное изучение изображений по теме. Обучение элементам мытья посуды. Упражнения с игрушечной посудкой. Поэтапная отработка процесса мытья посуды.

Наблюдение в процессе занятий

I уровень: выполнение всех элементов процесса мытья посуды (включение воды, перемещение грязной посуды в раковину, намыливание губки, удержание в руке посуды и губки, намыливание посуды, ополаскивание, расстановка на сушилке).

II уровень: перемещение грязной посуды в раковину

III уровень: интерес к игре с водой и игрушечной посудкой.

5

Поведение и социальное взаимодействие в общественных местах

6

Изучение сюжетных картинок по теме («в магазине», «на детской площадке», «в гостях»). Обучение правилам поведения в магазине, в очереди, на школьной площадке, в гостях. Игры-драматизации и практические занятия.

Наблюдение в процессе занятий

I уровень: знание и выполнение правил поведения в магазине, в гостях, на площадке.

II уровень: выполнение правил поведения в общественных местах (спокойное поведение, перемещение только за руку, и т.д.)

III уровень: спокойное нахождение в общественных местах, интерес к окружающему.

6

Правила поведения при перемещении по городу

2

Изучение сюжетных картинок по теме. Изучение правил. Игры-драматизации на тему «поездка в транспорте». Практические занятия.

Наблюдение в процессе занятий

I уровень: знание и выполнение правил при поездках на транспорте.

II уровень: выполнение правил поведения при поездках на транспорте.

III уровень: спокойное поведение при поездках на транспорте.

Материально-техническая база

        

Для реализации рабочей программы требуется следующая минимальная материально-техническая база:

  • отдельное учебное помещение, площадью 20 кв.м. с окнами, имеющее искусственное освещение; соответствующее требованиям СанПиН, охраны труда и пожарной безопасности;
  • мебель, в количестве соответствующем контингенту (регулируемые в соответствии с ростом одноместные парты, стулья, доска маркерная, освещение над доской, стол письменный, стул офисный, зеркало, шкафы для хранения пособий);
  • технические средства обучения (ноутбук, МФУ, колонки)
  • учебно-методическая литература, пособия, включенные в УМК, электронные ресурсы.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. "Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" СПб 2011.
  2. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Е.А.Екжанова Е.А.Стребелева Москва "Просвещение" 2010.
  3. «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью»: проект образовательной программы //под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, СПб, 2012.

Приложение к рабочей программе (РП №     -20     )

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

№ учебной недели

Фактическая дата проведения урока

Раздел 1. Культура поведения в школе и на прогулке.

1

Культура поведения в классе

Не задано

1

5.09

2

Культура поведения в столовой

Не задано

2

12.09

3

Правила поведения на улице

Повторять правила

3

19.09

Раздел 2. Выполнение практических действий с одеждой и обувью.

1

Пиктограммы «обуваться», «одеваться»

Учиться следовать графической инструкции

4

26.09

2

Самостоятельное переобувание

Тренироваться дома

5

3.10

3

Предметы верхней одежды

Соотносить картинку и предмет

6

10.10

4

Уход за одеждой

Не задано

7

17.10

5

Практические действия по уходу за одеждой

Тренироваться дома

8

24.10

6

Практические действия по уходу за обувью

Тренироваться дома

10

14.11

Раздел 3. Обучение ручной стирке.

1

Представление о ручной стирке

Рассмотреть картинку

11

21.11

2

Опускание белья в воду, замачивание

Не задано

12

28.11

3

Удержание в руках мыла и белья

Не задано

13

5.12

4

Намыливание белья

Тренироваться дома

14

12.12

5

Движения рук при стирке

Тренироваться дома

15

19.12

6

Полоскание белья

Тренироваться дома

16

26.12

7

Отжимание белья

Тренироваться дома

17

16.01

Раздел 4. Обучение мытью посуды.

1

Средства для мытья посуды

Выучить разновидности

18

23.01

2

Различение чистой и грязной посуды

Тренироваться дома

19

30.01

3

Удержание в руке тарелки

Тренироваться дома

20

6.02

4

Перемещение грязной посуды со стола в раковину

Выполнять вместе с ребёнком

21

13.02

5

Расстановка чистой посуды на сушилку

Выполнять вместе с ребёнком

22

20.02

6

Нанесение моющего средства на губку

Не задано

23

27.02

7

Намыливание тарелки

Тренироваться дома

24

6.03

8

Намыливание чашки

Тренироваться дома

25

13.03

9

Намыливание ложек и вилок

Выполнять вместе с ребёнком

26

20.03

10

Окончание мытья посуды

Не задано

27

3.04

Раздел 5. Поведение и социальное взаимодействие в общественных местах.

1

Культура поведения в общественных местах

Не задано

28

10.04

2

Поведение в универсаме

Рассмотреть картинку

29

17.04

3

Составление визуального списка покупок

Составить список для дома

30

24.04

4

Поведение в очереди

Рассмотреть и обсудить картинку

31

01.05

5

Поведение на детской площадке

Рассмотреть картинку

32

08.05

6

Поведение в гостях

Рассмотреть картинку

33

15.05

Раздел 6. Правила поведения при перемещении по городу.

1

Правила поведения на остановке

Выучить правила

34

22.05

2

Культура поведения при поездке на транспорте

Повторять правила

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая програма внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" для учащихся начальных классов (2 класс)...

Рабочая програма по татарскому языку

Рабочая программа по татарскому языку...

рабочая програма по литературному чтению 2 класс ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование  согласно требованиям ФГОС...

Рабочая програма внеурочной деятельности по английскому языку в 3 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку 3 класс...

рабочая програма по математике 3 класс

Рабочая программа по математике 3 класс ос "Школа 2100"...

Рабочая програма по русскому языку ФГОС Школа России

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного ...

Рабочие програма по технологии УМК ПНШ 3 класс

Рабочая программа  по технологии УМК ПНШ 3 класс...