рабочая програма по литературному чтению 2 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме

копейка лидия юрьевна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование  согласно требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon literaturnoe_chtenie.zip90.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Примерной программой школы на 2012-2013 учебный год, действующим учебным планом, с учетом требований Государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и основана на авторской  программе по литературному чтению автора Кубасовой О.В..

Данная программа  предназначена для работы по учебнику  Кубасовой О.В.,( Кубасова О. В. Литературное чтение: Любимые страницы. 2 класс. Учебник.  Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011 год), включенному в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных ) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего  образования и имеющих аккредитацию на 2012-2013 учебный год.

         Курс рассчитан на 140 часов в год (по 4 часа в неделю). В соответствии с календарным графиком работы школы количество часов сокращено на 1 час за счет уменьшения количества уроков повторения в конце учебного года. Поэтому календарно-тематическое планирование учебного материала, представленное в рабочей программе, состоит из 139 уроков литературного чтения.

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох.

Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества. Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеет специальными читательскими умениями и навыками.

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств вне текстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение»

  1. Формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо).
  2. Потребность начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания.
  3. Читательская   компетентность  младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.  
  4. Готовность  обучающегося   к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Концептуальные положения курса «Литературное чтение»

1. Активная направленность курса на формирование мировоззрения детей. Этому способствует не только систематизация отобранных произведений по темам духовно-нравственного содержания, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебниках после текстов.

2. Развитие творческого потенциала учащихся. Этому способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному, музыкальному), выразительному чтению и инсценированию, азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию).

3. Обогащение умственного потенциала детей путем целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности, заключающегося в обдумывании предстоящего чтения, осмыслении читаемого в процессе и по окончании чтения. Это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое (читательское качество антиципации), творчески интерпретировать полученную посредством чтения информацию и усваивать не только фактическое содержание  литературного  произведения,  но  также  подтекст  и  идейный  замысел (смысловое ядро).

4. Развитие эмоциональной сферы. Осознанию эмоций и чувств служат вопросы и задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, к анализу особенностей речи и поведения персонажей. Адекватному выражению эмоционального состояния способствует систематическая работа над выразительностью чтения и применение различных форм драматизации, для этого в учебниках предусмотрены специальные задания (анализ иллюстраций с точки зрения «эмоциональных знаков», постановка «живых картин», произнесение реплики персонажа с использованием мимики и пантомимики, чтение по ролям, развернутая драматизация и др.).

5. Развитие речи читателя. С этой целью в учебники включены задания по работе над заголовком, планом, всеми видами пересказа, над созданием собственных высказываний, по наблюдению над правильностью, точностью, богатством, выразительностью художественной речи. Определяющим для развития речи является формирование у учащихся отношений к чтению как к процессу общения с автором. Этому способствуют активизация мотивационной стороны чтения, акцент на внимании к личности писателя и его «присутствию» в произведении, развитие бережного отношения к авторскому замыслу и другие методические приемы.

6. Комплексный подход к формированию умений, обеспечивающих ребенку способность быть читателем, – становление правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения, умения работать с текстом разных жанров, ориентироваться в книге и мире книг.

Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

  1. обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
  2. внимание к личности писателя;
  3. бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
  4. наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

2 класс (140 ч)

Круг чтения

Круг чтения составляют произведения фольклора, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.

Учимся читать:

Читая — думаем (28 ч.)

М. Бородицкая «Первое сентября»; В. Берестов «Читалочка»; К. Ушинский «Наше отечество»; В. Орлов «Родное»*; П. Воронько «Лучше нет родного края»; Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; О. Дриз «Загадка»; Б. Заходер «Два и три»; Р. Сеф «Считалочка»*; М. Юдалевич, «Три плюс пять»; В. Левин «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня веселый снег…», «Зимой Ваня сделал кормушку…»; А. Шибаев «Кто слово найдет»;                  В. Берестов «Если хочешь пить»*, «Гололедица»; Б. Заходер «Как волк песни пел»;                       С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка»; В. Зотов «За двумя зайцами»; Э. Шим «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива»; Л. Толстой «Косточка»;

С. Прокофьева «Когда можно плакать?»; В. Сухомлинский «Пусть будут Соловей и Жук»; С. Козлов «В сладком морковном лесу»; В. Осеева «Сторож», «Кто наказал его?»;                      А. Барто «Рыцари»; В. Осеева «Плохо»; Д. Хармс «Удивительная кошка»; русская народная сказка «Лиса и журавль»; индийская сказка «Ссора птиц»; В. Берестов «Посадили игрушку на полку…», Э. Мошковская «Всего труднее дело...»*; русская народная сказка «Самое дорогое», С. Баруздин «Кузнец»; Б. Заходер «Петя мечтает»; русская народная сказка «Два мороза».

Читаем правильно (11 ч.)

В. Бардадым «Мы читаем!»; В. Гусев «Вот так кот»; И. Бурсов «Кот и крот»; Д. Биссет «Орел и овечка»; В. Драгунский «Заколдованная буква», «Когда я был маленький», «Не пиф, не паф!»; Н. Носов «Находчивость»; Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков»; Б. Заходер «Муравей».

Читаем быстро (9 ч.)

Скороговорки; И. Мазнин «Шла лисица»; Е. Благинина «У Вари на бульваре...»;                      М. Бородицкая «Были галчата в гостях у волчат...»; Р. Сеф «Бесконечные стихи»*;                    Э. Мошковская «Болельщик»; Ю. Ермолаев «Угодили»; В. Осеева «Просто старушка»;            В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка учится»; дагестанская сказка «Храбрый мальчик».

Читаем выразительно (20 ч.)

А. Прокофьев «Как на горке, на горе»; А. Фет «Чудная картина…»*; С. Воронин «Храбрый клоун»; С. Маршак «Жадина»; О. Григорьев «Яма»; Э. Успенский «Всё в порядке»; В. Осеева «Три товарища»; Н. Матвеева «Девочка и пластилин»; Ю. Ермолаев «Два пирожных»; Э. Мошковская «Обида», «Трудный путь»; Е. Благинина «Посидим в тишине»*; И. Дик «Красные яблоки»; А. Барто «Перед сном»; С. Козлов «3аяц и Медвежонок»; И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка»; К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерет нос кверху»; Н. Юсупов «Серый волк»; Дж. Родари «Рыбы»;                      Б. Заходер «Кискино горе»; Э. Мошковская «Говорящая кошка»*; А. Фройденберг «Великан и мышь»; Д. Биссет «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски»;                   К. Ушинский «Спор деревьев».

Учимся работать с текстом:

Автор и его герои (23 ч.)

В. Голявкин «Про веселую книжку»; С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»;                     Л. Пантелеев «Карусели», «Как поросенок говорить научился»; В. Голявкин «В шкафу»; А. Гайдар «Совесть»; Б. Юнгер «Белая роза»; Г. Цыферов «Град»; Г. Горбовский «Розовый слон»*; Ф. Кривин «Родная коробка»; В. Чаплина «Мушка»; Л. Пантелеев «Две лягушки»; Е. Пермяк «Волшебные краски»; С. Михалков «Аисты и лягушки»; С. Козлов «Правда, мы будем всегда?», «Вольный осенний ветер»; Л. Толстой «Зайцы»; Н. Рубцов «Про зайца»; русская сказка «Заяц-хваста».

Слова, слова, слова... (10 ч.)

Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку»; Шотландская песенка*; Б. Шергин «Рифмы»; В. Даль «Кузовок»; А. Барто «Игра в слова»; И. Токмакова «Лягушки»;                      В. Берестов «Курица»; Б. 3аходер «Дырки в сыре»; А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову»; Р. Сеф «Кактус», «На свете все на все похоже...»; Г. Цыферов «Что такое звезды?»; А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»*; «Колокольчики мои...»; С. Есенин «Черемуха»; М. Исаковский «Ветер»; В. Рахманов «Одуванчики».

План и пересказ (21 ч.)

Н. Сладков «Медведь и Солнце»; В. Осеева «Добрая хозяюшка»; Б. Житков «Храбрый утенок»; Э. Мошковская «Жадина»; русская народная сказка «Мена»; В. Сухомлинский «Вьюга»; Н. Носов «На горке»; В. Осеева «Хорошее»; Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; С. Михалков «Бараны»*;                    К. Ушинский «Два козлика»; С. Козлов «Черный Омут»; М. Пляцковский «Как утенок свою тень потерял»; Е. Карганова «Как цыпленок голос искал»; немецкая сказка «Русалочка».

В мире книг (18 ч.)

К. Ушинский «Два плуга»; Л. Толстой «Филиппок»; В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга»; русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»; Н. Сладков «Бежал ежик по дорожке»; М. Пришвин «Еж»; Б. Заходер «Птичья школа»; Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа»; Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное»; Н. Носов «Фантазеры»; Б. Емельянов «Зеленая букашина».

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

  1. Расширение базы видо-жанровых и тематических литературных впечатлений.
  2. Осознание условности литературного творения, его отличия от реальности (прежде всего, в силу внимания к личности автора).
  3. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,  искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема, идея; персонаж  (его портрет, речь, мысли, поступки, мотивы поведения),  лирический герой произведения, отношение автора к герою.
  4. Нахождение в тексте и определение значения в художественной речи   средств выразительности:  звукописи, эпитетов, художественных повторов, сравнений,   олицетворений.
  5. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения  (ритм, рифма).
  6. Жанровое разнообразие произведений:   народная и литературная (авторская) сказка, рассказ,  стихотворение, басня  – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность  (на основе литературных произведений)

  1. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: выразительное чтение, чтение по ролям,   драматизация;   словесное, графическое и музыкальное  рисование, творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) и по картине, продолжение прочитанного.

Внеурочная деятельность на основе прочитанного  на уроках  литературного чтения

  1. Пополнение и структуризация классной  библиотечки (уголка чтения).
  2. Участие в подготовке и проведении викторин по творчеству В. Ю. Драгунского, А.Л. Барто,  В.А. Осеевой.
  3. Создание поделок и рисунков по прочитанным сказкам.
  4. Участие в конкурсе чтецов.
  5. Создание эскизов костюмов для сказочных персонажей.
  6. Создание спектакля по сказке «Два мороза» или «Морозко».
  7. Создание сборника произведений  о   родине.
  8. Создание сборника произведений  о   зайцах.
  9. Создание сборника  любимых стихотворений.
  10. Сочинение собственных произведений  в жанре рассказа, сказки.
  11. Участие в конкурсе «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
  12. Участие в конкурсах рисунков «С чего начинается родина?» (после чтения стихотворений о родине), «Улица сказочных домиков» (по мотивам сказки Г.А. Цыферова «Как Цыпленок впервые сочинил сказку»).
  13. Участие в читательской конференции по   теме  «С чего начинается родина?» (Образ  родины в произведениях писателей и в картинах художников)

Планируемые результаты обучения

Для успешной реализации модели общения «АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса  личностных, метапредметных  и предметных  задач.

Личностные задачи/результаты

1. Формирование у обучающихся  позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

3. Развитие жизненного оптимизма,  целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя  гражданином  российского общества, уважающим историю своей  Родины.

6.  Формирование привычки к  рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10.  Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные задачи/результаты

1. Формирование  мотивации  к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.

2. Приобщение   детей   к основам отечественной и мировой культуры,   к духовному и нравственному опыту человечества.

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.  

4. Формирование  целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения  с другими школьными предметами.

5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве

9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи/результаты

1. Формирование положительной мотивации к чтению.

2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

3. Развитие воссоздающего воображения.

4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.

6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.

7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать  отношение  писателя к тому, о чем и о ком он написал.

8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано  литературное произведение.

9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

11. Формирование  умения определять   художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.

13. Освоение приемов изучающего  чтения литературы познавательного характера.

14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).

16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового  содержания.

17. Развитие литературных способностей.

Результаты освоения основных содержательных линий курса

Аудирование (слушание)

  1. Восприятие на слух звучащей речи (высказываний, художественных текстов).
  2. Адекватное понимание  звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.
  3. Осознание цели  речевого высказывания.
  4. Умение задавать вопрос по услышанному   художественному произведению.

Чтение вслух

  1. Планомерный переход от слогового к плавному осмысленному   беглому  чтению целыми словами.
  2. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
  3. Формирование способа чтения «по догадке».
  4. Воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.
  5. Выразительное чтение  с соблюдением логических ударений и пауз, мелодики, верного темпоритма; передача эмоционального тона реплик персонажей, эмоционального характера   произведения в целом.

Чтение «про себя»

  1. Осознание  при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения.
  2. Определение вида чтения (ознакомительное,   выборочное).
  3. Умение находить в тексте и в книге необходимую информацию.  

Работа с разными видами текста

  1. Общее представление о разных видах текстов: художественных  и  научно-познавательных,  их сравнение.
  2. Определение целей   создания этих видов текста.
  3. Развитие способности к антиципации.
  4. Самостоятельное определение темы текста, главной мысли;  деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
  5. Работа с картинным и  вербальным планом.
  6. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Работа с текстом художественного произведения

  1. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение заглавия  с содержанием текста.
  2. Определение темы и идеи произведения.
  3. Определение, от какого лица  ведется повествование (осознание образа рассказчика), способность  представлять образ автора на основе его произведения. 
  4. Выявление роли авторского присутствия  в произведении.
  5. Осознание  роли  пейзажа и  портрета в художественном произведении.
  6. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств   читаемого текста.
  7. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.
  8. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа.
  9. Сопоставление поступков героев по аналогии и  по контрасту.
  10. Выявление авторского отношения к герою.  Определение собственного отношения  к   поступкам персонажей.
  11. Выявление особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средства языка, структура (композиция), жанр, народное или авторское произведение.
  12. Выделение  опорных  (ключевых) слов. Деление текста на части, озаглавливание, составление картинного и вербального плана. Воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка:  пересказ (частичный, подробный, творческий), рассказ по иллюстрациям.
  13. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа  с  научно-познавательными текстами

  1. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием.
  2. Определение особенностей  научно-познавательного текста (передача информации).
  3. Определение темы и главной мысли текста.
  4. Деление текста на части.
  5. Определение микротем.
  6. Опорные (ключевые)  слова.
  7. Выделение  главного в содержании текста.
  8. Схема, модель  текста.  
  9. Воспроизведение текста с опорой на план, ключевые слова,   схему.
  10. Подробный, частичный  и выборочный пересказ текста.

Библиографическая культура

  1. Книга: учебная, художественная, справочная.
  2. Книга как особый вид искусства и источник  знаний.
  3. Элементы книги: содержание (оглавление), титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации.
  4. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
  5. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник,   периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
  6. Умение составлять представление о книге по обложке (прогнозировать тему, жанр, характер текста); умение ориентироваться в одной  книге и    в группе книг (5–6 книг).
  7. Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Говорение (культура речевого общения)  

  1. Осознание и освоение диалога как вида речи.
  2. Особенности диалогического общения: способность понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению.  
  3. Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так  и внеучебного общения.
  4. Построение плана  собственного высказывания с помощью учителя.
  5. Умение отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания (монолога).
  6. Отражение основной мысли текста в высказывании.
  7. Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в устном  сообщении (описание, рассуждение, повествование).  
  8. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по картине  либо на заданную тему.

Круг  чтения

  1. Второклассники знакомятся с литературными произведениями по всем основным темам детского чтения: о родине, о подвигах, о детях, о природе (о растениях и животных, о временах года).  
  2. Во втором классе, где приоритетным  является  формирование навыка чтения, литературные произведения сгруппированы по методической цели обучения.  Те тексты,  при  работе  над которыми основное внимание уделяется формированию осознанности чтения, входят в раздел под названием «Читая   думаем».
  3. Произведения, при чтении которых необходима специальная работа над правильностью чтения (по предупреждению орфоэпических ошибок, а также на искажение звукобуквенного состава), включены в раздел под названием «Читаем правильно».
  4. В раздел «Читаем быстро» входят такие произведения, при чтении которых целесообразно  применение беглого чтения. Это, например, скороговорки (народные и литературные), «бесконечные» стихи  и небольшие по объему и доступные по содержанию  прозаические произведения, в основном, современных авторов, написанные в разговорном стиле.
  5. При чтении произведений, расположенных в разделе «Читаем выразительно», проводится целенаправленная работа над интонационной выразительностью речи. В силу этого сюда, в первую очередь, включены эмоционально окрашенные стихотворения и басни, а также сказки и рассказы, содержащие диалоги.    
  6. Таким образом, во втором классе  при акценте на активном  формировании навыка чтения дети накапливают разнообразные литературные впечатления - о темах, жанрах, авторах.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

НАВЫК ЧТЕНИЯ

Осмысленность чтения

Формирование следующих умений, определяющих осмысленность чтения:

– выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

– пользоваться сносками и школьным толковым словарем;

– отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

– определять эмоциональный характер текста;

– выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

– опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

– определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;

– уметь прогнозировать содержание читаемого;

– осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

– формулировать тему небольшого текста;

– работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

– выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

– определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

– находить главную мысль, сформулированную в тексте;

– определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Правильность чтения:

- плавное воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.

Скорость чтения:

  1. К концу учебного года — 50–60 слов в минуту.
  2. Формирование способа чтения «по догадке».

Выразительность чтения:

Обучающиеся должны уметь:

– повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

– соблюдать паузы — длинные и короткие — в зависимости от смысла читаемого;

– передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;

– выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

– пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.

РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ

Школьники должны уметь:

– выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению представлять образ автора;

– определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;

– выявлять авторское отношение к персонажам;

– определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование;

– характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;

– выделять эпизод из текста;

– озаглавливать иллюстрации и эпизоды;

– восстанавливать деформированный картинный план;

– подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;

– составлять картинный план;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);

– составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;

– заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;

– правильно называть книгу (автор, заглавие);

– составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;

– ориентироваться в книге;

– работать с Содержанием (оглавлением);

– ориентироваться в группе книг (5–6 книг).

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся должны:

– расширить базу видо-жанровых и тематических литературных впечатлений;

– осознавать условность литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора);

– воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);

– получить элементарные понятия о рифме и лирическом герое.

Развитие творческих способностей

Обучающиеся должны уметь:

– говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);

– читать по ролям;

– инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;

– графически иллюстрировать прочитанное;

– составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;

– готовить творческий пересказ в форме дополнения текста.

Рекомендуемый список произведений для заучивания наизусть

1. Барто А. Рыцари. Перед сном. Игра в слова.

2. Благинина Е. Посидим в тишине. У Вари на бульваре.

3. Горбовский Г. Розовый слон.

4. Есенин С. Черемуха.

5. Ладонщиков Г. Скворец на чужбине.

6. Мазнин И. Шла лисица.

7. Михалков С. Бараны.

8. Мошковская Э. Обида. Всего труднее дело…

9. Сеф Р. На свете все на все похоже…

10. Фет А. Чудная картина…

11. Шибаев А. Переполох.

Система оценки планируемых результатов.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

УЧЕБНИКИ: Кубасова О. В. Литературное чтении: Любимые страницы. 2 класс. Учебник.  Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011г

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Кубасова О. В. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011 г.
  2. Кубасова О. В. Я хочу читать. Книга для чтения. 2 класс- Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011 г.
  3. Кубасова О. В.Литературное чтение. Тестовые задания  – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011 г.

 ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

 Кубасова О. В.Литературное чтение. Методические рекомендации»  – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011 г.

     1. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

  1. DVD-диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»» (диск 1, 2)
  2. DVD-диски с экранизированными произведениями (DVD-фильм).
  3. Ресурсы Интернета

          - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

 -     Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

-     Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

-     http://www.nachalka.com/

-     http://www.zavuch.info/

  1. Методический центр:   http://numi.ru/

5. Словари синонимов и антонимов, толковый словарь, орфографический словарь

6.Наглядные пособия:

1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);

2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);

3)  оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.);

4)   хрестоматии для домашнего чтения;

5)  классная библиотечка (содержащая художественные и познавательные книги, детские журналы, энциклопедии и справочники, толковый словарь);

5)  фонохрестоматия;

6)  репродукции картин русских и зарубежных художников;

7) портреты русских и зарубежных писателей.

Список литературы:

для учителя:

  1. Методические рекомендации МУМЦ по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении.
  2. Программа для общеобразовательных учреждений. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2011
  3. Соловейчик М. С. Литературное чтение.  2 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации/Пособие для учителей. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011
  4. Кубасова О. В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник «Любимые страницы»  – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011 г.
  5. Кубасова О. В. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011 г..
  6. Кубасова О. В. Я хочу читать. Книга для чтения. 2 класс-Ассоциация ХХ/ век 2011
  7. Кубасова О. В.Литературное чтение. Тестовые задания  – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011 г.
  8. Кубасова, О. В. Учим читать : метод. рекомендации. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

для учащихся:

  1. Кубасова О. В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник «Любимые страницы» – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010г.
  2. Кубасова О. В. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010 г.
  3. Кубасова О. В. Я хочу читать. Книга для чтения. 2 класс-Ассоциация ХХ/ век, 2011г

 

Дополнительная литература:

1. Гаркунова, И. Л. Вопросы и задания для уроков чтения в 1–3 классах : пособие для учителей / И. Л. Гаркунова. – М. : Просвещение, 1979.

2. Джежелей, О. В. Помогайка : книга для взрослых и детей/О. В. Джежелей. – М.: АО «Столетие», 1994.

3. Квятковский, А. П. Школьный поэтический словарь/А. П. Квятковский. – М.  Дрофа, 2000.

4. Климова, С. А. Особенности изучения сказок С. Козлова / С. А. Климова // Начальная школа. – 2004. – № 9.

5. Краткий  словарь  литературоведческих  терминов  /  ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – М.: Просвещение, 1978.

8. Кузнецова, Н. И. Детские писатели: справочник для учителей и родителей / Н. И. Кузнецова, М. И. Мещерякова, И. Н. Арзамасцева. – М. : Баллас, С-Инфо, 1995.

9. Литература и фантазия : кн.  для  воспитателей  дет.  сада  и  родителей / сост. Л. Е. Стрельцова. – М. : Просвещение, 1992.

10. Львов, М. Р. Методика  развития  речи  младших  школьников / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1985.

11. Михалков, С. В. Мой друг / С. В. Михалков. – М. : Дет. литература, 1990.

12. Мир петербургской детской книги : творческие биографии. – СПб., 2000.

13. Начальная школа: справочник школьника / сост. А. А. Бирюкова, Е. И. Синицына. – М. : Филолог. общ-во «Слово», 1996.

14. Никитина, Л. В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы / Л. В. Никитина // Начальная школа. – 2001. – № 5.

15. Новотворцева, Н. В. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников / Н. В. Новотворцева. – Ярославль : ТОО «Гринго», 1995.

16. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей 2 : популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Новотворцева. – Ярославль : Академия развития, 1997.

17. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : Рус. яз., 1986.

18. От улыбки хмурый день светлей! / сост. И. В. Михалева. – СПб. : ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

19. Очерки о детских писателях : справочник  для учителей нач. кл. – М. : Баллас, 1999.

20. Пушко, О. Школьный  словарь  литературоведческих  терминов  / О. Пушко.  Калуга : Золотая аллея, 1999.

21. Речевые секреты : кн.  для  учителя  нач.  кл.  /  Т. А. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина [и др.] ; под ред. Т. А. Ладыженской. – М. : Просвещение, 1992.

22. Речевые  уроки:  кн.  для  учителя  нач.  кл.  /  Т. А.  Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина [и др.] ; под ред Т. А. Ладыженской. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1995.

23. Русские детские писатели ХХ века : биограф. словарь. – М. : Изд-во «Флинта» ; «Наука», 1998. – 507 с.

24. Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения : кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1991.

25. Сосновская, О. В.  Литературное  чтение  в  начальной  школе /
О. В. Сосновская // начальная школа. – 2003. – № 9.

26. Успенская, Л. П. Учитесь правильно говорить : кн. для учащихся : в 2 ч. / Л. П. Успенская, М. Б. Успенский. – М. : Просвещение, 1992, 1993.

29. Шанский, Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. – М., 1985.

30. Я познаю мир : детская энциклопедия : Литература. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2001.