Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности
рабочая программа (4 класс) на тему

Грошева Тамара Викторовна

Рабочая программа кружка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass.docx52.29 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Программа курса внеурочной деятельности «Спортивные танцы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования к структуре основной  образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской  Федерации от «6»октября 2009 г.№373)

Данная программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г., и составлена на основе программы «Ритмика и спортивные танцы» под редакцией  Е.И.Мошковой. При составлении рабочей программы была использована образовательная программа дополнительного образования детей «Гармония» (ритмика и спортивные танцы), (автор - составитель Никифоров П.А.) Ключевые аспекты программы учитывают цели и задачи образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным ы Законе Российской Федерации «Об образовании».

Курс внеурочно деятельности «Спортивные танцы» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным культурным ценностям. Он посвящён процессу овладения детьми движениями спортивного танца с музыкальным сопровождением.

Спортивные танцы обладают огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Занятия спортивным танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Программа «Спортивные танцы» предназначена для преподавания основ спортивного танца в режиме внеурочной деятельности. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.

Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности.

Образовательная цель программы:

 приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного спортивного танца.

Развивающая цель программы:

воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;

Воспитательная цель программы:

профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

Задачи:

  • объяснить детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
  •  привить интерес к занятиям, любовь к танцам;
  •  гармонически развить танцевальные и музыкальные способности, память и внимание;
  • узнать о разнообразии танцевальных образов;
  •  развить выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;
  •  воспитать культуру поведения и общения;
  •  развить творческие способности;
  •   организовать здоровый и содержательный досуг.

Целевая аудитория

Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.

Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки спортивного танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.

В программу спортивных танцев  включены упражнения и движения спортивных танцев, доступные детям 10-11 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.

Настоящая программа рассчитана на 34 учебные недели по 1 часу в неделю и разделена на 4 модуля, каждый из которых логически завершён и не связан с другими модулями, что даёт возможность обучать учащихся сменного состава.

Планируемые результаты

Данный курс ориентирован на формирование гармонически развитой личности средствами курса «Спортивные танцы».

К числу планируемых результатов освоения курса программы отнесены:

  • личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей
  • метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий
  • предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций на необходимом уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.

Требования выполнения УУД к концу освоения курса

По окончании курса обучающийся сможет:

1. Ритмика и спортивно-танцевальная грамота:

  • иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш- песня-танец;
  • иметь понятия об основных танцевальных жанрах: спортивный  танец, диско;
  •  исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;
  •  знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;
  • уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
  • чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;
  • уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;
  •  отмечать в движении сильную долю такта;
  • выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
  •  иметь навыки актёрской выразительности;

2. Музыка и спортивный танец.

  •  знать 3 позиции ног и рук спортивного танца;
  •  усвоить правила постановки корпуса;
  •  уметь исполнять основные упражнения на середине зала;
  • знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, подскоки,  шаг с притопом,  элементы латиноамериканского  танца (основные движения, ходы), элементы танца в простой комбинации; шпагат.
  •   иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
  •  знать правила исполнения упражнений народного тренажа и их названия;
  •  знать 2 положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;
  •  уметь исполнять основные движения  спортивного танца.

3. Спортивно-танцевальные композиции.

  • Знать и уметь применять 5 понятий: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно)

    По окончании реализации программы дети должны уметь исполнить:  спортивный танец, рок -н- ролл, самба, танцевально-спортивную  композицию, построенную на изученных танцевальных движениях , современные  танцы , иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру.

4. Творческая деятельность:

  •  раскрытие творческих способностей;
  •  развитие организованности и самостоятельности;
  •  иметь представления о спортивных  танцах.

Принципы обучения.

     Процесс обучения в курсе спортивных танцев в основном построен на  peaлизацию дидактических принципов.

Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.

Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого  учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.

Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:

- безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;

 - глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;

    создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.

Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.

Формы организации занятий во внеурочной деятельности

      В курсе обучения спортивных танцев применяются традиционные методы и формы организации деятельности: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.

Метод использования слова — универсальный метод обучения. с его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие форм организации  использования слова в обучении:

  • рассказ,
  • беседа,
  • обсуждение,
  • объяснение,
  • словесное сопровождение движений под музыку и т.д.

Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям.

К этим формам организации можно отнести:

  • показ упражнений,
  • демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей,
  • прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков.

Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.

Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

     Названные методы и формы организации внеурочной деятельности на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.

Формы организации занятий во внеурочной деятельности

  • беседа
  • рассказ
  • демонстрация плакатов, видео
  • презентация
  • игра
  • парад
  • репетиция
  • викторина

Формы контроля внеурочной деятельности

  • Викторина
  • «Угадай мелодию»
  • Дефиле
  • Конкурс
  • Наблюдение
  • Концерт

Содержание курса внеурочной деятельности

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Форма мероприятия

Основные понятия

Виды учебной деятельности

Предполагаемый результат

Модуль 1

            «Ритмика и спортивно-танцевальная грамота» (8 ч.)

             

Введение. Что такое спортивные танцы.          

1

беседа

Знакомство с  кружком, освоить первоначальные знания о

танцах

Уметь правильно выполнять основные движения. Знать правила ТБ на уроках хореографии.

Организационные моменты, техника безопасности, беседа об искусстве танца

Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса

1

Наблюдение.

Знакомства с понятиями: шеренга, колонна, интервал, дистанция. Построение и передвижение в танцевальном зале. Положение корпуса и головы; поклон; шаг с носка

Анализировать правильность упражнения. планировать последовательность его выполнения и правильностью под руководством учителя

Позиция ног(1,2,3,4).Определение различных музыкальных темпов. Виды шага(на п\п; на пяточках;

Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп).

Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса.

1

Отработка движений.

Анализировать правильность упражнения. планировать последовательность его выполнения и правильностью под руководством учителя.  Оценивать

правильность упражнений

Анализировать движения тела, планировать последовательность его выполнения и правильностью под руководством учителя.  Оценивать 

правильность упражнений

Прыжки на месте, из стороны в сторону, кенгуру, кенгуру с поджатыми ногами).Упражнения на расслабление мышц: улитка, надуть и сдуть шарик, незнайка. Па полька. Присядка мячик.

Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю. Ракурс.

1

Обучение движениям.

Понимать истории и сюжета танца и обыграть. Синхронна двигаться в такт музыке. Вырабатывать правильность движения.

Понимать историю танца и сюжет. Выполнять комплекс движений под такт музыке.

Упражнения для улучшения выворотности ног: лягушка, лягушка на животе. Упражнение: стойка на лопатках

Постановка и изучение танца.

1

Знакомство с костюмом

Выполнять симметрично, синхронна, в такт музыки танец. Обыграть сюжет танца.

Теория: история и развитие бального танца. Терминология бального танца. Практика: подготовительные и основные движения танцев в ритме вальс, полька.

Уметь слышать такты музыки, окончание куплета, припева. Различать темпы музыки, ритм, настроение.

Танцевальная зарядка. Упражнения для рук.

1

Отработка движений

Симметрично, синхронна, в такт музыки танец. Обыграть сюжет танца.

Просмотр, наблюдение. Отработка танца.

Игры на определение музыкального ритма и длительности нот, на развитие образного мышления, скорость реакции и т.д.

Ритмическая схема. Ритмическая игра.

1

Отработка движений.

Оценивать

правильность упражнений

. Различать темпы музыки, ритм, настроение

Синхронна двигаться в такт музыке. Вырабатывать правильность движения.

 Выступление .Спортивный танец.

1

Выступление.

Синхронна двигаться в такт музыке. Вырабатывать правильность движения.

Выполнять комплекс движений под такт музыке.

Модуль 2

Музыка и спортивный танец. (8 ч.)

9.

Простейшие танцевальные элементы в форме игры

1

беседа

Танцевальный шаг.

Исполнять основные танцевальные шаги.

Иметь представления о хореографическом искусстве.

10.

Этюдная работа. Игры. Понятие пантомима.

1

игра

Оценивать

правильность упражнений

Просмотр, наблюдение. Отработка движений.

Выполнять комплекс движений под такт музыке.

11

Упражнения для развития плавности и мягкости движений. Пластичная гимнастика.

1

игра

Просмотр, наблюдение. Отработка танца.

Отработка танцевальных движений.

Научиться правильно исполнять изученные движения.

12.

Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения

1

викторина

Ориентироваться в пространстве.

Выполнять комплекс движений под такт музыке

Уметь слышать такты музыки, окончание куплета, припева

13.

Упражнения для профилактики плоскостопия.

1

Отработка движений

Изучение оздоровительных видов упражнений.

Просмотр, наблюдение. Отработка движений.

Терминология выполняемых упражнений.

14.

Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки.

1

беседа

Изучение оздоровительных видов упражнений.

Просмотр, наблюдение. Отработка движений.

Правильно исполнять изученные оздоровительные упражнения.

15.

Постановка и изучение танца.

1

игра

Техника исполнения упражнений.

Разучивание танцевальных движений.

Артистично выполнять танцевальную постановку.

16.

 .Выступление на Новогоднем утреннике. Танец Рок-н-ролл.

1

выступление

.

Артистично выполнять танцевальную постановку.

Модуль 3

Спортивно-танцевальные композиции (10ч.)

17

Упражнения на расслабление мышц.

1

беседа

Изучение оздоровительных видов упражнений

Выполнение комплекса упражнений на расслабление мышц.

Научиться правильно исполнять изученные движения.

18

Постановка и изучение танца.

1

Отработка движений

Изучение оздоровительных видов упражнений

Выполнение комплекса упражнений на расслабление мышц.

Научиться правильно исполнять изученные движения.

19

Этюдная работа. Пантомима. Игра «Телефон», «Замри».

1

Отработка движений

Знакомство с понятием пантомима и выполнение упражнений данной техники движений.

Подготовительные упражнения для выполнение движения

Артистично выполнять танцевальную постановку.

20

Музыкальные, танцевальные темы.

1

беседа

Построение рисунка танца.

Соединение движений в танцевальную композицию.

Научиться правильно выполнять изученные движения танца.

21

Разучивание простейших танцевальных элементов «Часики», «Качели», «Мельница».

1

репетиция

Построение рисунка танца.

Разучивание танцевальных движений.

Научиться правильно выполнять изученные движения танца.

22

Настроение в музыке и танце. Характер исполнения

1

беседа

Понимать истории и сюжета танца.

Разучивание танцевальных движений

Иметь представления о музыкальном характере танца и характере исполнения движений.

23

Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы.

1

беседа

Синхронна двигаться в такт музыке. Вырабатывать правильность движения

Выполнять комплекс движений под такт музыке

Выразительно исполнять изученные танцевальные композиции

24

Правила танцевального этикета

1

игра

Знакомство с основными правилами танцевального этикета.

Выполнять комплекс движений под такт музыке

Иметь представления о музыкальном характере танца и характере исполнения движений

25

Аэробика.

1

репетиция

Знакомство с элементами аэробики.

Разучивание основных спортивных упражнений.

Выполнять комплекс движений под такт музыке

26

 Выступление. Танец Самба.

1

Выступление.

Выполнять комплекс движений под такт музыке

Модуль 4  «Творческая деятельность» (8 ч.)

27

Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце

1

Беседа.

Знакомство с музыкальными понятиями.

Понимать историю танца и сюжет. Выполнять комплекс движений под такт музыке.

Изучить и запомнить основные музыкальные понятия.

28

Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха

1

игра

Отработка правильности исполнения танцевальных движений.

Разучивание игровых элементов танцевальных игр.

Ориентироваться в пространстве зала, различные перестроения.

29

Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии

1

репетиция

Ритмический рисунок в танце.

Разучивание ритмических и танцевальных упражнений.

Выразительно исполнять изученные танцевальные композиции.

30

Ритмические упражнения

1

Отработка движений.

Построение рисунка танца.

Разучивание танцевальных движений.

Научиться правильно выполнять изученные движения танца.

31

Гимнастика Parter.

1

Отработка движений.

Техника исполнения движений.

Разучивание танцевальных движений.

Научиться правильно выполнять изученные движения гимнастики.

32

Отработка движений спортивного танца.

1

Отработка движений.

Техника исполнения движений.

Разучивание танцевальных движений.

Научиться правильно выполнять изученные движения гимнастики.

33

Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия, звездочка, воротца, змейка.

1

репетиция

Отработка изученного танца.

Подготовка к показательному выступлению

Выступление на школьном празднике.

34

Выступление на школьной  линейке. Танцевально-спортивная композиция.

1

Выступление.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

Модуль 1   «Ритмика и спортивно-танцевальная грамота» (8 ч.)

                                 

1.

Введение. Что такое спортивные танцы.

1

2.

Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса

1

3.

Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп).

Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса.

1

4.

Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю. Ракурс.

1

5.

Постановка и изучение танца.

1

6.

Танцевальная зарядка. Упражнения для рук.

1

7.

Ритмическая схема. Ритмическая игра.

1

8.

 Выступление. Спортивный танец.

1

Модуль 2

Музыка и спортивный танец. (8 ч.)

1.

Простейшие танцевальные элементы в форме игры

1

2.

Этюдная работа. Игры. Понятие пантомима

1

3.

Упражнения для развития плавности и мягкости движений. Пластичная гимнастика.

1

4.

Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения

1

5.

Упражнения для профилактики плоскостопия.

1

6.

Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки.

1

7.

Постановка и изучение танца.

1

8.

Выступление на Новогоднем утреннике. Танец Рок-н-ролл.

1

Модуль 3

Спортивно-танцевальные композиции (10ч.)

1.

Упражнения на расслабление мышц.

1

2.

Постановка и изучение танца.

1

3.

Этюдная работа. Пантомима. Игра «Телефон», «Замри».

1

4.

Музыкальные, танцевальные темы.

1

5.

Разучивание простейших танцевальных элементов «Часики», «Качели», «Мельница».

1

6.

Настроение в музыке и танце. Характер исполнения

1

7.

Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы

1

8.

Правила танцевального этикета

1

9.

Аэробика.

1

10.

.Выступление. Танец Самба.

1

Модуль 4  «Творческая деятельность» (8 ч.)

1.

Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце

1

2.

Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха

1

3.

Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии

1

4.

Ритмические упражнения

1

5.

Гимнастика Parter.

1

6.

Отработка движений спортивного танца.

1

7.

Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия, звездочка, воротца, змейка

1

8.

 Выступление на школьной  линейке. Танцевально-спортивная композиция.

1

Используемая литература.

   Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)

    Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)

    Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)

    Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)

    Воронина И. «Историко-бытовой танец» (-М.: Искусство, 1980)

    Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: ВАКО, 2007)

    «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)

    Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981)

    Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009)

    Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998)

    Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989)

    Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008)

Учебно-методический комплекс.

   Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях». (-Киев: Музична Украiна, 1985)

    Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». (- М.: МГИУ, 2008)

    Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». (-М.: Издательство «Глобус», 2009)

    Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». (-М.: ВЛАДОС, 2008)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы

Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "АБВГД-эйка", 1 класс

Пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах", 2 класс

Рабочая программа по информатике в 2 классах  составлена на основе  авторской программы А.В.Горячева «Информатика и ИКТ»...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам»....

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 2 класс

Рабочая программа к курсу «Занимательная математика»  составлена  на основе авторской программы О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам»....

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг»

Данная рабочая программа по кружку «В мире книг» в 1 классе составлена на основе: Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011...