Программа саморазвития
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
г. Пыть-Ях
Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования в процессе самообразования
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
РЫЗЫВАНОВОЙ АЛЬБИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ
Современная система образования нуждается в высокообразованных и высококвалифицированных специалистах, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых технологий. Образовательная среда школы способствует становлению и развитию современного учителя как профессионала и как творческой личности, обладающей высоким уровнем компетентности. Ведь, чтобы научить чему-то Ученика, Учитель должен сам много учиться.
Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к ней.
Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. А значит, он должен постоянно повышать уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, т.е. своей профессиональной компетентности.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.
Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом.
Цель: повышение инновационной культуры, профессиональное совершенствование, сопровождающее развитие ученика и ведущее к повышению его качества знаний
Задачи программы:
- Стимулирование личностно-профессионального саморазвития и непрерывного самообразования
- Развитие и совершенствование педагогического мастерства, методологической культуры и инновационного потенциала
- Обобщение и распространение эффективного педагогического опыта
Основные направления деятельности:
- развитие профессиональной компетентности;
- методическая работа;
- инновационная деятельность;
- внеурочная деятельность.
По каждому направлению существуют показатели, виды деятельности и сроки исполнения. Педагогическая деятельность направлена на достижение высокого методического мастерства и распространение педагогического опыта. Учитель реализует идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения учебных предметов.
Поставленные задачи решаются в результате учебно-воспитательного процесса через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности. Их сочетание и системное применение позволяют формировать коммуникативную, социальную и предметную компетенции.
Методическая тема: «Формирование читательской грамотности как условие повышения качества образования младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС». В условиях реализации ФГОС третьего поколения введено новое понятие «функциональная грамотность», которая вошла в состав государственных гарантий основного общего образования. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни, уметь эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
Одним из направлений формирования функциональной грамотности является читательская грамотность: способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
К этому изменению готовились давно, выделяя особое место среди метапредметных универсальных учебных действий чтению и работе с информацией. Несомненно успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
читательская грамотность включает в себя познавательную, ценностно-смысловую и коммуникативную копметенции. Познавательная компетенция определяется читательской самостоятельностью в работе с текстом художественного произведения. Коммуникативная компетенция формируется через развитие речевой деятельности обучающихся и опыта совместной деятельности. Ценностно-смысловая компетенция ориентирована на формирование умения учиться, определяется наличием читательского кругозора, позволяет учитывать ценностные отношения и нравственные нормы.
Формирование читательских компетенций идет как через учебную, так и внеурочную деятельность. Необходим комплексный подход к формированию читательской грамотности младших школьников, разработка и использование системы приёмов и дидактического материала. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.
Цель педагогической деятельности:
-разработать систему работы по формированию читательской грамотности младших школьников.
Задачи:
-изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
-исследовать уровень читательской грамотности учащихся начальной школы, выявить трудности;
-отобрать методические средства для успешного формирования читательской грамотности;
-представить положительную динамику результатов, как следствие реализации своей методической системы.
Индивидуальная образовательная программа включает в себя:
- непрерывное образование;
- концепцию личностно – ориентированного подхода;
- мотивы развития профессионализма;
- единое образовательное пространство.
Алгоритм написания индивидуальной образовательной программы:
- диагностика профессионального мастерства, самоопределения педагога;
- составление и коррекция индивидуальной образовательной программы;
- реализация индивидуальной образовательной программы;
- рефлективный анализ реализации индивидуальной образовательной программы.
№ п/п | Направления деятельности | Способы достижения | Сроки |
1 | Организация учебного процесса по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру | Ведение предмета на базовом и профильном уровнях с использованием заданий и упражнений направленных на развитие читательской компетенции | В течение года |
2 | Разработка рабочих программ с учётом требований ФГОС | Изучение ФГОС основного общего образования, примерной программы по предмету | Август, сентябрь |
3 | Посещение семинаров по проблемам читательской грамотности | Методические заседания. Августовские предметные секции Онлайн семинары | Август |
4 | Применение современных технологии в учебном процессе | ИКТ технологии, проблемно-деятельностный, технология критического мышления, проектный метод. Исследовательская деятельность | В течение года |
5 | Развитие компетентности в области использования педагогических технологий, форм, методов и приемов обучения читательской грамотности | Обобщение педагогического опыта Посещение открытых уроков коллег Выступления и открытые уроки на педсоветах, семинарах | Регулярно |
6 | Освоение ИТ технологии в условиях виртуальной образовательной среды | Разработка инновационного проекта. | 1 полугодие |
Отбор методических средств для успешного формирования читательской грамотности; | Создание банка заданий, упражнений; | В течение года | |
7 | Подготовка учащихся к мониторингу | Консультации, индивидуальная работа. Зачеты, тесты | В течение года |
8 | Подготовка учащихся к олимпиадам и предметным конкурсам на школьном, муниципальном, всероссийском и международном уровнях | Урочная. Внеурочная деятельность | В течение года |
9 | Прохождение курсов повышения квалификации | Курсы повышения квалификации учителей начальных классов | Согласно графику |
10 | Организация работы с одаренными детьми | Участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах. | В течение года |
11 | Внеурочная работа по предмету | Интеллектуальный марафон, предметные недели, игры, мастер- классы, защита проектов и др. | Согласно графику |
12 | Использование проектного метода на уроках | Создание проектов и их защита, проведение проектной недели | В течение года |
13 | Формирование информационной компетентности на уроках. Проведение открытых уроков, мастер-классов. | Учебный и внеучебный процесс | В течение года Согласно графику |
14 | Методическая работа с учениками и родителями, занимающимися в школьных кружках | Родительские собрания, анкетирование, собеседование | 4 раза в год |
15 | Деятельность учителя как классного руководителя | Сопровождение учащихся по индивидуальной программе | Регулярно |
16 | Поддержка собственного сайта в сети Интернет | Разработка уроков, мастер- классы, презентации, | Регулярно |
Ожидаемые результаты
Результатом реализации программы являются следующие показатели.
Для учителя:
- Повышение уровня самооценки личности учителя.
- Методическое совершенствование преподавания отдельных предметов.
- Творческий рост
Для учащихся:
- Развитие читательской компетентности младших школьников.
- Развитие положительного отношения к учебным предметам
- Повышение качества знаний.
- Развитие творческих способностей. Повышение участия обучающихся в различных конкурсах, фестивалях школьного, муниципального, всероссийского уровней (предметные недели, викторины, олимпиады, конкурсы, проекты)
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсоветах, участие в профессиональных конкурсах (в том числе дистанционных).
Форма самообразования: индивидуальная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа саморазвития педагога
Здесь представлена программа моего развития как педагога с применненной методикой анализа самооценки....
Проект программы саморазвития профессиональных компетенций
Материал предлагается в помощь коллегам, работающим в соответствии с новыми требованиями ФГОС...
Программа саморазвития педагога: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ».
В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения в соответствии с идеологией нового стандарта, что нужно изменить в р...
Программа саморазвития
Профессиональное саморазвитие – это целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальны...
Индивидуальная программа саморазвития
Перспективный индивидуальный образовательный маршрутповышения профессиональной компетентности учителя на 2015 – 2020 годы...
Программа саморазвития.
Индивидуальный план повышения квалификации Сабитовой Анастасии Сергеевны...
Индивидуальная программа саморазвития
Индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития педагогана 2018 – 2020 учебные годы...