Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 12.
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Оводова Ольга Васильевна

На этом занятии мы разбираем понятие морфологического анализа, изобретаем стол и воплощаем изобретенное в конструкторе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobretateli_12.doc833.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 12. Морфологический анализ.

1. Мы начинаем готовиться к конкурсу «Тризформашка», решать задачи прошлых лет.

Например, задание №4 «Создайте морфологический ящик для…». Так, давайте сначала разберемся, что такое морфологический ящик.

2. Из словаря: Морфологический анализ  – это метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта.

Попробуем понять, что все это значит. Разбираем по словам. Что значит метод? Что значит систематизации? И т.д.

Что такое структура объекта? То, из чего он состоит, какой он. Не только составляющие части, но и признаки.

3. Например, захотелось нам изобрести новую мебель. Но много разной мебели уже существует. Выберем три вида мебели для хранения одежды и вещей – шкаф, полки, тумбочка; и три для отдыха и удобства – кровать, стул, стол. Начертим таблицу: МА-1

Глядя в эту таблицу, мы можем быть уверены, что ни одного варианта комбинирования не пропустим. Что будет, если объединить шкаф и кровать? Шкаф и стул? Шкаф и стол? И т.п.

4. Интересное применение подобной таблице придумал драматург Александр Афиногенов. Кто такой драматург? Поэт пишет стихи, а драматург пьесы. Пьесы обычно характерны тем, что там довольно много героев, и они все между собой как-то общаются, имеют какие-то взаимоотношения. Если героев много, то автору важно ничего не перепутать, кто с кем дружит, а кто кого ненавидит, иначе читатель не поверит в правдивость пьесы. Что сделал Афиногенов: он внес в таблицу героев по строкам и по столбцам. В клетках пересечения все об этом герое, какой он. А в остальных клетках, как этот герой относится к тому.

5. Возьмем например сказку Винни-Пух. Кого мы там помним из героев? Винни, Пятачок, Сова, Ослик, Кролик. Заносим в таблицу. Винни – какой он? Пятачок? Другие? Как Пятачок относится к Винни-Пуху? А Винни к нему?

6. Попробуем составить морфологическую таблицу для посуды. Какие признаки бывают у посуды? Материал, форма. Если появляется третий признак, например размер, можно пририсовать третью ось координат. Тогда в каждой точке находится какое-то изделие, и они как будто слоями в ящик упакованы. Вот он тут и есть – морфологический ящик. Сколько вариантов по каждой из осей? Перемножив все эти числа, мы получим общее число вариантов. Недостатком метода считается огромное количество вариантов.

7. Теперь вы можете сами решить задачу конкурса «Тризформашка» - составьте морфологический ящик для изобретения столов. Разбейтесь на группы по 3 человека. Сравним, проанализируем получившиеся ящики. Постройте из конструктора прототип вашего стола и обоснуйте его качества.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 1.

Конспект первого урока в авторского курса "Кружок изобретателей". Тема занятия взята из книги Г.Иванова "Денис-изобретатель". В течение занятия дети обсуждают, как много различных применений можно най...

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 2.

На этом занятии мы разбираем понятие "Идеальный конечный результат", исследуем свойства веревок, мастерим "телефоны" из пластиковых стаканов и ниток....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 3.

На этом занятии мы изучаем метод моделирования маленькими человечками и проводим опыты с бумагой....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 4.

На этом занятии мы изучаем метод мозгового штурма, разрабатываем конструкцию светофора, подходящего для дальтоников....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 5.

На этом занятии мы выясняем, какие знания из области физики есть у обычного ученика младших классов. Изучаем понятие "технического противоречия". Решаем классические изобретательские задачи. Знакомимс...

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 6.

На этом занятии мы придумываем различные применения пустой пластиковой бутылке, изобретаем мышеловку, обсуждаем свойства звука и изучаем их на практике....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 7.

На этом занятии мы изучаем метод "хорошо-плохо", решаем задачу о смягчении воды и изучаем свойства пузырьков....