ПРОЕКТ «Для чего нужны деньги» по курсу финансовая грамотность
методическая разработка (2 класс) на тему

Рябуха Ольга Владимировна
  • Учащиеся: 2 класс

•      Место занятия в логике реализации предмета «Окружающий мир»

•      Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность

•      Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 1 / 1

•      Тип занятия: мероприятие

•      Оборудование и характеристика образовательной среды: компьютер, мультимедийная установка, раздаточный материал

•      Учебно-методическое обеспечение:

•      Учебник и/ или учебное пособие для учащихся: ФЕДИН Сергей Николаевич ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Материалы для учащихся 2, 3 классы общеобразовательных организаций в 2-х частях Часть 1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_list.docx78.18 КБ
Файл proekt_2_gruppa.pptx954.54 КБ

Предварительный просмотр:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ имени П.А. СТОЛЫПИНА

ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТ

«Для чего нужны деньги»

   Разработчики проекта:

  • Етеревская Л.В. учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 18» ЭРМ Саратовской области
  • Осипова М. П. учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 7» города Балаково  Саратовской области
  • Миронова Н.А. учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 28» города Балаково  Саратовской области
  • Хохлова Ю. В. учитель начальных классов МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука» р.п. Духовницкое Саратовской области
  • Рябуха О. В. учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 1» ЭРМ Саратовской области

Проект допущен к защите

Старший методист РМЦ

____________ И.Н.Иванова

Саратов, 2017

Введение

«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».

Бертольд Авербах

Деньги настолько прочно обосновались в повседневной жизни, что мы не видим в них ничего необычного. А между тем это - одно из самых замечательных и даже поразительных изобретений человека. Не представляя сколько-нибудь значительной ценности как таковой, они служат мерилом стоимости всех окружающих нас вещей и обладают способностью "превращаться" в любую из них!

Ежедневно люди ходят на работу, получая за свой труд деньги. Деньги – это необходимость современного мира, без которой не прожить. Но вот разумно использовать их – это еще и большое искусство.

Говорят, что без денег не прожить, за все нужно платить, но зачем? Возникает противоречие - как было бы здорово жить без денег, получать все, что хочется и ничего за это не платить.

Актуальность темы несомненна, так как современный мир без денег представить просто невозможно. С ними неразрывно связаны все успехи мировой цивилизации. Они создали общество таким, каким мы его видим, с его достоинствами и противоречиями. Но пользу они принесут только тогда, когда ими будут грамотно распоряжаться.

Опираясь на жизненный опыт детей, на данном занятии раскрывается значение денег в современном мире.

  1. Общая характеристика занятия
  • Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность
  • Количество занятий по теме: 2
  • Тип занятия: внеурочное занятие общеметодологической                                          направленности

2.Характеристика условий реализации проекта

  • Объект : 
  • Место: кабинет  начальных классов
  • общеобразовательное учреждение
  • Участники проекта:
  •  Етеревская Л.В. учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 18» ЭРМ Саратовской области
  • Осипова М. П. учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 7» города Балаково  Саратовской области
  • Миронова Н.А. учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 28» города Балаково  Саратовской области
  • Хохлова Ю. В. учитель начальных классов МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука» р.п. Духовницкое Саратовской области
  • Рябуха О. В. учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 1» ЭРМ Саратовской области
  • Учащиеся: 2 класс
  • Место занятия в логике реализации предмета «Окружающий мир»
  • Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность
  • Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 1 / 1
  • Тип занятия: мероприятие
  • Оборудование и характеристика образовательной среды: компьютер, мультимедийная установка, раздаточный материал
  • Учебно-методическое обеспечение:
  • Учебник и/ или учебное пособие для учащихся: ФЕДИН Сергей Николаевич ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Материалы для учащихся 2, 3 классы общеобразовательных организаций в 2-х частях Часть 1
  • Методические материалы для учителя: КОРЛЮГОВА Юлия Никитична ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Методические рекомендации для учителя2–4 классы общеобразовательных организаций

2. Педагогическая характеристика занятия

Тема: Для чего нужны деньги

Ключевой вопрос: Нужны ли людям деньги?

Цель занятия: Создать условия для формирования экономического кругозора детей

Задачи:

образовательные;

  •  знакомство детей с экономическими понятиями: «деньги», «обмен» («бартер»), «покупка, продажа

 развивающие: развитие умения бережного отношения к деньгам; умения выделять слова и действия, относящиеся к экономике;

  • развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимания;

воспитательные: воспитание  умения работать в группе, формирование   у обучающихся

Предметные образовательные результаты: понимание и правильное использование термина «деньги»; представление о роли денег в семье и обществе;  умение характеризовать виды и функции денег.

Метапредметные результаты: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Этапы и типы задания для учащихся

Этап

Продолжитель-ность

Действия учащихся/учителя

 при выполнении заданий или

 типы заданий для учащихся

Организационный (постановка практической задачи)

5 минут

Отгадывание ребуса. Определение

 темы занятия,  постановка целей и

 задач мероприятия.  

Деление класса на группы  для ра -

боты с практическими задачами.

Основной (содержательно-операционный

30 минут

  • Работают в группах, по обмену

вещами, обсуждают ситуации,

делают выводы, готовят выступле-

ние группы.

  • Работа с учебником  по поиску инфор-

мации  откуда появились деньги.

  • Дидактическая игра «Магазин игру-

шек» (Расположите по порядку действия

которые надо предпринять, совершая по-

купку в супермаркете)

  • Работа с пословицами, содержащими

 слова «деньги» (Собери пословицу)

Итог занятия.

Рефлексия.

10 минут

Тестирование. Составление синквейна.

Совместное подведение итогов

Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися

Этап

Метод

Типы заданий

контрольно-измерительных

процедур

Организационный (постановка практической задачи)

Проблемный, ролевая игра

Основной (содержательно-операционный)

Практические задача, мини – исследование, частично – поисковый, игровой, составление диаграммы связей

Дидактическая игра «Магазин

игрушек» 

(Расположите по порядку

действия, которые надо

предпринять, совершая покупку

 в супермаркете) 

Рефлексия

ТРКМ (технология развития критического мышления)

Тест

Синквейн

2.Методическая характеристика занятия

Перечень методик (или технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке

1.  Здоровьесберегающие технология.

2.  Кейс-технология (решение практических задач, анализ).

3.  Метод организационно-деятельностных игр. Игровая технология.

4.  ИКТ – технология.

5.  Работа в группах.

6.  Методический прием на закрепление знаний по основным терминам: синквейн, тестирование.

Методика оценки педагогической эффективности занятия

  • Вопросы для педагогической рефлексии:
  • Усвоены ли учащимися базовые понятия и знания по теме «Для чего нужны деньги»: обмен, деньги, покупка, продажа
  • Отработаны ли навыки коммуникативной работы?
  • Сформированы ли компетенции? (усвоены ли выгоды обмена.

Научились оценивать свойства предмета, выполняющего роль денег,

описывать ситуации, в которых используются деньги)

2) Критерии оценки эффективности занятия

  • Тест
  • Синквейн

Заключение

В начале занятия дети определили тему урока, разгадав ребус, сформулировали цель.  В процессе игры, обучающиеся поняли проблемы, возникающие при обмене. Выявили причину необходимости появления денег.

Работая с учебником, учащиеся нашли необходимую информацию о том, какие деньги использовались раньше и результаты своей работы представили в виде устных выступлений.  

В результате групповой работы, анализируя различные ситуации, отвечают на вопрос «Для чего нужны деньги?» По итогам выступления составлена диаграмма связей.

Объясняя смысл пословиц, дети учатся разумному отношению к деньгам.

Выполнив тест, проверив по эталону, учитель делает вывод о качестве усвоения материала занятия. Подводя итог занятия, учащиеся составляют синквейн.

Список использованных источников и литературы

Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобра -

зоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 16 c. (Дополни-

тельное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся

(2–3 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Корлюгова, Ю. Н.

К66 Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2–4 классы обще-

образоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 64 c. (Допол-

нительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведе-

нию»).

Интернет-источники

1.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОДЕЙСТВИЕ В СОЗДАНИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЕЙ, МЕТОДИСТОВ, АДМИНИСТРАТОРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ, А ТАКЖЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 25 января 2017 г., Поволжский институт управления имени П.А.Столыпина РАНХиГС г. Саратов

Слайд 2

Команда проекта: Етеревская Л.В. учитель начальных классов МБОУ « СОШ № 18» ЭРМ Саратовской области Осипова М. П. учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 7» города Балаково Саратовской области Миронова Н.А. учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 28» города Балаково Саратовской области Хохлова Ю. В. учитель начальных классов МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука» р.п. Духовницкое Саратовской области Рябуха О. В. учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 1» ЭРМ Саратовской области

Слайд 3

Тема итоговой аттестационной работы (проекта) Методическая разработка внеурочного занятия по теме: «Для чего нужны деньги» для учащихся 2 - го класса

Слайд 4

Общая характеристика занятия Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность Количество занятий по теме: 2 Тип занятия: внеурочное занятие общеметодологической направленности Межпредметные связи: окружающий мир, математика, литературное чтение.

Слайд 5

Характеристика условий реализации проекта Объект : Место : кабинет начальных классов общеобразовательное учреждение Участники проекта: Педагог: учитель начальных классов Учащиеся: 2 класс

Слайд 6

Характеристика условий реализации проекта Вид деятельности учащихся : внеурочная деятельность Количество занятий по теме /порядковый номер в теме: 1 / 2 Тип занятия : мероприятие Оборудование и характеристика образовательной среды : компьютер, мультимедийная установка, раздаточный материал Учебно-методическое обеспечение: Учебник и/или учебное пособие для учащихся : Федин Сергей Николаевич Финансовая грамотность. Материалы для учащихся 2, 3 классы общеобразовательных организаций в 2-х частях Часть 1 Методические материалы для учителя : Корлюгова Юлия Никитична Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя 2–4 классы общеобразовательных организаций

Слайд 7

Педагогическая характеристика занятия Тема : Для чего нужны деньги Ключевой вопрос: Нужны ли людям деньги? Цель занятия: создать условия для знакомства с понятием деньги, историей их возникновения и использования.

Слайд 8

Задачи о бразовательные: знакомство детей с экономическими понятиями: «деньги», «обмен », « покупка», «продажа»; - развивающие : развитие навыков работы в группе, умения выделять слова и действия, относящиеся к экономике; развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимания; воспитательные : воспитание умения разумного отношения к деньгам

Слайд 9

Предметные образовательные результаты: понимание и правильное использование термина «деньги»; представление о роли денег в семье и обществе; умение характеризовать виды и функции денег. Метапредметные результаты: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий, самооценка и взаимооценка ; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей, готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Слайд 10

Описание учебного процесса * этап может включать одно или несколько типов заданий Этап Продолжительность Действия учащихся/учителя при выполнении заданий или типы заданий для учащихся Организационный (постановка практической задачи ) 5 минут Деление класса на группы для работы с практическими задачами. Отгадывание ребуса. Определение темы занятия, п остановка целей и задач мероприятия. Основной (содержательно-операционный 30 минут Ролевая игра «Обмен» Работа с учебником по поиску информации откуда появились деньги. Работают в группах, обсуждают ситуации, делают выводы «Для чего нужны деньги?», готовят выступление группы. Работа с пословицами, содержащими слова «деньги» (Собери пословицу) Итог занятия. Рефлексия . 10 минут Тестирование. Составление синквейна . Совместное подведение итогов

Слайд 11

Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися Этап Метод Типы заданий контрольно-измерительных процедур Организационный (постановка практической задачи ) Проблемный, ролевая игра Основной (содержательно-операционный) Практические задача, мини – исследование, частично – поисковый, игровой , составление диаграммы связей Дидактическая игра « Магазин игрушек» (Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете) Рефлексия ТРКМ (технология развития критического мышления) Тест Синквейн

Слайд 12

Методическая характеристика занятия

Слайд 13

Перечень методик (или технологий , методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке 1. Здоровьесберегающие технология. 2. Кейс-технология (решение практических задач, анализ). 3. Метод организационно-деятельностных игр. Игровая технология. 4. ИКТ – технология. 5. Работа в группах. 6. Методический прием на закрепление знаний по основным терминам: синквейн , тестирование.

Слайд 14

Методика оценки педагогической эффективности занятия Вопросы для педагогической рефлексии Усвоены ли учащимися базовые понятия и знания по теме « Для чего нужны деньги? »: обмен, деньги, покупка, продажа Отработаны ли навыки коммуникативной работы? Сформированы ли компетенции? (усвоены ли выгоды обмена, научились ли дети оценивать свойства предмета, выполняющего роль денег, описывать ситуации, в которых используются деньги) 2) Критерии оценки эффективности занятия Тест Синквейн

Слайд 15

Благодарим за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Для чего нужны градирни"

Исследовательский проект на тему: "Для чего нужны градирни"...

Учебный проект «Для чего нужно чистить зубы»

В данном учебном проекте изучается тема по окружающему миру и разговор о правильном питании  «Для чего нужно чистить зубы». На основе опыта, изучения различных источников информации учащиеся сдел...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность" для 3-4 классов

Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность" для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности и тематическое планирование....

Методическая разработка внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность" на тему "Что такое деньки и откуда они взялись" 2 класс.

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того, чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансов...

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности

Консультация для родителей, в каком возрасте необходимо начинать обучение финансовой грамотности...

Конспект внеурочного занятия "Кто такие финансовые мошенники?" (Курс: "Финансовая грамотность", 2 класс)

Планируемые результаты: научатсяЛичностные: понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансами.Познавательные: владеть основными понятиями «финансовое ...