Исследовательская работа " Крапива"
проект (3 класс) на тему

Хмелёва Татьяна Юрьевна

Исследовательский проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья41.8 КБ
Файл презентация1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Введение

             Я живу в сельской местности, помогаю семье, работая в огороде, пропалываю грядки. Однажды в зарослях сорняков меня больно обожгла крапива. В сердцах я воскликнула: «И зачем этот жгучий сорняк нужен природе, лучше бы его совсем не было!»  Мама мне возразила: «Хоть крапива и сорняк, но он очень полезный». Мне захотелось узнать, чем же полезна крапива.

Мотив исследования: желание узнать о полезных свойствах  крапивы.

Гипотеза:  я предполагаю, что изучение  темы « Крапива» расширит мой кругозор и поможет применить полученные знания на практике.

Цель моей работы: изучение  полезных свойств  крапивы для расширения кругозора и использования полученных знаний в жизни.

Перед собой я поставила следующие задачи:

  1. Найти и изучить информацию по данной теме.
  2. Узнать, почему крапива жжётся.
  3. Узнать, какими свойствами она обладает.
  4. Выяснить  значение растения для человека и животных.
  5. Провести собственные исследования.
  6. Провести анализ полученных результатов.
  7. Сделать выводы.

Мною использовались следующие методы исследования:

поисковый, анкетирование, опрос, наблюдение, опыт, эксперимент.

Объект исследования: крапива

Предмет исследования:   свойства и практическое значение крапивы.    

Основная часть

        С целью  выяснения актуальности темы моего исследования, я провела анкетирование одноклассников (Приложение 1).

        Одноклассники отвечали на вопросы: знакомо ли им растение – крапива, почему она жжётся, может ли крапива быть полезной?

 В ходе анализа анкет мною было установлено, что из 20 опрошенных одноклассников  всем знакомо растение крапива. Все однозначно ответили, что не знают, почему крапива жжётся, и хотели бы узнать об этом, только 8 человек знают, что крапива используется человеком как лекарственное растение, остальные 12 человек не знают, как о пользе крапивы.  Я сделала вывод, что исследование крапивы – актуальная тема для учащихся   моего класса.

         Из литературных и интернет - источников   я узнала, что  название «крапива»  в переводе  с латинского означает - «жгучий», и теперь становится понятно, отчего, именно так назвали это растение.  Но существуют   и другие варианты происхождения слова «крапива». По одной из версий слово «крапива» пришло к нам из древнерусского значения слова «шёлк», или коприна. По другой версии – среди листьев растения, небольшими гроздьями, свисают зеленые цветки, плоды которых очень похожи, издалека, на крапинки.  Благодаря этим «крапинкам» растение, возможно, получило свое название.

         В русской литературе существуют загадки о крапиве, вот какие я нашла:

  • Какую траву и слепой знает?
  • Это зелье ты не тронь: жжется больно, как огонь.
  • Ax, не трогайте меня: обожгу и без огня!
  • Злая, как волчица, жжется, как горчица!
  • Только тронь - отдернешь ладонь: обжигает трава, как огонь.
  • Мне зелёный кипяток ноги голые обжёг.

 Есть  о крапиве пословицы и поговорки:

  • Злое семя крапива, не сварить из него пива.
  • Кабы на крапиву не мороз, так бы с нею и ладов не было.
  • Кто раньше встаёт, тот грибки соберёт, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
  • С иным водиться — что в крапиву садиться.

           А Самуил Яковлевич Маршак давал свой дружеский совет: «На крапиву не садись, если сядешь - не сердись!»

         Из литературных и интернет – источников я узнала, крапива может быть  разных видов: крапива двудомная, крапива жгучая, коноплевая, шариконосная, ладанниколистная, киевская, крапивное дерево. Наибольшее распространение в России имеют крaпива двудомная и крапива жгучая.  Мне стало интересно, чем же отличаются эти два вида крапивы. Из литературных источников я узнала, что двудомная крапива - это рослое многолетнее растение, достигает до 150 см. Жгучая крапива ростом ниже, в Украине ее так и зовут – мала крапива. Ее высота не достигает больше 60 см. Кроме того, жгучая крапива гораздо сильнее ветвится, на одном растении больше стеблей. Листья двудомной крапивы крупнее и более вытянутые.  Жгучая крапива имеет округлые листья с глубокими тупыми зубцами.                       В   разных участках нашего огорода  собрала  5 экземпляров крапивы и определила, что  это крапива двудомная ( Приложение 1)

            И крапива двудомная, и жгучая имеют стебель и листья с  острыми волосками.

     Но  почему эти волоски  вызывают ожог?

          Чтобы ответить на этот вопрос, я решила рассмотреть веточку крапивы под микроскопом. Под микроскопом я увидела, что волоски на веточках и листьях крапивы очень острые. Каждый из них похож на иглу маленького шприца. Я предположила, что при касании к крапиве, эти волоски могут повредить кожу, вызвать раздражение. Своё предположение решила проверить в ходе эксперимента.

       Эксперимент№1.  Воздействие волосков  крапивы на кожу (Приложение 1)

       Гипотеза: я предполагаю, что при касании к крапиве, волоски могут повредить кожу, вызвать раздражение.

         Я   ударила веточкой крапивы  по руке (в перчатке).  Посмотрела на  веточку в микроскоп. Некоторые волоски были сломаны, и из них вытекала какая-то жидкость.  

        Вывод: моя гипотеза подтвердилась частично: при касании к крапиве, волоски  повреждают кожу, но раздражение вызывает жидкость, которая содержится в этих волосках.

       Чтобы  получить информацию об этой жидкости, я обратилась  к учителю биологии Бражниковой Елене Алексеевне. Она мне  объяснила, что это вытекает муравьиная кислота, а все кислоты вызывают ожог. Значит, попадая на оцарапанную кожу, муравьиная кислота и вызывает  раздражение на коже в виде  вздувшихся красных волдырей. Вот оказывается, почему крапива и без огня обжигает!

  А при каких условиях крапива не будет обжигать?  Чтобы ответить на этот вопрос, я провела опыты.

                 Опыт №1. Влияние возраста крапивы на её «жгучесть» (Приложение 2)

 Я взяла веточку крапивы, которая  отросла на 10 см от поверхности  земли.    Провела рукой по листочкам. Крапива не обжигала.

         Вывод: Возраст крапивы  влияет на её «жгучесть». Молодая крапива не обжигает. Можно сорвать без перчаток.

         Опыт №2. Влияние  «свежести» крапивы на её «жгучесть»(Приложение 2)

 Сорвала веточку крапивы, положила на  сухое полотенце. Через  2 часа веточка крапивы повяла. Провела рукой по листочкам. Крапива не обжигала, я даже смогла её порезать.

         Вывод: Повянувшая крапива не обжигает.      

           Из литературных источников я узнала, что крапива богата такими витаминами А, витаминами группы В, а также Е и К. Вместе с этим, крапива содержит целый ряд микроэлементов: железо, медь, магний, кальций, кремний. В крапиве  содержатся танины, хлорофилл, дубильные вещества, органические кислоты, фитонциды, гликозиды и другие. Вот такое большое содержание различных элементов, витаминов и веществ и позволяет крапиве оказывать самые различные лечебные, профилактические действия на наш организм. Она значительно увеличивает сопротивляемость организма ко многим токсинам, бактериям, вредным воздействиям радиации, а также способствует укреплению иммунитета.

         Я совершила экскурсию в аптеку и выяснила, что крапива входит в состав травяных сборов. Лечебные свойства крапивы используются при лечении таких серьезных болезней, как  желчекаменной болезни, почечнокаменной, болезнях печени, заболеваниях сердца, бронхитах, туберкулезе, отеках, бронхиальной астме. Крапива обладает антибактерицидными свойствами. Поэтому её можно использовать при лечении  открытых ран, различных кожных заболеваниях.  В состав многих кремов, мазей и шампуней входит крапива. Таким образом, крапиву можно назвать «зелёным лекарем».

                 В качестве лекарственного сырья применяются свежая и сушеная трава. Листья крапивы собирают  с мая по август во время цветения растения.  Работу проводят в перчатках  в сухую погоду.  При сборе сырья листочки обрывают со стебля.  При больших объемах заготовки крапиву скашивают или срезают ножом. Нельзя сушить листья крапивы вместе со стеблями.  Пигмент, содержащийся в ее стеблях,  может нарушить чистоту зеленого цвета сухих листьев крапивы, что снижает качество сырья. Для сушки листья крапивы раскладывают тонким слоем,  не более 3 см, на бумаге или ткани и сушат в проветриваемом помещении или под навесом, в тени. Время от времени листья переворачивают. Побуревшие, пожелтевшие, почерневшие листья удаляют. Правильно высушенные листья крапивы имеют темно-зеленый цвет, своеобразный запах, горьковатый вкус.  Хранят листья в картонных коробках или бумажных пакетах в сухом месте. Срок хранения сырья 2 года.

                Из корней, листьев и цветков крапивы готовят отвары и настои, которые  употребляется как внутрь, так и наружно  в виде примочек и компрессов.

               Отвар из крапивы готовят так. В эмалированную посуде  столовую ложку   зелёных листьев залить стаканом кипятка, выдержать на  «водяной бане» (поместить в небольшую ёмкость) на  небольшом огне 15-20 минут, остудить 20 минут, процедить, отжать.

                 Настой  из крапивы в приготовлении проще. Достаточно   свежие или сушёные листья залить кипятком и дать настояться  в течение 1 часа. Я решила выполнить практическую работу по приготовлению настоя из крапивы. (Приложение 2)  Мама сказала, что этот настой можно использовать как ополаскиватель при мытье волос. От  такой процедуры  состояние волос улучшается.  Я нашла  рецепты применения

      « зелёного доктора» и поместила их в буклете. ( Приложение)  

                  Крапиву называют «растительным мясом», по питательной ценности она не уступает бобовым растениям. В голодные военные и послевоенные 50-е годы крапива была основной пищей босоногих ребятишек. Они ели ее, начиная с ранней весны и до поздней осени, а их матери ухитрялись готовить из этого растения множество блюд – щи, салаты и жидкие лепёшки. В наше время особенно весной молодую крапиву  многие используют при приготовлении пищи.  Вместе с мамой часто  готовим весенний салат с крапивой. А наша учительница рассказывала, что она любит готовить борщ из крапивы.

                Крапива - натуральный краситель. Входящий в её состав  хлорофилл, является красящим веществом. Я решила проверить этот факт в ходе эксперимента.

               Эксперимент№2.  Способность крапивы окрашивать ткань в зелёный   цвет. (Приложение 3) 

          Гипотеза: я предполагаю, что  листья крапивы способны окрасить ткань в зелёный цвет.

         Я взяла листья крапивы, измельчила, залила кипятком. Когда настой был готов, в него поместила ткань. Подержав ткань некоторое время, я увидела, что она приобрела  зеленую окраску.

         Вывод: гипотеза подтвердилась, листья крапивы способны окрасить ткань в зелёный цвет.

         Это свойство крапивы используют в пищевой промышленности, окрашивая кондитерские изделия в зелёный цвет и его оттенки.    

         Одно из самых известных литературных произведений, где упоминается крапива, — это сказка Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди». Единственный способ, которым Элиза могла спасти своих заколдованных братьев, — это сплести для них кольчуги из стеблей крапивы. Читая сказку, я думала, что это вымысел. Но их интернет- источников  я узнала, что волокна расположенные внутри крапивы можно извлечь и использовать для изготовления ткани, тесьмы, веревки и нитей. Решила проверить это в ходе эксперимента.

         Эксперимент№3.   Извлечение волокон из крапивы. (Приложение 3) 

         Гипотеза: я предполагаю, что  из стебля крапивы можно получить волокна, для изготовления нитей.

  Я взяла стебель крапивы, стала его обминать скалкой. Заметила, что стебель расплющился и стали отделяться волокна. Взяла волокно и попробовала из него сделать крючком цепочку петель. Получилось.

         Вывод: гипотеза подтвердилась, из стебля крапивы можно получить волокна, для изготовления нитей.  

         Оказывается, ещё в 4000 году до н.э. люди использовали крапиву для изготовления одежды. «Жгучую» форму носили также солдаты французского императора Наполеона. Ткань, полученная из крапивы, очень напоминает лен и имеет несколько преимуществ перед ним. Во-первых, пряжа из нее мягче, потому что делается она не из листьев, а из полых стеблей. Во-вторых, вследствие той же полости она обладает лучшей теплопроводностью, чем льняная. Летом в ней прохладнее, а зимой – теплее. В-третьих, пряжа из крапивы значительно дешевле льняной и процесс ее производства не так сильно загрязняет окружающую среду.  Может быть в  будущем  наши поля будут засевать неприхотливой крапивой для производства ткани.

              Крапива полезна не только для человека, но для и животных.        Крапиву  используют для корма   коров, коз,  овец,  свиней,  птиц.  Для этого  крапиву измельчают, ошпаривают  кипятком. Благодаря  крапиве у коров повышаются удои молока, а птица, в рацион которой входит крапива, способна нести в два раза больше яиц, чем обычно.   Знает пользу от крапивы и соседская собака, частенько её пощипывает. Растения крапивы, представляют собой источник еды,  для двух видов бабочек – адмирала и репейницы.   Если бы не было крапивы, эти бабочки вымерли бы, и многие пищевые цепочки, были бы разорваны, что привело бы к исчезновению многих видов растений.

               А от нашей соседки я узнала, что крапиву можно использовать для   подкормки растений. Решила проверить это в ходе эксперимента.

                 Эксперимент№4. Использование крапивы для подкормки растений.

     (Приложение 3)           

      Гипотеза: я предполагаю, что  крапиву можно использовать для подкормки растений.

      Положила крапиву в ёмкость, залила водой и поставила в тёплое место. Через некоторое время   крапива в воде начинает «бродить», то есть на поверхности  появились пузырьки и неприятный запах. Это значит, подкормка готова. Этой жидкостью стала поливать комнатные цветы  раз в неделю. В ходе наблюдения заметила, что состояние цветов улучшилось.

      Вывод: гипотеза подтвердилась. Крапиву можно считать зелёным удобрением для растений.

      Заключение

     В ходе проведённого исследования цель достигнута, поставленные задачи решены. Гипотеза подтвердилась: изучение темы «Крапива»  расширило мой кругозор  и  поможет использовать полученные знания  в жизни.

Мною были сделаны следующие выводы:

  1. Название «крапива»  в переводе  с латинского означает - «жгучий».
  2. Крапива может быть  разных видов. У меня в огороде растёт крапива двудомная.  
  3. Крапива жжётся муравьиной кислотой, вытекающей из очень острых волосков,    которые повреждаются, когда мы касаемся крапивы. Молодая и повянувшая крапива не жжётся.
  4. Крапива приносит огромную пользу для человека и животных: она и кормит, лечит.
  5. Крапива - натуральный краситель.
  6. Из крапивы можно изготавливать ткани.
  7. Крапива – зелёное удобрение для растений.

      Я смогла изменить свое отношение к этому удивительному растению и совсем не стоит ее ругать только за то, что она умеет себя защитить.

       Полученные в результате работы выводы я использовала в подготовке доклада, с которым выступила перед сверстниками. Я  изготовила буклет, в котором предлагаю способы и рецепты по применению крапивы.

Список используемой литературы:

  1. Энциклопедия «Я познаю мир. Биология» -М., 2005
  2. Большая иллюстрированная энциклопедия знаний/ пер. с англ. М.Каракан.- М.,2008
  3. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р.  Почемучка.- М.:Педагогика, 1991.
  4. Лавренов В.К., Лавренова Г.В. Полный справочник  целебных трав и растений //Энциклопедия народной медицины.-М.:НЕВА, 2006.

Интернет – ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/.
  2. http://health.km.ru/magazin/view.asp?id



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жгучая помощница Войтенко Ольга 2 Б класс МБОУ СОШ№20 и мени Н.И. Ходенко

Слайд 2

Цель работы : изучение полезных свойств крапивы для расширения кругозора и использования полученных знаний в жизни. Задачи : Найти и изучить информацию по данной теме. Узнать, почему крапива жжётся. Узнать, какими свойствами она обладает. Выяснить значение растения для человека, животных и растенй . Провести собственные исследования. Провести анализ полученных результатов . Сделать выводы.

Слайд 3

А нкетирование одноклассников

Слайд 4

«Крапива » в переводе с латинского означает - «жгучий» К рапива двудомная

Слайд 5

Эксперимент№1. Воздействие волосков крапивы на кожу Гипотеза : я предполагаю, что при касании к крапиве, волоски могут повредить кожу, вызвать раздражение . Вывод : гипотеза подтвердилась частично: при касании к крапиве, волоски повреждают кожу, но раздражение вызывает жидкость, которая содержится в этих волосках.

Слайд 6

Опыт №1. Влияние возраста крапивы на её «жгучесть» Вывод : От в озраста крапивы зависит её «жгучесть». Молодая крапива не обжигает. Можно сорвать без перчаток. Опыт №2. Влияние «свежести» крапивы на её «жгучесть » Вывод : Повянувшая крапива не обжигает.

Слайд 7

Крапива- «зелёный лекарь»

Слайд 8

Крапива -«растительное мясо»

Слайд 9

Крапива - натуральный краситель Эксперимент № 2. Способность крапивы окрашивать ткань в зелёный цвет. Гипотеза: я предполагаю, что листья крапивы способны окрасить ткань в зелёный цвет. Вывод : гипотеза подтвердилась, листья крапивы способны окрасить ткань в зелёный цвет.

Слайд 10

Эксперимент № 3. Извлечение волокон из крапивы . Гипотеза: я предполагаю, что из стебля крапивы можно получить волокна для изготовления нитей. Вывод : гипотеза подтвердилась, из стебля крапивы можно получить волокна, для изготовления нитей.

Слайд 11

Крапива полезна для животных

Слайд 12

Крапива- зелёное удобрение для растений Эксперимент№4. Использование крапивы для подкормки растений Гипотеза : я предполагаю, что крапиву можно использовать для подкормки растений. Вывод : Крапиву можно считать зелёным удобрением для растений.

Слайд 13

Заключение В ходе проведённого исследования цель достигнута, поставленные задачи решены. Гипотеза подтвердилась: изучение темы «Крапива» действительно расширило мой кругозор и поможет использовать полученные знания в жизни. Я смогла изменить свое отношение к этому удивительному растению и совсем не стоит ее ругать только за то, что она умеет себя защитить.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа "Крапива-это бесполезный сорняк или ценное растение?"

Исследовательская работа  для учащихся начальных классов, сопровождается презентацией...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...

Исследовательская работа Тема: "Крапива - удивительное растение"

Исследовательская работа. Тема: "Крапива - удивительное растение"...