Самооценка
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Самооценка
В структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место. Понятие самооценки тесно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества.
Младший школьный возраст сензитивен для становления такого компонента самосознание, как самооценка, которая содержит оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе. От того, как окружающие относятся к человеку, зависит и его отношение к самому себе.
От уровня самооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию.
Л.Н. Фомина считает «Самооценка формируется под влиянием результатов учебной деятельности»
Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников, является школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания.
Необходимо различать оценку деятельности и оценку личности (может быть плохой поступок, но нельзя говорить, что ребёнок плохой).
Учебная деятельность основная для младшего школьника, если в ней он не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.
Школьная жизнь требует от ребенка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Осознание этой новой позиции вызывает перестройку отношения ребенка ко многому в его повседневной жизни.
Чтобы адекватно научить ребёнка оценивать себя и свои действия я применяю на уроках следующие приемы самооценки:
- Словесные (задаются вопросы)
-Что ты узнал?
-Чему научился?
-За что себя можешь похвалить?
-Над чем ещё надо поработать?
-Какие возникли трудности?
-Достиг ли поставленной цели? и т.д
2. Наглядные (помогают оценивать свои достижения)
-Сегодня на уроке я…
-Мне удалось…
-Я недостаточно…
-Я старался…
3. Символы
В первом классе применяла три цвета (желтый, красный, зеленый), смайлики-настроения.
4. Рисунки
Свою работу можно оценить в конце недели, месяца, четверти, года. Дети на подсознательном уровне изображают свою самооценку в цвете, в изображении какого-либо предмета. Например: дерево-настроения, цветок-настроения, облачко-настроения и т.д
На уроках литературного чтения использую следующие методические приемы для развития самооценки: учеником своей работы, друг другом, оценивание по критериям, работа в парах, взаимопроверка.
Заключение
Необходимо учить детей не только оценивать хорошо выполненную работу, но и учить выделять в ней трудности, находить пути для их преодоления.
Чтобы воспитать развивающуюся личность необходимо помогать им становиться самостоятельными, учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самооценка Е.А. Толстова
Презентацию "Самооценка" можно использовать на уроках психологии, самосовершенствования личности, классных часах в 5-6 классах. так же данную презентацию можно предложить обучающимся для индивидуа...
Формирование самооценки у учащихся младшего школьного возраста
Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности - главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ шко...
Родительское собрание с элементами деловой игры по программе "Полезные привычки" по теме: "Как повысить самооценку у ребенка и почему это важно?"
Эта разработка родительского собрания по программе "Полезные привычки" 3 класса. Используемые методы - "мозговой штурм", упражнение-энергизатор и ролевая игра....
Роль самооценки в воспитании младшего школьника
Родительское собрание в 1-3 классах...
Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)
В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...
Развитие механизмов самоконтроля и самооценки как необходимого условия успешности учащихся
Данный материал является обобщением работы над темой по самообразованию. Формируясь в учебной деятельности и в процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности...
Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важный фактор повышения качества образования младших школьников
Обобщение педагогического опыта ...