Дистанционный курс "Работа над созданием проекта на уроках окружающего мира"
элективный курс (2 класс) по теме

Пяташова Людмила Владимировна

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определено важнейшим приоритетом формирование у младших школьников метапредметных результатов, которые представлены универсальными учебными действиями (УУД): познавательными, регулятивными, коммуникативными. Уровень освоения универсальных учебных действий предполагает в значительной мере успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.

Одним из путей достижения поставленной в новом стандарте задачи формирования УУД является использование метода проектов. Он составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения младшими школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов, подразумеваем учение через открытие, через решение проблемных ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Щербаковская средняя общеобразовательная школа»

Алексеевский район

ДОКЛАД

Организация проектной деятельности учащихся первого уровня обучения на уроках окружающего мира с целью формирования УУД.

Подготовила

учитель начальных классов

МОУ Щербаковской СОШ

Пяташова Людмила Владимировна

2016г

Организация проектной деятельности младших школьников

Актуальность

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определено важнейшим приоритетом формирование у младших школьников метапредметных результатов, которые представлены универсальными учебными действиями (УУД): познавательными, регулятивными, коммуникативными. Уровень освоения универсальных учебных действий предполагает в значительной мере успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.

Одним из путей достижения поставленной в новом стандарте задачи формирования УУД является использование метода проектов. Он составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения младшими школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов, подразумеваем учение через открытие, через решение проблемных ситуаций.

Основоположником метода проектов (его также называли методом решения проблем) считается Дж. Дьюи (1859— 1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог, а также его ученик У.Х. Килпатрик.

В России идеи проектного обучения возникли в начале XX века параллельно с разработкой американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Первые попытки внедрения проектного обучения в отечественных школах относятся к 20-м годам XX века. Как правило, учащиеся вместе с педагогами проектировали решение какой-нибудь практической задачи: «Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!» или «Уничтожим кулачество как класс!».

В условиях модернизации российского образования (образовательные стандарты в 2004 году; ФГОС начального общего образования в 2009 году) метод проектов получил свое второе рождение и по сравнению со своим первым «пришествием» осовременился, претерпев значительные изменения. Если в идеях зарубежных и отечественных педагогов начала XX века он зачастую провозглашался как единственный способ обучения, почти полностью заменяющий традиционный, то в настоящее время работа над проектом рассматривается как один из ряда приближенных к естественным условиям для формирования опыта продуктивной деятельности ученика. Проектная деятельность органично вписывается в школьное жизнеустройство, не заменяя уже сложившиеся формы организации обучения, но активизируя их.

Метод проектов позволяет учителю сформировать педагогическую ситуацию, в которой учащийся ставит свою цель и достигает ее, организуя собственные и привлеченные (внешние) ресурсы.

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2009 г.) метод проектов рассматривается как способ передачи содержания образования.

В современной интерпретации содержания образования наряду со знаниевым представлен деятельностный компонент: «Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах».

В процессе работы над проектом у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:

а) проектировочные - осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование ее последствий;

б) исследовательские самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (у учителя руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного;

в) кооперативные взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении задач, поиск компромиссного решения;

г) коммуникативные умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя;

д) экспериментальные организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за его ходом, измерение параметров, осмысление полученных результатов;

е) рефлексивные — осмысление собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки;

ж) презентационные - построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат - опыт деятельности становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

           На долю учителя начальных классов остается трудная задача выбора проблем для проектов, которые можно выбрать из окружающей действительности, из жизни.

Мини-проекты могут укладываться в 1 или 2 урока.

- Краткосрочные проекты требуют от 4 до 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

- Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает около 30—40 часов и целиком происходит при участии руководителя. Важно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии, экспедиции и др.).                   - Годичные проекты могут выполняться как в группах, гак и индивидуально.

В соответствии с первым признаком – доминирующая деятельность - можно выделить следующие типы проектов.

- практико-ориентированный проект

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, района, города, государства. Это могут быть учебные пособия для кабинета, дидактические средства для уроков, модель мини-учебника по математике «Трудные задачи», «Моя азбука». Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решать поставленную проблему.

- исследовательский проект (по структуре напоминает подлинно научное исследование).

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы, последующую ее проверку, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

           - информационный проект

Ориентация на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта является публикация в СМИ (Интернет). Результатом может быть создание информационной среды класса или школы.

          - творческий проект  предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлениюрезультатов: альманахи, театрализация, спортивные игры, произведения изобразительного искусства, видеофильмы и др.

         - ролевой проект

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, дети берут на себя роли героев художественных произведений, исторических персонажей, выдуманных героев и др. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

   По комплексности можно выделить 2 типа проектов.

          - монопроекты

Проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знаний, хотя и могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководитель такого проекта - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины.

Например, литературно-творческие, экологические, спортивные, исторические, географические, музыкальные проекты.

           - межпредметные проекты

Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

По характеру контактов между участниками:

- внутриклассные,

- внутришкольные,

- региональные,

- межрегиональные (в рамках одного государства),

- международные.

           

Субъектом педагогического проекта является учитель (руководитель проекта) как организатор ученической проектной деятельности.

              Субъект ученического проекта - ученик, который действует в рамках педагогического проекта. «Ребенок... условно помещается в центр педагогического пространства, наполненного разнообразными видами деятельности. Но ребенок сам выбирает, находится в ситуации выбора, и все векторы, стрелочки направлены от него в сторону, где сконцентрированы его пристрастия» (З.Н. Гатинова). При этом цели ученика не совпадают, особенно на первых этапах работы над проектом, с целями педагога. Это связано прежде всего с еще несформированными проявлениями или с отсутствием рефлексии собственной деятельности детей младшего школьного возраста.

           Необходимо в данном аспекте говорить не о целях, а о целях-мотивах школьника. Ребенку в ходе работы над проектом важно удовлетворить познавательный интерес, самореализоваться, достичь определенного успеха в деятельности, причем достижение успеха в большинстве случаев превалирует над познавательными мотивами.

           В связи с этим руководитель проекта обязан сделать все возможное, чтобы каждый участник в качестве общественного одобрения получил «свою минуту славы». Со временем мотивы социального престижа должны быть вытеснены познавательными мотивами: стремлением к познанию нового, самообразованию и самосовершенствованию.

           Таким образом, интегрируя образовательные цели и ученические мотивы, можно сформулирован, цели проектной деятельности, которыми должен руководствоваться педагог:

- направленность на формирование умений действенно-практического характера, требующих практического применения знаний, умений, полученных

на уроках, а также создание условий, способствующих освоению новых для ребенка знаний и выработке собственных эффективных надпредметных действий по организации деятельности;

- овладение учащимися общими алгоритмами решения теоретико-практических задач на примере знакомства с «кухней» проектной деятельности;

поддержка и развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов, познавательной траектории, самостоятельности и инициативы учащегося;

- создание условий для ситуации успеха ребенка.

Этапы работы над проектом

  1. Погружение в проект

          Самый короткий, но очень важный этап для получения ожидаемых результатов. Учитель пробуждает у учащихся интерес к теме проекта, очерчивая проблемное поле, формулируя проблему проекта. В результате проблематизации выделяются цель и задачи проекта поиск способа решения проблемы проекта.

           Погружение в проект требует от учителя понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся

  1. Организация деятельности учащихся

   Если проект групповой работы, то необходимо определить цель и задачи каждой группы, определить роль каждого члена группы.        

На этом этапе происходит планирование работы по решению задач проекта.

  1. Осуществление деятельности

   На этом этапе учитель занимает позицию наблюдатели

  1. Презентация продукта проектной деятельности

   Этот этап является обязательным. Он необходим

- для завершения работы,

- для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны,

- для демонстрации результатов.

  1. Рефлексия завершает презентацию продукта проекта и выражается в следующей формулировке: «В ходе работы над проектом я узнал..., меня удивило..., а также и научился ..».

           Презентуя проект своей деятельности, дети должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как - это рефлексия деятельности.

          Считается, что наиболее эффективно организовать работу учащихся над проектом можно во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - инициативные действия учащегося, направленные на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов в разных видах деятельности за пределами образовательных аудиторных занятий. Организуется педагогом как коллективно-распределенная или индивидуальная деятельность учащегося (игровая, художественная, конструкторская, квазиисследовательская и др.) в рамках образовательного процесса обязательной и вариативной частей основной образовательной программы начального общего образования, направленная на формирование ключевых компетентностей, практического опыта, отработку навыков, повышение мотивации и состоящая в решении важных для учащихся задач.

Система оценки проектных работ

   Продукт проектной деятельности представляется на итоговом праздничном мероприятии (читательская конференция, конкурс рисунков, стенгазет, устный журнал, инсценирование, результаты лабораторных опытов и др.). На этом мероприятии присутствуют одноклассники, родители, педагоги, администрация школы, жюри. Время выступлении участников должно быть строго регламентировано, в общем не более 1,5 часов и в свободный от занятий день, эффективно в субботу. Количество проектов, представленных на итоговом мероприятии, не должно превышать 10. Но, исходя из особенностей детей конкретного класса, это количество может быть уменьшено.

           Важным этапом в работе над проектом является его презентация. По мнению М.В. Дубовой, презентация продуктов проектной деятельности ориентирована на решение следующих задач:

  1) в ходе демонстрации продукта своей деятельности значимой для ребенка аудитории происходит проживание ситуации успеха;

  2) участниками итогового мероприятия в качестве зрителей являются и учащиеся данного класса, которые по ряду причин не приняли участия в работе над проектом.

          После удачных интересных выступлений одноклассников они будут мотивированы на дальнейшее участие в проектной деятельности; содержательный компонент презентации позволяет расширить знания детей, донести до школьников знания о явлениях природы, историческом событии, о результатах проведенного исследования в интересной доступной форме.

    Обязательной частью итоговой презентации продуктов проектной деятельности является их оценка. Организация оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы: «Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?», «Предполагается ли присуждение мест (1,2, 3-е место) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т.д.)» и др.

           Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности и доступности для учащихся младшего школьного возраста (не более 3-5). Критерии должны оценивать не столько качество презентации, сколько качество проекта в целом. Критерии оценивания продукта проектной деятельности могут быть известны детям заранее (определены в ходе совместной деятельности) или предложены перед защитой (презентацией) продукта проекта.

    Примеры критериев оценки продуктов проектной деятельности

  1. Самостоятельность работы над проектом.
  2. Актуальность и значимость темы.
  3. Полнота раскрытия темы.
  4. Оригинальность решения проблемы.
  5. Артистизм и выразительность выступления.
  6. Использование средств наглядности, технических средств.
  7. Ответы на вопросы.
  8. Аккуратность выполнения работы.
  9. Важность темы проекта.
  10. Глубина исследования проблемы.
  11. Оригинальность предложенных решений.
  12. Качество выполнения продукта.
  13. Убедительность презентации.

           Эффективно использовать рейтинговые оценки всех представленных продуктов проектной деятельности, чтобы свой итоговый балл видели все участники: и победители, и те, кто не получил награду.

           При проведении оценки проектной деятельности предоставляется возможность оценки уровня сформированности компетентности разрешения проблем, поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимися собственных проблем средствами проекта.

           При оценке проекта необходимо учитывать индивидуальные образовательные и личностные приращения учащихся.  Для этого учителю самостоятельно, а потом совместно с учащимися необходимо определить базовые знания, универсальные учебные действия, имеющиеся у учащихся и необходимые для работы над проектом, и те, которые необходимо приобрести для того, чтобы была решена учебно-практическая задача в проектной деятельности.

           Таким образом, в педагогическом контексте проект – это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно-поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, ее созидания и креативного пребывания в ней, с сохранением при этом своего «Я», своего позитивного отношения к жизни.

Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. 
          Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам, и совместная творческая работа учителя и ученика. 
          Функция учителя в ее изначальном, истинном смысле состоит в организации такого образовательного процесса, который максимально эффективно снимает затруднения учеников в их учебной деятельности (то есть в самоизменении). Из носителя готовых знаний он превращается в   организатора

Познавательной деятельноститсвоихьучеников.


          Внедрение метода проектов  в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, повысит производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения 

   Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую Очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинить свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Организация проектной деятельности младших школьников  на уроках окружающего мира

1.Работа над проектами в курсе «Окружающий мир»

          Школы работают в соответствии с новыми образовательными стандартами начального общего образования ФГОС НОО, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащихся.

 Рассмотрим особенности работы над проектами в 1 классе курса «Окружающий мир». Учебник «Окружающий мир» УМК А.А.Плешакова, Е.Н. Крючковой (система «Школа России») для 1 класса предполагает выполнение четырех проектов: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». Обратим внимание на тематику проектов. Опираясь на такую тематику, можно формировать следующие личностные результаты: осознание себя гражданином через формирование уважительного отношения к своей малой родине; осознание ценности семьи, развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи; осознание своей новой социальной роли - ученик, развитие мотивов учебной деятельности; формирование личной ответственности за своих питомцев.

           С учетом этапов работы над проектом учителю необходимо решить следующие методические задачи:

1. Подготовить детей к выполнению проекта (знакомство с материалами учебника, постановка цели, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы).

2. Оказывать помощь в выполнении проекта (при подготовке фоторассказа, составлении альбома, включая сбор информации, изготовление или подбор фотографий, оформление работы, подготовку к презентации).

3. Провести презентацию проекта (выступления детей с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами, обсуждение выступлений, общая оценка работы).

           Методика проектной работы предполагает как коллективную деятельность учащихся под руководством педагога, который выступает в качестве консультанта, организатора, так и индивидуальную работу с привлечением членов семьи в качестве помощников, советчиков. Таким образом решается важная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют работу, но и учатся деловому творческому общению со своими сверстниками и со взрослыми.

           Цель любого проекта - решение проблемы творческого и поискового характера. Поэтому учащиеся получают максимальную возможность для самореализации, для применения различных способностей (аналитических, художественных, коммуникативных), которые на уроке зачастую остаются невостребованными. Обязательная задача педагога при этом- дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

           Кроме того, для учителя важно знать, что проекты, представленные в учебнике, можно реализовывать и в рамках внеурочной деятельности.

           Работа над проектами является эффективным способом формирования универсальных учебных действий:

- личностных;

- регулятивных (организационных);

- познавательных (интеллектуальных);

- коммуникативных.

           В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация систематической работы над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию УУД на уроках окружающего мира и в результате поможет достичь хороших показателей при итоговой диагностике.

           Кроме того, работа над проектами позволяет ученикам:

- обрести ощущение успешности, не зависящее от текущей успеваемости;

- научиться применять полученные знания;

- организовывать сотрудничество с родителями, другими взрослыми на регулярной основе;

- сотрудничать и вести диалог со сверстниками;

- учитывать и понимать точку зрения своего одноклассника;

- распределять роли при выполнении группового проекта;

- ставить цели своей работы;

- планировать свою деятельность для реализации проекта;

- предъявлять результаты проектной деятельности;

- оценивать проекты, как свои, так и своих одноклассников.

           Главное в работе над проектами - научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

   

              В процессе проектной деятельности происходит:

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

- развитие умений воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности;

- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

- воспитание эстетического и нравственного от ношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в пси в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Выпускник начальной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в обществе и адаптации в нём. Проектная деятельность – это один из самых удачных видов деятельности для формирования познавательной активности учащихся.

           Таким образом, актуальность темы данного исследования, ее практическая и теоретическая значимость в современной системе образования способствовал и решению ряда задач, поставленных в начале исследования:

- дано теоретическое обоснование проектной методики в ее психолого-педагогическом аспекте с учетом специфики начальной ступени;

- исследована и обоснована технология использования проектной методики при формировании экологического сознания па уроках окружающего мира;

- проанализирован собственный опыт использования, метода проектов при обучении окружающему миру.

           Проведенное исследование показало следующие результаты: в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией которая значительно повышает уровень владения материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченностью коллектива, а также творческое развитие учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Паспорт проекта

1. Название проекта:  «Покормите птиц зимой»

2. Руководитель проекта: Пяташова Людмила Владимировна

3. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту:

окружающий мир (биология, география), изобразительное искусство, технология, информатика

4. Возраст обучающихся, на которых рассчитан проект: 7-8 лет (1 класс)

5. Тип проекта по масштабу применения: практико-ориентированный

6. Тип проекта по продолжительности выполнения: длительный

7. Тип проекта по характеру деятельности обучающихся: коллективный 

8. Тип проекта по  предметно-содержательной области:  

межпредметный, надпредметный, реализуется во внеурочное время

9. Цель проекта для учеников: 

  1. расширить знания об окружающем мире (условия жизни животных, среда их обитания, питание, др.);
  2. оказать посильную помощь зимующим птицам-  изготовить кормушки и обеспечить их подкормку);
  3. принять участие в экологических неделях, проводимых в школе
  4. применить знания, полученные в урочное и внеурочное время по теме проекта, на практике.

10. Цель проекта для учителя:  

  1. обобщить и систематизировать опыт работы по организации проектной деятельности младших школьников;
  2. использовать новые формы работы в организации внеурочной деятельности младших школьников;

11.  Задачи проекта:

  1. создать условия и формировать у обучающихся познавательный интерес и бережное отношение к природе;
  2. расширить рамки внеклассной работы с обучающимися через организацию конкурсов мини-проектов, рисунков, организацию выставок.;
  3. привлечь к участию в проекте родителей обучающихся;
  4. использовать разные формы участия в подготовке и оформлении результатов, формы представления результатов проекта;
  5. создать условия и формировать культуру представления результатов проектной деятельности, включая ИКТ-компетентность младших школьников.

12. Планируемый результат: 

  1. изготовить кормушки для зимующих птиц;
  2. представить в удобной для обучающихся форме отчет о ходе выполнения проекта: фотоотчет, презентация, рекомендации, комментарии, т.д.;
  3. подготовка и защита мини-проектов в рамках классного конкурса проектов;

Введение

Обоснование темы проекта. Интерес детей младшего школьного возраста к теме о животных, включая информацию о диких и домашних животных, и естественное желание детей оказать посильную помощь животным, нуждающимся в помощи человека.

Идея разработки и участия в данном проекте появилась по той причине, что дети младшего школьного возраста проявляют естественный интерес к миру животных.  В рамках выполнения программы по предмету окружающий мир обучающиеся 1 класса получили задание изготовить кормушку для птиц. Это задание полностью соответствовало идее большого экологического проекта, который учениками класса было решено назвать «Покормите птиц зимой».

Активное участие во всех последующих запланированных мероприятиях проекта подтвердило тот факт, что тема проекта востребована. Идея такого проекта нашла свое дальнейшее развитие во многих мероприятиях. Данный проект позволил расширить рамки работы с обучающимися через использование форм работы практической направленности (изготовление кормушек разных видов), использование возможностей ИКТ (подготовка презентаций), опыт презентации и защиты своего проекта, участие в конкурсе.

Особенность организации работы с обучающимися класса и их родителями заключается в том, что участие во всех мероприятиях проекта проходило на добровольной основе с учетом интересов и возможностей не только самих обучающихся, но и их семей.

Актуальность. Необходимо формировать у младших школьников познавательный интерес и бережное отношение к природе, используя возможности урочной и внеурочной деятельности. В процессе реализации данного проекта расширяются его возможности , что позволяет решать многие задачи воспитания обучающихся, включая формирование активной жизненной позиции младших школьников.

Участники: обучающиеся, родители обучающихся.

Направления деятельности в рамках проекта:

  1. урочная деятельность,
  2. акции экологической направленности,
  3. выполнение мини-проектов,
  4. конкурсы,  викторины

Описание проекта

1 этап, подготовительный

Определение темы, целей, задач проекта, направлений деятельности в рамках реализации проекта, планирование своей работы.

На уроке окружающего мира дети получили задание по изготовлению кормушки для птиц, которое послужило началом большого проекта. Детям было предложено назвать дело, которым им было бы интересно заниматься. Ребята предложили не только сделать кормушки, но повесить их около своих домов, в школьном саду и подкармливать зимующих птиц. Чем же именно можно заниматься, выполняя этот проект? С какой целью можно выполнить этот проект? Узнавать что-то новое о животных, но самое главное – помогать им, заботиться о зимующих птицах. Обсудили, какие методы юного исследователя можно использовать: «подумай сам», «спроси у другого», «понаблюдай», «прочитай», «найди в Интернете»Чтобы реализовать цели проекта, необходимо решить некоторые задачи. И снова прошло коллективное обсуждение. Ребята решили, что важно бережно относиться к природе. Дела наши могут быть не только полезными, но и интересными, а для этого решили организовать разные мероприятия: конкурсы. Конечно же, необходима помощь и поддержка родителей. Каждый ученик сможет поделиться с одноклассниками тем, как он выполнял то или иное задание, кто ему помогал, что удалось сделать хорошо, а что вызвало затруднения и т.д., поэтому решили представлять свои мини-проекты на классном конкурсе в удобной для каждого форме (сообщение, фото- отчет, презентация, плакат, иная форма).

Направления деятельности. Решили, что проект будет состоять из нескольких акций, а сам проект можно реализовывать на протяжении всего учебного года. Все будет зависеть от того, какие акции сможем организовать сами или примем участие в школьных акциях или неделях.

Консультирование. Обсудили, как поступить, если будут возникать трудности, с которыми сами не справимся. Было решено обратиться за помощью к специалистам: учителю биологии Сосницкой Наталье Николаевне. В процессе обсуждения было решено обязательно обращаться за помощью к родителям.

2 этап, реализация проекта

  1. Организация и участие в акциях (неделе), практическое выполнение мини-проектов.
  2. Организация, проведение и участие в выставках и конкурсах.
  3. Оформление результатов выполненной работы.

Каждое мероприятие (акция, др.) проходило по плану, который обсуждался всем классом.

Акция «Помоги птицам зимой»:

1. организационный этап:

  • задание получено на уроке окружающего мира,
  • определяем название акции, критерии выполнения задания,

2. практический этап:

  • практическое выполнение задания: изготовление кормушек, вывешивание кормушек, подкормка птиц, обмен информацией о типах кормушек и способах их изготовления
  • в процессе выполнения задания узнаем что-то новое, используя подходящие методы, делимся «находками» и «открытиями» с одноклассниками,

3. заключительный этап:

  • отчет о проделанной работе (сообщение, фотоотчет, инструкция по изготовлению кормушки),
  • выставка работ (отчеты, фотографии, демонстрация кормушек),
  • защита проектов,
  • работа жюри, подведение итогов. 

3 этап, заключительный

1. Выполнение и оформление результатов мини-проектов, акций. Помощь родителей.

2. Презентация (промежуточных) результатов проекта.

3. Подведение итогов реализации проекта. Родительское собрание.

Участие родителей в данном проекте было выражено в следующих формах:

  • оказание помощи в изготовлении кормушек, подготовке и оформлении результатов мини-проектов (презентации, фотоотчеты),

Заключение

Практическая значимость проекта

  1. Цель проекта для обучающихся достигнута: 
  • обучающиеся расширили свои знания об окружающем мире, применяли полученные знания на практике;
  • оказали посильную помощь зимующим птицам;.
  1. Цель проекта для учителя достигнута:  
  • обобщается и систематизируется опыт работы по организации проектной деятельности младших школьников,
  • использованы новые формы работы в организации внеурочной деятельности младших школьников,
  • работа по реализации данного проекта была организована в тесном сотрудничестве с учителем биологии Сосницкой Н. Н.
  1. Задачи проекта выполнены:
  • были созданы условия для формирования у обучающихся познавательного интереса и бережного отношения к природе;
  • расширены рамки внеклассной работы с обучающимися (организация конкурса мини-проектов, рисунков);

       *       в реализации проекта приняли участие родители обучающихся;

  • использовались разные формы участия в подготовке и оформлении результатов, формы представления результатов проекта;
  • были созданы условия для формирования культуры представления результатов проектной деятельности, включая ИКТ-компетентность младших школьников.
  1. Планируемые результаты проекта представлены в форме:
  • изготовлено 10 кормушек для зимующих птиц;
  • была организована подкормка птиц в зимний период и ранней весной;
  • отчеты о ходе выполнения проекта были представлены в форме фотоотчетов, презентаций.

Краткая аннотация проекта

Данный проект способствует развитию межличностного взаимодействия и сотрудничества, развивает умение действовать в интересах своего коллектива и контролировать уровень личной ответственности в постановке и решении поставленных задач. В процессе работы над проектом учащиеся учатся добывать, выбирать наиболее подходящую информацию по данной теме, работают с различными источниками

План работы учителя по подготовке проекта.

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка  плана движения  к  цели  (обсуждение плана работы с родителями)

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Особенности работы учителя над проектом.

  1. Глубоко изучить тематику проекта.

  2. При  составлении  совместного  плана  работы  с  детьми  над проектом поддержать детскую инициативу.

  3. Заинтересовать   каждого   ребёнка   тематикой   проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

  4. Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

  5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

  6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

  7. Соблюдать  принцип  последовательности  и  регулярности  в работе над проектом.

  8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход.

  9.  Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10. Творчески   подходить   к реализации  проекта;  ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11. Ненавязчиво  вовлекать  родителей  в  совместную  работу  над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.

Памятка для родителей

Если  ваш ребёнок участвует в создании проекта, то какова роль?

   Проект - это самостоятельная деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими - такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

   В  помощь родителям составлены буклеты по темам проектов 1 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на уроках окружающего мира

Проект по окружающему миру 2 класс, программа "Школа России"...

Мастер - класс" Лишь зная прошлое, можно шагать в будущее." Проект на уроке окружающего мира УМК "Гармония"

Цель мастер - класса: дальнешее повышение мотивации педагогов к овладнию методом проектов как одним из интерактивных методов обучения...

Использование метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе...

ПРИМЕНЕНИЕМЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать ...

Презентации, созданные самостоятельно, для уроков окружающего мира.

Данные презентации созданы для проведения уроков окружающего мира (1-4 классы)...

Готовые проекты для уроков окружающего мира

В этой таблице вы найдёте список готовых проектов, подходящих к темам рабочей тетради А.А.Плешакова по окружающему миру для 1 класса (1 часть). В каждом проекте есть описание (цель, порядок действий, ...

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПРИ СОЗДАНИИ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И КУБАНОВЕДЕНИЯ И НА ЗАНЯТИИ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКИ УУД У УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Цель данного пособия: описать методику использования технологии проектных задач при создании учебных проектов на уроках в начальной школе. Для примера рассматриваются предметные области окружающий мир...