Проектная деятельность как средство развития личности
методическая разработка по теме

Никоноренко Наталья Александровна

Обучение школьников проектной деятельности, ее организация и руководство со стороны взрослых влияет на формирование психологических новообразований личности, на формирование средств и способов мыслительной деятельности, на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napechatalavystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_na_temu.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете на тему:

Проектная деятельность как средство развития личности

(6 октября 2014г.)

Одной из закономерностей развития психических образований является их опосредованность деятельностью, в которую включен субъект. Обучение школьников проектной деятельности, ее организация и руководство со стороны взрослых влияет на формирование психологических новообразований личности, на формирование средств и способов мыслительной деятельности, на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности.

Проектная деятельность способствует формированию у младших школьников умения планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.

Выполнение творческих проектов, защита помогают школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности. Воплощение замысла проекта требует определенных волевых усилий, сочетание интереса и необходимости формирует произвольность психических процессов.

Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности.

Технология выполнения творческих проектов в начальной школе

Проектную деятельность школьников организую с учетом психолого-возрастных особенностей детей, а также с помощью методов, соответствующих данному возрасту.

Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых- усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать  естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению. Особенность содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности. Стараюсь так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна. Часто заинтересованность детей проектом помогает его название («Зеленый пылесос», «Деревня- деревянный мир», «Необычное в обычном», «Держи карман шире», «Виртуальный музей моей семьи» и т.д.)

Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний.

Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения. На исследовательском (подготовительном) этапе, когда ставится проблема перед учащимися, кроме вербальных методов(рассказа, объяснения), используются метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки. Провожу мозговую атаку с целью  коллективного поиска проблем. Для этого создается группа «генераторов идей» и группа «экспертов». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить в процессе выполнения проектов. Группа «экспертов» проводит экспертизу и отбирает наиболее интересные из них.

На следующем этапе, используя метод информационной поддержки, предоставляю учащимся книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, справочники, полезные электронные адреса и другие источники.

На технологическом этапе широко использую метод упражнений, т.к. идет формирование у учащихся умений и навыков деятельности.

На заключительном этапе коррекции проекта и его защиты используются методы сравнительного анализа(сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, обнаружение и исправление недочетов), организую презентацию, конкурс творческих работ.

Творческий проект в начальной школе-это самостоятельная (под руководством учителя) творческая работа, от идеи до ее воплощения.

Считаю целесообразным использование метода проектов в образовательном процессе. В процессе проектной деятельности личность ребенка развивается всесторонне, так как деятельность межпредметна, многофункциональна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника"

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, т...

Презентация "Исследовательская деятельность как средство развития личности младшего школьника"

В материале описаны этапы выполнения научно-исследовательских работ, методика проведения учебных исследований....

статья "Проектная деятельность как фактор развития личности ребёнка"

Статьтя призвана популяризировать проектную деятельность в начальных классах...

Проектная деятельность как средство развития личности

Мои ученики с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Так начиная с 1 класса я использую метод проектов....

Внеурочная деятельность как средство развития личности на примере курса РПС «Юным умникам и умницам»

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования нужно создать условия для развития познавате...

Внеурочная деятельность как средство развития личности на примере курса РПС «Юным умникам и умницам»

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования нужно создать условия для развития познавате...

Доклад «Использование здоровье сберегающих технологий в учебной деятельности, как средство развития личности с ОВЗ»

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, ...