Групповая форма работы как средство формирования УУД
статья на тему

Глаголева Юлия Мадисовна

В условиях введения стандартов задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota_kak_sredstvo_formirovaniya_uud.rar502.03 КБ

Предварительный просмотр:

Глаголева Ю.М.,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №6»

Групповая работа как средство

формирования УУД

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

                                                                                                                                 они будут открывать это новое сами.

                                                                                                                         Моя главная задача – помочь им раскрыться,

развить собственные идеи»

И.Г. Песталоцци.

В условиях введения стандартов задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном процессе.

       Групповое обучение это использование малых групп  в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности,  мышления, интеллекта и ведет к формированию универсальных учебных действий.

      Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

    (слайд 3) Во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как:

  1. информационная компетентность , которая относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как "способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий";
  2. коммуникативная компетентность -  общение людей, передача информации друг другу;
  3.   проблемная компетентность – учит ставить перед собой вопросы, уметь находить решения,
  4.  рефлексивная компетентность - позволяет критически оценивать свою работу, работу товарищей.

     Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно,  они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки.

(слайд 4) Задачи групповой формы  работы на уроке  

  1. Активная познавательная деятельность
  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
  3. Развитие умений успешного обучения
  4. Совершенствование межличностных отношений в классе

     

Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.

(слайд 5)В процессе подготовки к групповой работе, на первом этапе провожу игры на сплочение коллектива, например:

«Мы с тобой похожи тем, что…».

Цель: узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Участники выстраиваются в два круга (внешний и внутренний) лицом друг к другу. Количество детей в кругах одинаковое. Участник, который стоит во внешнем круге говорит своему партнеру  из внутреннего круга фразу, которая начинается со слов: Мы с тобой похожи тем, что…» (например, что мы живем на одной улице). Участник внутреннего круга отвечает: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» (например, что у нас разный рост). Затем по команде учителя участники внешнего круга передвигаются по часовой стрелке, меняясь партнерами. Так продолжается пока все участники внешнего круга не повстречаются с участниками внутреннего круга. После завершения упражнения каждый участник рассказал, что он нового узнал о своих партнерах.

-Для поддержания группового единства я проводила игру «Путанка».  Водящий  выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться. Когда образовалась путанка, водящего приглашают в комнату. Он распутывает, также не разжимая рук у запутавшихся.

-На первом этапе образования групп проводилась «Коллективная сказка». Учащиеся получили задание придумать сказку. Каждый участник должен добавить слово или новое предложение. Оценивается коллективный замысел. Эта игра дала мне возможность получить хорошую информацию о детских конфликтах и ожиданиях.

- Для получения обратной связи я использовала игру «Модифицированное зеркало». Водящий изображал кого-то из членов группы, а группа угадывала, кого изображает водящий.

Все эти мероприятия помогли мне сплотить коллектив и лучше узнать каждого ребенка. Дети стали чувствовать себя комфортней, раскрепощенней. Поняли, что каждый из них индивидуален, но вместе они сильнее. А в группе каждому найдется свое интересное дело по интересам, по способностям, по увлечениям.

Второй этап. Одной из самых распространенных форм групповой работы, является работа в парах. Её успешно использую уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям. Сначала эти упражнения могут быть такого вида:

  • Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы.
  • Создайте узор из красок зелёного и красного цвета, раскрасьте. Варежки должны быть одинаковы.
  • Договоритесь и раскрасьте части пирамиды. Наклейте на шаблон.
  • Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую.

Позднее это могут быть взаимопроверки (таблица сложения и вычитания), взаимодиктанты(словарная работа) . Затем осуществлялось обсуждение  в парах. Важно,  чтобы ученик говорил по теме, умел ставить и отвечать на вопросы.

     При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

     Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, я даю задания парам, сформированным по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.

При изучении на уроках природоведения, чтения объёмных, насыщенных фактическим материалом текстов, можно использовать приём “Чтение. Суммирование в парах”. Суть приёма заключается в следующем:

1. Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т.д. Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста: каждая пара работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу, выслушивает отчёты о работе всех других пар.

2. Далее каждая пара получает отрывок из текста, который разбит на две части. Учащиеся в паре читают весь отрывок. Первый участник пересказывает 1 часть (его роль – докладчик), второй участник (оппонент) задаёт вопросы, подготовленные к этой части. Затем участники, меняясь ролями, работают над 2 частью.

4. Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт работа над всем текстом. 

(слайд 6) Третий этап – это групповая работа. Прежде чем перейти к ней, мы с ребятами устанавливаем  правила работы в группе:

- слушай внимательно партнера по общению;

- переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял;

- отмечай прежде всего положительное;

- уважай чужие ошибки, вежливо объясни свое мнение;

- старайся работать хорошо;

- при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если другой просит об этом;

- результатом работы пары/группы является ваше общее мнение;

- помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;

- поблагодари партнера за работу.

    Все эти правила должны вводиться постепенно, выводиться непосредственно из опыта детей, собираться в виде памятки.

          Вводя новую форму сотрудничества, даю ее образец.  Вместе с 1-2 детьми у доски показываю на одном примере весь ход работы, акцентирую форму взаимодействия (например, речевые клише: "Ты согласен?", "Не возражаешь?", "Почему ты так думаешь?"...). Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.

По моим  наблюдениям, по-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия. Типичные ошибки взаимодействия стоит обыграть, даже если их еще не было в классе. Образцом партнерской коммуникации для детей является учитель. Он повседневно транслирует примеры уважения к собеседнику, корректного ведения дискуссии и поддержки партнера, которые и будут усваиваться детьми.

(слайд 7)Чтобы им легче было научиться работать в группе, первые две недели детей не пересаживала. Затем стала использовать различные способы распределения обучающихся по группам:

«Найди пару»

На парту каждому обучающемуся кладу лист, на котором написано слово. По моему сигналу  ребята читают слова по цепочке и определяют признак, на какие группы им надо разделиться.

«Поздравительная открытка»

Раздаю несколько старых поздравительных открыток, разрезанные на две половинки. Каждый ученик вытаскивает свою половинку и ищет того, у кого такая же половинка. Они становится партнерами при работе в группе.

«Имена»

Пишу имена учеников на листочках. Беру листочки с именами половины класса и прошу оставшуюся половину учеников вытащить листочки наугад. Ученики объединяются для работы в парах с тем, чье имя они вытаскивают.

«Волшебные карандаши»

Беру карандаши или фломастеры разных цветов и раздаю их ученикам. Те, кто достали карандаши одного цвета, работают в паре вместе.

«Домашние животные»

Каждому ученику даю карточку с названием домашнего животного. Они  воспроизводят звук, который издает это животное и ищут в классе тех учеников, которые тоже издают этот звук.

«Решение примеров»

На половине карточек пишу математический пример, а на другой – ответ на него или способ его преобразования. Например, на одной карточке написано 7+6, а на другой 13.

Необходимо отметить эффективность групповой работы на разных этапах урока: актуализации знаний, открытия нового знания, формирования и систематизации знаний, а также рефлексии. Приведу некоторые примеры групповой работы, используемых мною на уроках.

Актуализация знаний. «Классная перестрелка». Ребята обмениваются тетрадками и проверяют письменное домашнее задание(или подготовленные дома карточки, кроссворды),изученный ранее материал рассказывают друг другу.

Метод «Четыре шляпы». Использую на уроках литературного чтения.

На уроке делю детей на 3 группы. Они сами по жребию выбирают себе шляпу, назначают капитана группы.

ЖЁЛТАЯ: группа находит положительные, позитивные моменты в рассказе.

СИНЯЯ: группа пытается отыскать отрицательные, негативные моменты в рассказе.

КРАСНАЯ: группа определяет эмоциональную сторону рассказа, какие эмоции, кто и когда испытывал в рассказе.

Такую работу можно проводить на любом этапе урока и с любым произведением прозы, детям очень нравится.

Изучение нового материала.

«Яркое пятно». Учитель сообщает интересный факт, что настраивает обучающихся на принятие темы.

«Помощники». При изучении нового материала ученики оформляют ее в такой форме, которая им поможет лучше запомнить и вспомнить на уроке.

«Ловушка». Учитель дает несколько заданий, одно из которых выполнить не получается. Это нацеливает ребят на изучение материала.

Этап формирования и систематизации знаний.

«Блиц опрос». Группы задают вопросы друг другу по изученной теме.

«Часики». Ученик по очереди по часовой стрелке высказывают свое мнение по изученной теме.

«Я - мы - все». Каждый ученик получает задание и работает самостоятельно. Затем обсуждают полученные результаты в парах. В конце свои материалы обсуждают в группе.

Рефлексия.

«Радуга». На листе ватмана каждый ученик разными цветами пишет в 2-3 словах, что он усвоил на уроке.

(Слайд 8) Организуя работу в группах нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание.

Возможны следующие ролевые функции:

  1. Писарь – записывает решение;
  2. Докладчик – рассказывает у доски решение группы;
  3. Командир – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

Кроме этого, группа может выполнять общее задание, но каждый член  делает часть общей работы независимо друг от друга. Такую работу я часто использую на уроках технологии, так как она экономит время.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить школьников учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы  сообща. (слайд 9) Важно, чтобы в команде каждый ее член усвоил учебную информацию, чтобы вся группа была заинтересована в этом.

Для этого очень важно правильно подобрать задания для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

  • Задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
  • Задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
  • Задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что групповая работа имеет ряд преимуществ:

  1. Объем усваиваемого материала возрастает.
  2. Возрастает творческая и познавательная самостоятельность.
  3. Характер взаимоотношений между детьми меняется.
  4. Класс становится сплоченней.
  5. Больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к обучающимся.
  6.  Ребята получают удовольствие от работы.

В процессе подготовки детей к групповой работе я использую:

- постановку познавательной задачи (проблемной ситуации);

- провожу инструктаж о последовательности работы;

- раздаю дидактический материал по группам.

Натретьем этапе, т.е. в процессе групповой работы учащиеся

- знакомятся с материалом, планируют работу в группе;

-распределяют задания внутри группы;

- выполняют индивидуальные задания;

-обсуждают индивидуальные результаты работы в группе;

-обсуждают общее задание группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

-подводят итоги группового задания.

В конце работы 

-сообщают о результатах работы в группах;

-анализируют выполнение задач, проводят рефлексию;

- делают общий вывод о групповой работе.

Получают комментированную оценку работы группы от учителя.

(слайд 10)В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:

  • Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
  • Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
  • Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

(слайд 11) В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Оригинальное построение, новизна приёмов – очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем.

Функции учителя Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности.

Приведу примеры групповой работы на различных уроках.(слайды 12,13)

  1. Урок русского  языка.

Тема: Единственное и множественное число имён существительных.  ( на уроке пойдёт речь о неизменяемых именах существительных.) Предлагаются фрагменты урока.

этап урока

задания для учащихся

деятельность учителя

деятельность учащихся

Изучение нового

Работа в группах

На доске слова книги, ученики, ножницы, шорты, тетрадь, овощ, железо, молоко

-Подумайте, почему не получается изменить форму числа некоторых имён существительных?

Сравнить своё мнение с правилом в учебнике

Раздать карточки с подобными именами существительными.

-Попробуйте распределить подобные существительные в 2 группы. В 1 группу запишите существительные , имеющие форму только ед.ч., а во 2 группу запишите существительные, имеющие форму только мн.ч.

Проверка выполненной работы всех групп,  сравнительный анализ работы групп.

Наблюдает за работой в группах, помогает  при необходимости .

Наблюдает за работой в группах, иногда направляя на верный путь решения( есть «ловушка»)

Учащиеся ведут обсуждения, выслушивают предположения  одноклассников, пытаются сформулировать ответ на вопрос.

Пробуют распределить слова в 2 группы.  ведут обсуждение, выдвигают своё предположение, доказывают мнение. Сталкиваются с «ловушкой», пытаются с ней справиться.

2.Урок русского языка.

Тема: Правописание имён существительных с шипящим на конце слова.

Этап урока

Задания для учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самостоятель-

ная работа

Работа в группах

-У вас на столах задание. Сформулируйте его. ( идёт обсуждение в группах)

Не шумит в реке … ( камыш),

Не шуршит под полом … (мышь).

В этот час такая … (тишь)!

Только слышно « Спи, …(малыш)».

Проверка

Организует работу в группах

Контролирует

работу групп.

Выслушивает ответы детей.

Формулируют задание, сравнивают ответы.

Работают с карточкой, обсуждают работу , приходят к единому мнению.

Доказывают правильность своего ответа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые формы работы как средство формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

У учителей начальных классов большой популярностью пользуется методическая тема "Групповые формы работы". Будучи слушательницей курсов в АППО( у Абдулаевой О.К.),имела возможность свести воедино обили...

Групповые формы работы- как способ формирования УУД у младших школьников

В этой статье я рассказываю о том, как лучше и эффективно формировать УУД на разных предметах и различных этапах урока...

Групповые формы обучения как средство формирования УУД младшего школьника

Эта статья о Педагогической мастерской и об этапах ее построения....

«Групповые формы работы как средство формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий»

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий для формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стесните...

Мастер-класс "Групповые формы обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Мастер-класс предназначен для учителей начальных классов. В данной разработке раскрываются сикреты успешной групповой работы с первых дней обучения; примеры из своей практике....

Обобщение опыта работы по теме "Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных УУД"

Обобщение опыта работы по теме "Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных УУД"...