Групповые формы обучения как средство формирования УУД младшего школьника
статья по математике (4 класс) на тему

Иванова Тамара Викторовна

Эта статья о Педагогической мастерской и об этапах ее построения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnaya_rabota_ivanova_t.v.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская академия

постдипломного  педагогического  образования

Кафедра естественно-научного образования

Итоговая  аттестационная работа

по теме

< Групповая работа как средство формирования УУД младших школьников >

Работа выполнена

слушателем курсов  повышения

квалификации по программе

<<Образовательные технологии формирования

Универсальных учебных действий>>

Иванова Тамара Викторовна

Учитель начальных классов

ГБОУ гимназия №526

Московского района

Санкт-Петербурга

Руководитель:

Абдулаева  Оксана Каримовна

к.п.н., доцент ЕНО

Санкт-Петербург

2013

Структура аттестационной работы:

ВВЕДЕНИЕ  (обоснование выбора технологии)

  1. Теоретическая часть  (описание технологии)
  2. Практическая часть. Пример применения технологии в образовательном процессе.

Заключение (основные выводы, методические комментарии к уроку и применению приема, трудности,  с которыми столкнулись на уроке и как с ними справились)

Список литературы

Приложения  (дидактический материал к уроку, детские работы).

ВВЕДЕНИЕ.

Технология  “Мастерская” выбрана неслучайно. Она включает в себя 100% участие детей в работе. Дает возможность каждому ученику совершить “открытие” в процессе построения нового знания. Каждый может задать вопрос  себе и одноклассникам, выбрав свой путь решения. Работая индивидуально в  парах, в малых группах,  ученик использует  все виды человеческого взаимодействия, задействуются разные каналы ввода информации, используются разные виды предъявления результатов творческой деятельности.

Такая работа включает как чувственно-эмоциональную, так и когнитивную сферу. В Мастерской используются различные виды деятельности во взаимодействии участников, что обеспечивает возможность решать разные учебные и воспитательные задачи.

Сложный учебный материал  “Дроби” дети открывают сами в сотрудничестве   друг с другом. Как показывает практика, усваиваются новые знания быстрее и лучше, так,  как “прожиты”, “открыты” самими детьми.

Теоретическая часть.

Технология “Педагогическая мастерская” базируется на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности. Благодаря этой технологии реализуется  деятельностный  подход в обучении и соблюдаются принципы личностно-ориентированного образования.

Теоретические основы технологии созданы педагогами французской группы “Новое воспитание” (А . Бассис, О.  Бассис, М. Дюком, П. Коллен)

“Петербургское новое образование” выделяет три типа Мастерских:

  • Мастерские построения знаний
  • Мастерские письма
  • Педагогические Мастерские

Педагогические Мастерские являются частным случаем Мастерской построения знаний, связанного с профессией педагога.

Для учащихся проводятся Мастерские построения знаний и Мастерские письма.

Цель таких Мастерских – раскрыть мир человека (ученика), разбудить в нем чувство достоинства, уважения к себе и другим, научить самостоятельно получать знания, развивать способности.

Мастерская может включать в себя работу со схемами, таблицами, моделями, объектами. Через первое задание в Мастерской  это помогает осознать суть явления, процесса, понятия. При обсуждении в группах на этапе социализации и рефлексии используется внешнеречевая форма действия.

Качество и прочность усвоения знания  и действий на Мастерской  не формируются, усваивается  только основа действий. Для того, чтобы открытые на Мастерской знания усвоились, стали обобщенными, должна быть проведена дальнейшая работа с ориентировочной системой.

Выделяют несколько этапов построения Мастерской.

1. Мотивационный этап отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной  активности школьников. Он заставляет стремиться к цели выполнять ту или иную деятельность.                                                                  В задачу мастера входит подбор задания,  выполняя которое ученики найдут свой мотив последующей познавательной деятельности.

Индуктор – это предмет, побудитель направленной деятельности. Он способствует наведению ребенка на саморазвитие.                                Индуктор – индивидуальное задание,  которое при его выполнении требует от каждого ребенка опоры на себя, принятие самостоятельного  решения. При  этом ребенок отражает в нем свое понимание, свое видение проблемы, используя собственный опыт.

2. Этап предъявления собственного опыта себе, группе и всем участникам мастерской. На данном этапе каждому ученику предоставлена возможность в определении путей поиска нового знания. Характерные особенности восприятия знаний на Мастерской является то, что сами знания и процесс их рождения воспринимаются как единое целое. При этом каждый ученик выстраивает свой процесс обучения.

3. Этап  работы с моделями, схемами, рисунками, текстами позволяет развивать у участников Мастерской фантазию, формирует новый взгляд на  привычные объекты.

4. Этап построения нового знания. Этап сложный, направлен к внутренней культуре личности. Он проходит в совместной деятельности детей, в столкновении позиций, понимании друг друга, отстаивании своего мнения. На этом этапе делаются выводы, формируются учебные правила, понятия, законы.

5. За индивидуальной, парной, групповой работой идет этап показа, предъявления классу своих наработок, решений, планов.

Учащиеся задают друг другу вопросы,  уточняют,  исправляют, оформляют результаты своей работы.

 6. Мастерские обычно заканчиваются  рефлексией - дети выражают  своё отношение к полученным знаниям, о трудностях,  с которыми столкнулись в ходе Мастерской.

Мастерская построения знаний.

Учебник математики Петерсон Л.Г. 4-й класс

Урок 1

Тема: Измерения и дроби.

 

Цели:

  • формирование знаний, умений, навыков действий с дробями;
  • развитие памяти логического мышления, воображения, внимания, речи, математических навыков вычисления;
  • воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, аккуратности, самостоятельности, дисциплины, наблюдательности.

Задачи:

  • ввести понятие части, целое, дроби ;
  • открытие способов обозначения части и целого ;
  • формирование умений выполнять действие с дробями (сложение, сравнение) ;
  • создать условия для открытия новых знаний ;
  • закрепить навыки работы в группах, организовать диалоговое взаимодействие детей.

Этапы урока:

Этап 1.

1. Мастер  показывает целое яблоко,  разрезает яблоко пополам

2. Задание ученикам: изобразить предмет,  каким он был и каким он стал

- индивидуально выполнить

- обсудить в группах

3. Ученики рисуют, пишут, выбирают в группе наиболее точное изображение и представляют всем, вывесив на доску.

4. Слушаем, комментируем, спрашиваем, уточняем.

5. Мастер:   если целое не яблоко, а, например, пакет молока, килограмм чего-либо, как тогда изобразить? Придумайте в группах универсальный способ изображения части и целого.

6. Ученики работают в группах, результаты вывешивают на доску.

7. Презентация работ, вопросы детей, комментарии.

8. Мастер: сформулируйте тему сегодняшнего занятия

9. Ученики предлагают  тему урока (Целое, части, дроби)

10. Мастер:  каким образом вы обозначили целое? (1)   Как обозначить часть? (0,5 или 1\2)

Этап 2

1. Мастер: исследуем целое и половины целого - каждому в группе выдана спичка

2. Задание ученикам:

  • обозначить целое на листе,
  • показать половину целого (сломать спичку),
  • сравнить 2 половинки своей спички,
  •  сравнить половинку своей спички с половинкой спички товарища.
  • Обсудить в группах, представить результаты исследований.
  • выступление групп

Вывод:  целое одинаковое => половинки одинаковые

3. Мастер:  исследуем половинку половины. Дети должны догадаться, что теперь целое  (половина спички).

4.Задание ученикам:

  • покажите половину целого (сломать 1\2, получить 1\4)
  • сравнить половинки своих половинок с половинками товарищей
  • обсудить в группах, сделать вывод
  • слушаем группы

5. Задание ученикам:

  • выясним,  верно,  ли равенство 1\2 = 1\2
  • сравните половинку целого с половинкой половинки
  •  слушаем группы, комментируем, задаем вопросы

Вывод: половинки равны, если это две равные части одного целого

Этап 3.

1. Мастер:  выясните,  сколько половинок в трех спичках и запишите свое утверждение равенством

2. Ученики  пишут (1\2 + 1\2 + 1\2 + 1\2 + 1\2 + 1\2 = 3), ходим, наблюдаем

3. Мастер:  в парах выясните верны ли равенства, если нет, то добавьте сколько надо, по-вашему, половинок или уберите несколько половинок (в группы выдаются задания на листах)

  1. 1\2 + 1\2 + 1\2 =2
  2. 1\2 + 1\2 + 1\2 + 1\2 + 1\2 = 2
  3. 1\2 + 1\2 + 1\2 + 1\2 + 1\2 + 1\2 = 6
  4. 1\2 + 1\2 + 1\2 = 1 + 1\2
  5. 3 + 1\2 + 1\2 = 4
  6. 1 = 1
  7. 1\2 = 1\2

4. Ученики  меняются листочками, разговаривают друг с другом, обсуждают

5. Слушаем группы

6. Мастер  пишет на доске ответы групп. Дети сами до всего догадываются, отвечают на вопросы одноклассников.

Этап 4.

1. Мастер:  группам предлагается проверить еще несколько равенств

  1. 1 + 1\2 = 1\2 + 1
  2. 2 + (3 + 1\2) = (2 +3) + 1\2
  3. 1\2 + (1\2 + 1 + 2) = (1\2 + 1\2) + 1 + 2

2. Ученики решают выражения. Ходят, смотрят, как выполнили задания другие группы, обсуждают  результаты.

Этап 5.

1. Мастер:  выясним, из чего состоит целое

2. Задание ученикам:

  • каждому выдан листок
  • начертите окружность радиусом 4 см
  •  вырезать круг
  • способом перегибания разделите круг на 4 равные части
  • развернуть
  • закрасить одну из 4 частей, подписать ее (1\4)
  • другим цветом закрасить оставшуюся часть круга, подписать ее (3\4)
  • записать, чему равен целый круг
  • посовещайтесь в группах, в парах, запишите результаты на доске

3. Ученики пишут на доске:

  • 1 гр. 1 = 1\4 + 3\4
  • 2гр. 1 = 4\4
  • 3 гр. 1= 1\2 + 1\2
  • 4 гр. 1 = 1\4 + 1\4 + 1\4 + 1\4
  • 5 гр. 1 = 2\2
  • 6гр. 1 = 4\4, 1 = 6\6, 1 = 7\7, 1 = 8\8…

Вывод:  целое = сумме всех частей. На сколько частей разделили целое,  столько и закрасили.

Рефлексия.

Дети говорили, что работать в группе интересно, что они не боялись ошибиться, легче было сделать выводы, в споре выясняли истину. Поняли, что вместе можно решить любую трудную задачу. Учились слушать других и отстаивать свою точку зрения. Чувствовали ответственность за представляемый результат коллективной работы (не хотели подвести свою группу).

Была сегодня мастерская

Мы все про дроби узнавали

Дробь у охотника в кармане

И дробный звук у барабана

Дробь – часть от целого числа

Я в классе – долька 31

Делили целое на части

И из долей сложили пазлы

Мы в классе поняли давно

Работать в мастерской легко.

Коль ты ошибся – не беда

Поправит друг тебя всегда

Мы вывод сделали такой

Как ни дели наш класс на части

Мы вместе – целое одно

(Дубовицкий  Егор 4б)

Заключение.

Технология мастерской позволяет формировать все УУД.

  1. на первом этапе мастерской использован прием ассоциация, который позволяет учащимся конструировать новые обозначения целого и части. В ходе мастерской ученики овладевают базовыми предметными и межпредметными  понятиями, умением  работать с информацией в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета (познавательные УУД)
  2. учащиеся самостоятельно конструировали понятия, обсуждали в малых группах, вступали в диалог, строили логичные  рассуждения (коммуникативные УУД)
  3. учащиеся сравнивают версии, осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнера (познавательные и регулятивные УУД)
  4. ученики формируют вопросы для организации учебной деятельности. Происходит осознанное понимание и сопереживание чувствам других (коммуникативные УУД)

  Мастерская – это развитие творческих способностей и потенциальных возможностей каждого ученика.

Данная мастерская построения знаний является вводом в большую тему и охватывает содержание нескольких уроков, дополняя и расширяя их.

Сам по себе процесс работы в мастерской является результатом.

Знания детей мастером не оцениваются.

Домашнее задание: 

урок 21. Выполнить задание по желанию.

На следующий день, проверяя домашнее задание,  выяснили, что дети выполнили все задания связанные  с новой темой.

Литература.

  • Н.Г. Ермолаева. “Современный урок: Анализ. Тенденции.  Возможности.”

Издательство КАРО-СПб, 2008 год.

  • О.Б. Даутова,  Е. В. Иваньшина, О, А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О.Н. Крылова , И.В. Муштавинская. . “Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС.”                  Издательство КАРО-СПб, 2013 год.
  • А.А. Окунев. “Урок? Мастерская? Или…..”                                         СПб, Филиал   издательства Просвещение- 2001 год.
  • А.А. Окунев.  “Как учить неуча.” СПб,   Издательство Питер Пресс, 1996  год.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроке чтения как средство формирования УУД младших школьников

Методические разработки для организации групповой работы на уроках чтения во 2 классе...

Презентация опыта работы «Технология проектного обучения как средство формирования УУД младших школьников».

Из каких этапов состоит эта работа? Какова специфика применения проектного метода в начальной школе? Как наиболее рационально организовать образовательную среду, в том числе выходящую за рамки образов...

Групповая работа как средство формирования УУД младших школьников

Формы групповой работы; виды групповой работы; игры....

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье идёт речь о целесообразности и эффективности групповой работы в коллективе младших школьников, благодаря которой учитель имеет возможность профессионально формировать и совершенствовать униве...

Мастер-класс "Групповые формы обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Мастер-класс предназначен для учителей начальных классов. В данной разработке раскрываются сикреты успешной групповой работы с первых дней обучения; примеры из своей практике....

Групповые формы работы как способ формирования УУД младших школьников.

В данной публикации обосновывается актуальность заявленной темы, описываются задачи групповой работы. Дается краткое описание коллективных способов обучения. Также можно узнать о плюсах и минусах рабо...