Влияние информационно - коммуникативных технологий на успешность учебного процесса
статья по теме

Харькова Инна Геннадьевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

     Быстрое развитие информационных технологий и внедрение их в России в последние годы повлияло на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Компьютер, являясь сложным техническим продуктом, способным имитировать различные игры и выполнять множество функций. Он является для ребенка тем равноправным партнером, способным реагировать на его действия и запросы, которого ему порой не хватает.

     Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

    У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков.

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности дает возможность:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовывать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной.

     Школа становится первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное состояние. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школы. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними.

     При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

     Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют обогащать восприятие учебного материала, способствуют его наилучшему пониманию.

     Целью внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, является появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды и повышения качества обучения.

     Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышает общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся.

ИКТ технологии я использую на разных этапах урока:

- для обозначения темы урока в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

- как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.);

- для контроля учащихся.

     Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме.   Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

     Мультимедийные презентации - это доступный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание школьника. Одновременно воздействуя на два важнейших органа восприятия (слух и зрение), достигается гораздо больший эффект в запоминании большего объема информации.

Помимо создания и использования презентаций я пользуюсь ресурсами Интернета. Ведь именно там можно найти всё, что необходимо для работы в классе, для успешного восприятия и запоминания учебного материала.

При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. Очень интересно прошли уроки по теме: «Природные зоны», «Тундра», «Пернатые изобретатели» и другие.

      В учебном процессе я использую готовые тестовые задания с образовательных интернет-ресурсов, а также разработанные мной разные виды тестов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру с 1 по 4 класс по многим темам. Поэтому я применяю на уроках не только тесты в печатном виде, но и компьютерные, которые позволяют выявить недоработки по той или иной теме. Кроме тестов использую кроссворды, схемы, таблицы.

Большую помощь ИКТ оказывают при подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности детей.

     Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество. И решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс. Компью...

Влияние интерактивных информационно-коммуникативных технологий на повышение качества обучения.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информа...

Статья "Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе - приоритетная задача современного образования"

В условиях модернизации российского образования использование ИКТ в работе с младшими школьниками является одной из приоритетных задач. Младший школьный возраст отличается неустойчивым вниманием. Оно ...

Использование информационно-коммуникативных технологий в рамках учебного сотрудничества в начальной школе

АннотацияИспользование информационно-коммуникационных технологий как одного из важных средств реализации такой комплексной педагогической технологии, как учебное сотрудничество, обеспечивает пол...

«Внедрение информационно-коммуникативных технологий для успешной реализации ФГОС и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

laquo;Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы»      А.П.Семенов.Тема самообразования «Внедрение информационно-коммуникати...

Влияние информационно-коммуникационных технологий на процесс активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы (на примере использования Интернет-технологий)

В статье на примере организации работы с Интернет-проектами в начальной школе рассмотрены возможности активизации познавательной активности учеников с использованием информационных технологий....