"Методический семинар"
презентация к уроку на тему

Дотпе Чаяна Орлановна

"Методический семинар". Презентация на тему "Технология развития критического мышления как инструмент для формирования УУД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.pptx777.53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г.Шагонар муниципального района « Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва». Технология развития критического мышления как инструмент для формирования УУД Чамбал Чаяна Орлановна, у читель начальных классов г. Шагонар 2017г.

Слайд 2

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы: Личностные; Познавательные; Регулятивные; Коммуникативные. Одной из современных педагогических технологий, позволяющей формировать УУД, является технология развития критического мышления (ТРКМ).

Слайд 3

Критическое мышление (как технология) – это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации. Цель технологии - формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Задачи ТРКМ : Формирование нового стиля мышления; Развитие базовых качеств личности; Развитие аналитического, критического мышления.

Слайд 4

Исследователи методов критического мышления

Слайд 5

Стадии технологии критического мышления 1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия Вызов: – актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения. Осмысление: – получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми. Рефлексия: – размышление, рождение нового знания; – обобщение полученной информации, целостное осмысление - Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу

Слайд 6

Приемы технологии критического мышления 1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия Вызов: Кластер ( на всех стадиях) Корзина идей Верные – неверные утверждения Таблица ЗХУ Ромашка «Блума» Плюс – минус- интересно Верите ли вы, что… Дерево предсказаний Мозговой штурм Осмысление: Инсерт Чтение с остановками Фишбоун «Тонкие» и «толстые» вопросы (на всех стадиях) Таблица ЗХУ Плюс – минус – интересно Рефлексия: Кластер Шесть шляп Ромашка «Блума» Синквейн Письмо другу Зигзаг Эссе

Слайд 7

I стадия – «Вызов» Деятельность учащихся Деятельность учителя Направлена: - на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу; Ученик: - вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения); - активизацию их деятельности; - систематизирует информацию до изучения нового материала; - мотивацию к дальнейшей работе - задает вопросы, на которые хочет получить ответы

Слайд 8

Кластер (гроздья) Это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие . Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

Слайд 9

Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ Источники, из которых мы намерены получить информацию А Б В Г Д Е Ж З 1 2 5 4

Слайд 10

Даются вопросы по еще не изученной теме. Дети пытаются ответить, ставят «+» или «-», потом изучают тему и опять отвечают, затем сравнивают, совпали ли их ответы. Таблица «верные – неверные утверждения» Утверждение ( дает учитель) До чтения текста После чтения текста

Слайд 11

Дерево предсказаний Предположения по поводу развития сюжетной линии. Ствол дерева –тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), «листья» - обоснования этих предположений. Что будет дальше? Чем закончится рассказ? Как будут развиваться события после финала т е м а Предположение… Обоснование … Вероятно… Возможно…

Слайд 12

II стадия – «Осмысление» Направлена: -на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией; Ученик: - вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения); - постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» - делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации; Деятельность учителя Деятельность учащихся На стадии осмысления осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально или в парах.

Слайд 13

V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) - (исправить неверные предположения ? (побудить дальнейший интерес к теме) Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше Инсерт

Слайд 14

Чтение с остановками обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета заключительная беседа 1 этап 2 этап 3 этап

Слайд 15

III стадия – «Рефлексия» Учителю следует:: - вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, предположения; Учащиеся: - соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания; - дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации; систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания; выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи Деятельность учителя Деятельность учащихся На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

Слайд 16

Синквейн Кто? Что? Предмет Суть предмета, усиливающая предыдущие две строки Существительное, выступающее как итог Какой? Какая? Какое? Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предмета Что делает? Три глагола, раскрывающие действия предмета

Слайд 17

Толстые вопросы Тонкие вопросы Дайте три объяснения почему….? Объясните почему….. ? В чем различие……? Кто…..? Что…?. Когда…?.. «Толстый и тонкий вопросы»

Слайд 18

Эффективность использования технологии критического мышления В КМ есть технологический аспект, позволяющий четко организовать учебный процесс и при этом в комплексе решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи (дисциплинированность, четкое и внимательное выполнение заданий ); Технологичность КМ обучает учеников умению самостоятельной обработки информации, формирует самостоятельность мышления; КМ развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работать в коллективе;

Слайд 19

Эффективность использования технологии критического мышления (продолжение) В технологии КМ заложен прием взаимообучения . Известно, что легче всего научиться, обучая других. Ученикам предлагается роль учителя. Это поднимает у них самооценку и заставляет поверить в свои силы – этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом; Передача информации друг другу развивает различные типы восприятия: аналитический, визуальный, аудиальный, рефлексивный; КМ развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом ( трехфазная структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока и соответственно собственно рефлексии. Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов.)

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"

Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках...

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"

Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Методический семинар из опыта работы.

Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...