педагогическое эссе на тему: "Современное образование: надо ли оглядываться на прошлое."
статья на тему

Матерухина Марина Николаевна

Педагогическое эссе на тему: "Современное образование: надо ли оглядываться на прошлое."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе на тему:

«Современное образование: надо ли оглядываться на прошлое?»

                                            От прошлого, через настоящее, к будущему.                                    Прошлое не означает прошедшее.

Оно всегда с нами, мы полны им.

Не знать своего Прошлого –

значит заблудиться во Времени.

                                                             О. Голубева-Терес

Наша жизнь разнообразна и прекрасна. Но такой ее может сделать только сам человек.

Каким станет ребенок, которого я учу, зависит от многого.  Необходимо собрать в системе образования все самое лучшее, что накоплено за прошедшие поколения. Прошлое необходимо знать и помнить для того, чтобы не совершать ошибок в будущем.

Начну со своего далекого прошлого, когда я, будучи студенткой химического факультета Самаркандского Государственного Университета, мечтала о работе криминалиста под влиянием прочитанных детективных книг и книг по психологии или химика-технолога. И такой предмет как педагогика не считала важным и необходимым. Сдав экзамен по этому предмету, я и не предполагала, что именно педагогика будет будущей моей профессией.

Но  жизнь указала мне другую дорогу. Уже много лет я учу детей. И нисколько не сожалею о таком повороте судьбы. Начав работать в школе, я старательно и кропотливо вспоминала все то, что я изучала в университете о педагогике и ещё попутно улучшала собственные познания в преподавании предмета. Конечно же, были ошибки, но и они помогали мне разобраться в вопросах о том, как нужно поступить в той или иной ситуации. Я поняла, что педагогика – моё призвание, ощутила душой, что школа – это тот дом, в который хочется постоянно возвращаться. «Что учительство – это искусство, это труд не менее творческий и интересный, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человека не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру» (Дмитрий Луначарский). И вот уже более двадцати шести лет я каждый день, спеша в школу, благодарю Бога за указанный жизненный путь и считаю себя счастливым человеком. Часто вспоминаю своих мудрых и добрых педагогов-наставников и стараюсь быть первым учителем не по счёту, а по значимости в жизни своих учеников.

Оглядываясь в прошлое, хочу сказать, что современные ученики совсем не те, каким было наше поколение. Школа прошлого – это почти стопроцентная посещаемость на уроках, это прочитанные произведения по литературе, это выполненные домашние задания, это красивый каллиграфический почерк у большинства учеников, это уважение к старшим, это интересные походы с песнями у костра, это интересные экскурсии в театры и музеи, это такое понятие, как «дружба народов», ведь я жила в Средней Азии и многонациональность в классе не считалась чем-то особенным, а была обыденным делом.

А современные ученики – кто же они? Они – поколение новое! Они – будущее! Народная мудрость гласит: «Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно, если на десять лет вперёд сажай лес, если же на сто лет – воспитывай детей». Современные дети или дети нового поколения - какие они? Если бы можно было задать этот вопрос педагогам моих лет, то ответы их были бы такими: «они мыслят по-другому», «они очень подвижные и невнимательные», «замечания учителя не слышат», «очень громко разговаривают и перебивают друг друга», но несмотря на всё это – они удивительные дети, талантливые и хорошо образованные в сфере различных технологий. Но педагогу всегда нужно помнить главное: что они прежде всего Дети! Что перед учителем находится хрупкий сосуд, который необходимо наполнить знаниями, сохранив неповторимую форму и красоту, прорастить росток умений и навыков, который будет тянуться к знаниям, как всё живое к солнцу.

Современное образование – какое оно? А какой он – современный учитель? Учить и воспитывать детей нового поколения – сложно ли это? Современный учитель должен быть лидером во всех направлениях, должен обладать современными технологиями, уметь вести за собой коллектив, своими жизненными позициями подавать пример учащимся. Учить и воспитывать детей нового поколения – это сложно и интересно. Ведь удивить современного школьника очень непросто. Но я уверена, если мне это удаётся на уроке, значит я им даю возможность узнать что-то новое, интересное, необычное. Я стараюсь учебный процесс сделать увлекательно захватывающим. Ведь учитель – немножечко волшебник. Этому способствует моя самообразовательная работа по теме: «Применение новых образовательных технологий в начальной школе».

   Применение новых образовательных технологий позволяет ученикам проявлять себя индивидуально или в группе, приложить свои знания, попробовать свои силы, показать достигнутый результат, приобрести навыки работы в команде и решить интересную проблему, зачастую сформулированную самими учениками.

   Каждый учитель начальных классов в настоящее время решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта. Ищет новые пути решения поставленных перед ним задач ФГОС. Развитие в последнее время гуманистической педагогики предполагает не только подход к каждому человеку как к личности, но и реализацию каждым своих внутренних способностей. Это значит, что необходимо наличие не только знаний и умений, полученных из научных источников, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу.

   Я вижу цель своей работы в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы процесс развития и саморазвития личности младшего школьника шел интенсивно, я как учитель стимулирую его исследовательскую активность, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, поддерживаю в ребёнке жажду новых впечатлений. Развитие познавательных интересов ребёнка в процессе его обучения в младших классах – один из важнейших факторов успешности учения.

  Новые образовательные технологии позволяют раскрыть индивидуальные особенности ребёнка. И даёт ему возможность приложить свои знания и показать публично достигнутые результаты.

   Я могу сказать с гордостью, что мои ученики – дети нового поколения. Они умны, пытливы, активны, любознательны, умеют отстоять свою точку зрения, имеют нестандартное мышление, показывают хорошие знания.

   Идёт двадцать первый век. Из телевизионных программ и со страниц педагогических журналов звучит: новый стандарт, новые педагогические технологии, «новая школа». А я снова вхожу в класс, меня ждут они – дети нового поколения, поколения смартфонов, компьютеров, Интернета. Те, для которых и новый Стандарт, и «новая школа» и современные технологии…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Современный урок: опыт, идеи, рекомендации"

В данной работе к эссе прилагается конспект и презентация урока....

Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке

Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке ...

Педагогический совет по теме: "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования". Доклад по теме: "Современный учитель"

В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

эссе на тему: «Современный педагог. Каков он?»

В наше сложное, переломное для России время дети и молодежь потеряли нравственные ориентиры. Учитель – это всегда пример для подражания, поэтому он должен быть нравственным и духовным, чтобы соб...

Эссе на тему: "Современная информационная технология в рамках урока"

Собственное видение использования современных информационных технологий в процессе обучения учащихся начальных классов для лучшего усвоения программного материала на уроках и во внеурочной деятельност...

Эссе на тему Современный учитель ( на татарском языке)

Хәзерге заманда укытучы нинди булырга тиеш? Балаларны нәрсәгә өйрәтергә? Ничек өйрәтергә? Миндә гел шундый сораулар туып кына тора.Заманнар үзгәрә, җәмгыять һәм кешенең үзара аралашуы үзгәрә. Укытучын...