Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке
статья на тему

Сайфутдинова Елена Владимировна
Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayfutdinova_e.v._itogovaya_rabota._esse.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке  

 Е.В. Сайфутдинова,

 МБОУ «Пестречинская СОШ№1»  

с. Пестрецы Пестречинского района Республики Татарстан

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят важные перемены, его ведущая игровая деятельность сменяется учебной. Ему все нравится, новизна притягивает. Что же происходит дальше? Познакомившись с ребятами, ребенку хочется общаться.  Но ему говорят «не вертись», «не разговаривай», «не списывай» и т. д. И получается, что в учении – в их главном на данном возрастном этапе деле – они лишены общения со  сверстниками – этого существенного факта нормального развития.

Ученики на уроке не общаются, они лишены совместной деятельности,  учитель всегда выступает посредником между детьми. Отношение «учитель-ученик» реально существует, а совместная учебная работа детей, предполагающая их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя встречаются редко. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая друг с другом.

Я,  считаю, что как нельзя лучше, решает данную проблему включение в урок образовательных структур. Да, групповая, парная работа в организации совместной деятельности учащихся  была всегда. Инновационность использования образовательных структур заключается, прежде всего, в четко организованных действиях обучающихся на уроке. Сингапурские педагоги отработали и систематизировали образовательные структуры, дающие возможность эффективного взаимодействия школьников  на уроке. Образовательные структуры построены на знакомых нам методах – работа в малых группах, парное обучение, проектная деятельность. Они основаны на командных формах работы, создании психологически комфортной и безопасной для младшего школьника среды.

Как только в нашей республике начал реализовываться проект «Совершенствование качества образования», я начала организовывать совместную деятельность своих учеников с использованием образовательных структур.

 Конечно, не бывает идеальных программ, технологий обучения, но я считаю, что каждый  творчески работающий учитель подберет те современные образовательные технологии и формы организации обучающихся, которые предполагают снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, направлены на формирование универсальных учебных действий, реализуют Федеральный государственный  образовательный стандарт.

Я хочу рассказать о преимуществах образовательных структур, как форме совместной деятельности младших школьников.

Во-первых, работа над развитием речи учащихся: умение вести диалог, дебаты, публичные выступления, говорить шепотом, умение взаимодействовать, предусмотрено каждой структурой. Например, РЕЛЛИ РОБИН— обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка. СИНГЛ   РАУНД   РОБИН    - «однократный раунд робин» — обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.    КОНТИНИУС    РАУНД    РОБИН     «продолжительный  раунд  робин»  -  обучающая  структура,  в  которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга.

Во-вторых, ответственность обучающихся на уроке формируется через привлечение их  в качестве тренеров, помощников учителя и т.д.

В-третьих, соблюдение очень важной составляющей учебного процесса – здоровьесбережения,  возможно через использование следующих приемов. МИКС ПЭА ШЭА — обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (для развернутых ответов). МИКС-ФРИЗ-ГРУП— обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.

Существуют, конечно, проблемы и трудности совместной деятельности младших школьников, которые определяют задачи для дальнейших исследований:

  • охват объема знаний каждым ребенком;
  • проблема личной победы;
  • темп работы - нет времени на «подумать»;
  • учет личного вклада в коллективную деятельность;
  • внутригрупповое распределение.

Плюсы  современных форм  организации совместной деятельности младших школьников:

  • психологический комфорт в общении;
  • воспитательное значение;
  • создание творческого характера мышления в работе;
  • возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при обращении к товарищам;
  • возможность добывать знания самостоятельно;
  • момент игры;
  • возможность открыто помогать друг другу;
  • учитель не «актер», а «режиссер» учебного процесса;
  • учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания.

В заключении, хочется сделать некоторые выводы.  Современные формы организации совместной деятельности обучающихся,  дают высокие результаты обученности, способность использовать средства речи для получения и передачи информации, умение участвовать в диалоге, способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, желание и умение проявлять самостоятельность и инициативу,  способность переводить практическую задачу в учебную, способность решать учебную задачу творчески,   способность работать с информацией разного типа, желание и умение отказаться от образца, обоснованное желание учиться. Т.е. направлены на формирование конкурентоспособной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации исследовательской деятельности младших школьников

Формы организации исследовательской  деятельности младших школьников...

Формы организации исследовательской деятельности младших школьников

Формы организации исследовательской  деятельности младших школьников...

Научное общество учащихся – одна из форм организации исследовательской деятельности младшего школьника

Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Для учеников начальной  школы  характерны любознательность, желание узнавать ...

Обобщение опыта работы по теме "Детское научное общество как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников"

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализаци...

Проект Тема: «Лаборатория открытий как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников»

Цель проекта: Создание Лаборатории открытий для организации исследовательской деятельности.Задачи проекта:разработать комплекс дидактических материалов, которые направлены для развития исследовательск...

«Современные формы организации досуговой деятельности младших школьников с умственной отсталостью»

В данной статье рассматриваются проблемы организации досуговой деятельности младших школьников с нарушением интеллекта, особенности организации, формы и методы реализации досуга для детей начальной шк...

Проект Тема: «Лаборатория открытий как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников» (учащиеся 1-4 классов)

Этапы реализации проекта ЭтапыСрокиМероприятияХарактеристикаОрганизационныйСентябрь 2021 годаВходной  мониторинг - анкетирование. Определение темы и актуальности проекта. Определение це...