Организация совместной деятельности младших школьников в процессе школьного образования»
методическая разработка
Тезисы:
1.Актуальность проблемы изучения совместной деятельности как средства углубленного изучения предметов.
2.Главная идея обучения в сотрудничестве.
3. Методы организации совместной деятельности в школьном образовании на примере уроков.
4. Преимущества методов организации совместной деятельности в процессе обучения младших школьников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 1
Тема моего доклада: « Организация совместной деятельности младших школьников в процессе школьного образования».
Слайд 2
В современном обществе актуальна проблема изучения совместной деятельности как средства углубленного изучения предмета. От эффективности реализации совместной деятельности в различных условиях жизни зависит успешное решение многих задач личностного и профессионального развития. Именно в начальной школе в процессе приобретения новых знаний и умений формируются навыки успешного сотрудничества и совместной деятельности. Школьники должны не только организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность, но и активно участвовать в совместной работе. Это требует от них четкой координации действий с другими участниками и внесения коррекций как в свою работу, так и в работу группы в целом.
Слайд 3
Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).
Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто выполнять вместе.
Слайд 4
Предлагаю рассмотрим обучение в сотрудничестве на примере уроков.
Слайд 5
На уроке литературного чтения на тему «Слушание и работа с детской книгой» провожу беседу с учащимися о сотрудничестве, взаимопомощи, тем самым расширяю представление учащихся о сотрудничестве, его преимуществах.
На уроке окружающего мира «Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы» на этапе постановка целей и задач урока предлагаю выполнить задание в парах, учитывая правила совместной работы: «Объедините изображения животных на несколько групп, после выполнения задания представьте и обоснуйте ответ». Данное задание способствует формированию у учащихся представлений о ценности работы в паре через анализ совместной деятельности.
Слайд 6
Прием «Пила » применяю тогда, когда учебный материал можно естественным образом разбить на фрагменты. Причем число таких фрагментов должно совпадать с числом участников группы. Как правило, группа при использовании метода "пила" включает 5-6 человек. Тогда каждый участник назначается ответственным (экспертом) за свой фрагмент учебного материала. Его задача - не просто изучить свой фрагмент материала, но и добиться, чтобы все участники группы освоили его. Особенно удачно используется на уроках ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, литературного чтения (при обобщающем повторении).
Например, в ходе повторения на уроке по теме "Природные зоны" группы получают разные задания, выполняя которые каждая группа рассказывает о животных, растениях, климате, труде и быте людей, географическом расположении какой-либо природной зоны.
В ходе повторения на уроке изобразительного искусства по теме "Народные промыслы" группы также получают различные задания, связанные с историей какого-либо промысла (дымковская игрушка, хохломская роспись, палех, гжель и т.д.), основными изделиями данного промысла и их назначением, некоторыми приемами, используемыми материалами.
На уроке литературного чтения метод "пила" применяю при изучении биографий писателей.
Слайд 7
Активно применяю парную и групповую формы работы на уроках русского языка.
Работу в парах успешно использую уже с первых дней обучения детей в школе. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течение четырёх лет обучения в начальной школе.
• Работу в парах провожу как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т. е. на любом этапе урока.
Например, при взаимопроверке правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Я могу спросить любую пару.
2 . С домашним заданием тоже можно поработать. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает.
3. В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Заранее говорю, сколько должно быть слов или словосочетаний. Дома ребята составляют словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…».
4.По аналогии составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественного текста, учебников 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет знаки препинания, разбирает предложение по членам, чертит схемы предложений.
5.Задание "Четверка". При отработке правописания словарных слов один из учеников (ведущий) диктует трем другим слова по карточке, затем проверяет правописание продиктованных слов. После этого роль ведущего переходит к следующему ученику четверки и т.д.
Слайд 8
Подготовка к уроку в сотрудничестве - довольно трудоемкий процесс, требующий от учителя определенного энтузиазма. Кроме того, объем материала, подлежащего изучению на уроке в сотрудничестве, меньше, чем объем материала обычного урока.
Обучение в сотрудничестве групп помогает каждому ученику лучше освоить учебный материал, более глубоко вникая в его содержание. Обучение в сотрудничестве дает каждому ученику возможность систематически проговаривать учебный материал, выражать свои мысли вслух, что способствует осознанному обобщению знаний, возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения, особенно если учитель создает, подмечает и поддерживает ситуацию успеха каждого ученика.
Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, а также принцип рефлексии приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает развитию его творческих возможностей и позволяет глубже изучить предмет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке
Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке ...
Статья "Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения"
Статья "Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения"...

«Организация исследовательской деятельности младших школьников как важнейший компонент новой модели школьного образования для интеллектуального развития обучающихся»
Исследовательская деятельность младших школьноков основана на принципах исследования предмета и приносит положительный результат в деятельности учащихся...

Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения
Самостоятельность нужна ребенку, чтобы познать самого себя....
Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения.
Одним из направлений развития современной школы является отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Таким образом, учителю придется решать проблему оказани...

Организация исследовательской деятельности младших школьников в процессе реализации программ дополнительного образования
Как помочь ребенку изучить окружающий мир и разобраться с явлениями природы самостоятельно, направляя его любознательность на поиск ответов на интересующие вопросы? Дети прирожденные испытатели ...
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается актуальный вопрос формирования личностных и метапредметных результатов на примере вовлечения обучающихся начальной школы в проектную деятельность. Автор представляет свой педа...
- Мне нравится (1)
