Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учебно-методический материал на тему

Активация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ррооол30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного

инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

Губанищевой Марины Александровны

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».

  1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС). 

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

2. Условия формирования опыта.

     Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
     Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

     Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся. Ведущая педагогическая идея педагогического опыта – формирование активности учащихся, повышение качества учебно – воспитательного процесса.

3.  Теоретическая  база опыта. 

Идея проблемного обучения не нова, ей уже более ста лет.  Еще в конце 19 века известный русский методист С. И. Шохор – Троцкий выступил как изобретатель нового метода – «методы целесообразных задач». Он говорил, что обучение должно проходить не через усвоение учебника или объяснения учителя, а при помощи более или менее самостоятельной работы ученика над искусно подобранными заданиями.

Ведь не секрет, что учитель довольно часто встречается с такой ситуацией: он рассказывает и показывает иллюстрации, но некоторые ученики его не слушают, поскольку голова занята совсем другим. Как до таких «достучаться» и «вернуть» на урок? Попробуйте предложить классу проблему, а затем спросите мнение по ее разрешению.

4. Технология опыта.

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются:

- учебно - игровая деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах;

- проблемное обучение;

- использование ИКТ.

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока: урок-сказка, КВН, урок-путешествие, интегрированный урок, уроки-проекты. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Они дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.  

Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

Интеграция учебных занятий. Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

      Дифференцированное обучение.

         Я работаю по образовательной модели «Школа России».

 Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология  уровневой дифференциации, которая  предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.

        Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности я осуществляю и при определении домашнего задания.

Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки, сказки.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.

Использование наглядного и дидактического материала. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.

Использование информационно - коммуникационных технологий 

Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний.

    На уроках  в начальных классах я  использую  следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint.  Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр.  

Текстовый редактор Word используется мной для создания простых дидактических материалов, которые  предлагаются учащимся для  самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится  в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например небольшое сообщение на заданную тему.

 На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. Из этих программ мной используются следующие: «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык» по ФГОС, «Музыка».

Используются при подготовке  и на уроках  возможности Интернета.

Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Школа подключена  к сети Интернет. Это позволяет   использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска  источников, текстов, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей,  разработок и др.    

 

Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.

Со второго года обучения  на всех учащихся класса заведены индивидуальные детские портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ученика  и стимулируют  познавательную активность.

5. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат,  успехи  и  достижения обучаемых).

       Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей.  Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях,  победы в конкурсах, положительная динамика продвижения учащихся.
Каждый год учащиеся успешно участвуют в конкурсах «Олимпис», «Кит», «Олимпус»,в онлайн – олимпиадах.

6. Адресность опыта.

С целью обмена опытом выступаю на  заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, на педагогических советах школы, на заседаниях районного объединения учителей начальных классов.

Провожу открытые уроки на школьном и районном уровнях. Стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал современным требованиям и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников.

7. Трудоемкость опыта. 

Опыт требует постоянного личностного и профессионального роста учителя, тщательной подготовки к урокам.

  8.  Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися.

 Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью я использую в своей практике различный, занимательный материал. Он не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей.      

     Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математике - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Одни из наиболее эффективных средств развития интереса к учебному предмету, используемые на уроке математики – это дидактическая игра,  логические задания, задачи повышенной трудности, логические задачи, самостоятельная работа.

     Дидактические игры на уроке математики. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.  Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».-В.А.Сухомлинский.

    Роль дидактических игр. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности.

   Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей (особенно в начальный период), в частности, дидактические игры.

    В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируется его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

    Игра и учёба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные, качественные различия. Справедливо замечено ещё Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организацию роли игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

     Наша задача - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебе и в этом нам помогают дидактические игры.

    Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляются воспитывающие и развивающие влияния игровой деятельности. Они активно применяется на начальном этапе обучения.   

     Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1. дидактическая задача;

 2. игровая задача;

3. игровые действия;

4. правила игры;

5. результат (подведение итогов).

       При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.    

      Дидактическая игра - это игра только для ребёнка. Для взрослого она - способ обучения.

    Цель дидактической игры и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебной задаче, сделать его постепенным.

    Основные функции дидактических игр:

1) Формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;

2) Формирование психических новообразований;

3) Формирование общих учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

4) Формирование навыков самоконтроля и самооценки;

5) Формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

   Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.

   Основные условия проведения дидактической игры:

1. наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр;

 2. выразительность проведения игры;

 3. необходимость включения педагога в игру.

       Он является и участником, и руководителем игры, незаметно для детей направляя игру в нужное русло.  Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает

    -форма их проведения эмоциональность, лёгкость, непринуждённость;

    -средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к     

игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к   выполнению дидактических задач;

     -между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;

    -используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и ёмкой.

     Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда - стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым и т. д..  У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

    Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» « Отвечай сразу».  

    Логические задачи, как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

     Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагают в качестве исходных.

      Луизе  из четвёртого класса рассказали такую историю: « Гена из соседней школы получает тройки, учится хуже Васи. А Вася, хоть и много занимается, но всё же успевает не так хорошо, как Миша». Девочку спросили: « Как ты думаешь, какие отметки получает Миша?» -«Откуда мне знать, - был ответ, - ведь я с ним не учусь». Когда же ей сказали: «Что такое - над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет?», она ответила сразу: «Это бабочка».

     Интересно, что оба раза ребёнку предлагали найти неизвестное. Но в одном случае, нужны конкретные знания, - как выглядит бабочка, что она делает и т. д.

     А в другом случае ничего такого знать не надо: чтобы сделать вывод, достаточно того, что сказано в условии. Именно этим отличается задача от загадки. Решение задачи требует не угадывания, а размышления, рассуждения, оперирования знаниями по логическим правилам. Так, когда сообщается, что один какой - то предмет больше другого, а тот больше третьего, ясно, что первый больше третьего. Ели бы Ира знала это правило, то, даже не учась с Мишей, смогла бы сказать, что он отличник.      

     Исследования показали, что развитие логического мышления у детей в период обучения в начальных классах включает в себя два этапа.

     На первом из них, обычно это происходит в возрасте 6-8 лет, формируются элементарные приёмы логического мышления. Они связаны с оперированием лишь одним суждением в целях раскрытия в нём знания, содержащегося в неявном виде.

     На втором этапе - возраст 8-10 лет - формируются логические умения, связанные с оперированием уже двумя суждениями. Это позволяет сделать полные умозаключения, где новое содержание выводится из данных суждений.

      Логические задания могут быть использованы на всех этапах обучения математики. Систематическое выполнение таких задач способствуют развитию математического мышления.

       Вместо решений обычных примеров на умножение и деление можно предложить логическое задание такого типа.

Задание. Вставьте пропущенные числа

 В теремке, что слева, в центральном окошке записано число 21 , а в боковых - 3 и 7 , поэтому можно записать равенство 21 = 3 х 7 . Тогда по аналогии 12 равно произведению двух чисел. Это могут быть: 3 и 4 или 4 и 3; 6 и 2 или 2 и 6; 12 и 1 или 1 и 12.

     Среди задач на смекалку, используемых во внеклассной работе в начальных классах, встречаются логические задачи на раскрашивание. Эти задачи достаточно наглядны. Лист бумаги и цветные карандаши или краски - вот и всё, что надо для их решения. Задачи на раскрашивание вызывают активную деятельность детей.

    С помощью задач на раскрашивание дети учатся логически рассуждать. Это задачи чаще всего без числовых данных. Дети, даже не зная чисел, учатся сопоставлять и комбинировать. С их помощью у детей младшего школьного возраста формируется умение ориентироваться на плоскости, устанавливать взаимно - однозначное соответствие между элементами множества. Логические задачи помогают ученикам точнее рассуждать, делать выводы, анализировать.

                                        Задания повышенной трудности.

    Задания повышенной трудности способствуют развитию внимания, памяти и мышления. Эти задания помогают внести в учебный процесс элемент занимательности, игры и вызвать у детей интерес к предмету.

     Некоторые из таких заданий, которые с интересом выполняют дети в классе, можно предлагать сильным ученикам для индивидуальной работы дома и использовать на внеклассных занятиях.

    Например, задание 1: нарисуй ещё одну цифру. Сумма чисел на картинке должна равняться 25.

      Задание 2: раздели квадрат двумя линиями так, чтобы сумма чисел в каждой части была равна 7.                                                                                                                                     Одна из важнейших задач - развитие у школьников логического мышления. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определённым правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала.                                                                                                                 Среди широко известных логических задач можно выделить несколько классов задач, которые решаются с помощью определенных приемов:

     1. Задачи на соответствие и исключение неверных вариантов.

     2. Задачи на упорядочивание множеств.

     3. Турнирные задачи.

     4. Числовые ребусы.

     5. Задачи о лгунах.

     6. Игровые логические задачи.

     7. Игры мудрецов.

     Самостоятельная работа - один из видов активизации мыслительной деятельности учащихся.

     Одна из важных задач учителя - научить детей самостоятельно работать, рассуждать и проверять себя.

     Самостоятельная работа способствует активизации мышления, действия. Поэтому после объяснения нового материала можно предложить детям выполнить самостоятельную работу, а потом коллективно проверить её. Это вырабатывает умение сразу видеть свои ошибки и вызывает желание послушать, как следовало вести рассуждения при выполнении заданий. Когда идет проверка, обязательно нужно выяснить, кто из ребят допустил ошибки, и попросить их дать объяснение.

   Но даже при очень хорошей организации самостоятельной работы, выполняя одинаковое задание, ученик невольно заглядывает к своему товарищу, испытывая малейшую трудность. При этом внимание его рассеивается, и выполненная работа не может отражать реальную картину качества усвоения материала.

    Работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность.

   Индивидуальная самостоятельная работа строго учитывает индивидуальные особенности ученика: темп, способности по предмету.

Мой инновационный  педагогический опыт представлен в сети «Интернет» на порталах:

http://pochber.edurm.ru/p83aa1.html 

 

http://nsportal.ru/gubanischeva-marina-aleksandrovna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...