Дебаты на уроках в начальной школе
статья на тему

Костригина Светлана Викторовна

Использование техники "Дебаты" на уроках в начальной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon master-klass_debaty_2.zip1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 57»

г. Иркутск

Мастер – класс

«Использование педагогической технологии «Дебаты» на уроках»

Выполнила: учитель начальных классов

                    С.В. Шишкина

Педагогическая технология «Дебаты».

Основная часть миссии по обучению и воспитанию молодежи возложена, конечно же, на школу. Одна из задач современного образования - создать условия для успешной адаптации и самореализации человека в современном мире, дать ему глубокие знания, внушить чувство ответственности, научить принимать самостоятельные решения, представлять и доказывать свою точку зрения, отвечать на критику оппонентов. Поэтому я считаю, что научить этому школьников мы можем, применяя инновационные образовательные технологии, в том числе и технологию  «дебаты»,  которая получила распространение в 33 странах мира.

В 1999г. группой специалистов Министерства образования РФ была проведена экспертная оценка программы “Дебаты”, по результатам которой был составлен научный отчет. “ Программа дебаты в условиях России является инновационным проектом, цель которого – внедрение новой педагогической технологии развивающего обучения. “Дебаты” представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирование у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества; способствуют развитию критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации – тех качеств, которые необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики”.

3 слайд.

Наибольшие возможности методики дебатов связаны с использованием их как элемента урока: в процессе актуализации знаний, систематизации и закрепления материала, обеспечения “обратной связи” или организации самостоятельной работы обучающихся. Использование дебатов как формы урока требуют большой предварительной подготовки и включение всех обучающихся в ходе урока.

4 слайд.

Классические дебаты – это формат дебатов, в которых участвуют шесть человек и таймспикер. Остальные – либо жюри, либо слушатели, либо судьи. В данном случае дебаты выступают как форма урока. Такому уроку предшествует определенная подготовка. Всех обучающихся перед игрой следует ознакомить с правилами. Минимум шесть человек (или весь класс) получают опережающие задания – подготовиться к дебатам. Перед уроком определяются спикеры.

5 слайд.

“Модифицированные” дебаты – их организация допускает некоторые изменения правил, например, можно увеличить или уменьшить количество игроков в командах; допустимы вопросы аудитории; организуются группы поддержки, к которым команды могут обращаться во время тайм-аутов; создается “группа экспертов”, которая выполняет функции судейства. Такие дебаты чаще всего выступают как элемент урока или форма проверки знаний обучающихся.

6 - 7 слайд.

Необходимо не только поставить перед собой цель и задачи дебатов в процессе обучения, но и дидактические функции использования дебатов.

8 слайд.

На уроках можно использовать несколько типов дебат.

9 слайд.

Эффективность использования дебатов в обучении во многом зависит от осознания учителем возможности и целесообразности их применения:

  • при изучении той и ли иной темы – не всякая тема может быть предметом дискуссии; тема должна быть грамотно сформулирована;
  • в том или ином классе – успех проведения дебатов во многом зависит от доброжелательной, творческой атмосферы на уроке; учитель должен адекватно оценивать степень подготовленности обучающихся, необходимой для проведения разного типа дебатов;
  • дебаты могут использоваться для обобщения, систематизации, контроля знаний, закрепления материала;
  • для реализации поставленных учебных целей – успешная реализация поставленных целей, достигаемых посредством дебатов, определяется умением учителя создать условия для эффективного взаимодействия на уроке; установления доверительных отношений с обучающимися, четкое определение темы и объема обсуждаемого материала, умение учителя и учащихся организовать деловое общение.

При распределении обучающихся по группам можно руководствоваться разными принципами:

  • учитель сам создает группы, распределяет роли;
  • учащиеся сами создают группы, а роли распределяют по взаимной договоренности;
  • перед началом занятия можно провести тестирование, по результатам которого разделить обучающихся на три группы (сильные, слабые, средние) и объединить по одному человеку из каждой группы в команду;
  • в группу можно объединить соседей по партам и ли по рядам;

10 слайд.

Правила дебатов по формату Карла Поппера.

       В состав каждой команды входит три человека. Команды   сформированы по желанию учащихся, хотя  члены команды могут назначаться и учителем.  Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 - первый спикер, У2 - второй спикер, У3 -третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1-первый спикер, О2 - второй спикер, О3 - третий спикер).

      Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы.

      Перед началом игры обязательно вспоминаем принципы игры:

  1. уважение необходимо;
  2. честность обязательна;
  3. проигравших нет.

      В школьных дебатах любая проблема рассматривается с двух точек зрения: утверждения и отрицания. Например, во 2 классе после изучения темы «Сказка – ложь, да в ней намёк…» на уроке обобщающего повторения учащиеся дискутировали на тему «Приметы волшебных сказок нам помогают в жизни». Утверждающая команда  доказывала этот тезис, а отрицающая команда - противоположный, что «Приметы волшебных сказок выдуманы» т.к. сказки придуманы людьми.

          Далее дети доказывали свои тезисы. Для этого они выдвигали аргументы в поддержку своей точки зрения и контраргументы на высказывания противников.

Игра проходила в течение  3-х раундов:

І раунд

11 слайд.

Обязанности спикеров:

У1

*представляет утверждающую команду;

*представляет тему, обосновывает ее актуальность;

*дает определение понятиям, входящим в тему;

*представляет точку зрения утверждающей команды;

*обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;

*представляет аргументы утверждающей стороны, которые команда будет доказывать в ходе игры;

*переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);

*заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

*задает перекрестные вопросы О2.

12 слайд

О1

*представляет отрицающую команду;

*отрицает тему (тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания;

*принимает определения, представленные утверждающей стороной;

*представляет позицию отрицающей стороны;

*принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие аспекты;

*представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, т.е. аргументы отрицающей стороны, которые команда будет доказывать в ходе игры);

*опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1;

*заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

*задает перекрестные вопросы У2.

         13 слайд.

Цель перекрестных вопросов

- внести ясность в аргументы оппонентов;

- вынудить оппонента ответить выгодно для вас;

- выявить изъяны в кейсе оппонентов;

Цель задающих вопросы: принизить значение аргументов другой стороны, а также прояснить или уточнить детали;

Задача спикера – ответить на вопросы, не вступая в дискуссию и не переходя «на личности».

14-15 слайд

Вот так проходит дискутирование в течение 3-х раундов.

У2

*восстанавливает точку зрения утверждающей стороны;

*приводит новые доказательства;

*повторяет важные аспекты предыдущих доказательств;

*подробно развивает утверждающую позицию и утверждающий кейс;

*опровергает отрицающий кейс;

*не приводит новых аргументов

*заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

*отвечает   на   перекрестные вопросы О1.

 О2

*восстанавливает отрицающую позицию;

*подробно развивает отрицающую позицию, обосновывая отрицающий кейс;

*продолжает опровергать утверждающую позицию;

*приводит новые доказательства;

*не приводит новых аргументов;

*заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;

*отвечает   на   перекрестные вопросы У1.

У3

*еще раз акцентирует узловые моменты дебатов;

*следует структуре утверждающего кейса;

*возвращается к аспектам, выдвинутым У1, и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды;

*выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе;

*сравнивает утверждающие аргументы с отрицающими и объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;

*не приводит новых аргументов;

*завершает линию утверждения;

*задает вопросы О1.

ОЗ

*еще раз акцентирует узловые моменты;

*следует структуре отрицающего кейса;

*возвращается к аспектам, выдвинутым О1, и объясняет, как они подтверждают позицию отрицания;

*выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе;

*сравнивает отрицающие аргументы с утверждающими и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;

*завершает линию отрицания;

*не приводит новых аргументов;

*задает вопросы У1.

 

Схема задаваемых вопросов между спикерами (У и О).

У1                     О1

У2                     О2

У3                     О3

16 слайд.

Эффективность дебатов зависит от возможности и целесообразности их применения.

Тема, проблема.

Следует выбирать темы, которые затрагивают значимые проблемы, представляют интерес, актуальны, могут быть пригодны для спора (например: «Погода влияет на климат» или «Приметы волшебных сказок наблюдаются в жизни»);

Класс.

Успех проведения дебатов во многом определяется наличием доброжелательной, творческой атмосферы на уроке. Необходимо адекватно оценивать степень овладения учащимися  умениями и навыками, необходимыми для проведения разного типа дебатов;

Урок.

Дебаты могут использоваться в целях обобщения, систематизации знаний, закрепления учебного материала, контроля знаний; наименее эффективно применение данной технологии на уроках, где рассматривается новая тема, новый материал;

Учебная цель.

Успешная реализация поставленных на уроке целей, достигаемых за счет использования дебатов, в значительной степени определяется умением учителя создать условия для эффективного взаимодействия на уроке: установление доверительных взаимоотношений с учащимися; четкое определение темы; умение учителя и учащихся организовывать деловое общение.

17 слайд.

В заключение своего выступления я хотела бы еще раз обратить внимание на плюсы данной педтехнологии:

*глубокое и всестороннее рассмотрение вопроса при подготовке к дебатам;

*развитие умения анализировать и сопоставлять различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;

*развитие способности концентрироваться на сути проблемы;

*развитие процессуальных навыков: умение извлекать и обрабатывать информацию, пользоваться библиотекой,  конспектировать тексты и др.;

*овладение навыками культуры дискуссии: умение слышать доводы оппонентов, корректно использовать язык невербального общения (мимика, жесты, интонация);

*развитие умения четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;

*обучение терпимости к различным точкам зрения, отличным от собственных.

            Уважаемые коллеги, попробуйте сами провести урок по технологии «Дебаты». Я с удовольствием поделюсь опытом.

            Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ПРОГРАММЕ УМК « ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке растущей информации, т. к. современное общество становится информационным, и информационные технологии позволяют по- новому организовывать пр...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.

Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...