Программа внеурочной деятельности "Различай-ка!
методическая разработка (4 класс) на тему

Ивочкина Елена Викторовна

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем окружающий мир. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochka.docx170.82 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей. В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность, являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по предметам, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем окружающий мир. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе внеурочной деятельности действие ребёнка строится из связанных между собой задач:

  • действие, связанное с принятием цели и принятием решения;
  • эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия;
  • сформированное оценочного действия говорит о фактическом участии ребёнка в    образовательном процессе.

Важно развивать такие стороны:

  • рефлексию;
  • анализ;
  • планирование.

Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками и рассчитана для учащихся 4 класса, объёмом 34 часа. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики вышли из стен школы знающими, эрудированными, готовыми к активным социальным действиям людьми. Выпускник начальной школы, по нашему мнению, должен обладать следующими качествами:

  • Владеть новым для него видом деятельности - учебной деятельностью;
  • Не только дисциплинированно выполнять задания учителя, но и осознанно осваивать образцы предметной деятельности;
  • Уметь   в   мышлении   выделять   образец,   простраивать   действия   по воспроизведению этого образца, вступать в социальную коммуникацию;
  • Иметь интерес и желание к его освоению культурного достояния;
  • Воплощать осваиваемые образцы в реальную жизнь.

Для этого нужно развивать у ребенка способности мышления, воображения, организации действия, коммуникативные (понимание, различение), рефлексии.



Одной из интересных коммуникативных техник, которые вполне могут и должны осваивать дети в начальной школе, является различение. От того, насколько развита эта способность у ребенка, зависит его умение видеть различные стороны объекта, умение взглянуть на этот объект по-другому, видеть его одновременно в разных ракурсах, умение нестандартно мыслить, умение удерживать различные мнения и смыслы, восстанавливать за предметом рассуждения форму, задающую смысл - умение порождать новые знания.

II.        Цель: формировать коммуникативно-мыслительные способности
различения у младших школьников через использование мыследеятельностной
педагогики.

III.        Задачи;

  1. Создать условия для развития познавательных процессов и уровня умственного развития обучающихся;
  2. Развивать коммуникативные способности;
  3. Научить фиксировать точки зрения детей как различения.
  4. Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

Принципы подхода к изменению деятельности педагога и учащихся едины:

  1. деятельностное содержание
  2. самоопределение
  3. создание ситуаций, провоцирующих мышление.

Кружок «Различай-ка» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

IV.        Формы проведения занятий

• техника «Мозгового штурма»;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов;
  • анализ и просмотр текстов;
  • тренинговые занятия;
  • самостоятельная  работа  (индивидуальная  и   групповая)   по  работе  с разнообразными источниками.

V.        Основные методы и технологии

  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

VI.        Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год, 34 часа в год, по 45 минут в 4 классе.

 VI. Планируемые результаты.

 4-й класс

Личностные результаты

  • эмоциональность;
  • умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей;
  • сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, культуре;
  • интерес к   ведению диалога с   одноклассниками и умение работать в группах;

■        осознание ответственности за принятое решение. Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

-составлять план решения поставленной проблемы совместно с учителем; 4> работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с. этими

   критериями. Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

(составлять план, таблицу, схему);

  -пользоваться различными источниками информации; ^  

  -осуществлять анализ и синтез; ^

  - устанавливать причинно-следственные связи;

 - строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

     - адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения   различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами

речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности:

-задавать вопросы.

VII. Тематическое планирование.              

Содержаниепрограммы.

Введение в ситуацию различения. (2 часа). Поведение в команде. Роль и действия руководителя группы. Нестандартное мышление, внимание к деталям умение слышать друг друга, выделение главного, эрудиция, находчивость г чувство юмора как компоненты успешной работы.

Техника мозгового штурма (4 часа). Правила мозгового штурма. Проведение i анализ мозгового штурма - практические занятия.

Проведение тренинговых занятий (12 часов). Получение нового знания об объекте сопоставление его с ранее имеющимся, рефлексия того, как был осуществлен переход от знания    к новому знанию. Умение в споре, на котором возникло противоречие, находить пути решения проблемы.   Умение производить более сложную различительную работу, восстанавливая предмет спора в коммуникации и фиксируя наличие противоречия. Выделять способ получения знания. Игры   и   турниры   (14   часов).      Тренировочные   игры   "Знай-ка".   Другие интеллектуальные викторины. Клубный турнир "Что? Где? Когда?". Организации и проведение силами школьников школьного турнира "Знай-ка"

4 класс «Различай-ка»

Тематическое планирование   (34 часа)

Теми занятия

Количество часов

Введение в ситуацию различения (2 часа

1

Правила работы в группе

1

2

Рассмотрение нестандартных ситуаций.

1

Техника мозгового штурма.   (4 часа)

1

Правила и проведение мозгового штурма.

2

2

Практическое занятие

2

Тренинговые занятия (14 часов)

1.

Проведение упражнений, направленных на развитие способностей различения.

2

2.

Развитие способности различения на материале пословиц

2

3.

Развитие способности различения на материале русских народных сказок

5

4.

Развитие способности различения на материале парадоксов

5

Игры и турниры (14 часов)

1.

Тренировочные игры "Знай-ка" (4 тура)

4

2.

Клубный турнир "Что? Где? Когда?»

4

3.

Организационно-деятельностная игра по пониманию текста.

1

4.

Турнир «Знаю, мыслю, действую».

4

5.

Мониторинг успешности внеурочной деятельности по развитию способности различения.

1

Основные результаты учащихся 4-го класса по развитию базовых

способностей:

  • умеет выделять предмет речи, видеть противоречие, а также определять, когда говорят о разном, т.е. когда у участников коммуникации разные предметы речи
  • начинает видеть способ, которым получено суждение о предмете;
  • получает новое знание об объекте и сопоставляет его с ранее имеющимся;

-        осуществляет рефлексию того, как был осуществлен переход от знания к новому знанию;

-        может выделить основание, на котором возникло противоречие.

VIII. Оборудование и кадровое обеспечение программы.

Для осуществления внеурочной деятельности по программе «Различай-ка» необходимы следующие принадлежности:  наличие Толковых словарей;  наличие карточек с играми и заданиями;  наличие текстов для работы на занятиях;  подборка видеофрагментов;

 подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет; компьютер, принтер, сканер, мультимедиа проектор;

Литература.

1.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. -М, 1981.

  1. Громыко Н.В., Громыко Ю.В Развитие способности воображения в дошкольном и начальном школьном возрасте Издательство: Пушкинский институт. АО "Московские учебники", Москва, 2005г.
  2. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возраст / В.В. Давыдов. - М.,1973.
  3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.,1986.
  4. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. -М.: «Академия», 2001
  5. Крутецкий, В.Н. Психология / В.Н. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1986.

7.Петрунек, В.П. Младший школьник / В.П. Петрунек, Л.Н. Таран. - М., 1981.

8.Шадриков, В.Д. Развитие способностей // Начальная школа. -№5, 2004.

Приложение:

Тренинги по развитию способности различения

Задание №1.

  • Я спрашиваю Диану: у тебя кофта теплая? Она отвечает: нет, красная. Мы говорим об одном и том же или о разном?
  • А если я говорю: Диана, какая у тебя теплая кофта! Она в ответ: нет, она холодная. Мы говорим об одном и том же или о разном?
  • Наши высказывания одинаковы или противоположны?

Задание №2.

Задание из диагностики про страуса. Задание №3.

Медведь и обезьянка переселяются в новый лес. Там им предложили два домика

№1


№2


Обезьянка говорит: «Медведь, ты большой, тебе нужно жить в домике №1, он больше».

Медведь возражает: «Нет, домик №2 больше, в нем я и буду жить». - А как думаете вы?

Задание №4.

Чук и Гек решили сделать маме подарок - вазу. Чук говорит: «Купим эту большую вазу».

Гек возражает: «Нет, эта ваза больше, ее и купим».

-  Кто прав?

Задание №5.

У Деда Мороза в мешке лежит вот такой подарок:

Выберите и положите ему в мешок такой же подарок.

Задание №6.

На полке лежит фигура:

Выберите и поставьте на полку такую же фигуру.

(Дети должны задать вопрос: такую же красную или такую же круглую?)

Задание №7.

Каких фигур больше?


Петя говорит: «Синих больше»,

Вася говорит: «Нет, треугольников больше»,

Кто прав?

Задание №8.

Разложите фигуры в 2 мешка: в 1-й - большие, во 2-й - круги.

Проблема -

Вывод - нужна 3 группа.

Задание №9.

Попробуйте все-таки разделить фигуры на 2 мешка. Сформулируйте задание по-новому. (Дети должны выделить одну характеристику).

Почему не получилось в 1-й раз?

Задание №10.

Какой признак взяли за основу для разделения данных предметов на группы?

Задание №11.

Задайте признак и разбейте фигуры на 2 группы.

(Дети могут предложить признак для разбиения: размер, цвет).
В какую группу вы отнесете?

Задание №12.

Перед вами ряд фигур. Внимательно рассмотрите их и определите закономерность, по которой они расположены?

Определили? А теперь найдите место в этом ряду данной фигуре

Педагог должен показывать неправильность выбора детей, не употребляя слов «длина», «высота». Дети должны прийти к выводу. Что данная фигура не подходит, т. к. по высоте ее нужно поместить в одно место, а по длине - в другое. Задание №13.

Аналогичное заданию №12, отличие в том, что в этом задании различение идет не по высоте и длине, как в предыдущем задании, а по цвету и размеру.

14.Прочитайте разговор детей: Витя: Машина - предмет неживой природы. Оля: Машины бывают грузовые и легковые. Лиза: Машина создана не природой, а человеком. Напишите имена детей, кто говорит про разное

Напишите имена детей, чьи суждения противоположны

15.Прочитайте разговор детей: Олег: После ж всегда пишется и. Саша: Да, жи - ши пишется с и. Гена: Звук (ж) всегда твердый.

Маша: После ж не всегда пишется и - Жанна, урожай, журавль. Напишите имена детей, кто говорит про разное

Напишите имена детей, чьи суждения противоположны

16.В комнате сидели двое - учитель и ученик, при этом учитель был младше

ученика. Может ли такое быть?

14.Задайте признак и разделите слова на группы.

Ложка, хлеб, дома, столб, снега, цветок, дубки, окно, свеча, груз.

( Возможна классификация по виду орфограммы, по количеству слогов, по числу существительного).

К какой из групп вы отнесете слова: зонты, кружка, снежки?

(При классификации по количеству слогов и числу отнесение слов к одной из групп не вызовет затруднения, а при классификации по виду орфограммы затруднение вызовет слово снежки, т. к. в нем содержится и безударная гласная и парный согласный. Данное слово нельзя отнести в этом случае ни к одной из групп, т. к. оно нарушит классификацию, которая считается проведенной правильно только тогда, когда объекты в группах не повторяются).

Диагностические задания

Карточка 1

Прочитай разговор детей и ответь на вопросы.

Аня: «Из всех животных самый быстрый гепард»

Федя: «Нет, быстрее всех бегает страус, а гепард медленнее».

Саша: «Нет, страус - это птица».

1) Выпиши пару детей, которые в споре говорят противоположное:

2) Выпиши пары детей, которые в споре говорят про разное:

Карточка 2

Прочитай разговор детей и ответь на вопросы. Аня: Самые хорошие и вкусные грибы - опята.

Федя: Нет. Опята это съедобные грибы. Саша: Нет, опята это ядовитые грибы.

1. Выпиши пару детей, которые в споре говорят противоположное:

2. Выпиши пары детей, которые в споре говорят про разное:

Карточка 3

Прочитай разговор детей и ответь на вопросы.

Аня: У нас лучшая машина, маленькая, на ней можно проехать везде, в самом узком месте.

Федя: большая машина лучше, на ней можно перевезти что угодно. Саша: Лучшая машина - иномарка.

  1. Выпиши пару детей, которые в споре говорят противоположное. Выдели предмет их спора.
  2. Выпиши пары детей, которые в споре говорят про разное. В чем эта разница?        

Карточка 4

Миша и Ваня друзья. Как-то Миша не согласился с Ваней. Ваня ему и говорит:

«Раз ты не согласен, раз ты против меня, ты мне не друг».

Объясни Ване, в чем он ошибается, делая такой вывод.        

Карточка 5

Прочитай разговор детей:

Маша: У всех кошек глаза желтого цвета.

Петя: Нет, кошки все видят только в черно-белом цвете.

Вася: У всех кошек глаза зеленые.

Напиши имена детей, кто говорит про разное        

Напиши имена детей, у кого суждения противоположные

Карточка 6

Прочитай разговор детей:

Маша: У всех кошек глаза желтого цвета.

Петя: Нет, кошки все видят только в черно-белом цвете.

Вася: У всех кошек глаза зеленые.

Напиши имена детей, кто говорит про разное        

Напиши имена детей, у кого суждения противоположные

Выдели разные предметы разговора (о чём идёт речь):

У Маши: У Пети:_ У Васи:

Карточка 7

Прочитай разговор детей:

Маша: Все кустарники колючие.

Петя: Шиповник - это колючий кустарник.

Вася: У жасмина - ствол гладкий, хотя он кустарник.

Напиши имена детей, кто говорит про разное        

Напиши имена детей, у кого суждения противоречивые

Выдели разные предметы разговора (о чём идёт речь):

У Маши:        

У Пети:        

У Васи:        

Карточка 8

Решите, что означают слоги: люр, бир, кар.

Каждый слог означает изменение одного параметра, догадайтесь какого. Вы должны, сохраняя логику:

  1. вставить фигуру и
  2. дополнить схему словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...