Инновационный проект по математике
проект на тему

Саая Чойгана Викторовна

Использование устных упражений, как способа повышения познавательного интереса обучающихся на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_saaya.doc635.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Найыралская начальная общеобразовательная школа с.Дружба Администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

Инновационный проект по математике

Использование устных упражнений, как средство повышения  познавательного интереса учащихся к уроку математики с использованием информационных образовательных технологий

Разработчик проекта: учитель начальных классов Саая Ч.В.

Дружба, 2015

Содержание

1. Обоснование выбора темы……………………………………………………..…………….3

2. Актуальность проблемы……………………………………………………….……………...3

3. Цель…………………………………………………………………………………………….4

4. Задачи…………………………………………………………………………....……………..4

5. Практическая значимость…………………………………………………….........................4

6. Ожидаемые результаты……………………………………………………….........................4

7. Управление проектом………………………………………………………….……………...5

8. Сроки и этапы реализации проекта………………………………………………………….5

9. Организация занятий по устному счету ……………………….………………....................6

10. Требования  к проведению устного счёта……………….…………………………………6

11. Основные виды упражнений для устного счета…………………..……………………….8

12. Формы восприятия  устного счета………………………………………………………….9

13. Дидактическая игра………………………………………………………………………….10

14. Дидактическая игра на родном (тувинском) языке……………………………………….14

15. Здоровьесберегающие технологии………………………………………………………….19

16. Использование информационно-коммуникационных технологий………………………20

17. Технология проблемного обучения…………………………………………..……………22

18. Технология дифференцированного обучения…………………………….………………24

19. Мониторинг хода и результатов реализации проекта……………………………………26

20. Выводы…………………………………………………………………………….................22

21. Список использованной литературы…………………………………………….................27

22. Приложения

  1. Обоснование выбора темы

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин, особенно при изучении геометрии, алгебры, физики и информатики.  При изучении данного предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников. Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету.

Задачи, стоящие сегодня перед учителем, кардинально отличаются от тех, которые выполнялись им совсем недавно. В центре поля деятельности педагога находится ребенок, которому нельзя передать сумму готовых знаний и дать установку на их запоминание. Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову ученика максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит. Учитель новой школы – это тот, кто умеет увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему, чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить.

Все вышесказанное предопределило выбор темы.

  1. Актуальность проблемы

Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и апробирование в практике новых идей и технологий.

Работая над проблемой повышения эффективности обучения и развития способностей учащихся, я убедилась в том, что наибольшей эффект достигается при использовании инновационных образовательных технологий.

3. Цель.

Проанализировать многообразие современных педагогических технологий, выявить особенности и возможность их применения при подготовке и проведении уроков математики в школе.

4. Задачи:

  •  Изучить игровые технологии,  обеспечивающие единство эмоционального и рационального в обучении.
  • Рассмотреть компьютерные технологии и возможность их применения на уроках математики в начальных классах.
  • Исследовать проблемную технологию.
  • Проанализировать технологию уровневой дифференциации.
  •  Проверить на практике позитивное влияние  данных технологий  на активизацию познавательной деятельности, повышение качества знаний, развитие интереса к предмету.
  • Разработать уроки, внеклассные мероприятия по математике, направленные  на решение поставленной цели работы.
  • Совершенствовать диагностику результатов активности обучения математики.

Я убеждена, что если мне удастся решить поставленные цели и задачи,  это окажет позитивное влияние не только на повышение качества знаний по математике, но и на всестороннее развитие личности.

5. Практическая значимость.

  Опыт практического освоения современных технологий в образовании нельзя охарактеризовать полностью как опыт активного творчества. Скорее всего — это опыт обучения, трансформации эталонов в новые условия, это практика экспериментальной деятельности, порой основанной только на интуиции, личном опыте и убеждениях.

Наиболее типичными для практики образования детей стали технологии, ориентирующиеся на различные модели образовательных систем, которые квалифицируются в соответствии с педагогическими целями и задачами.

6. Ожидаемые результаты:

  •  Успешное освоение содержания учебной деятельности, расширение собственного познавательного опыта каждого ученика;
  • Развитие мотивации к изучению математики  за счет расширения пространства учебного предмета;
  • Повышение  общей  результативности учебного труда, что выражается в динамике качества знаний учащихся;
  • Формирование творческой активности детей;
  • Обеспечение гарантированных результатов обучения и диагностичность полученных результатов как конечных, так и промежуточных, с последующей их коррекцией.

7. Управление проектом.

 Сегодня, когда перед современным школьным образованием стоят масштабные задачи модернизации и инновационного развития, значительно расширяется сфера действия и назначение педагога: находиться в постоянном творческом  поиске содержания, приемов, методик и технологий обучения. В моем педагогическом арсенале: информационно-коммуникационные, игровые и здоровьесберегающие технологии, дифференцированный подход, методы проблемного обучения.

Моя стратегическая цель – помочь ученику найти себя в жизни. Моя цель как учителя математики начальных классов – раскрыть привлекательные стороны предмета, показать его красоту и стройность, научить решать жизненно важные  задачи, добиться качественного результата освоения учащимися учебного материала. Профессионально грамотная работа учителя – путь к реализации идей современного образования, к созданию условий для развития личности обучающегося.

8. Сроки и этапы реализации  проекта.

Этапы

Формы работы

Результат

1

    Подготовительный  

Изучение литературы по теме, анализ проведенной диагностики интереса учащихся к математике, определение и  выбор наиболее эффективных современных технологий в обучении учащихся.

Выбор наиболее эффективных технологий работы по теме, подбор и определение показателей результативности работы.

2

   технологический

Применение намеченных технологий на практике.

Контроль и оценка работы по отобранным технологиям обучения

Наличие позитивной динамики результатов.

3

  Заключительный

Анализ причин  положительных или отрицательных изменений.

Коррекция действий.

Анализ и корректировка выбранных методов и способов с целью увеличения положительной динамики


9. Организация занятий по устному счету

Цели и задачи устного счёта:

1) достижение поставленных целей урока;
2) развитие вычислительных навыков;
3) развитие математической культуры, речи;
4) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.

Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:                                                                                         1.Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
2. Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
4. Повышение познавательного интереса.

10. Требования  к проведению устного счёта

При проведении устного счета каждый учитель придерживается следующих требований:

  • Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
  • Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
  • Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
  • К устному счету должны привлекаться все ученики.
  • При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).
  • Устный счет может быть построен в следующей форме:
  • Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность, и реши пример, продолжи ряд.
  • Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий.
  • Задания на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?)
  • Устные упражнения с использованием дидактических игр.

11. Основные виды упражнений для устных вычислений

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:                

1) Нахождение значений математических выражений. Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного выражения.                                                                       

2) Сравнение математических выражений. Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше.
Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить:                          

8 · (10 + 2) = 8 · 10 + …

Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.        Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.                                                                                         

3) Решение уравнений. Это, прежде всего простейшие уравнения (х + 2 = 10) и более сложные             (15 · х – 9 = 51).  Уравнение можно предлагать в разных формах:

из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 40?

решение уравнения х · 8 = 72;

найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25

Николай задумал число, умножил его на 5 и получил 125. Какое число  задумал Николай?                                                                                                              

Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.                                                                

4) Решение  задач. Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи. Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.

Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует их мыслительную деятельность

12. Формы восприятия устного счета

1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, аудиозапись) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

3) Комбинированный.

обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point).

задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).

упражнения в форме игры  (“Диалог”, “Математический поединок”, “Магические квадраты”, “Лабиринт сомножителей”, “Викторина”, “Волшебное число”, “Индивидуальное лото”, “Лучший счетчик”, “Кодированные упражнения”, “Фишка”, “Кто быстрее”, “Цветок, солнышко”, “Числовая мельница”, “Числовой фейерверк”, “Математический феномен”, “Молчанка”, “Математическая эстафета”).  Пути и формы использования перечисленных игр на уроках математики рассмотрены в работе В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.

13. Дидактическая игра.

Уже на первых уроках математики при ознакомлении с порядковыми отношениями, порядковыми значениями широко используются иллюстрации к сказкам « Терем-теремок», «Рукавичка», «Колобок», «Три медведя», «Репка». Для сознательного уверенного овладения операцией, дети должны уверенно знать название и последовательность чисел натурального ряда. Поэтому в подготовительный период используются, прежде всего, такие игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе применяются различные игры.

         Составим поезд

     Эта игра наглядно показывает, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее получается путем вычитания единицы из последующего. На основе использования этой игры полагается считать число вагонов слева направо и справа налево, и учащиеся делают вывод, что считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного вагона и не сосчитать его дважды.

        Незадачливый математик.

    Эта игра проводится с целью закрепления вычислительных приемов

сложения и вычитания в пределах ста.

На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:

        42+6=...         11         8=19

        ... - 2 = 38         7 -         = 5

        18 .. .13 = 5         48 + 1 = ...

Чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые листочки с записанными на них цифрами и знаками (2, 8, 10,9, +, -) и рисунок медвежонка. Детям предлагается ситуация: медвежонок решал примеры и ответы записывал на кленовых листах. Подул ветер, и листики разлетелись. Мишутка очень расстроился: как же теперь ему быть?

Надо помочь медвежонку вернуть листики с ответами на свои места.

По вызову учителя дети выходят к доске, ищут листик с правильными ответами и заполняют ими пропуски.

         Составим букет.

Цель этой игры - закрепление таблицы умножения. Нужно заранее приготовить из бумаги изображения цветов и листиков. На обратной стороне каждой фигурки приклеивается кармашек, куда можно вставить карточку с записанным примером. Все фигурки цветов и листьев раскладываются на полочки возле доски. К фланелеграфу учитель прикладывает вырезанные из цветной бумаги изображение вазы для цветов и двух трех веточек.

    Ученик подходит к полочке, берет понравившийся ему цветок и решает пример, записанный на обратной стороне рисунка. Если пример будет решен, верно, ученик прикрепляет свой цветок к фланелеграфу. Если ученику не удалось найти правильный ответ, ему помогает другой ученик, который и приклеивает свой цветок к фланелеграфу. Так собирается большой букет из цветов и листьев. В конце игры подсчитывается, ученики, какого ряда собрали больше цветов для букета.

         Космический полет.

Эта игра проводится с целью закрепления знаний, умений и навыков по всем предметам. Поэтому соединяется одной сюжетной линией и проводится в конце апреля, в канун Дня космонавтов.

Ребята вместе с учителем совершают "полет в космос".

Подготовкой к старту становится зарядка, далее "взлет" на уроке чтения.

Учитель Ребята! Сегодня мы с вами совершили космический полет в неизведанное пространство. Я буду руководить полетом, а вы - экипаж космической ракеты. Итак, экипаж к полету готов?

Ученики (хором) Готов!

Учитель Внимание! Пристегнуть ремни, проверить шлемофоны

(ученики выполняют имитирующие движения). Далее даются задания по чтению, облечению в форму заданий руководителя полета: включить экраны телевизоров, прочесть записи на экранах, в бортовых журналах и т.д.

Полет продолжается на следующем уроке.

Учитель. Проверьте шлемофоны, правильность посадки в кабинете ракеты. Все ли на месте? (проверяется положение бортового журнала, Т.е. тетради). Записи надо делать четко, разборчиво, чтобы их смогли читать космонавты. Мягкая посадка на Землю должна произойти в точно заданном районе. Для этого на уроке математике может произойти авария. Ну а если кто-нибудь все-таки ошибется?

Учитель. Расчет неправильный! Ракета резко пошла вниз. Кто сможет выровнять ход ракеты? (вызывается ученик, который исправляет ошибку).        

Таким образом, объединенный одной сюжетной линией учебный день дает возможность поддержания постоянного интереса к работе, формирования у детей внимания, развития самоконтроля и детского воображения. Занимательный материал оказывает большую помощь в привитии интереса к математике, активизации познавательной деятельности на уроке, учит детей учиться.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, дидактическая игра. Еще К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Лучший летчик.

Проводится небольшая беседа по вопросам: "Кто хочет стать летчиком?" "Каким должен быть летчик?", "Что он должен хорошо знать и уметь?". Дети обобщают: "Летчик должен много знать и уметь, чтобы уверенно вести свой самолет. И, прежде всего он должен правильно вести расчеты".

Чтобы летчиком стать, Чтобы в небо взлетать, Надо много знать, Надо много уметь

И при этом, и при этом Вы заметь-ка, друзья

Летчикам поможет математика.

На доске записаны три столбика выражений, под ними - рисунки

самолетов. Над каждым выражением три ответа. Один из них правильный.

        475         345         867         657         897         1097

        3+2         2+2         5+3         4+2         10-3         10-1

Класс делится на три команды. В каждой назначаются летчики. Они по команде и по очереди вычисляют значения выражений, начиная с нижнего, обводят ответ и ведут свой самолет по намеченному курсу.

В конце игры подводят итоги.

Учитель показывает на выражение. Контролеры подтверждают ответ или

исправляют ошибку, если она допущена. Определяют лучшего летчика. Допущенные ошибки анализируют.

Аналогично проводится игра "Лучший космонавт", "Лучший капитан".

          Глаз-фотограф.

        Эту игру можно использовать при изучении таблиц сложения и вычитания, а также умножения и деления. Учитель при изучении любой таблицы отводит определенное время на запоминание. Чтобы дети были более внимательными, она говорит, что в этой игре сумеет сфотографировать таблицу (ученик должен заполнить ее). Таблица дается с ответами. Через 5-7 минут ответы стираются, и ученики по порядку отвечают, они воспроизводят таблицу в разбивку.

         Математические ручейки.

       Дети, сидящие на одном ряду, стоят, повернувшись лицом, друг к другу.

Говорится, что только что прошел необычный дождь - математический. Образовались бурные математические ручейки, которые весело бегут, перегоняя друг друга, с пригорка вниз к озеру. Какой ручеек самый быстрый, какой раньше достигнет озера?

По-моему сигналу первый ученик из каждого ряда (ручейка) называет любой пример: на сложение или вычитание, на умножение или деление, например, 7+2=  и бросает мяч своему соседу по парте. Тот ловит мяч, называет ответ и составляет следующее выражение, используя в качестве исходного числа число ответа, то есть в этом случае число 9. Составил новое выражение 9-4, он бросает мяч стоящему в противоположном ряду товарищу и т.д. Побеждает тот ручеек, который раньше других добежит до озера.

          Забей мяч в корзину.

На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 24, 27, 36. Каждому ряду дается задание составить за определенное время (5 минут). Как можно больше примеров с данным ответом на умножение. Первый ряд с ответом 24, второй - с ответом 27 и третий - 36. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с разным ответом.

14. Дидактические игры на родном (тувинском языке)

1-ден 1000 иштинде саннарның кадылгазы болгаш казылгазы

Оюн «Илчирбе»

Сорулгазы:

  1. 21-ден 100 иштинде саннарың шын  казылгазы болгаш кадылгазынга билиин хынаар;
  2. оореникчилерниң 21-100 иштинде саннарның тургузуун шын билип алырынга билиин сайзырадыр;
  3. оореникчилерниң ооредилге тура соруун кижизидер.

                Бердинген чижектерни бодааш, илчирбени уламчыла. Кагдынган бижик демдектерин, база саннарны ада.

  1. 42 (47) 5        2) 36 (25) 11        3) 6 (66) 11                

4) 48 (4) 12      5) 31 (?) 8                  6) 5 (?) 12                    

7) 48 (?) 12        8) 100(?) 5

Оюн «Туристер»

Сорулгазы:

  1.  21-ден 100 иштинде саннарның кадылгазы болгаш казылгазынга уругларның билиин хынаар;
  2.  хой кылдыныглыг чижектерни шын бодаарын ооредир;
  3.  уругларны демниг чорукка кижизидер.

Дерилгези:  бедик сүүр тайгалар чуруун самбырада аскан. Тайга бүрүзү тускай дугаарлыг.

Богун кичээлде турисчи аян-чорук чоруур бис. Аян-чоруувус маршруду (оруу) билдинмес. Бердинген чижектерни бодааш, самбырада  тайга бүрүзүнүң дугаарының бичезинден улуунга чедир чуруп тургаш, маршрудувус картазын билип алыр-дыр бис?

  1. 2 + 28 – 29=                        2) 90 + 2 – 82 =        

3) (33+45) – (40-15+51)=        4) 5+(98+1-90-5) =        

5) 100 – (32+66-3) =                6) (44+38)-(45+34) =        

7) (28-3) – (62-41) =                8) 25+75-3=                        

9) (36+29+2)-(48+11) =                10) 55 – (25+10+14) =

Оюн «Бажыңнар»

Сорулгазы:

  1. 11-ден 20-ге чедир саннарның санаашкынынга уругларның шын санап билирин хынаар;
  2. 2 разрядтың саннарын шын санап,  бижип билирин сайзырадыр;
  3. 2 разрядтың саннарын чугаага ажыглап тургаш, бо-боттарын хынажып, коллективчи чорукка кижизидер.

        Чеченаның бажыңы кудумчунуң он талазында 4 дугаар бажың. Чангыс классчызы  Оляның бажыңы Чеченаның бажынының дужунда орук кежилдир солагай талазында болза,  Олянын бажынының дугаарын тывыңарам?

Оюн «Шын сана»

Сорулгазы:

  1. 1-ден 10-га чедир санарны шын санап ооредиринге быжыглаашкын;
  2. Чаңгыстарның разрядын шын санап ооренирин сайзырадыр;
  3. ооредилгеже тура соруун кижизидер.

        Мээң угбам  Аяна Ленина 6-да чурттап турар, а акым Орлан угбамдан 2 бажың адаанда бажыңда чаа  кожуп олуруп алган. Акымның бажыңының дугаарын тып коруңерем.

Оюн «Аңчылар»

Сорулгазы:

  1.  21-ден 100-ке чедир саннарның кадылгазы болгаш казылгазынга уругларның билиин хынаар;
  2. Ончуктар богаш чангыстарны шын казып,кадарын бодалгалар дузазы-биле  сайзырадыр;
  3. Чогаадыкчы чорукту уругларга кижизидер.

        Алаш хемниң бажынга аңчылар аңнап чораан. Улуг анчы Карим ирей, 68 дииң адып алган, ооң оглу Черлик-оол база 25-ти аткан. Кежээ одаг салгаш адашкылар,  4 дииң-биле чем кылып чип алган. Эртенинде адашкылар чанып кел чорааш оглу 10-ну, ачазы оон 2 эвээшти боолаан. Бажыңынче оглу чанарда,  тайгадан адып алган кежиинден ачазынга коорде 10 эвээшти алган. Адашкылар бажыңынга каш дииңниг келгенил? Карим ирейде каш дииң артканыл, база оглунга чежени бергенил, тывыңарам уруглар?

Оюн «Каът бажың»

Сорулгазы:

  1. деннелгелерде билдинмести  шын тып  ооредир.
  2. 2 разрядтын саннарынга шын деннелгелерни бодаарынга медерелин сайзырадыр;

Бичии Саяна 3 харлыг, авазы уруун бажың даштынга садка ойнаар кылдыр чедирипкааш, ур келбейн барган. Саяна каш дугаар каътта чуртап турарын билбес, чугле квартиразынын дугаарын 20 деп сактып алган. Саянаны бажыңынга тып чедирип  калыылынар  уруглар.

Саянанынң бажыңы кайы каътта турарын билип алыр дизивиссе, дараазында чижектерни кылыпкаш, тып алыр-дыр бис:

5 каът

        17-х=3        4 каът

                                3 каът

        х-10=26

                36 +х=48                2 каът        

                                   36+х=44                1 каът

                        х+12=16

Оюн  «Хемелер»

Сорулгазы:

  1. Уругларнын 1-ден 10-га чедир саннарнын иштинде кадылга, казылганы  ɵɵренип тургаш, быжыглаашкынга ажыглаар.

Оолдар чайын хем кыдыынга «хемележип» ойнап  турганнар, Миша  саазындан 4 хеме тудуп алган, 2-зин  сугже салып алган олурда, чанында эжи Саша немей 6 хеме кылгаш, салыпкан-дыр. Кежээ чанарда Саша биле Миша  3 хемезин  сугдан уштуп алган. Оолдар шупту чеже хеме кылганар-дыр, кымнар санап тыптарыл?

Логиктиг бодалгалар.

  1. Кыжын дошка уруглар

Хаактап, шанактап ойнап турган.

Коньки кеткен уругларнын саны 10-дур,

Шакнактааннар оон 5 кижи хой.

Шанак, коньки кеткеннеринин,

Соок боорга 8-зи чанган.

Дошта шупту чеже уруг, ойнап артып калган-дыр че?

  1. Айыс-оолдуң 3 харлаанын

Авазы кужур эрттирер дээн.

Авазынын талазындан Айыс-оолдун 3 харынга

Даайлары, күүйлери шупту 28 кижи.

Ачазының талазындан

  1. Өңнуг, чараш хендир биле

Уйнуктарынга кырган ава

Аргаан белээн сөңнээр дээштин,

Аалдан келди көрүңер-даан.

Анай-оолга хол-хаптарын,

Артыш-оолга  аргаан бөртү,

Айланмаага чараш хөйлен,

А Сережага чүвүр сөңнээн.

Кырган аваның уйнуктары

Чеже болду санаңарам?

  1. Шончалайым чассыг дунмам

Садиктеп чоруп турар

Садикте ойнарак хой

Чуну чок дээр, корээлинер:

Ойнаар-кыстар 6 бар-дыр,

Улуг, биче мячиктер шупту 8-тир,

Ужа-тура кылаштап турар биччии чаштын

Идип ойнаар машиназы база бар-дыр.

Кыланналчак думчуктуг ыт,

Кара-кара кулактыг диис,

Кичээнгейлиг дыннаан улус,

Сактып келгеш, чугаалапсын.

  1. Кырган авам черле ындыг

Кылбас тутпас чувези чок

Пирожкилер кылып турда

Анаа чеддер кижи-даа чок.

Аянага, Васяга, Сашага, Коляга,

Айланмаага, ленага пирожкини тутсуп берген.

Ала диизи база бирээни

Акпаштын арлы берген.

Духовкада база 4 бар

Шупту чеже пирожкини

Кырган авам кылган-дыр тып?

6.Суурувус улуг эвес

Шупту 365 өреге бар.

Чагыргавыс энир чылын

Чаа доктаал ундуруп каан.

Суурувуска немей ам-даа

Сес улуг бажың тудар,

Ынчалза-даа туттунганы

Амдыызында уш бажың,

Ийизин ам-даа төндүр тутпаан,

Каш чаа бажын

Чагыргавыс туткан-дыр че, санай каавыт?

Акылары угбалары,

Авазының төрелдеринге көөрде 3 катап эвээш.

Айыс-оолдун байырлалында,

Шупту чеже кижи келген-дир тып.

15. Здоровьесберегающая  технология

    В настоящее время складывается твердое убеждение в том, что современная система образования является одним из серьезных факторов риска здоровья школьников: плохое зрение является следствием аномального состояния психики. Среди способностей мозга, ухудшающихся с нарушением зрения, находится и память. Когда зрение становится нормальным, улучшается не только память, но и все другие психические способности человека. Вот почему, считаю важным для себя внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих  технологий.  В своей работе мною  предпринята попытка решения данной проблемы, создав на уроках  математики условия, способствующие сохранению и улучшению зрения учеников.

Чтобы организация уроков математики выполняла условия здоровьесберегающего обучения математике, она должна обеспечивать:

а) предупреждение и снятие мышечной и умственной усталости;

б) положительное воздействие на эмоциональное состояние учащихся, как через содержание математического учебного материала, так и вне связи с содержанием математики;

в) возможность принимать информацию многосенсорно;

г) создание ситуаций для возникновения и проявления личностных смыслов изучаемого учебного математического материала, собственного мнения по всем вопросам обучения, взаимодействия с другими смыслами и другими мнениями;

д) разнообразие форм учебной деятельности.

      Для снятия усталости глаз можно применять следующие упражнения: отдых глаз; пальминг; повороты; воспоминание мысленное представление лечение солнцем. Данные методы описаны в книге Уильяма Г. Бейтса  «Улучшение зрения без очко.  Понимая, что основным средством обучения является учебник, чтобы он  мог быть использован эффективно и без ущерба здоровью, полезно проанализировать содержание и оформление учебника математики для того, чтобы построить работу с упражнениями, заданиями учебника, обеспечивающую сохранение здоровья учащихся.

16. Использование информационно-коммуникационных технологий.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места                                                                                                        персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества.

Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в  школе способствует:                                                    

1.  активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;                                                                        

  2. развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников; повышению уровня комфортности обучения;                                                                            

  3.  снижению дидактических затруднений у учащихся;                                                              4.  повышению активности и инициативности школьников на уроке;                            

   5.  развитию информационного мышления школьников, формированию информационно - коммуникационной компетенции (умение собирать факты, их сопоставлять, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения).

 Применение информационных технологий позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом.

  Применения компьютерных технологий в моей  практике:
1. Во-первых, в организации учебной работы я использую ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация для проведения и разработки уроков и внеклассных мероприятий на различные темы.
2. Каждый учитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Электронные таблицы позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. Такие наглядные результаты анкетирования интересны не только учащимся, но и родителям.
И, наконец, презентации Microsoft Power Point - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
   Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект:
 восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект:
 развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект:
 воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

   Можно выделить следующие особенности данной технологии:
1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, чётким  изображением на экране.  Учитель освобождается от необходимости рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и потом, чертеж на экране – совсем не то, что изображено в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Объяснять новую тему по такому чертежу – одно удовольствие.
2. Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.

3. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее    место учащихся достаточно хорошо освещено.
4. Повышение уровня использования наглядности на уроке. В процессе объяснения, я  применяю  анимационные слайды, с помощью которых можно  показать и выделить элементы, на которые следует обратить внимание учащихся. Можно наложить звук, например, для релаксации при проведении математического диктанта, или для других целей. При закреплении знаний
 по пройденному курсу использую тестирующий документ, который можно создать в Microsoft Word с помощью гиперссылок или в Конструкторе сайтов. Более красочно он выглядит в Power Point. Результат теста виден сразу на демонстрационном экране, что всегда приводит в восторг учащихся, если их ответы совпадают с правильными ответами на экране.                                                                                        

5.Повышение производительности урока.
6. Установление межпредметных связей с другими предметами.
7. Преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

17. Технологии проблемного обучения.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что  становится возможным при  разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Целевые ориентации:

Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося.

Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.

Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.

Этапы постановки и решения проблемы:

1. Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.

2. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.

3.Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).

4.Решение проблемы.

5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

Проблемную ситуацию можно создавать на различных этапах урока: закрепление, актуализация знаний и др.

Этап первый. Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию. Учитель ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся.

Этап второй. Анализ проблемной ситуации. Учитель организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащихся, подводит к формулировке проблемы. Ученики высказывают различные мнения по обнаруженному противоречию, выявляют область недостающего знания, формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия.

Этап третий. Поиск решения проблемы. Учитель организует поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Ученики осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы.

Этап четвертый. Решение проблемы. Учитель координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Дети осуществляют решение проблемы  с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме.

Этап пятый. Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий. Учитель подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий, осуществляет действия контроля и оценки. Учащиеся выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку.

18. Технология дифференцированного обучения.

Под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета. Объективно, математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время большое  число учащихся имеет явно выраженные способности к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися весьма велик. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников.

Уровневая дифференциация выражается в том, что обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

Методика дифференцированной работы на уроке:

I этап. Дифференцированная домашняя работа.

II этап. Учет знаний учащихся на уроке.

III этап. Организация базового повторения.

Задания каждой группе предлагаются разные.

IV этап. Проверка усвоения пройденного материала.

Она включает самоконтроль, выполнение самостоятельной работы с          

последующей проверкой.

V этап. Изучение нового материала.

Дифференциация проявляется по отношению ко всем учащимся уже со

второго урока по новой теме.

VI этап. Контроль знаний (проведение самостоятельных и контрольных

работ).

Подбор заданий.

 Ученику необходимо предоставить возможность выбора той или иной дифференциации в любом возрасте, в любом классе, более того – на каждом уроке. На уроках математики я применяю следующие дифференцированные формы учебной деятельности учащихся:

  • групповая дифференцированная (учащиеся одной группы выполняют задание коллективно, затем организуется отчет каждой группы);
  • индивидуальная дифференцированная (учащиеся выполняют задания индивидуально, и оценивается работа каждого учащегося).

Дидактический материал разрабатывается по смешанным группам учащихся:

  • в каждую группу входят ученик с отличным уровнем знаний и умений;

 учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений; учащиеся с минимальным уровнем        знаний и умений); учащиеся, не достигшие минимального уровня;

Виды материалов:

  • тесты;
  • карточки для самостоятельной работы.

Варианты дифференциации:

  • объединение учащихся в малые группы (3-4 человека);
  • объединение учащихся в пары;
  • индивидуальное обучение.

Работа в малых группах и парах развивает творческие способности учащихся, развивает уверенность учащихся в себе, ученик находит своё место в коллективе; индивидуальное обучение учащихся формирует творческие способности и приобретение навыков самообразования; совершенствует знания, умения и навыки, развивает личностные качества детей.

Таким образом, применение технологии уровневой дифференциации на уроках математики способствовало повышению качества знаний по предмету, внедрению и реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Усилилась положительная мотивация к обучению, самооценка детей стала более реальной, слабые школьники стали достигать необходимого минимума знаний, а по некоторым темам даже превышать его, а сильные учащиеся не перестали стараться. На уроках математики была создана комфортная атмосфера, располагающая к совместной деятельности педагога и учащихся.

19. Мониторинг хода и результатов реализации проекта

Для проверки результативности данных инновационных технологий по активизации познавательной деятельности на уроках математики и как  средства повышения качества знаний и развития интереса к предмету, были определены следующие показатели:

  1. качество знаний учащихся;
  2. интерес школьников к математике.

                                   

20. Выводы

Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам, активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.

16. Список литературы:

1) Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение 1984-335с.

2) Борода Л.Я., Борисов А.М. Некоторые формы по привитию интереса к математике. //Математика в школе. 1990 – с.39-44

3) Бурлыга А.Я. Интересные приёмы устного счёта. //Н.ш. 1985г. №5

4) Бурлакова Устный счёт на уроках математики. //Н.ш. 1969 №10

5) Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. //Н.ш. 1992 №9 с15

6)Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка // Начальная школа, 2001 г. № 1

7)ГебосА.И. Психология познавательной активности учащихся. Издательство “Штиинца” Кишинёв 1975г.

8) Жикалкина Т.К. игровые и занимательные задания по математике для 1класса. М.: ”Просвещение” 1989г.

9) Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка //Н.ш. 2001г. №1

10) Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. //Н.ш. 1990 №6 с.44-46

11) Зимина С.В. Как развивается интерес к математике? //Н.ш. 1999 №8

12) Иванова Т. Устный счёт. //Н.ш.1999г. с.11-14

13) Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. Учебное пособие. М.: “Академия”, 1998г. – 288с.

14)В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.

15) Кузнецов Б.Н. Воспитание интереса к уроку математики в школе. Иркутск 1989г.

16) Куличкова О.П., Уланова К. Формирование вычислительных навыков в процессе игры. //Н.ш. 1987 с31

17) Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах. М.: Столетие, 1995г.

18) Липатникова Н.Г. Роль устных упражнений на уроках математики. //Н.ш. 1998 №2 с.34-38

19) Мишенева Т.С. Приемы организации устного счета. Из опыта. //Н.ш. 1987 №2 с30-32

20) Узорова О.В. Устный счёт и математические диктанты для начальной школы 3кл.(1-3), 4кл.(1-4). М.: Просвещение 2001г.

22)В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.

Приложения 1

Урок № 1

Тема: “Случаи сложения вида, а+7”

Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка, но по дороге, он уронил свою корзинку и рассыпал все грибы, которые только что насобирал. Давайте поможем ему собрать их. Но для того, чтобы подобрать грибок, надо сначала будет решить пример.

(Открываю доску, на ней нарисованы грибочки, в которых примеры: 9+6, 8+6, 7+6, 6+6, 12=9 и , 13=7 и. Ученик дает ответ с объяснением решения, после этого идет к доске и стирает грибок – кладет его в корзину).

- Молодцы ребята, за то, что вы помогли Незнайке, он попросил меня показать вам фокус:

- Задумайте число от 1 до 10. прибавьте к нему 1, еще 1, отнимите 1, еще 1, прибавьте 1. Теперь скажите результат, а я скажу сколько вы задумали. (для отгадывания нужно из результата вычесть 2) Если останется время, можно предложить разгадать фокус.

Урок № 2

Тема: “Случаи сложения вида, а+8, а+9”

Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.

Сегодня на уроке мы с вами порешаем интересные задачки, но у каждой задачи есть ключ – это пример и для того чтобы я прочитал вам условие задачи, вам сначала надо будет решить пример.

1) 9+7=

Задача: есть 2 бидона: в один входит 7л., а в другой – 3л. Как с помощью этих бидонов отмерить 4л. воды?

Первый кто отгадывает, будет получать жетон.

2) 8+7=

Шёл человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город?

3) 7+7=

Ствол у дуба толще, чем ствол у сосны, а ствол у сосны толще, чем ствол у березы. Что толще: ствол дуба или березы?

Урок № 3

Тема: “Закрепление пройденного”

Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.

Игра “Продолжи цепочку” – я читаю пример, а затем кидаю мячик, тот кто его поймал должен назвать ответ и объяснить как решал: 7+4; 6+5; первое слагаемое 9, второе 4; первое слагаемое 7, второе 7; назовите сумму 8 и 6; назовите сумму 8 и 8;

В следующем задании вам надо будет заменить число суммой двух одинаковых слагаемых: 4, 6, 8, 10

Теперь откройте свои учебники на странице 70, найдите упражнение № 9 [26]:

Давайте, выполним это задание:

Слагаемое

9

9

9

9

8

8

7

7

Слагаемое

9

8

7

6

6

5

5

4

Сумма

Не забывайте объяснять решение.

      Урок № 4

Тема: “Вычитание вида, 11-а”

Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка, он хотел подарить нам шарики, но подул сильный ветер и он не смог их удержать, давайте поймаем их. Но чтобы поймать воздушный шарик нам надо решить пример. (примеры написаны на доске в воздушных шариках, ученик называет ответ и объясняет как решал, затем идет и привязывает шарик): 13-5, 18-9, 14-7, 11-4, 15-8, 17-9, 15-6, 16-7.

- Молодцы! Ребята, посмотрите еще раз на доску, у нас здесь нарисован домик в котором живет число 11, но он не весь заселен и ей там скучно, давайте заселим его: 11 это 2 и? и т.д.

Урок № 5

Тема: “Вычитание вида, 12-а”

Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.

- Ребята, сегодня по дороге в школу, я встретил бобра. Он сейчас строит себе новый домик и совсем запутался в измерениях. Он попросил, чтобы вы помогли ему, для этого нам надо сравнить выражения (выражения записаны на доске): 1дм 2см * 13см 17 * 10+7 14 * 14+1

1дм 5см * 20см 19 * 20-1 15 * 15+5

Молодцы ребята!

Ребята, помните, мы вчера заселяли домик для числа 11? Давайте сегодня заселим домик числа 12: 12 это 3 и? и т.д.

12

3

4

5

6

- Молодцы!

Урок № 6

Тема: “Вычитание вида 17-а, 18-а”

Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.

Ребята, я подготовил вам задание на доске, но кто-то стер все знаки у примеров. Давайте попробуем их восстановить.

6*2*1=9, 10*3*4=3, 5*4*2=7, 6*3*4=5

Молодцы!

Приложение 2 .  

Когда не планируется много времени уделять устному счёту, я часто работаю по табличкам с несколькими числами (рассказ и показ табличек).

Табличка № 1.

числа

Вопросы

Вариант 1

Вариант 2

48

428

121

36

333

Прочитайте числа.

Назовите числа в порядке убывания, возрастания.

Найдите самое маленькое число. Сколько в этом числе разрядных единиц, разрядных десятков?

Найдите самое большое число. Сколько в нем всего единиц? Всего десятков? Всего сотен?

Представьте самое большое число в виде суммы разрядных слагаемых.

Найдите числа, которые можно умножить на 2 без перехода через разряд. Составьте примеры и решите их.

Найдите числа, которые можно разделить на 2 без перехода через разряд. Составьте примеры и решите их.

Найдите числа, которые можно разделить на 3 без перехода через разряд. Составьте примеры и решите их. Назовите «соседей» этого числа.

Назовите предыдущие и последующие числа, для самого большого и самого маленького  числа из этой таблицы.

Назовите четные числа, нечетные числа.

Округлите эти числа до десятков.

Округлите числа, где возможно, до сотен.

Прочитайте числа. Какие это числа по числу знаков?

Назовите самое маленькое число в таблице, самое большое.

Назовите числа в порядке убывания, возрастания.

Сколько разрядных десятков в первом числе, разрядных единиц во втором числе, разрядных сотен в третьем числе?

Сколько всего единиц в четвертом числе?

Сколько всего десятков в пятом числе?

Увеличьте первое число на 100.

Уменьшите 2-е число на 28.

От второго числа отнимите третье.

К третьему числу прибавьте четвертое число.

пятое число уменьшите на 1, 10, 100.

Последнее число увеличьте на 100, 10, 1.

Назовите самое маленькое их трехзначных чисел. Назовите предыдущее и последующее число. Какое из них больше и на сколько.

Округлите эти числа до десятков.

Округлите числа, где возможно,  до сотен.

Табличка № 2. В этой табличке указано, сколько может прожить дерево, если к     нему бережно относиться.

Сосна

600 лет

Ель

1200 лет

Рябина

80 лет

Береза

250 лет

Вопросы к табличке № 2.

Какое дерево дольше всех живет?

Какое дерево живет меньше всех?

На сколько лет дольше живет сосна, чем береза?

На сколько лет меньше живет рябина , чем береза?

Во сколько раз больше проживет ель, чем сосна?

Во сколько раз меньше проживет сосна, чем ель?

Затем можно продолжить по табличке, оперируя только числами (600, 1200, 80, 250).

Разделите каждое из чисел на 10.

Назовите числа, которые можно разделить на 100 без остатка.

Посчитайте по 100 от первого числа до второго.

Посчитайте по 10 от третьего числа, до четвертого.

Посчитайте по 10 от четвертого числа, до третьего числа.

Посчитайте по 50 от четвертого числа, до первого.

Посчитайте по 50 от второго числа, до первого.

Увеличьте первое число на 50.

Уменьшите первое число на 100

Увеличьте второе число на 1,10,100.

Уменьшите третье число на 1, 10, 80.

К четвертому числу прибавьте 50, 150.

От четвертого числа отнимите 50, 200.

Какое число находится между числами 600 и 80.

Между каким числами находится число 80?

Примеры числовых таблиц для работы с учащимися, используя подобные вопросы.

Следующий вид работы, который предлагается учащимся во время устного счета.

Определить закономерность составления примера и вставить число во время вопросительного знака.

Найди закономерность, заполните пустые клетки.

Найдите отличия.

Определите, сколько на рисунке лучей?

Сколько на рисунке прямоугольников?

Сколько всего четырехугольников?

Сколько на рисунке треугольников?

Сколько четырехугольников?

Какое слово лишнее и почему?

Метр

Дециметр

Килограмм

Сантиметр

Миллиметр

Сложение

Вычитание

Умножение

Раздробление

Деление

Следующие виды заданий можно использовать не только на уроках математики, но и  на уроках труда.

Дуб

Сосна

Береза

Клен

Граб

Назовите лишнее слово. Почему?

Карандаш

Линейка

Молоток        

Угольник

 Подобные задания развивают интерес учащихся к предмету, помогают заинтересовать детей, привлечь их внимание к учебному материалу.

        На своих уроках я уделяю особое внимание этому виду работы. Для этого были разработаны различные виды упражнений для устного счета.

Первый тип заданий. Учитель диктует задания, дети устно решают и записывают ответ.

Устный счет №1 

1.Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность?

2.Какое число надо прибавить к 29, чтобы получить 50?

3.Если к 18 прибавить задуманное число, то получится 59.

Какое число я задумала?

4.На сколько 18 меньше 36?

5.Сколько будет, если 9 разделить на 3?

6. - Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы,

2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

7. Я задумала число, прибавила к нему 17 и получила 31.

Какое число я задумала?

8. Из суммы чисел 23 и 17 вычти 25

9. Найди периметр треугольника со сторонами 12, 14, 15 см .

10. Мальчик прошел по дороге 7 км, а на велосипеде проехал 27 км.

Сколько всего километров прошел и проехал мальчик?

Устный счет №3 

1.К числу 25 прибавь сумму чисел 17 и 15.

2.Переведи в см 2дм1см

3.Первый множитель 9, второй 3. Чему равно произведение?

4. От числа 76 я отняла число 28. Какое число я получила?

5. На сколько 100 больше 25?

6. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

7. Запиши число, в котором 9 десятков и 2 единицы;

8. Запиши число, которое при счете следует за числом 80.

9.Найди периметр квадрата со стороной 15 см.

10. На яблоне было 53 яблока, а груш на 47 меньше. Сколько всего было груш и яблок?

Устный счет №2 

1. На сколько 59 больше 32?

2. Назови самое большее двузначное число.

3. Найди произведение чисел 2 и 4.

4. Какое число надо увеличить на 58, чтобы получить 80?

5. Сколько ушей у трёх мышей?

6. Первое слагаемое 39, а второе на 17 больше. Чему равно второе слагаемое?

7. Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность?

8. Если от 99 отнять задуманное мною число, то получится 37. Какое число я задумала?

9. Для школы привезли сначала 37 парт, потом еще 23 и еще осталось привезти 20 парт. Сколько парт должны были привезти для школы?

10. На лугу было 36 лошадей, коров на 27 больше. Сколько коров и лошадей было на лугу

Устный счет №4 

1.Делимое 6, делитель 3. Найди частное

2. 9м2дм переведи в дм.

3. Первое число 15, а другое на 12 больше. Чему равна сумма этих чисел?

4. Первое слагаемое 27, второе 19. Чему равна сумма?

5.Любит рыбку кот Василий,

Может съесть он в день 4.

Сколько съест он за 5 дней?

Посчитай-ка поскорей.

6. Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность?

7.Из числа 40 вычти разность чисел 23 и 15.

8.Сколько будет 100 без 72?

9. Фермер посеял 39 гряд лука, а моркови на 17 гряд больше, огурцами засеял столько, сколько луком и морковью вместе. Сколько гряд было засеяно огурцами?

10.Найдите периметр четырехугольника со сторонами 12 и 13 см.

Второй вид задания можно проводить как письменно, так и устно. Детям раздают заранее подготовленные карточки, в которых записаны вопросы или учитель проговаривает их устно. Нужно записать ответ “Да” или “нет”.

Устный счет (Да или нет) 

1. 18 больше 9 на 9?

2. Сумма чисел 54 и 50 равна 4?

3. 69 меньше 96?

4. За числом 74 следует число 73?

5. 97 меньше 60 на 37?

6. Если к 51 прибавить 9, получится 60?

7. Разность чисел 78 и 30 равна 40?

8. 52 больше 30 на 22?

9.Если 24 разделить на 3, получиться 6?

10.В ряду чисел 12,18, 24, 30, 36 число 36 является лишним?

Устный счет (да или нет) 

1.Если число 27 разделить на 3, получится 8?

2.Если из 57 вычесть 29, получится 29?

3.Произведение чисел 6 и 9 равно 54?

4.Значение выражения 6х7 равно значению выражения 16+7?

5.Число 24 делится на 6?

6.Если к 57 прибавить 34, получится 92?

7.Числа 3,5,7,9 все нечетные?

8.Число18 делится на 2, но не делится на 4?

9.Частное чисел 36 и 9 равно 4?

10.Разность чисел 45 и 26 равна 18?

Третий тип заданий “Заполнение пропусков” проводится письменно.

Устный счет. Тест “Заполнение пропусков” 

1. Значение произведения чисел 9 и 7 рано___

2. Число 9 меньше 54 в___ раз.

3.Если число 6 увеличить в 8 раз, получится ___.

4.Если число 24 разделить на ___, получится 8.

5.Частное чисел 81 и 9 равно ___.

6.Число 24 больше 6 в ___ раз

7.Число 45 больше 5 в ____ раз.

8.Число 56 больше 8 в ____ раз.

9. Произведение чисел 7 и 6 равно ___.

10.Если число 49 разделить на 7, получится ___.

Устный счет. Тест “Заполнение пропусков” 

1.Произведение чисел 3 и 6 равно______.

2.Если разность чисел 23 и 19 увеличит в 8 раз, получится _____.

3.Если число_____ умножить на 8, получится 40.

4.Если из 56 вычесть 37, получится ______.

5. 75 больше 25 на ______.

6.Частное чисел 42 и 6 равно ____.

7.Первое слагаемое 45, второе ____, сумма равна 68.

8.Если число _____ умножить на 7, получится 21.

9.Число _____ делится и на 3, и на 5.

10.Произведение чисел 4 и 9 равно _____.

При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.

Задачи в стихах

Занимательные задачи в стихах по математике. Они тренируют память, развивают логическое мышление и поднимают настроение! Позагадывайте их своим деткам, увидите с какой охотой, они будут разгадывать их. Некоторые загадки подойдут и малышам из детского сада, которые еще не знакомы с цифрами, но большинство из них — для школьников.
***

Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли,
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла,
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое — маме.
Говори, давай скорей,
Сколько Таниных друзей?
***
Шесть орешков мама-свинка,
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал,
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?
* * *
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат и  вслед за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
* * *
Скоро праздник. Новый Год,
Встанем в дружный хоровод.
Звонко песенку споем,
Всех поздравим с этим днем.
Приготовим всем подарки,
Этот праздник очень яркий.
Кате, Маше и Аленке
Мы подарим по Буренке,
А Андрюше и Витюше –
По машине и по груше.
Саша будет рад Петрушке.
И большой цветной хлопушке.
Ну а Танечке — Танюше –
Бурый мишка в сером плюше.
Вы, друзья, гостей считайте
Имена их называйте.
* * *
В рыбьем царстве к осетру,
Приплывают по утру,
Три молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А четыре чебака
Моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у осетра?
* * *
Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа.

Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.
* * *
Жили-были
у жилета.
Три петли
и два манжета.
Если вместе их считать
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь,
в чём секрет?
У жилета нет манжет!
* * *
Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде,
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?
* * *
Три зайчонка, пять ежат,
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?
* * *
Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
* * *
У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки — три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять?
* * *
Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
* * *
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели,
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их?
* * *

На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
* * *
Шесть веселых медвежат,
За малиной в лес спешат,
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
* * *
Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру,
И длиннохвостую лису.
Большого серого слона,
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я?
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы!
* * *
Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, два масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит,
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!»
* * *
Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей!
Пять Сережке, три Антошке,
Две Валюше и Катюше.
А для мамы и для папы
Сорок будет маловато.
Ну а вы друзья считайте,
Сколько капель отвечайте!
* * *
Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек,
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!
* * *
По тропинке вдоль кустов,
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад,
Сколько было поросят?
Ты сумел найти ответ?
До свиданья, всем привет!
* * *
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей —
Сколько всего в воде малышей?
* * *
На базаре добрый ёжик,
Накупил семье сапожек.
Сапожки по ножке — себе,
Поменьше немного — жене.
С пряжками — сыну,
С застёжками — дочке.
И всё уложил в мешочке.
Сколько в семье у ёжика ножек?
И сколько купили сапожек?
* * *

Вдоль овражка,
Шла фуражка,
Две косынки,
Три корзинки,
А за ними шла упрямо
Белоснежная панама.
Сколько всего шло детей?
Отвечай поскорей!
* * *
Как-то вечером к медведю,
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог.
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел —

 Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей —

Посчитай-ка всех зверей.
* * *
Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли, в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?
* * *
Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
>Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?
* * *
Привела гусыня – мать,
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек?
* * *
Подарил утятам ёжик,
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?
* * *
Как под ёлкой встали в круг
Зайка, белка и барсук,
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот.
А последним встал медведь,
Сколько всех зверей? Ответь!
* * *
Мама вышила ковёр.
Посмотри, какой узор.
Две большие клеточки,
В каждой по три веточки
Села Маша на кровать,
Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может,
Кто же ей поможет?
* * *
Раз к зайчонку на обед,
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели,
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
* * *
Под кустами у реки,
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
* * *
В снег упал Серёжка,
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
* * *
Четыре спелых груши.

На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
* * *
Внуку Шуре добрый дед,
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?
* * *
Расставил Андрюшка,
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек,
Расставил Андрюшка?
* * *
Дарит бабушка лисица,
Трём внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!»

* * *

Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей!
Пять Сережке, три Антошке,
Две Валюше и Катюше.
А для мамы и для папы
Сорок будет маловато.
Ну а вы друзья считайте,
Сколько капель отвечайте!
* * *
По тропинке вдоль кустов,
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад,
Сколько было поросят?
Ты сумел найти ответ?
До свиданья, всем привет!
Н.Разговоров

* * *
Семь весёлых поросят,
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?
* * *
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?
* * *
На базаре добрый ёжик,
Накупил семье сапожек.
Сапожки по ножке - себе,
Поменьше немного - жене.
С пряжками - сыну,
С застёжками - дочке.
И всё уложил в мешочке.
Сколько в семье у ёжика ножек?
И сколько купили  сапожек?
* * *
Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
>Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?
* * *
Привела гусыня – мать,
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек?
* * *
Четыре спелых груши,
На веточке качалось,
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
* * *
Внуку Шуре добрый дед,
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?
* * *
Мама вышила ковёр.
Посмотри, какой узор.
Две большие клеточки,
В каждой по три веточки
Села Маша на кровать,
Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может,
Кто же ей поможет?
* * *
Раз к зайчонку на обед,
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели,
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
* * *
Под кустами у реки,
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
* * *
В снег упал Серёжка,
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
* * *
Подарил утятам ёжик,
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?
* * *
Как под ёлкой встали в круг
Зайка, белка и барсук,
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот.
А последним встал медведь,
Сколько всех зверей? Ответь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Одаренные дети"

Проект  направлен на  повышение профессиональной компетентности учителя начальных классов при ведении системы работы с одаренными детьми....

Инновационный проект Тема: «Формирование регулятивных и познавательных действий у учащихся младшего возраста как фактор повышения качества образовательных результатов в условиях Молодежнинской средней общеобразовательной школы»

Пояснительная записка      За последние годы в нашей школе наблюдается тенденция снижения качества знаний учащихся первой ступени обучения. Отмечается ухудшение почерка ...

Инновационный проект "Развитие познавательной активности учащихся первого класса на уроках математики через приобщение к различным жанрам народного фольклора"

АКТУАЛЬНОСТЬ:Повышение  эффективности образования и переход к новому его качеству- главная задача развития системы образования.Формирование у обучающихся вычислительных навыков является одним из ...

Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» (как комплекс целевых проектов, основанных на федеральны

Отчето работе по реализации инновационного проекта (программы)«Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихс...

Презентация "Основные этапы инновационной деятельности.Понятие и сущность инновационного проекта"

Инновационный проект - это проект, в реализации которого используются новые идеи, технологии, достижения науки и прочее....

Основные этапы инновационной деятельности. Понятие и сущность инновационного проекта

 Современное состояние образовательной реальности в нашей стране характеризуется активным внедрением в педаго­гический процесс инновационных технологий. Нововведения, проникающие во вс...