Предмет : "Окружающий мир" Тема :"Что создавалось трудом ремесленника"
план-конспект урока (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет : "Окружающий мир"
Тема :"Что создавалось трудом ремесленника" Дата : 13.04.15.
Дидактическая цель: создать условия для выявления детьми новой учебной информации.
Тип урока: усвоение новых знаний
Задачи урока:
- cформировать представление учащихся о возникновении в России ремесел.
- учить добывать знания или информацию из разных источников;
- формировать умение работать с текстом, выделять главное;
- учить самостоятельно, формулировать тему и основные цели урока
- учить оценивать собственные возможности, давать самооценку после выполненного задания;
- воспитывать любовь к Родине, её прошлому.
Методы обучения:
- наглядный,
- практический,
- словесный,
- проблемный.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная
- индивидуально-самостоятельная
- в парах
- поисково-исследовательская
Средства обучения: учебник, тетрадь № 2 на печатной основе, презентация; Дымковская игрушка, ЭОР "Наглядная школа"
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Стихотворение :"Добро", настрой на урок.
II. Проверка и закрепление изученного материала
- Какой раздел изучаем? (Как трудились в старину)(сл.1)
- Ребята, давайте вспомним, какие пословицы о труде мы знаем?
Поле пахать - не руками махать.
Делу время -потехе час.
Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Землю солнце красит, а человека труд.
Очень хорошо, а теперь проверим домашнее задание:
- Пожалуйста , расскажите о том, как трудились крестьяне в хозяйстве.
- Как трудились крестьянские дети?
- О тяжёлом труде крепостных. В каком году отменили крепостное право?
- Предлагаю заполнить таблицу( презентация сл.2) - работаем в парах , проверяем по эталону на доске( презентация сл.3)Зелёной ручкой проверяем.
III. Актуализация знаний, постановка проблемы, составление плана
- Труд крестьян был тяжелым, но сегодня мы поговорим о другой стороне их жизни:
“Что вы знаете о занятиях крестьян в свободное от полевых работ время?”
- Какое слово объединяет все их занятия, вспомните материал по данной теме, изученный на уроках технологии? (Ремесло)
- А теперь, давайте попробуем,сформулировать тему нашего урока.
- О ремесле и ремесленниках будет идти речь на уроке(сл.4)
- Какие вопросы надо обсудить? (5 сл)
- Что же такое ремесло? Чем мы можем воспользоваться? ( Толковый словарь с.155, уч.с.110- записать в наши тетрадочки)
Физ.минутка.
IV. Усвоение новых знаний
1. Введение в тему, создание ситуации предвосхищения
- Более полные ответы нам поможет дать рубрика “Жил на свете человек"(учебник.с.109.)
- И оказалось, что у человека этого было два ремесла.
- А какие — догадайся (рассматривание иллюстрации на стр. 109 учебника)
2. Индивидуально-самостоятельная работа по учебнику
- Прочесть материал данной рубрики и убедиться - правы вы или нет?
- Вспомните: какое ремесло было самым востребованным на Руси?
- Почему?
- Как называли плотников по-другому? (Рубленники)
3. Фронтальная работа, сопровождаемая рассказом учителя
- Игрушки любимы детьми во все времена. А знаете ли вы когда они появились в нашей стране?
-Хоровое чтение детьмис.113.учебника.
Рассмотреть иллюстрацию или презентацию Виды игрушек
- О Дымковской игрушке нам расскажет Даша (самостоятельно-подготовленная презентация.)
- В каждой местности были свои мастера- игрушечники. Игрушки их различались орнаментом, окраской. (сл.6,7,8)
(Учитель рассказывает об игрушках, обращаясь к выставке игрушек, выполненных учащимися на уроке изобразительного искусства)
Дети, давайте откроем тетради на печатной основе, на с.21 попробуем выполнить №49 .
Глазная гимнастика.
К как называли человека, который занимался изготовлением посуды?(Гончар)
Гончарное ремесло - одно из самых древних на Земле. Сначала изделия из глины лепились руками, а затем был придуман гончарный круг(Презентация,сл.9,10).Из гончарного ремесла выросло затем производство керамики и фарфора.
Дети принесли посуду Гжель, показать, рассмотреть.
Знаете ли вы как называется эта посуда? (Гжель)
Верно, именно об этой посуде нам расскажет Женя(самостоятельно-подготовленная презентация.)
А как же называется человек, который изготавливает ткань?(Ткач)
Впервые об этой профессии упоминается на Руси очень давно в 1216 году. А какой это век?( 13в). А какие единицы измерения времени мы знаем?(Год, век, тысячеление...)- ЭОР.сл.1.
Вернёмся к теме нашего урока. В конце 10 века в каждом доме были прялки - специальные деревянные приспособления для изготовления пряжи. А ткацкие станки появились в 9 веке. На них можно было ткать большие полотна.(сл.11,12)
V.Первичное закрепление знаний:
През. сл.13.Картина Васнецова "Богатыри"
Дети , давайте обратим внимание на доску. Кто вспомнит , что это за картина.
Какие ремёсла и ремесленники нужны , чтобы наши славяне защитники могли справиться с врагом?
Дети. Кузнец, лошадей подкует и меч сделает.
Дети. Кожевенник одежду сделает и седло.
Дети. Сапожник сделает обувь.
Дети. Ювелир украсит оружие.
Дети. Оружейник сделает доспехи и оружие.
Дети. Ткач сделает ткань
Дети. Портной сошьет одежду.
Дети. Оружейник сделает доспехи и оружие
Именно об оружейниках, нам расскажет Кирилл. (самостоятельно-подготовленная презентация.)
Оружейное производство в России развивалось, традиции его крепли. Вот почему, когда наступало тяжёлое время, то наши славные защитники одерживали победу над врагом. Так произошло и в 1945 году.
Вот почему, мы сегодня говорим “Я помню, я горжусь”
Какой праздник, мы будем отмечать 9 мая?(День победы)
VI.Обобщение и итог.
Дети, давайте выполним задание №50 в рабочих тетрадях на с.21 и вспомним какие ремёсла были на Руси в 17-18 веках.(сл.15)
VII. Рефлексия.
Скажите, чем мы любуемся вечером на празднике?(Салютом)
У вас на столе лежат листочки цветной бумаги если вам понравился урок и вы всё поняли - возьмите зелёный листочек, если что -то не ясно - жёлтый, а если вам ничего не понравилось и вы ничего не поняли - красный.
Подойдите к доске по рядам и прикрепите на магнитик . Посмотрите , какой красивый салют в честь победы у нас получился ! Вы молодцы! У нас всё получилось!
VIII. Домашнее задание: учебник с.109-125.творческое - составить презентацию о любом, понравившемся ремесле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-596101-1428677694.jpg)
Презентация к уроку окружающего мира "Что создавалось трудом рабочего"
Презентация к уроку окружающего мира (Начальная школа 21 века) 4 класс по теме «Что создавалось трудом рабочего». На уроке учащиеся ставят гипотезу, доказывают. Формируются такие ууд: самоопределение,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/05/picture-262707-1370437592.jpg)
Урок окружающего мира "Что создавалось трудом рабочего?"
Технологическая карта урока окружающего мира "Что создавалось трудом рабочего?"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-36169-1353158350.jpg)
Конспект урока по окружающему миру: "Что создавалось трудом крестьянина. Как трудились крестьянские дети".
Данный урок содержит большой теоретический материал. Как его дать учащимся? В форме рассказа учителя, сообщений учащихся, видео-экскурсии, работы в группах - решать вам. Главное, чтобы не ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/27/picture-1091014-1643293642.jpg)
Конспект урока окружающего мира по теме "Что создавалось трудом ремесленника. Маленькие мастера".
Технологическая карта урока окружающего мира. 3 класс.Тема: Что создавалось трудом ремесленника. Маленькие мастера. (второй урок по теме).Тип: урок формирования первоначальных предметных навыков, овла...
Конспект урока по окружающему миру " Что создавалось трудом рабочего?"
место урока в теме: данный урок изучается в разделе "Как трудились в старину"тип: открытий новых знанийвид: урок смешенного типацель: сформировать представление учащихся о первых мануфактура...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/03/picture-58127-1483435512.jpg)
Карточки к уроку окружающего мира по теме "Что создавалось трудом ремесленника?"
Проверочная работа, кроссворд, задание на раскрашивание помогут проверить изученный материал по теме "Что создавалось трудом ремесленника?"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/28/picture-1453617-1674908510.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира «Что создавалось трудом крестьянина? Труд в крестьянском хозяйстве» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)
Цель урока: формирование представлений о труде крестьян на Руси.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление о труде крестьян, о крестьянском праве.2. Ознакомить с терминами «крестьяне»...