Рефлекс
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Дашьян Лилия Артуровна

Фантазировать на тему рефлексии может сам учитель. Чем более творчески он к этому подойдёт, тем сильнее будет отдача, ответ. Учитывая возрастные особенности, учитель составляет рефлексивную методику для своего класса.

Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Актуальность опыта………………………………………………3

Теоретическое обоснование………………………………………3

Ведущая педагогическая идея……………………………………5

Технология опыта…………………………………………………5

Результативность опыта…………………………………………..11

Список используемых источников……………………………….12

3. Условие возникновения, становления опыта:

С сентября 2011 г. БОУ СОШ № 29 реализует стандарты ФГОС начального общего образования. Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Это возможно при организации урочной деятельности с позиций системно-деятельностного подхода.

В условиях реализации требований нового образовательного стандарта выявлена недостаточная разработанность методического инструментария для формирования универсальных учебных действий, способных удовлетворить потребность в самореализации учащихся.

         В целях удовлетворения потребности учащихся в самореализации учителю необходимо в качестве ежедневной практики создавать ситуацию, в рамках которой каждый учащийся в течение урока смог бы найти для себя интересный вид самостоятельной деятельности.

4. Актуальность опыта 

Известно, что целенаправленно овладевать основами наук в начальной и средней полной школе учащиеся могут только тогда, когда умеют самостоятельно работать. Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к обучению. Достижение полноценной учебной самостоятельности и ответственности школьника возможно только при соблюдении целого ряда условий. Особо выделим высокий уровень сформированности общих умений и навыков и способов деятельности; овладение обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков, развитую рефлексию. Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках зарубежных и отечественных психологических исследований. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности. Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Способность рефлексии дает возможность человеку формировать образ и смысл жизни, действий. Важнейшей особенностью рефлексии является способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формирование и переключение на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, задачами деятельности.

Цель работы – теоретически обосновать и практически реализовать педагогическую систему стимулирования рефлексивной деятельности школьников.

Исходя из актуальности цели, были сформулированы следующие задачи исследования:

  • на основе анализа психолого-педагогической литературы установить содержание понятия рефлексии и его значения в учебной деятельности;
  • выявить наиболее значимые рефлексы школьников и условия эффективного развития эффективной учебной деятельности;
  • разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогической системы развития рефлексивной деятельности школьников.

Объект исследования – процесс обучения в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – рефлексивная деятельность школьников.

Гипотеза исследования состоит в том, что управление развитием рефлексивной деятельности школьников в учебном процессе будет успешным, если:

  • основная цель учебной деятельности является системообразующим фактором, содействующим формированию готовности школьников к рефлективности в учебной деятельности;
  • формирование положительного отношения к учению обеспечивается на протяжении всего обучения использованием проблемных методов презентации учебного материала, введением в содержание системы учебно-проблемных заданий;
  • в учебном процессе учитываются индивидуальные психологические особенности личности и особенности рефлексивной деятельности учеников.

5. Теоретическое обоснование опыта:

Для образовательного учреждения требования к результату образования означают поиск новых механизмов, обеспечивающих более эффективное достижение результата образования, в котором ярко проявлялись бы черты будущего человека, способного к саморазвитию, самоопределению, самовыражению, самоутверждению, самореализации, саморегуляции и самокоррекции. Формированию и развитию этих важнейших личностных качеств способствует рефлексия учебной деятельности Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) – всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий .

В современных энциклопедиях рефлексия определяется как «форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление всех своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека», или как «осмысление чего-либо при помощи изучения и сравнения; в узком смысле – новый поворот духа после совершения познавательного акта к «я» и его микрокосму, благодаря чему становится возможным присвоение познанного».

Рефлексия в психологии выступает в форме осознания действующим субъектом-лицом или общностью – того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.

В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов:

  • сам субъект, каков он есть в действительности;
  • субъект, каким он видит самого себя;
  • субъект, каким он видится по-другому;
  • и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта.

Рефлексия, таким образом, - это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

Отечественные исследователи (Г.М. Андреева и др.) отмечают, что для более глубокого понимания рефлексии ее необходимо рассматривать не на диаде, а на более сложных организованных реальных социальных группах, объединенных значимой совместной деятельностью.

Л.Д. Демина поясняет рефлексию как свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями. Рефлексия «поворачивает» сознание человека на свой внутренний мир. Это помогает не только осознать свои поступки, отношения, конструкты, ценности, но, при необходимости, их перестроить, найти новые для этого основания.

Рефлексия – это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы, как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то – это значит это что-то «пережить», «пропустить через свой внутренний мир», «оценить» .

Таким образом, можно сделать вывод, что мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Именно способность к рефлексии дает возможность человеку формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные. Важнейшей особенностью рефлексии является способность учащихся управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Рефлексия обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего.

6. Ведущая педагогическая идея опыта: основана на том, что в процессе рефлексии у учащиеся проявляются способности к постоянному личностному самосовершенствованию на основе механизмов самоанализа и саморегуляции.

Рефлексивная деятельность учащихся представляет собой форму реализации рефлексивной позиции личности, активного отношения человека к освоению собственного опыта. Рефлексивной деятельности присущи следующие характеристики: целенаправленность, предметность, осмысленность, преобразующий характер и взаимосвязь всех ее структурных компонентов.

Результатами рефлексивной деятельности учащихся могут быть: стремление к самоутверждению в учебной деятельности; стремление к раскрытию творческих способностей в учебной деятельности.

7. Технология опыта:

При изучении сформированности способности к рефлексии необходима диагностика уровня осознанности мотивации, целей, условий, способов действий, способов регуляции. Особое внимание следует уделять процессуальной стороне, так как известно, что решающее значение в диагностике умственных способностей принадлежит изучению не уровня актуального, а уровня их ближайшего развития. Это изучение возможно при использовании приемов включенного наблюдения и фиксации специфики стратегий управления деятельностью, стилей управления в реальных условиях учебного процесса. Здесь уместны индивидуальный диагностический эксперимент в ходе опроса и анализ продуктов деятельности (письменных работ), которые могут дать обширные материалы об уровне учения и развития способности к рефлексии.

К современному уроку предъявляется множество требований. Среди них выделяется группа, которая ратует за сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это помогает дозировать учебную нагрузку, а также пресекать усталость органов чувств ребёнка и интеллектуальное истощение. В этот ряд мы можем вписать и релаксационные упражнения, которые давно перестали быть новшеством.

Впрочем, сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание.

В переводе с латинского рефлексия означает «обращение назад». Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Исходя из целей, выделяют следующие виды рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, (например, зеленый цвет будет обозначать гармоничное, комфортное состояние учащихся на уроке, а желтый – спокойное и ровное, красный – тревожное).

2. Рефлексия деятельности

Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

3. Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы:

  • эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма;
  • рефлексия оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);
  • достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать следующее:

  • возрастные особенности учащихся;
  • особенности предмета;
  • состав класса;
  • тему и тип урока;
  • необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.

В начале урока традиционно может проводиться рефлексия эмоционального состояния и настроения, место этого вида рефлексии обусловлено установлением необходимого эмоционального контакта с классом. Часто этот вид рефлексии используется и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств – картины, музыка, разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций.

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Часто используется такая рефлексия на этапе актуализации знаний, умений, навыков. В конце урока также весьма продуктивен этот вид рефлексии, он позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока.

Рефлексия содержания учебного материала помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.

Рефлексия в конце урока

Это уже, как говорится, классика жанра. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Они могут по цепочке высказаться о значимых для них ценностях урока:

Я узнал...

Я научился...

Я понял, что могу...

Мне понравилось...

Для меня стало новым...

Меня удивило...

У меня получилось...

Я приобрёл...

Мне захотелось...

Меня воодушевило...

Фантазировать на тему рефлексии может сам учитель. Чем более творчески он к этому подойдёт, тем сильнее будет отдача, ответ. Учитывая возрастные особенности, учитель составляет рефлексивную методику для своего класса. Самые маленькие несут свой якорь на тот корабль, который соответствует их настроению. Ребята постарше поднимают карточку со знаком, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке (вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие). Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.

Рефлексия в творчестве

Это определение можно рассматривать с двух сторон, как рефлексию на занятия творческого цикла, так и рефлексию как объект творчества. Конечно, предметы эстетической направленности – это широкое поле огромных возможностей. Здесь рефлексия выступает не только как инструмент оценки, но и как орудие развития творческого мышления, воображения. К примеру, на уроке изобразительного искусства, при подведении итогов занятия, ребятам можно предложить сделать цветовую миниатюру, отражающую их удовлетворённость уроком.

Надо не забывать, что ученик на уроке оценивать может не только себя, но и работу коллектива. Особенно это касается тех занятий, где используются групповые методы работы. После окончания работы в группах, можно провести рефлексию. Ученики должны оценить эффективность коллективной работы. Если есть опасение, что ребята не будут откровенны, рефлексия может проходить по аналогии с анкетированием. Учитель говорит варианты ответов на вопросы, ребята ставят нужную цифру. К примеру:

Работая в группе, вы общались. Как это влияло на результат?

  • работа стала более эффективной;
  • это тормозило процесс;
  • в работе мы допускали неточности;
  • не позволило задействовать ресурсы всех участников группы.

Учитель затем может быстро проанализировать результат и подкорректировать особенности работы на следующих этапах урока, когда вновь прибегнет к групповым методам.

Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке.

Рассмотрение способности к рефлексии учебной деятельности как сформированного личностного свойства, обеспечивающего успешное одновременное осознание выполняемой деятельности (ее структуры) и средств регуляции этой деятельности с точки зрения их эффективности, включающее умения выявлять индивидуальные особенности собственной деятельности, анализировать ее результаты позволяет определять условия и педагогические средства формирования этой способности.

Выделенные в ходе изучения научных исследований условия и средства развития рефлексии в учебной деятельности, обобщены в таблице 1.1. Анализ современных исследований позволяет определить условиями развития рефлексии особые требования к организации учебного материала и учебного процесса в целом, подтверждающие фундаментальные положения Л.С. Выготского о зависимости процесса развития от характера и содержания процесса обучения. В основе развития рефлексии лежит соблюдение принципов развивающего обучения и применение комплекса педагогических средств направленного воздействия на формирование этой способности .

Таблица 1.1 Условия и средства развития рефлексии в учебной деятельности

Условия развития рефлексии

Средства формирования рефлексии

1.Формирование мотивационной готовности к развитию рефлексивных способностей

Организация специального взаимодействия с учащимся для открытия смысла и мотивационной значимости рефлексии, выработка осознанного желания сосредоточить внимание на процессе и результатах мыслительной деятельности

2.Знание учащимися структуры и содержания учебной деятельности, наличие представлений об эффективных способах ее регуляции

Усвоение комплекса методологических знаний: о структуре деятельности, типах научного мышления, логических принципах, лежащих в основе научного знания, логике доказательств и объяснений. Система внешних требований к организации деятельности

3. Преодоление поглощенности собственной деятельностью, обеспечение позиции анализа для выполнения дополнительных мыслительных действий

Включение учащихся в диалоги, диспуты, противоречивые ситуации, диалоговый режим, метод беседы, переход в позицию новой деятельности через моделирование ситуаций будущей профессиональной деятельности, постановка обучаемого в роль обучающего. Совмещение анализа предметного содержания деятельности с анализом собственных способов деятельности (знаково-символические, структурно-логические схемы, обобщающие таблицы для структурирования больших разделов изученного материала)

4.Обучение интеллектуальной саморегуляции

Развитие осознаваемых действий самоконтроля (анализа цели, условий, способов, результатов, обучение самооценке, исправлению допущенных ошибок, стимуляция процессов самоанализа). Разработка научно обоснованных учебно-методических пособий, выполняющих организационно-контролирующую и управляющую функции, создающих условия самоконтроля, самокоррекции, активации учебной деятельности (специально сформулированные вопросы, алгоритмы самоконтроля). Развитие процессов самонаблюдения, отслеживания наличия или отсутствия знаний, привычки оценки результатов

5. Развитие творческого компонента мышления

Стимуляция самостоятельной постановки научных проблем в развивающем обучении. Наличие проблемных ситуаций, решаемых сообща, учет результатов индивидуальной творческой деятельности («портфель достижений»)

6. Развивающее содержание форм контроля

Замена системы отметок системой критериев, формулировка экзаменационных вопросов, ориентирующих не на воспроизведение готового, а на поиск решения поставленной задачи. Экзамен как практическая деятельность специалиста, комплекс основных действий, входящих в будущую специальность

7. Реализация принципов системности и проблематизации в сочетании с использованием рефлексии как метода в каждом шаге профессиональной деятельности

Игровое обучение (организационно-развивающие игры), групповая работа (обмен знаниями, навыки межличностного взаимодействия), имитация профессиональной деятельности, решение учебно-производственных задач

8. Субъект-субъектное взаимодействие и живое общение

Диалоговые формы работы, задания на осознание следующих целей развития, постановка целей саморазвития, побуждение к выражению действий в слове

Самоконтроль, самооценка, рефлексия являются важнейшими этапами учебной деятельности. Именно овладение этими действиями позволяет учащимся самостоятельно планировать, анализировать, оценивать собственную деятельность, производить её коррекцию, ставить перед собой новые учебные задачи и находить пути их решения. Систематическая работа по формированию этих действий в конечном итоге приводит к повышению уровня владения учебным материалом, к переходу на новую ступень развития.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Целесообразно на каждом уроке выделить время для рефлексии, это может быть очень небольшая часть урока, а может быть и целый урок (урок – рефлексия). Каждый урок учитель может заканчивать вопросами:

  • Что нового мы узнали сегодня на уроке?
  • Что из запланированного осталось узнать?
  • Как мы действовали?
  • Добились ли мы цели, которую перед собою ставили?
  • Что из материала сегодняшнего урока вы считаете наиболее важным? Почему?
  • Что было самым трудным?

Предлагаемые приёмы организации рефлексии учащихся выделены из разных технологий, предполагающих активную учебную деятельность на всех этапах обучения. Рефлексивные таблицы:

«ЗА»

«ПРОТИВ»

ВЫВОД:

Рис. 1.1 - Таблица «ЗА» - «ПРОТИВ»

КТО

ЧТО

КОГДА

ГДЕ

КАК

Рис. 1.2 - Таблица «ЧТО, ГДЕ, КОГДА»

«ИНСЕРТ» - этот приём используется при работе с текстом

1 этап – индивидуально

"V" - это я знаю или думаю, что знаю

" - " - я думал иначе

" + " - новая информация для меня

" ? " - непонятно, есть вопрос

2 этап – фронтально

"V"

"-"

"+"

"?"

 

 

 

Рис. 1.3 – «ИНСЕРТ» приём при работе с текстом

? ("тонкие")

? ("толстые")

Кто…?

Дайте три объяснения, почему…

Что…?

Объясните, почему…

Когда…?

В чём различие…

Как звали…?

Предположите, что будет, если…

Будет…?

Может…?

Рис. 1.4 – «Толстые и тонкие вопросы» («тонкие» - по содержанию, «толстые» - вопросы на анализ, на интерпретацию)

На этапе обобщения изученного материала учащимся предлагается внести в таблицу перечень знаний и умений, которые позволят им успешно справиться с тестом или контрольной работой по данной теме. Графы «знать» и «уметь» заполняются в ходе фронтального обсуждения. Затем учащиеся индивидуально оценивают свои знания и умения по теме (например, по пятибалльной системе), вносят оценку в таблицу. Результаты самооценки на этом этапе урока не обсуждаются.

ЗНАТЬ

САМООЦЕНКА

УМЕТЬ

САМООЦЕНКА

Рис. 1.5 - Таблица самооценки

Следующий этап урока – индивидуальная работа с тестом. Каждое задание теста контролирует знания и умения, обозначенные в таблице. После этого следует этап фронтального обсуждения результатов и способов работы над тестовыми заданиями. В ходе анализа деятельности и её результатов учащиеся видят свои ошибки в ответах или ходе решения заданий. После этого детям предлагается осуществить повторную самооценку. Если первичная самооценка не совпала с итоговой, ребёнок анализирует свою деятельность и планирует индивидуальную работу над ошибками.

" + "

Положительные стороны явления

" - "

Отрицательные стороны явления

"интересно"

Интересно

Рис. 1.6 - Таблица " +, -, интересно"

Синквейн (стихотворение из пяти строк)

1 строка: одно существительное (ключевое понятие)

2 строка: два прилагательных или причастия

3 строка: три глагола

4 строка: фраза из четырёх слов

5 строка: существительное

Рефлексивное домашнее задание. В начале или после изучения темы учащимся предлагается в любой удобной и интересной им форме ответить на вопрос: «Что я знаю о …». Это может быть мини-сочинение, опорная схема, компьютерная презентация. Важно организовать обсуждение получившихся работ.

Оценочные листы (листы самооценки). Привлекая учащихся к оценке собственной работы или работы товарищей, важно сформировать понимание, что любая оценка должна быть критериальной. Поэтому определённое время урока отводится на формулирование критериев оценки того или иного вида работы.

Листы самооценки по разным разделам и темам будут различаться своим содержанием. Важно привлекать учащихся не только к проверке по готовым критериям, но и к самостоятельному формулированию критериев.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу разработал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Рефлексивность и критичность при самооценке – важнейшее условие появления у ребёнка стремления к самосовершенствованию, к поиску образцов подражания, в то время как необоснованно высокая самооценка ведёт к самоуспокоенности, нежеланию что-либо изменить в себе. Учащиеся, проявившие при самооценке рефлексивность, достигают наиболее высоких уровней интеллектуального, познавательного, личного развития. Они находятся в постоянном поиске – поиске новых знаний, новых способов деятельности и самовыражения, в постоянных поисках себя, в процессе активного строительства своей личности .

8. Длительность работы над опытом : 3 года

9.Диапазон опыта: учителя начальных классов БОУ СОШ № 29, 34

ст. Новотитаровской Краснодарского края.

10. Результативность опыта.

Таким образом, рефлексивная деятельность учащихся выступает средством их саморазвития и самосовершенствования. Она представляет собой сложный феномен активного отношения учащихся к освоению собственного опыта, учебной деятельности. Рефлексия может выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия); отражать внутреннее состояние ребенка (сенсорная рефлексия); быть средством самопознания.

Залогом успешного обучения является осознания приемов и средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность, умения правильно оценивать свои достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного совершенствования. 

Рефлексия – это один из механизмов, который помогает достигнуть этих целей. Способность к рефлексии дает возможность человеку формировать образы и смысл жизни, действий. Важнейшей особенностью рефлексии является их способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности.

Рефлексия обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего. Чем более развиты рефлексивные способности, тем больше рефлексивных моделей (способов), тем больше возможностей для развития и саморазвития обретает личность. В школьном возрасте рефлексия развивается особенно бурно, что позволяет школьнику исследовать как свои психические процессы, так и свои личностные особенности, проявляющиеся в коммуникациях и поведении с людьми. А для того чтобы сформировать каждого как коммуникабельную, социально активную личность, развитие рефлексии становится необходимым условием решения этой задачи. Ибо только человек с развитой рефлексией в состоянии ставить перед собой общественно значимые цели и находить индивидуальные пути их достижения. Во многом именно мера развитости у человека способности осмысливать окружающий мир и себя в нем позволяет ему находить социально ценные, личностно значимые и реальные способы реализации себя в общении и активной жизни.

Качество знаний по сравнению с предыдущим выпуском увеличилось.

3 «Б»

4 «Г»

2010-2011

54,6%

2015-2016

62,4%

В 2015 году ученица 3 «Г» класса Швецова Дарья заняла 2 место в НПК.

Ученик 3 «Г» класса Гвоздецкий Кирилл занял 1 место в НПК.

В 2016 году ученик 4 «Г» класса Глушан Евгений занял 3 место в районной олимпиаде по математике.

Количество учеников, принимающих участие в интерактивных конкурсах  составляет – 100%

Критериями эффективности представленного опыта является развитие компетенций учащихся:

- учащиеся способны управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями ,

- переключаются на новые механизмы в связи с изменившимися условиями и целями, задачами деятельности,

- исследовать как свои психические процессы, так и свои личностные особенности, проявляющиеся в коммуникациях  и поведении с людьми.

Список использованных источников

  1. Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам. Журнал «ИЯШ» №6, 2011. - с.17
  2. Асеев В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности: Дисс. … д-ра психол. наук в виде научного доклада. - М., 2013 – 364 с.
  3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 2012. – 247 с.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону. - 2013.
  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону. - 2014.
  6. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. - Л., 2011. – 241 с.
  7. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей. – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2012.
  8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2015. – 246 с.
  9. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у младших  школьников. - М.: Педагогика, 2015 – 198 с.
  10. Формирование учебной деятельности школьников/ (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, И. Ломпшер и др.) Под ред.В. В. Давыдова и др. - М.: Педагогика, 2012. - 243 с.
  11. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. М.: Академия, 2004. - 395 с.


Районное управление образования МО Динской район

Тема:

Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе.

Автор опыта: Дашьян Лилия Артуровна

Учитель начальных классов

БОУ СОШ № 29

                                     Ст. Новотитаровская 2016 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества на этапе рефлексии».

В выступлении раскрывается саморегуляция обучающихся по системе "Школа 2100" на этапе рефлексии ....

Мастер-класс "Рефлексия на уроках в начальных классах"

Методы и приемы рефлексии на уроках в начальных класса....

Урок - рефлексии по темам: «Солнечная система», «Вращение Земли», «Пояса освещенности»

Урок по окружающему миру во 2 классе по УМК "Школа 2100". Использованы технологии деятельностного метода, интерактивного обучения....

Рефлексия учебной деятельности.

Несколько советов о том, как можно организовать рефлексия учебной деятельности....

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе» ...

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия деятельности.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей да первых успехов значительн...