рабочая программа внеурочной деятельности "Сундучок"
рабочая программа (2 класс) на тему

Андреева Елена Геннадьевна

Направленность: художественная     Возраст обучающихся – 7-9 лет  Срок реализации – 1 год  Количество часов за год: 34ч.  в неделю: 1час .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_sunduchok.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя  школа № 7 имени В.Н. Пушкарёва»

муниципального образования «Островский район»

           181350, г. Остров, ул. Пригородная, 18                    тел./факс: 8(81152) 3-24-26

                                                                       E-mail: org115@pskovedu.ru

   

                       ОБСУЖДЕНО

на заседании педагогического совета

(Протокол №10 от 29 августа 2016  года)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Средняя школа № 7

имени В.Н. Пушкарёва»

_____________________ Л.А. Панчук

(Приказ №104-ОД  от 01.09.2016 года)

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Сундучок»

Направленность: художественная

Возраст обучающихся – 7-9 лет

Срок реализации – 1 год

Количество часов за год: 34ч.

в неделю: 1час .

            Разработчик (автор/составитель):
           Андреева Елена Геннадьевна,

            Учитель начальных классов

        

г. Остров

 2016 г.

Пояснительная записка

Направленность программы.

Дополнительная образовательная программа  «Сундучок»  художественной  направленности дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов и желаний, склонностей и способностей. 

Главной задачей воспитания подрастающего поколения является развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навыков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, приобщение учащихся к основам рукоделия, среди которых вышивка занимает важное место. В современном творчестве просматривается два направления, одно из которых устремлено в будущее, а другое обращено в прошлое. Техника вышивки связывает в единую цепь забытые приемы в творчестве и современные тенденции.

Данная программа по содержанию является - художественной, по функциональному предназначению - специальной, по форме организации - кружковой, по времени реализации – годичной. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Новизна, отличительные особенности данной программы.

Идея дополнительной образовательной программы «Сундучок» – это личностно-ориентированная модель взаимодействия, раскрытие и развитие творческих возможностей учащихся при работе с шелковыми лентами, формирование умений передачи в изделиях из лент формы, цвета, фактуры цветов и  букетов.

Новизна дополнительной образовательной программы «Сундучок» состоит в том, чтобы не дублировать программный материал по технологии, а с помощью внеклассных занятий расширять и углублять сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках.

              Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

               Важное направление в содержании программы «Сундучок» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника.

На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • творческого отношения к учению, жизни: привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда;
  •  представлений об эстетических ценностях: знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы;
  • познания эстетической выразительности предметов рукотворного мира: эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов;
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде: создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом;
  • ценностного отношения к здоровью: освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга.

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития обучающимся технологических знаний, трудовых умений и навыков данная программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием знаний по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Программа предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение в выборе задания, исходя из степени его сложности. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.

Цель и основные задачи программы

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно осмыслить место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Цель программы – воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Задачи программы:

Образовательные

  • развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
  • Ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции.
  • формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
  • овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;
  • расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Развивающие:

  • Развивать умение творчески подходить к созданию вышитых цветов, сюжетов, создавая собственные изделия.
  • Развивать композиционные умения по созданию декоративных настенных панно.
  • Развивать творческие способности, эстетический и художественный вкус.
  • Развивать умение творчески подходить к организации и проведению досуговых мероприятий в сотрудничестве с руководителем объединения.

Воспитательные:

  • Формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость.
  • воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
  • Формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности.
  • Воспитать любовь к прекрасному в искусстве.
  • Воспитать уважение к народным традициям.

Организационно-педагогические основы обучения

Педагогические принципы, лежащие в основе образовательной  программы

  • Реализация программы «Сундучок» основывается на общедидактических принципах научности, последовательности, системности, связи теории с практикой, доступности. В целях раскрытия педагогического и развивающего потенциала учебно-воспитательного процесса по программе акцент в ней делается на следующих принципах:
  • 1.Принцип природосообразности. Образование строится в соответствии с природой ребенка, его психической конституцией, его способностями. Осуществление данного принципа дает возможность построить «индивидуальные маршруты» развития креативности каждому члену творческого сообщества. И это открывает очевидные плюсы: психическое здоровье, отсутствие комплексов, глубокие и прочные знания и умения в соответствии с интересами и запросами личности, признание таланта и переживание ситуации успеха.
  • 2.Аксиологичекий принцип рассматривает образование как путь приобщения личности к ценностям, как средство формирования индивидуальной системы ценностей.
  • 3. Принцип патриотической направленности предусматривает активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов, а также обеспечение субъективной значимости для детей идентификации себя с Россией, российской культурой.

Ожидаемые результаты освоения программы

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами художественного творчества и изобразительного искусства может каждый ребёнок.

 К концу года дети должны знать и уметь:  проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, народное декоративное искусство);  выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);  знать особенности изобразительных материалов, используемых в работе; знать название и назначение инструментов, приёмы и правила их пользования.

В лепке. Лепить различные предметы, передовая их форму, пропорции, позы и пропорции фигур, используя разные способы лепки.  Создавать изображения по мотивам народных игрушек.  Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.  Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

 В аппликации.  Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезания, а также обрывание, используя бумагу разной фактуры.

 В конструировании. Правильно пользоваться инструментами и приспособлениями.  Владеть техникой оригами: сгибать лист вчетверо в разных направлениях.  Правильно выполнять технологические операции: сгибание, склеивание, соединение деталей из бумаги и картона.  Изготовлять объёмные игрушки по шаблону. Работать по готовой выкройке. Создавать различные конструкции предмета в соответствии с его назначением. Изготавливать простейшие модели разного вида транспорта (водный, наземный, воздушный) из картона, бросового и природного материала.  Делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала.

Основные характеристики образовательной программы

Возраст обучающихся по программе – 7-9 лет.

В данном возрасте ребенок способен воспринимать сложные категории и соотносить  теоретические знания с собственным опытом. Кроме того, общий интерес к традициям своего народа, творчеству,  обеспечит необходимый уровень мотивации учащихся на создание эстетических продуктов своего труда.

Принцип набора в кружок свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний.

Группа формируется с учетом интересов и потребностей детей, что выявляется в ходе проведения обязательного предварительного собеседования.

Срок реализации программы – один год.

Продолжительность образовательного процесса – 34 учебных недели

Режим занятий - 1 час в неделю продолжительностью 60 минут.

Количество детей в группе – 15-20 человек.

Учебные занятия могут проводиться со всем составом учащихся, по группам, а также индивидуально.

Формы обучения: очная.

Формы организации занятий:

- аудиторные;

- внеаудиторные.

Аудиторные занятия проводятся в следующих формах:

- занятия - беседы,

- беседы по вопросам перед работой и во время практической работы,

- выставки,

- конкурсы.

Внеаудиторные занятия проводятся в форме экскурсий.

Основной формой обучения являются комплексные занятия. Учебно-практические занятия позволяют не только решать образовательно-воспитательные задачи, но и широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ученика.  

Основные формы по количеству детей, участвующих в занятии:

• индивидуальная работа;

• работа в паре;

• групповая работа;

• коллективная работа.

по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей:

  • Лекция;
  • беседа;

по дидактической цели:

  • вводное занятие;
  • практическое занятие;
  • занятие по систематизации и обобщению знаний;
  •  комбинированные формы занятий. 

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы работы:

  • Эвристическая беседа;
  • Практическое занятие;
  • Объяснение;
  • Демонстрация;
  • Индивидуальная форма художественного творчества;
  • Коллективный анализ творческих работ

Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы и промежуточной аттестации являются:

- участие в итоговом общешкольном мероприятии «Фестиваль кружков»;

- участие в школьных, районных, областных конкурсах, фестивалях, выставках

   детского творчества;

- персональные выставки учащихся;

- коллективный анализ творческих работ.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит участие в городских и областных выставках творчества при наличии успешных результатов.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в избранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества.

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ «Сундучок»

  1. «Оригами» (5 часов): панно «Лесные мотивы», поделки в технике оригами лебедь, стрекоза, клубничка, подснежник).
  2. Аппликация (2 часа): «Карнавальные маски».
  3. Работа с тканью (7 часов): салфетки с бахромой, мягкая игрушка.
  4. Конструирование (2 часа): сувениры из прямоугольных коробок.
  5. Работа с пластмассой (4 часа): сувениры из пластмассовых бутылок.
  6. Работа с нитками (4 часа): игрушки-сувениры «Домовёнок», «Утенок».
  7. Работа с яичной скорлупой (4 часа): игрушки-подвески.
  8. Работа со стружками (5 часов): панно, аппликация.
  9. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Виды деятельности

Общее кол-во часов

1.

«Оригами».

5

2.

Работа с бумагой.

4

3.

Работа с тканью.

5

4.

Конструирование из прямоугольных коробок.

2

5.

Работа с пластмассовыми бутылками.

4

6.

Работа с нитками.

4

7.

Работа с яичной скорлупой.

4

8.

Работа со стружками.

5

9.

Подведение итогов

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Всего

часов

Дата проведения

1

Вводное занятие. Беседа по ТБ. План работы на год. Рассказ из истории бумаги «Оригами».

1

5.09

2-3

Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».

2

12-19.09

4-5

Изготовление поделок в технике оригами (лебедь, стрекоза, клубничка, подснежник).

2

26.09-3.10

6-7

Знакомство с аппликацией. Изготовление карнавальных масок.

2

10-17.10

8-9

Изготовление салфетки с бахромой.

2

24.-31.10

10-11

Знакомство и шитьё мягкой игрушки.

2

7-14.11

12-14.

Знакомство и шитьё мягкой игрушки.

3

21.11-5.12

15-16

Конструирование сувениров из прямоугольных коробок.

2

12-19.12

12-18

Сувениры из пластмассовых бутылок.

2

26.12-9.01

19-20.

Сувениры из пластмассовых бутылок.

2

16-23.01

21-22

Игрушки – сувениры из ниток «Домовенок».

2

30.01-6.02

23-24.

Игрушки – сувениры из ниток «Утенок».

2

13-20.02

25-28

Работа с яичной скорлупой.

4

27.02-20.03

29-31

Работа со стружками.

3

3-17.04

32-33

Работа со стружками

2

24.04-15.05

34

Подведение итогов.

1

22.05

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Виды деятельности

Форма занятий

Приемы и методы

Формы подведения итогов

1.

«Оригами»

индивидуальная, групповая работа

рассказ, показ

конкурс

2.

Аппликация

индивидуальная работа

объяснение, показ

выставка работ

3.

Работа с тканью

индивидуальная работа

объяснение, показ

выставка работ

4.

Конструирование

групповая работа

объяснение, показ

конкурс

5.

Работа с пластмассой

групповая работа

объяснение, показ

выставка работ

6.

Работа с нитками

индивидуальная работа

объяснение, показ

выставка работ

7.

Работа с яичной скорлупой

индивидуальная работа

объяснение, показ

выставка работ

8.

Работа со стружками

Коллективная работа

объяснение, показ

аукцион

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007.
  2. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
  3. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
  4. Гукасова А.М. “Рукоделие в начальных классах” - М., 1984 г.
  5. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.
  6. Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г.
  7. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.
  8. Перевертень Г.И. “Самоделки из текстильных материалов” - М., 1990 г.
  9. Симоненко В.Д. “Технология” - М., 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...